Хосе Каррерас
Третий из трех теноров (вместе с Лучано Паваротти и Пласидо Доминго), Хосе Каррерас начал свою оперную карьеру в возрасте 11 лет в своем родном городе Барселона, Испания.
За прошедшие годы он исполнил более 60 теноровых партий по всему миру и известен интерпретациями итальянских произведений Пуччини, Верди и Доницетти.
Каррерас преодолел серьезный приступ лейкемии в конце 1980-х и вернулся на сцену, чтобы выступить в финале Кубка мира в 1990 году.
Он также был музыкальным руководителем Олимпийских игр 1992 года в Барселоне. Каррерас основал международную благотворительную организацию в середине 1990-х годов, чтобы собрать деньги на осведомленность о лейкемии, ее лечение и лечение. На сегодняшний день он собрал более 70 миллионов евро.
Монсеррат Кабалье
Монсеррат Кабалье, обладательница мощного сопрано, родом из Барселоны, получила большое признание за свой дуэт с Фредди Меркьюри (из рок-группы Queen) в официальной песне Олимпийских игр 1992 года.
Кабалье была легендарной оперной певицей, чья первая международная слава пришла к ней после того, как она заменила Лукрецию Борджиа во время исполнения в Карнеги-Холле в 1965 году.
Это ничем не отличалось от ее первого появления в мире оперы. Она была поздней заменой в Базельской (Швейцария) оперной постановке “Богемы” в 1956 году.
Кабалье была одной из немногих испанских певиц, добившихся успеха в немецкой опере, такой как Кавалер Розы.
Luciano Pavarotti — Лучано Поваротти
Будучи самым известным оперным певцом в истории, Лучано Паваротти сочетал карьеру в крупнейших оперных театрах по всему миру с умением рок-звезды исполнять популярную музыку.
Он был известен как “Король высоких До” за его способность достигать высокой ноты с точностью и уверенностью.
Паваротти был одним из знаменитых “Трех теноров” (наряду с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом), которые выступали на финале чемпионата мира 1990 года, а затем на концертах в Лос-Анджелесе и других местах.
Он широко известен своими работами в итальянских операх, таких как “Богема”, “Мадам Баттерфляй”, “Турнадот” и “Тоска”. “Nessun Dorma” (“Лев спит”) – его самая известная ария.
José Carreras — Хосе Каррерас
Третий из трех теноров (вместе с Лучано Паваротти и Пласидо Доминго), Хосе Каррерас начал свою оперную карьеру в возрасте 11 лет в своем родном городе Барселона, Испания.
За прошедшие годы он исполнил более 60 теноровых партий по всему миру и известен интерпретациями итальянских произведений Пуччини, Верди и Доницетти.
Каррерас преодолел серьезный приступ лейкемии в конце 1980-х и вернулся на сцену, чтобы выступить в финале Кубка мира в 1990 году.
Он также был музыкальным руководителем Олимпийских игр 1992 года в Барселоне. Каррерас основал международную благотворительную организацию в середине 1990-х годов, чтобы собрать деньги на осведомленность о лейкемии, ее лечение и лечение. На сегодняшний день он собрал более 70 миллионов евро.
Пласидо Доминго (1941-)
Испанский певец Пласидо Доминго является одним из самых знаменитых ныне живущих оперных вокалистов. Его потрясающий лирико-драматический тенор завораживал не одно поколение благодарных слушателей.
За свою почти полувековую творческую карьеру Доминго исполнил более 150 ведущих оперных партий на самых знаменитых сценах мира. Вместе с не менее известными певцами – Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом – Доминго входит в тройку самых узнаваемых в мире теноров.
Громкая слава пришла к Доминго в 60-х годах прошлого столетия, когда он начал выступать на сценах “Метрополитен-опера”.
В 1968 году пригласили исполнять оперную партию на открытии сезона в легендарном “Ла Скала”. С того момента, он считается одним из лучших “украшений” этого театра.
