Кургапкина, нинель александровна

Балетные партии

  • 1953 — «Родные поля» Н. П. Червинского — Галя (первая исполнительница)
  • 1980 — «Ревизор» А. В. Чайковского — Анна Андреевна (первая исполнительница)
  • «Медный всадник» Р. М. Глиэра — Параша
  • «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Жанна
  • «Гаянэ» А. И. Хачатуряна — Гаянэ
  • «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри
  • «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора, фея Смелости, фея Бриллиантов
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша
  • «Легенда о любви» А. Д. Меликова — Ширин
  • «Фауст» Ш. Гуно — Вакханка в балетной картине «Вальпургиева ночь»
  • «Шурале» Ф. З. Яруллина — Сюимбике
  • «Жизель» А. Адана — Жизель и Мирта
  • «Баядерка» Л. Минкуса — Гамзатти
  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия
  • «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (7-й и 11-й вальсы)
  • «Карнавал» на музыку Р. Шумана — Коломбина
  • «Берег надежды» А. П. Петрова — Любимая
  • «Отелло» А. Д. Мачавариани — Эмилия
  • «Хореографические миниатюры», миниатюры «Венский вальс» на музыку Р. Штрауса, «Конькобежцы» на музыку Б. П. Кравченко, «Полётный вальс»
  • «Золушка» С. С. Прокофьева — Золушка и Злюка
  • «Сотворение мира» Д. Мийо — Чертовка
  • «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Царь-девица
  • «Раймонда» А. К. Глазунова — подруга Раймонды
  • «Лауренсия» А. А. Крейна — Лауренсия

Скоропостижный уход искрометной балерины

  • Скоропостижный уход искрометной балерины
  • Игра в гостеприимство: как изменилось отношение европейцев к украинским беженцам
  • «Можете называть меня Джо Биден»: новый конфуз президента США
  • Жители освобожденного Мариуполя ищут родных и возвращаются в дома
  • Минобороны: авиация ВКС России за день поразила 64 военных объекта Украины
  • Минобороны привело примеры профессионализма российских военных
  • Минобороны РФ: украинские националисты бросают на позициях тела своих погибших
  • ФСБ предотвратила теракт против российского гуманитарного конвоя
  • Байден потерял ориентацию в пространстве после выступления
  • Минобороны РФ запустило проект «Мариуполь. Освобождение»

Гибель

Скончалась 10 мая 2009 года в результате дорожно-транспортного происшествия, случившегося 8 мая 2009 года (по другим источникам — 7 мая) в посёлке Белоостров Курортного района Санкт-Петербурга. Виновник инцидента остался неизвестным, поскольку танцовщицу с многочисленными переломами обнаружили в канаве между железнодорожными путями и автомобильной трассой у станции Белоостров. Прощание с балериной прошло 14 мая 2009 года в Мариинском театре, после чего её тело было кремировано. Урна с прахом захоронена на Ново-Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с родными.

Надгробие Н. А. Кургапкиной на Ново-Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

В поселке Белоостров под Петербургом трагически погибла старейший Мариинского театра Нинель Кургапкина.

В минувшие праздники в поселке Белоостров под Петербургом трагически погибла старейший Мариинского театра Нинель Кургапкина.

Прощание с выдающейся балериной состоится 14 мая. В Никольском соборе пройдет отпевание. Нинель Кургапкину похоронят на Волковском кладбище.

Легендарная балерина буквально ворвалась на сцену в 1947 году. Ее приняли в труппу театра имени Кирова сразу после того, как онаокончила Ленинградское хореографическое училище. Партнерша Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева, она обучила множество ярких танцовщиц.

О легендарной балерине и ее учениках рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В театре не могут поверить, что жизнерадостной Нинель Кургапкиной больше нет. На сцене Кировского театра балерина танцевала больше тридцати лет. Она блистала во всем классическом репертуаре. Но больше всего любила партию Китри в «Дон Кихоте», которая была так созвучна характеру балерины: заводная, никогда не унывающая, .

Танец, в котором у балерины множество прыжков, мелких движений, требовал невероятной координации тела. А о том, как Нинель Александровна исполняла Арлекинаду ходят легенды. Повторить эту партию в том же высоком темпе сегодня не может никто.

До последнего дня она передавала свое мастерство молодым. Старейший Мариинского театра каждый раз напоминала примам, как у Лебедя должны вырастать крылья.

Нинель Кургапкина, народная артистка СССР, балерина: «Рука должна начинаться от ключицы. Это движение уже крыло. Ты должна почувствовать, что у тебя выросли крылья не от лопаток, а из груди».

Нинель Кургапкина была постоянным репетитором Ульяны Лопаткиной, Ирмы Ниорадзе, Татьяны Ткаченко. Она всегда приходила на выступление своих учениц. В Мариинском Кургапкина наблюдала за ними из директорской ложи. В ней невероятно сочетались строгость педагога и душевность близкого человека.

Ирма Ниорадзе, заслуженная артистка РФ, Мариинского театра: «Я первый раз танцевала Джульетту. Она пришла в кулисы и, увидев, что я очень волнуюсь, открыла свою черную сумку. Затем сказала мне: „Я тебе привезла с дачи бесценный подарок маленький зеленый огурчик“. И волнение исчезло».

Про Нинель Кургапкину говорили: танцует как дышит. Секретам классического балета ее научила сама Агриппина Ваганова. Но вместе с тем танец Кургапкиной, не нарушавший строгих канонов, считался необычайно свободным. Вагановские принципы существования танцовщицы репетитор передавала балеринам Мариинки не одно десятилетие.

Татьяна Ткаченко мечтала попасть к Кургапкиной, но в театре сначала распределили к другому педагогу. Однако когда Ткаченко срочно вводили в спектакль, свою любимую Лоуренсию Нинель Александровна (а эту партию она танцевала с Рудольфом Нуриевым) поставила для нее за два дня. Это было достойно книги рекордов.

Татьяна Ткаченко, солистка Мариинского театра: «Сейчас осознать невозможно, насколько осиротел наш балет. Потому что, когда такие люди уходят, с ними уходят целые пласты, традиции. И если мы из всех сил не будем это передавать дальше в руки… Я считаю, что это прямая наша обязанность ее учениц».

Вместе с Нинель Кургапкиной Татьяна готовила и партию Китри. В субботу 16 мая танцовщица посвятит этот спектакль своему любимому педагогу. А для зрителей, бесконечно ценивших талант замечательной балерины, останутся бесценные кинокадры.

Даже после ухода со сцены она продолжала танцевать в концертных программах. Ее жизнь может и не была легкой, но прошла в ритме быстрого танца, как «Большой вальс».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: