дальнейшее чтение
По-английски
- Фаннинг, Дэвид (2010). Мечислав Вайнберг: В поисках свободы . Волке Verlagsges. Мбх. ISBN 978-3-936000-91-7.
- Элфик, Дэниел, Музыка за железным занавесом: Вайнберг и его польские современники (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2019).
На немецком
- Сапер, Манфред и Вейхсель, Фолькер (изд.; На немецком языке): Die Macht der Musik. Мечислав Вайнберг: Eine Chronik in Tönen . Osteuropa 2010 № 7 (+ CD). ISBN 978-3-8305-1710-8
- Могл, Верена, «Juden, die ins Lied sich retten» — der Komponist Мечислав Вайнберг (1919–1996) в der Sowjetunion (Мюнстер: Waxmann, 2017).
- Данута Гвиздаланка: Der Passagier. Der Komponist Mieczysław Weinberg im Mahlstrom des zwanzigsten Jahrhunderts . Harrasowitz Verlag 2020, ISBN 978-3-447-11409-7
На польском
Гвиздаланка, Данута (2013): Мечислав Вайнберг: композитор из trzech światów . Познань, 2013 г., ISBN 978-83-913521-6-8
На русском
- Мечислав Вайнберг (1919—1996). Страницы биографии. Письма (Материалы международного форума). Москва, 2017.
- Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возвращение. Международный форум. Москва, Большой театр России, 2017.
- Данута Гвиздалянка. Мечислав Вайнберг — композитор трех миров . пер. польского польского Алексея Давтяна. СПб: Композитор • Санкт-Петербург, 2022.*
Семья
- Первая жена (1943—1970) — Наталья Соломоновна Вовси-Михоэлс (1921—2014), дочь народного артиста СССР Соломона Михоэлса, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа, автор книги «Мой отец Соломон Михоэлс» (1997); дочь — Виктория (англ. Victoria Bishops, род. 1944), внучка Катя.
- Вторая жена (1970—1996) — Ольга Юльевна Рахальская (род. 1943), дочь психиатра Юлия Егидовича Рахальского; дочь — Анна Вайнберг, филолог.
- Двоюродный брат (сын старшей сестры его отца Хаи Моисеевны Вайнберг) — беспартийный делопроизводитель Военно-революционного комитета Бакинской коммуны Исай Абрамович (Ицхок Аврумович) Мишне (1896—1918) — был расстрелян в 1918 году в составе 26 бакинских комиссаров. Двоюродная сестра Софья Абрамовна Мишне (1899, Кишинёв — 1944, Москва) была замужем за скульптором В. И. Ингалом.
Биография
Родился в Варшаве в семье дирижёра и композитора еврейского театра Шмуэла (Самуила Моисеевича) Вайнберга (1883—1943) и актрисы еврейского театра на идише Сони Вайнберг (Суры-Двойры Штерн (Котлицкой); 1888—1943), в 1916 году переселившихся из Кишинёва в Варшаву после кратковременного пребывания в Лодзи. Самуил Моисеевич Вайнберг руководил оркестром в варшавском еврейском театре «Скала», где Моисей Вайнберг с десятилетнего возраста играл на фортепиано в сопровождающем постановки оркестре, а впоследствии был музыкальным руководителем нескольких постановок. Вместе с отцом участвовал в музыкальном сопровождении кинофильма «Fredek uszczęśliwia świat» (1936). В 1939 году он окончил Варшавскую консерваторию как пианист по классу Юзефа Турчиньского. В польских довоенных документах фигурировал как Мойше Вайнберг (польск. Mojsze Wajnberg).
С началом войны в сентябре 1939 года бежал в СССР; его семья, остававшаяся в Варшаве (родители и младшая сестра Эстер), была депортирована в Лодзинское гетто и в дальнейшем погибла в концентрационном лагере Травники. Вайнберг первоначально обосновался в Минске и некоторое время учился в Минской консерватории в классе композиции Василия Золотарёва. В 1941 году был эвакуирован в Ташкент, где познакомился с Дмитрием Шостаковичем — это знакомство оказало на Вайнберга большое влияние. В 1943 году вместе с Шостаковичем вернулся в Москву.
