Признание
В амплуа режиссера выступил Олег Михайлович в восьмидесятых в фильмах-спектаклях «Корсар», «Жизель», «Спящая красавица». Он принимал участие в работе над тремя документальными картинами. В 1988 в работе над телефильмом-концертом «Гран па в белую ночь» проявил себя как сценарист.
Благодаря работе Олега Михайловича заметно расширились границы искусства балета. Он решил отказаться от привычных в жанре точного хронометрирования номеров, традиционных форм. Композитор получил полнейшую свободу творчества
Виноградов обратил внимание на «Слово о полку Игореве»
В отличие от знаменитой оперы акцентировано все на Ярославне. Она по замыслу балетмейстера стала и обобщенным образом и родины, и русской женщины. Композитором Тищенко в балетную партитуру введен хор, исполняющий фрагменты древнерусской поэмы. Масштабная хореосимфония получилась необычной. Однако зрители приняли ее в 1976 очень тепло. Критика дала творчеству высокие оценки.
Виноградов не только стал автором сценария, но и выступил в качестве оформителя. Новаторским стал и новый спектакль Олега Михайловича «Педагогическая поэма». При этом хореограф никогда не забывал о том, что в основе балета лежит красота. Однако, по его мнению, вызывать балетная постановка должна не только эмоции при любовании, но и мысли, так как жанр не лишен интеллектуального потенциала.
Художественный руководитель Кировского балета
Когда Виноградов стал художественным руководителем Кировского балета в 1977 году, он уволил более половины танцоров труппы и нанял молодых танцоров. В том же 1977 году Виноградов поставил « Жизель Адама » . По его словам, он попытался «вернуться к первоначальной концепции Петипа и убрать вкрапленные многочисленные лишние элементы и искажения». Он работал над этим балетом с советским историком Юрием Слонимским, которому, по словам Виноградова, были доступны оригинальные партитуры Петипа, которые, по его словам, позволили «исправить многие ошибки».
В 1986 году компания впервые за 22 года выступила в США, в период потепления отношений между США и Советским Союзом. Наталья Макарова , дезертировавшая из Кирова в 1970 году, снова получила разрешение танцевать с российской труппой, а русские танцоры смогли выступить с ведущими труппами США. При мягкой политике Михаила Горбачева Виноградов мог принимать самостоятельные решения относительно репертуара труппы (в прошлом репертуар должен был утверждаться комитетом). В 1987 году труппа гастролировала всего с 39 танцорами, исполняя отрывки, а не полнометражные балеты. Среди хореографов, представленных в этом туре, были Борис Эйфманн, Дмитрий Брянцев и отрывок из оперы Бежара « Собор Фауста» .
Во время турне по США в 1989 году Киров исполнил широкий спектр классических и современных произведений, в том числе «Корсар» , «Спящую красавицу» Чайковского и « Пахиту» (на музыку Людвига Минкуса ). Они также исполнили оригинальный балет Виноградова « Броненосец Потемкин» и два балета в постановке Джорджа Баланчина : « Шотландская симфония» и « Тема с вариациями» .
Кировский балет никогда не ставил балетов Баланчина до 1989 года. Balanchine Trust разрешает ставить балетные балеты только тогда, когда постановкой руководит балетмейстер, прошедший обучение в «стиле Баланчина». Виноградов помог впервые привезти в Россию разрешенные постановки балетов Баланчина.
Виноградов также стал первым советским балетмейстером, пригласившим Мориса Бежара и Ролана Пети для постановки спектаклей для Кирова. В 1991 году газета Washington Post писала, что компания начала «освобождаться от коммунистических оков» и «открывать двери для западных художников и влиятельных людей».
Относительно проблем, которые хореография Антония Тюдора поставила перед российскими артистами балета , Виноградов сказал, что «Тюдор сложнее для наших танцоров, чем даже Баланчин …» Пластический, импульсивный, несбалансированный подход Тюдора к верхней части туловища, голове а оружие для нас более проблематично «. Он отметил, что был особенно впечатлен танцами Лупе Серрано в Сиреневом саду Тюдоров «.
К 1991 году состав труппы сократился с 21 ведущего танцора до всего лишь 10, и несколько известных танцоров больше не выступали с труппой, в том числе Фарух Рузиматов , Галина Мезенцева и Елена Панкова. Когда «Киров» гастролировал по США в том же году, Андрис Лиепа , Вероника Иванова и Игорь Зеленский пополнили ряды компании.