Помимо того, Доминго продолжает выступать на всех известных оперных площадках мирового масштаба.
Рихард Штраус (1864 – 1949)
Две оперы немецкого композитора – «Саломея» и «Кавалер роз» — стали яркими символами развития новой оперы.
«Саломея» (1905) рассказывает библейскую легенду о времени правления Ирода. За постоянные кутежи и оргии они подвергаются проклятиям со стороны заточённого в темницу пророка. Саломея, падчерица Ирода, не добивается любви заключённого и требует его смерти. Ирод приказывает убить и пророка, и девушку. Картина тотального распада любых человеческих чувств жестока. Исступлённая музыка с резкими, изломанными интонациями предельно напряжённа. Она явно встраивает оперу в ряды декадентского искусства, которое как раз набрало силу в начале XX века.
«Кавалер роз» (1911), наоборот, сияет радостью и красотой. В нём очень сильны отсылки к австрийской народной музыке, к творчеству Моцарта. Сюжет прост и незатейлив: юный Октавиан должен вручить серебряную розу прекрасной Софи от имени барона Лерхенау. Но молодые люди влюбляются и делают всё, чтобы избавиться от глупого жениха. Эта опера стала апофеозом могущества оперной классики.
Renée Fleming — Рене Флеминг
Лирическое сопрано Рене Флеминг – одна из немногих современных оперных певиц в нашем списке.
Флеминг родилась в Пенсильвании и получила четыре премии Грэмми за свою певческую карьеру, а также Национальную медаль искусств.
Она выиграла желанное прослушивание в Метрополитен-опера в 1988 году в возрасте 29 лет. С тех пор Флеминг пела почти во всех крупных оперных театрах мира. Она известна тем, что сыграла графиню в “Женитьбе Фигаро и Мими” в “Богеме”.
Флеминг не ограничилась только оперным пением. Ее голос звучал в саундтреке к фильму “Властелин колец”.
Она исполнила американский национальный гимн на Суперкубке и специальное выступление во Всемирном торговом центре после террористических атак 11 сентября 2001 года.
Энрико Карузо
Энрико Карузо – один из самых известных оперных певцов всех времен, потому что он был первым, кого широко записали вскоре после изобретения фонографа. Он сделал около 250 записей в начале 1900-х годов.
Карузо родился в Неаполе, Италия, и дебютировал в профессиональной опере в своем родном городе в 22 года. Среди известных ведущих партий – герцог в “Риголетто” и Канио в “Паяцах”.
Последние годы своей карьеры и жизни он провел в Нью-Йорке, исполняя множество партий в Метрополитен-Опера и записываясь для Victor Talking Machine Company.
Карузо также оказался в Сан-Франциско для участия в серии концертов, когда произошло знаменитое землетрясение 1906 года.
Пласидо Доминго
Один из самых признанных оперных талантов в мире, как певец, так и дирижер, Пласидо Доминго – еще один из трех знаменитых теноров (вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом).
Доминго начал выступать на международном уровне в 1957 году и за последние 50 с лишним лет исполнил более 150 оперных партий.
С 1996 года он занимал пост генерального директора Вашингтонской национальной оперы и Лос-Анджелесской оперы. Доминго также проводит ежегодный международный конкурс вокалистов “Опералия” для молодых оперных исполнителей.
Большая часть его славы пришла к нему благодаря исполнению главных ролей в оперных фильмах. Он получил в общей сложности 14 премий “Грэмми” и “Латиноамериканская Грэмми”.
Леонтина Прайс (1927-)
Леонтина Прайс — американская оперная певица знаменита не только своими уникальными вокальными данными, но еще и тем, что сумела стать первой в истории чернокожей оперной вокалисткой, выступавшей на сцене Метрополитен-опера.
Настоящая слава к Прайс пришла после того, как она исполнила партию Тоски в телевизионной постановке. После этого всем ценителям оперы стало понятно, что с этого момента появилась настоящая звезда.