В феврале 1953 года был арестован как зять С. М. Михоэлса и как «прибывший из-за границы». Ходатайство об освобождении Вайнберга писали Д. Д. Шостакович и Н. И. Пейко. Освобождён после смерти Сталина, впоследствии реабилитирован.
Вайнберг как пианист исполнял и записывал свою камерную инструментальную музыку, в том числе — фортепианный квинтет op. 18 (в ансамбле с квартетом им. Бородина).
С 1954 года активно писал музыку для кино. Одним из первых советских композиторов начал использовать тембры электромузыкальных инструментов в фильмах «Последний дюйм» (1958) и «Барьер неизвестности» (1961), в записи саундтреков к которым участвовал «Квинтет электромузыкальных инструментов» И. М. Варовича. Популярность приобрели песни Вайнберга к фильмам «Укротительница тигров» (1954) и «Летят журавли» (1957), музыка к мультфильмам о Винни-Пухе (1969, 1971, 1972), «Каникулы Бонифация» (1965) и др.
Музыку Вайнберга исполняли и записывали дирижёры Юрий Аранович, Рудольф Баршай, Антоний Вит, Кирилл Кондрашин, Теодор Курентзис, Владимир Федосеев, Габриэль Хмура, Марк Эрмлер. К произведениям композитора обращались выдающиеся музыканты-инструменталисты Леонид Коган, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран.
Умер 26 февраля 1996 года в Москве. Похоронен на 49-м участке Домодедовского кладбища.
Биография[]
Ранняя жизнь
Мечислав Вайнберг родился 8 декабря 1919 года в еврейской семье в Варшаве. Его отец, Шмуэл (Самуил) Вайнберг, известный дирижер и композитор театра на идише, переехал в Варшаву из Кишинёва (в то время входившего в состав Российской империи) в 1916 году и работал скрипачом и дирижёром в театре на идише «Скала» в Варшаве, где будущий композитор присоединился к нему в качестве пианиста в возрасте 10 лет, а затем в качестве музыкального руководителя нескольких спектаклей. Семья уже была жертвой антисемитского насилия в Бессарабии – некоторые члены его семьи были убиты во время кишинёвского погрома. Мало что могло убедить Вайнберга не следовать своей страсти, и в возрасте двенадцати лет он поступил в Варшавскую консерваторию, изучая фортепиано под руководством Юзефа Турчинского, и окончил её в 1939 году.
Карьера композитора и Вторая мировая война
В начале своей карьеры он написал два произведения (свой первый струнный квартет и берсезу для фортепиано), прежде чем бежал со своей родины Польши в Советский Союз в начале Второй мировой войны. Его родители и младшая сестра Эстер, которые остались, были интернированы в лодзинском гетто и впоследствии погибли в концлагере Травники. Но на этом дело не остановилось, так как Третий рейх хотел расшириться на восток к территориям Советского Союза. Из-за общей некомпетентности советской администрации, а также отсутствия прочной промышленности, которая подготовила бы Красную Армию против вермахта и Ваффен СС, Вайнберг был вынужден снова наблюдать, как немцы захватили землю, на которой он находился, заставив его снова бежать.
Политическая карьера и Сибирская война
Его больше не увидят, пока он не появится в качестве одного из политиков в Центрально-Сибирской республике, в частности, гуманистической фракции. Во время своего пребывания в ЦСО он познакомился с Дмитрием Шостаковичем и с тех пор подружился, поскольку они разделяли видение России, свободной от нищеты и рабства, в которое, к сожалению, попала большая часть мира. Всё это не должно было длиться долго, поскольку Генрих Ягода в своей отчаянной попытке обеспечить революцию 1917 года смог начать широкомасштабное вторжение в новообразованную республику, начав Сибирскую войну. Несмотря ни на что, им удалось отбить Ягоду, ценой отделения от неё отдельных районов республики. Сюда входили Новосибирск, Сибирская Чёрная армия, Красноярск и Кемерово.