Знаковые работы
В 1990 мэтр по приглашению Джорджа Буша-старшего работал в Вашингтоне худруком Universal Ballet Academy. Тогда же он возглавил труппу «Юниверсал-балет» в качестве артистического директора в Сеуле. Руководил коллективом Виноградов на протяжении двух десятилетий. Его поразило, что в небольшой стране, территорию которой можно пересечь за считанные часы, расположено 11 балетных и оперных театров.
При этом театры мирового уровня он видел даже в провинциальных городках. В 1991 Олег Михайлович создал «Малый балет Мариинского театра», переименованный в 1994 в «Санкт-Петербургский Камерный балет».
После практически двадцатилетнего пребывания за границей Виноградов вернулся в Россию. В Петербурге он стал главным приглашенным балетмейстером в Михайловском театре. Все поставленные им спектакли отличает масштабность, зрелищность, виртуозная комбинация характерного и классического танца, эмоциональность.
Начало творческого пути
Биография знаменитого мастера началась в 1937 году. Будущий деятель появился на свет 1 августа в Ленинграде. Отец погиб на фронте, мальчика мама воспитывала одна. Так как родительница все время была на работе, работая в три смены на заводе, сын нередко был предоставлен самому себе.
Он записывался во все кружки, танцевал, участвовал в концертах, его рисунки брали на все выставки. Выбрать какое-либо направление в одном виде творчества Олег не мог. Знакомство с искусством хореографии началось при Дворце пионеров. На его сцене Виноградов исполнял корейский танец. На тот момент юный артист не представлял, где эта страна располагается
Тем более не мог даже представить, что когда-то именно Корея станет важной частью его жизни
В 1958 он закончил в родном городе хореографическое училище. Его преподавателем был А. И. Пушкин. Балетная карьера началась в Новосибирске. На сцене местного театра оперы и балета Виноградов выступал семь лет. Он был первым исполнителем партии Чан-Сяна в балете 1959 «Драгоценный фонарь лотоса». С 1963 до 1968 работал ассистентом балетмейстера, а затем балетмейстером и театральным художником.
Им поставлены номера для спектакля «Семь красавиц», создана новая редакция первой картины «Лебединого озера». Новые вершины Артист решил получить образование на балетмейстерском факультете столичного ГИТИСа. Закончил обучение Виноградов в 1967
В качестве балетмейстера театра имени Кирова он ставил с 1967 по 1972 классические постановки «Коппелии», «Баядерки», «Тщетной предосторожности». Им созданы совершенно новые варианты балета
Одной из таких постановок стала «Горянка» по мотивам дагестанского фольклора. В творческом диапазоне свободно уживаются сатирический «Ревизор» на музыку Александра Чайковского с историческим «Александром Невским» по кантате Прокофьева и спектаклем по стихотворению Рождественского «Двое».
С 1973 до 1977 Олег Михайлович трудился в Ленинграде главным балетмейстером в Малом театре оперы и балета, до 2001 был худруком балетной труппы и главным балетмейстером городского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В качестве сценографа оформлял несколько спектаклей. Им созданы эскизы костюмов для балета Левеншельда «Сильфида».
«Не оглядываясь в прошлое, смело двигаться вперед»: балетмейстер Олег Виноградов отмечает 85-летний юбилей
В день своего рождения он представит в Ереване новую постановку – балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева
Фото: дворцы-сады-парки.рф
1 августа советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист, сценограф, народный артист СССР Олег Виноградов отмечает юбилей. Ему исполнилось 85 лет. В свой день рождения в Национальном государственном театре оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване он представит премьеру постановки балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева.
Также в день юбилея знаменитого балетмейстера на телеканале «Россия – Культура» состоится премьера документального фильма «Монолог балетмейстера», в котором от первого лица Олег Виноградов рассказывает о своей жизни и творчестве, начиная с раннего детства до сегодняшнего дня.
Носитель самой высшей балетной отечественной традиции
Ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий отмечает, что Олег Виноградов несет на себе творческую, содержательную работу в вузе. Он отсматривает творческие работы студентов, концертные номера.
«Смотрит, какие методики применяют преподаватели, при необходимости вносит корректировки», – пояснил он.
Запесоцкий отметил, что сейчас в стране из мира балета осталось всего семь народных артистов Советского Союза.