Затем были “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, а позже и новый дебют в Сан-Франциско, где певица исполнила партию в опере Ф. Пуленка “Диалоги кармелиток”.
Темпераментная, страстная певица в буквальном смысле покорила Европу наполненным тембром своего сильного сопрано, и своей невероятной способностью доходить до захватывающих драматических кульминаций, не только вокалом, но непринужденностью актерского наполнения образа.
100 героев оперы 20 века
(все деятели оперы в каждом разделе списка расположены в
хронологическом порядке по дате дебюта на оперной сцене).
Композиторы
Джакомо Пуччини, итал., 1884 (здесь и далее — дата дебюта на
оперной сцене)
Рихард Штраус, нем., 1894
Леош Яначек, чешск., 1894
Клод Дебюсси, франц., 1902
Игорь Стравинский, русск., 1914
Сергей Прокофьев, русск., 1921
Арнольд Шёнберг, австр., 1924
Альбан Берг, австр., 1925
Дмитрий Шостакович, русск., 1930
Джордж Гершвин, америк., 1935
Карл Орф, нем., 1937
Бенджамин Бриттен, англ., 1945
Кшиштоф Пендерецкий, польск., 1969
Дирижеры
Густав Малер, австр., 1881
Артуро Тосканини, итал., 1886
Бруно Вальтер, нем., 1894
Отто Клемперер, нем./израил., 1906
Самуил Самосуд, русск., 1910
Эрих Клайбер, австр./аргент., 1911
Вильгельм Фуртвенглер, нем., 1911
Клеменс Краусс, австр., 1913
Карл Бём, австр., 1917
Фриц Буш, нем., 1918
Николай Голованов, русск., 1919
Димитриос Митропулос, америк., 1921
Александр Мелик-Пашаев, русск., 1923
Герберт фон Караян, австр., 1929
Георг Шолти, венгр./англ., 1938
Лорин Маазель, америк., 1941
Леонард Бернстайн, америк., 1944
Карло Мария Джулини, итал., 1944
Вольфганг Заваллиш, нем., 1947
Карлос Клайбер, аргент., 1952
Николаус Арнонкур, австр., 1957
Зубин Мета, индийск., 1959
Клаудио Аббадо, итал., 1960
Риккардо Мути, итал., 1966
Джеймс Ливайн, америк., 1971
Режиссеры и сценографы
Александр Головин, русск. сцен., 1900
Альфред Роллер, австр. сцен., 1903
Всеволод Мейерхольд, русск. реж., 1909
Константин Станиславский, русск. реж., 1921
Вальтер Фельзенштейн, австр. реж., 1926
Виланд Вагнер, нем. реж., сцен., 1936
Борис Покровский, русск. реж., 1939
Джорджо Стрелер, итал., реж., 1947
Жан-Пьер Поннель, франц. реж., сцен., 1952
Франко Дзеффирелли, итал. реж., сцен., 1953
Лукино Висконти, итал. реж., 1954
Патрис Шеро, франц. реж., 1969
Певицы
Антонина Нежданова, русск. С, 1900
Амелита Галли-Курчи, итал. С, 1906
Лотте Леман, нем. С, 1910
Кирстен Флагстад, норвеж. С, 1913
Надежда Обухова, русск. Мс, 1916
Элизабет Шварцкопф, нем. С, 1938
Федора Барбьери, итал. Мс, 1940
Мария Каллас, греч./америк. С, 1941
Рената Тебальди, итал. С, 1944
Виктория де Лос Анхелес, испан. С, 1945
Биргит Нильссон, швед. С, 1946
Леони Ризанек, австр. С, 1949
Джоан Сазерленд, австрал. С, 1950
Леонтин Прайс, америк. С, 1951
Галина Вишневская, русск. С, 1952
Ирина Архипова, русск. Мс, 1954
Мэрилин Хорн, америк. Мс, 1954
Монтсеррат Кабалье, испан. С, 1956
Тереза Берганса, испан. Мс, 1957
Фьоренца Коссотто, итал. Мс, 1957
Грейс Бамбри, америк. Мс, 1960
Елена Образцова, русск. Мс, 1963