Вайнберг в 1962 году
То, что характеризует мир в 1962 году для Вайнберга, — это не только мерзкая тирания, охватывающая большую часть земного шара, но и безудержный антисемитизм с его новой родины, от которой пострадала Польша. Видя страдания не только своего народа, но и всех остальных, кого Третий рейх считал «низшей расой», он полон решимости бороться за мир, свободный от несправедливости и демагогов. Это только вопрос времени, если их видение утопического общества будет жить, особенно с возможностью президента Бориса Пастернака умирания от ухудшения здоровья. Можно задаться вопросом, смогут ли они с Шостаковичем реализовать свои идеи на практике?
Избранные записи
- Камерные симфонии 1-4. Камерный оркестр Восток-Запад/ Ростислав Кример . Наксос 8.574063 (2019 г.) и 8.574210 (2021 г.).
- Концерт для скрипки : несколько записей с солистами Леонидом Коганом (1961), Линусом Ротом (2014) и Гидоном Кремером (2021)
- Соната для кларнета и фортепиано (1945): Хоакин Вальдепеньяс (кларнет), Дайан Вернер (фортепиано); Еврейские песни по мотивам Шмуэля Халкина (1897–1960) для голоса и фортепиано, соч. 17 (1944): Ричард Маргисон (тенор), Дайан Вернер (фортепиано); Фортепианный квинтет (1944), соч. 18: Ансамбль АРК, 2006.
- Симфония № 1 соль минор, соч. 10, 1942; Симфония для струнного оркестра и клавесина № 7 до мажор, соч. 81, 1964: Гетеборгский симфонический оркестр, Торд Сведлунд (конд.), Chandos, 2010.
- Симфония № 17, соч. 137 «Память»; Симфоническая поэма, соч. 143 «Знамена мира»: Симфонический оркестр Радио СССР, Владимир Федосеев (дир.), Олимпия ОКР 590, 1996.
Полные выпуски
- Полное собрание сочинений для виолончели соло (24 прелюдии и четыре сонаты): Йосиф Фейгельсон , Наксос , 1996.
- Полное собрание струнных квартетов Vol. 1–6: Кватуор Данель , директор по ценным бумагам , 2008–2012 гг.
- Полное собрание песен, том. 1: Ольга Калугина (сопрано) и Светлана Николаева (меццо-сопрано), Дмитрий Коростелев (фортепиано), Toccata Classics (с русскими поющими текстами и переводами), 2008.
видео
Опера Пассажирка , соч. 97 (1967/68) в исполнении на немецком, польском, русском, французском, английском, чешском и идише: Мишель Бридт, Елена Келессиди, Роберто Сакка, Пражский филармонический хор, Венский симфонический оркестр Теодор Курентзис (дир.), Дэвид Паунтни (реж . .) на Bregenzer Festspiele , 2010 (Blu-ray, не совместимый с DVD).
В игре[]
Вайнберг может впервые баллотироваться на вторых выборах в Томске, сменив Шостаковича на посту лидера гуманистов. В зависимости от того, какой путь игрок выберет первым, Вайнберг либо завершит экономические, либо военные реформы, которые дают солидные стимулы, особенно военные реформы. Конечно, к 1969 году он неизбежно будет воевать с любым на Дальнем Востоке, кто не практикует никакой формы демократической идеологии.
На суперрегиональном этапе Вайнберг расширит свои реформы на новых завоёванных территориях, причем определённые фокусы, такие как «Искоренение догматического марксизма», будут сосредоточены на удалении марксистско-ленинской идеологии из широких слоев населения. На данном этапе, будучи нейтральным по отношению к возглавляемой Японией сфере совместного процветания в Восточной Азии, он в ближайшем будущем присоединится к Организации свободных наций. Вайнберг также начнёт, как и другие томские объединители, свой собственный план, который будет включать строительство крупных мегаполисов, связанных железной дорогой и дорожной инфраструктурой. После выполнения этой задачи игрок получит большой толчок к популярности своей партии.
Вообще говоря, как демократический объединитель, он может объединиться с любым демократическим военачальником, за исключением Свердловска Павла Батова.