«И Олег Виноградов – один из того великого поколения, которое составило славу советского балета. Несмотря на свой почтенный возраст, он находится в великолепной форме
Постоянно проводит репетиции – во время работы у него горят глаза, и, что немаловажно, у молодежи при работе с ним глаза горят тоже. Олег Михайлович – носитель самой высшей балетной отечественной традиции», – добавил он
Силы отдает ученикам
Много сил и внимания Олег Виноградов уделял и уделяет преподавательской деятельности. Среди его учеников множество известных балетмейстеров, художников, композиторов. Под его руководством выросла целая плеяда звезд отечественного балета: Фарух Рузиматов, Сергей Вихарев, Юлия Махалина (выпускница СПбГУП), Диана Вишнева и многие другие. Ученики по сей день говорят о своем наставнике с большим уважением и любовью. Умение разглядеть в человеке талант и те качества, которых он сам в себе еще не знает, ученики Олега Виноградова считают одним из его главных достоинств.
«Олег Михайлович – это исключительная индивидуальность, он воплощает в себе не только качества балетмейстера, он человек-художник, человек, смело смотрящий в будущее, – рассказывает прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Юлия Махалина. – Благодаря Олегу Михайловичу я попала в Мариинский театр. Я была очень молоденькая, когда пришла в труппу, – мне только исполнилось 17 лет. Он был как отец родной. Мне очень повезло, что он меня разглядел и взял в Мариинский театр. Я многому у него научилась. Главное его правило – не терять времени. Каждый день ты просыпаешься, чтобы сделать что-то новое, чтобы сделать еще один прыжок вперед. Еще одно его качество – он никогда не «зализывает раны» вчерашнего дня. Всегда говорит: сегодня другой день, мы идем вперед. Олег Михайлович – смелый, порой рисковый человек. Мне кажется, именно поэтому он одержал в этой жизни много побед. Он не боится идти вперед. Очень хочу пожелать ему здоровья, творческого вдохновения и бережного отношения к себе».
СПРАВКА:
Олег Виноградов – лауреат Государственной премии РСФСР, премий Ленинского комсомола, имени Мариуса Петипа (Париж), «Пикассо» (Чикаго), французских кинематографистов «Золотой лев». И это далеко не весь список наград, которых он был удостоен. Начав работу главным балетмейстером Театра имени С.М. Кирова в 1977 году, он прослужил на этой должности более 20 лет. С его именем связан расцвет знаменитого Кировского балета.
Одним из следующих шагов на творческом пути стало основание Кировской балетной академии в Вашингтоне, куда Олег Виноградов прибыл в 1990 году по приглашению Джорджа Буша-старшего. В том же году он стал арт-директором труппы Universal Ballet Company в Сеуле, которой руководил 20 лет.
Виноградов – неоднократный участник Международных лихачевских научных чтений и дней знаний СПбГУП, член жюри международного конкурса «Высший бал/л, или Ум + Красота = Студент». Сегодня он является художественным руководителем кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Ранняя карьера
Олег Виноградов родился в Ленинграде 1 августа 1937 года. В 20 лет окончил Академию русского балета имени А.Я.Вагановой, затем Ленинградское хореографическое училище, где учился у Александра Пушкина. С 1958 по 1965 год Виноградов был характерным танцором с труппой в Новосибирске . Позже он начал ставить короткие балетные сцены для опер . В качестве ассистента балетмейстера Петра Гусева поставил несколько балетов , в том числе « Золушку» и « Ромео и Джульетту» Прокофьева в 1964 и 1965 годах соответственно.
Его первые две постановки классических балетов Прокофьева были хорошо приняты в России, и его пригласили поставить две постановки для крупнейших балетных трупп России: Большой балет и Кировский балет. В 1967 году он поставил для Большого театра малоизвестный балет « Асель» на музыку Владимира Власова , а в 1968 году поставил « Горянку» для Кирова. Он получил должность хореографа в Кировском театре, а в 1973 году стал художественным руководителем и главным балетмейстером балета Малого театра.
Кировское хореографическое училище
Киров балетная школа , которая также называется Универсальный Ballet Academy, открытый в Вашингтоне в 1990 году Горбачёв эры политики гласности позволили Виноградов , чтобы сохранить свои позиции в качестве художественного руководителя Мариинского театра в России, а также провести четыре месяца за год в Соединенных Штатах, чтобы служить директором UBA. Хотя сам Виноградов не был учителем в школе, он назначил четырех учителей русского языка для преподавания по программе, основанной на программе русского языка Вагановой: Людмила Сахарова, Николай Морозов, Людмила Морковина и Азари Плиссецкий.