Агнес Бальтса, греч. Мс, 1968
Эдита Груберова, чешск. С, 1968
Джесси Норман, америк. С, 1969
Певцы
Федор Шаляпин, русск. Б, 1890
Леонид Собинов, русск. Т, 1894
Энрико Карузо, итал. Т, 1895
Титта Руффо, итал. Бр, 1898
Тито Скипа, итал. Т, 1910
Лауриц Мельхиор, датск. Т, 1913
Беньямино Джильи, итал. Т, 1914
Эцио Пинца, итал. Б, 1914
Александр Кипнис, русск./америк. Б, 1915
Марк Рейзен, русск. Б, 1921
Сергей Лемешев, русск. Т, 1926
Юсси Бьёрлинг, швед. Т, 1930
Павел Лисициан, арм. Бр, 1935
Тито Гобби, итал. Бр, 1937
Марио Дель Монако, итал. Т, 1939
Чезаре Сьепи, итал. Б, 1941
Борис Христов, болгар. Б, 1946
Дитрих Фишер-Дискау, нем. Бр, 1948
Николай Гедда, швед. Т, 1951
Франко Корелли, итал. Т, 1951
Фриц Вундерлих, нем. Т, 1955
Пласидо Доминго, испан. Т., 1961
Лучано Паваротти, итал. Т, 1961
Руджиеро Раймонди, итал. Б/Бр, 1964
Хосе Каррерас, испан. Т., 1970
Условные сокращения:
С — сопрано, Мс — меццо-сопрано, Т — тенор, Бр — баритон, Б — бас,
реж. — режиссёр, сцен. — сценограф.
Элизабет Шварцкопф (1915-2006)
Выдающаяся немецкая певица Элизабет Шварцкопф, обладающая дивным сопрано, в первую очередь прославилась своими вдохновенными интерпретациями опер Моцарта и Рихарда Штрауса, а также немецкой камерной лирики.
Несмотря на то, что история знает много примеров того, как певцам с весьма скромными вокальными данными удавалось достичь невероятных творческих высот, все же пример Шварцкопф даже на их фоне выглядит действительно уникальным.
В 1938 году эта певица окончила берлинскую Высшую музыкальную школу. Она радовала зрителей на сцене лондонского театра “Ковент-Гарден” в операх Моцарта “Женитьба Фигаро” и “Дон Жуан”.
Английские зрители и эксперты в один голос называли певицу настоящим “открытием” венской оперы. Именно тогда к Шварцкопф пришла всемирная известность.
До конца жизни певица посвящала себя вокальной педагогике. В самых разных европейских городах она вела семинары и курсы, на которых побывать за честь считали молодые дарования со всего мира.
Мария Каллас
Известная как своими выходками за сценой и незаконными любовными связями, так и своим драматичным и нежным голосом, Мария Каллас является одной из величайших оперных певиц всех времен.
Она родилась в Нью-Йорке, выросла в Греции и начала петь в итальянской опере в подростковом возрасте.
Каллас получила известность благодаря бетховенскому “Фиделио” в возрасте 21 года. В течение года ей предложили главные роли в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и нескольких оперных театрах Италии.
Она была одной из немногих сопрано, которая могла исполнять как тяжелые немецкие оперные партии, так и более легкие итальянские оперы бельканто.
Федор Шаляпин
Федор Иванович Шаляпин (русский: Фёдор Иванович Шаляпин, тр. Федор Иванович Шаляпин. 13 февраля 1873 – 12 апреля 1938 – русский оперный певец. Обладая глубоким и выразительным басом, он сделал важную международную карьеру в крупнейших оперных театрах, и ему часто приписывают создание традиции натуралистической актерской игры в избранном им виде искусства.
На первом этапе своей карьеры Шаляпин испытывал прямую конкуренцию со стороны трех других великих басов: мощного Льва Сибирякова (1869-1942), более лиричного Владимира Касторского (1871-1948) и Дмитрия Бухтоярова (1866-1918), чей голос был промежуточным между голосами Сибирякова и Касторского. Тот факт, что Шаляпина, безусловно, лучше всего помнят из этого великолепного квартета соперничающих басов, свидетельствует о силе его личности, остроте его музыкальных интерпретаций и яркости его выступлений.
Альбан Берг (1885 – 1935)
Австрийский композитор стремился к совсем другому типу оперы. Так его «Воццек» (1925) по пьесе Георга Бюхнера явно наследует идеи экспрессионизма: предельное внутренне напряжение из-за страха перед жизнью. Герой оперы – Воццек – забитый, превратившийся в полуидиота солдат. Он крайне скуп в любых жизненных радостях, но любовь ему подвластна. Поэтому когда жена изменяет ему, он убивает её и гибнет сам. Тема эта не нова, но впервые она подана не напрямую, а через сознание главного героя, временами примитивное, временами затуманенное. К тому же, музыка идёт как бы всплесками, вскриками, речитатив разорванный, всхлипывающий. Сила воздействия такого произведения высока.
Безусловно, это опера об издержках милитаризма, об общественном неравенстве, вот только в ней нет ни светлого начала, ни выхода из тупика. Бергу явно были не по нутру противоречия времени, приход фашизма. После становления власти последнего, «Воццека» запретили.
Maria Callas — Мария Каллас
Известная как своими выходками за сценой и незаконными любовными связями, так и своим драматичным и нежным голосом, Мария Каллас является одной из величайших оперных певиц всех времен.
Она родилась в Нью-Йорке, выросла в Греции и начала петь в итальянской опере в подростковом возрасте.
Каллас получила известность благодаря бетховенскому “Фиделио” в возрасте 21 года. В течение года ей предложили главные роли в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и нескольких оперных театрах Италии.
Она была одной из немногих сопрано, которая могла исполнять как тяжелые немецкие оперные партии, так и более легкие итальянские оперы бельканто.
Cecilia Bartoli — Чечилия Бартоли
Другая меццо-сопрано, Чечилия Бартоли, родилась в Риме и впервые выступила в своей опере в возрасте 9 лет (она сыграла мальчика-пастушка). Ее профессиональный оперный дебют состоялся в 1987 году в возрасте 21 года.
Бартоли известна своими интерпретациями опер Россини, таких как “Севильский цирюльник”, “Отелло” и “Сенерентола”.
Она также исполнила множество произведений Моцарта, в том числе роли в “Женитьбе Фигаро” и “Кози Фан Тутте”. В 2005 году она исполнила роль Клеопатры в опере Гайдна “Джулио Чезаре”.
В настоящее время Бартоли является художественным руководителем Зальцбургского фестиваля Пятидесятницы. Она получила пять премий Грэмми за лучшее классическое вокальное исполнение.
Николай Гедда (1925-)
Николай Гедда — известный шведский тенор. Более 20 лет, начиная с середины 1950-х годов прошлого века, Гедда был ведущим солистом театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке.
За весь этот период он исполнил почти весь теноровый репертуар как в классических музыкальных произведениях (Герцог в “Риголетто”, Эльвино в “Сомнамбуле”и др.), так и современных постановках (например, Менотти в “Последнем дикаре”).
Его виртуозное исполнение оперных партий самого разного репертуара, начиная оперными ариями и заканчивая мелодичными романсами или русскими народными песнями, заслуженно снискало ему репутацию универсального вокального мастера.
Рената Тебальди
Как и многие оперные певицы в нашем списке, Рената Тебальди родилась и выросла в Италии. Она выросла, слушая оперу в детстве, затем начала петь ее в подростковом возрасте и в начале 20-х годов.
Тебальди был особенно успешным в годы после Второй мировой войны, как в Италии, так и на международном уровне.
Ее американский дебют состоялся в опере Сан-Франциско в заглавной партии Аиды в 1950 году, а ее дебют в Метрополитен-опера состоялся пять лет спустя, когда она сыграла Дездемону в “Отелло”.
Тебальди выступал почти исключительно в Метрополитен-клубе в течение следующих 20 лет и провел 270 выступлений.
Plácido Domingo — Пласидо Доминго
Один из самых признанных оперных талантов в мире, как певец, так и дирижер, Пласидо Доминго – еще один из трех знаменитых теноров (вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом).
Доминго начал выступать на международном уровне в 1957 году и за последние 50 с лишним лет исполнил более 150 оперных партий.
С 1996 года он занимал пост генерального директора Вашингтонской национальной оперы и Лос-Анджелесской оперы. Доминго также проводит ежегодный международный конкурс вокалистов “Опералия” для молодых оперных исполнителей.
Большая часть его славы пришла к нему благодаря исполнению главных ролей в оперных фильмах. Он получил в общей сложности 14 премий “Грэмми” и “Латиноамериканская Грэмми”.
Дмитрий Хворостовский
Дмитрий Александрович Хворостовский (16 октября 1962, Красноярск — 22 ноября 2017, Лондон) — советский и российский оперный певец (баритон). Народный артист Российской Федерации (1995). Дмитрий Хворостовский выступал с оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, симфоническим оркестром Сан-Франциско, Роттердамским филармоническим и др. Он работает с ведущими дирижерами современности, в том числе с Бернардом Хайтинком, Клаудио Аббадо, Майклом Тилсоном Томасом, Зубином Мехтой, Джимми Левином, Сейджи Одзавой, Лорин Маазель, Валерием Гергиевым, Евгением Колобовым, Юрием Темиркановым, Федосеевым.
Мэрилин Хорн
Еще одна оперная певица, родившаяся в Пенсильвании, Мэрилин Хорн, по праву считается одной из лучших меццо-сопрано 20-го века.
Хорн начала петь в районе Лос-Анджелеса, выступая на заднем плане в телевизионных ситкомах. В конце концов, у нее были роли перед камерой в телевизионной версии “Странной пары” и пела в “Вечернем шоу” с Джонни Карсоном.
Хорн много раз сотрудничал с Джоан Сазерленд, исполняя дуэты на концертах и вместе исполняя роли в операх. Она хорошо известна по исполнению главных партий Кармен, Ринальдо и Миньон.
До недавнего времени Хорн руководил вокальной программой в Санта-Барбаре, штат Калифорния.
Андреа Бочелли
Андреа Бочелли, ОМРИ, ОМДСМ (итальянское произношение: ; родился 22 сентября 1958 года) – итальянский оперный певец, автор песен и музыкальный продюсер. Селин Дион сказала, что “если бы у Бога был певческий голос, он должен был бы звучать очень похоже на Андреа Бочелли”, а Дэвид Фостер, музыкальный продюсер, часто называет голос Бочелли самым красивым в мире.После несчастного случая на футбольном поле у Бочелли была диагностирована врожденная глаукома, и он полностью ослеп в возрасте 12 лет.
С 1982 года Бочелли записал 15 сольных студийных альбомов как поп-, так и классической музыки, три альбома величайших хитов и девять полных опер, продав более 90 миллионов пластинок по всему миру. Он добился успеха как исполнитель-кроссовер, подняв классическую музыку на вершину международных поп-чартов.В 1998 году Бочелли был назван одним из 50 самых красивых людей по версии журнала People. В 1999 году он был номинирован на премию “Грэмми” как лучший новый исполнитель.
“Молитва” – его дуэт с Селин Дион для анимационного фильма “Поиски Камелота”, который получил премию “Золотой глобус” за лучшую оригинальную песню и был номинирован на премию “Оскар” за лучшую оригинальную песню. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса с выпуском своего классического альбома Sacred Arias, поскольку одновременно занимал три первые позиции в чартах классических альбомов США.Бочелли был удостоен звания Великого офицера ордена “За заслуги перед Итальянской Республикой” в 2006 году и 2 марта 2010 года был удостоен звезды на Голливудской аллее славы за свой вклад в развитие живого театра.
Лучано Паваротти (1935-2007)
Лучано Паваротти — прославленный итальянский оперный певец, один из самых известных вокалистов второй половины XX века.
Эксперты отмечают, что благодаря виртуозному владению голосом, свойственной лишь ему легкости звукоизвлечения, сочетающимся с яркой индивидуальностью, будто излучающей свет и радость бытия, Паваротти стал одним из самых узнаваемых артистов оперы XX столетия.
Его растущей с каждым годом известности способствовали систематические появления в СМИ и трансляции выступлений вокалиста по телевидению.
Паваротти вошёл в поп-культуру после того, как спел арию Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка ФИФА, проходившей в Италии в 1990 году.
Тогда же начинается его совместная работа с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в знаменитом проекте “Три тенора”, целью которого была популяризация оперного искусства среди широких слоев населения.
Кирстен Флагстад (1895-1962)
Кирстен Флагстад — норвежская оперная певица, обладащая драматическим сопрано, экспертами признана одной из лучших вокалисток, исполняющих партии в музыкальных драмах Вагнера. Её прекрасный голос отличался невероятной силой, пластичностью, тембровым наполнением насыщенностью и редким лиризмом.
Ее сценическим образам был чужд внешний пафос. Нескольких фраз, пропетых Флагстад, хватало, чтобы воображение зрителя нарисовало четкий характер ее героини.
Каждая взятая артисткой нота поражала слушателей полнотой, округлостью, а ее тембр, будто впитавший в себя свойственную северным женщинам элегичность, придавал вокалу оперной дивы невыразимое очарование.
Курт Вейль (1900 – 1950)
Гротеск стал главным средством художественной изобразительности в XX веке. Все западные композиторы обратили взгляды на творчество Бертольда Брехта. Так, опера Вейля «Махагони» (1927) о «капиталистическом рае» стала ярким примером оксюморона: симфонические эпизоды со сложным музыкальным языком переплетаются с эстрадными мелодиями, близкая старинной церковной музыка с темпом и ритмом саундтреков американских боевиков.
Премьера оперы в Лейпциге стала ещё тем «чёрным пиаром»: рукопашные схватки, полиция и угрозы нацистов сжечь театр. А в целом, оперы Вейля на драмы Брехта всегда сравнивали с фильмами Чарли Чаплина: они доносили очень глубокие идеи в популярной форме.
Мария Каллас (1923-1977)
Мария Каллас – одна из величайших оперных певиц XX века. В начале своего творческого пути она выступала в качестве драматической колоратуры, а впоследствии — как лирико-драматическое сопрано. В конце певческой карьеры Каллам стала исполнять партии меццо-сопрано.
Певица не ограничивалась одними лишь виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а смогла превратить свои связки в отлаженный выразительный инструмент.
Своим трудом она добилась практически абсолютной универсальности своих профессиональных возможностей. Ее диапазон вмещал классические партии типа “Весталки” Спонтини и последние оперы Верди.
Enrico Caruso — Энрико Карузо
Энрико Карузо – один из самых известных оперных певцов всех времен, потому что он был первым, кого широко записали вскоре после изобретения фонографа. Он сделал около 250 записей в начале 1900-х годов.
Карузо родился в Неаполе, Италия, и дебютировал в профессиональной опере в своем родном городе в 22 года. Среди известных ведущих партий – герцог в “Риголетто” и Канио в “Паяцах”.
Последние годы своей карьеры и жизни он провел в Нью-Йорке, исполняя множество партий в Метрополитен-Опера и записываясь для Victor Talking Machine Company.
Карузо также оказался в Сан-Франциско для участия в серии концертов, когда произошло знаменитое землетрясение 1906 года.
Marilyn Horne — Мэрилин Хорн
Еще одна оперная певица, родившаяся в Пенсильвании, Мэрилин Хорн, по праву считается одной из лучших меццо-сопрано 20-го века.
Хорн начала петь в районе Лос-Анджелеса, выступая на заднем плане в телевизионных ситкомах. В конце концов, у нее были роли перед камерой в телевизионной версии “Странной пары” и пела в “Вечернем шоу” с Джонни Карсоном.
Хорн много раз сотрудничал с Джоан Сазерленд, исполняя дуэты на концертах и вместе исполняя роли в операх. Она хорошо известна по исполнению главных партий Кармен, Ринальдо и Миньон.
До недавнего времени Хорн руководил вокальной программой в Санта-Барбаре, штат Калифорния.
Морис Равель (1875 – 1937)
Первые серьёзные изменения в опере начались именно с француза Равеля. Сюжет его оперы «Испанский час» (1911) вполне остаётся в рамках традиций: молодая жена старого часовщика флиртует с богатыми поклонниками, но по итогу предпочитает им погонщика мулов. Кокетливая и изящная музыка ещё не претерпевает серьёзных перемен. Но обильное использование перезвона курантов, тиканье часов и других звуков добавляет ей новых красок.
Другая его работа – опера-балет «Дитя и чары» (1925) – строится через призму детского восприятия. По сюжету шестилетний ребёнок, наказанный за баловство, засыпает и погружается в фантастичный мир, где животные и предметы ведут себя как люди. Сознание ребёнка переворачивается, и он начинает по-другому смотреть на своё поведение. В этот раз музыка, несмотря на то, что следует традициям французской оперной школы, приобретает нотки сказочности.
Бенджамин Бриттен (1913 – 1976)
Опера «Питер Граймс» (1945) принесла английскому композитору славу, которую ни одному англичанину со времён «Дидона и Энеи» Перселла снискать не удалось. Главный герой – рыбак – отвергнут окружающими. Одиночество и несправедливые обвинения вынуждают его сесть в лодку и отправиться в море, чтобы уже никогда не вернуться обратно. В отличие от классической оперы, где герой непременно святой страдалец, Питер человек трудный и неуравновешенный. Как, собственно, и те люди, с которыми он сталкивается.
Значительное место в опере отведено вокальным монологам: гибкий и ритмичный речитатив максимально отображает внутреннее состояние героев. Хору отведена роль комментатора событий, к нему периодически примыкают основные герои, создавая драматически насыщенные ансамбли. Оркестровые антракты посвящены различным состояниям природы, которые связаны с внутренними переживаниями персонажей.
Совсем иной по тематике и жанру оказалась его другая опера – «Сон в летнюю ночь» (1960). На первый взгляд пьеса-сказка напоминает сплошной абсурд: афинский герцог Тезей (какой герцог в древних Афинах?), царица фей Титания, влюблённая в ткача, которому весёлый эльф Пэк заменил голову на ослиную. Бриттен смог проникнуться этим народным шекспировским юмором, поэтому его музыка свежа и прозрачна. Опера как бы намекает людям, что жизнь весела и прекрасна, а мы сами делаем из неё драмы и трагедии.
«Сон в летнюю ночь» можно разбить на три музыкальных пласта. Первый – музыка мира фантастических существ. Ко второму отнесены темы возлюбленных. Третий рассказывает о жизни афинских ремесленников. Все три пласта объединены темой леса – таинственного, символизирующего нескончаемое многообразие жизни. Мир эльфов и фей у Бриттена выглядит отсылкой к миру детства: чудный фантастический мир, который может восприниматься всерьёз только детьми.
Стоит отметить, что Бриттен – настоящий знаток национальной музыки. Именно её интонации придают опере уникальный колорит и характерные ритмы. «Сон в летнюю ночь» очень хорошо характеризует композитора – представителя эпохи. Бриттен органически соединяет такие музыкальные элементы, которые очень далеки друг от друга. В опере используются непростые ассоциации, которые делают её одновременно и простой для широких масс, и элитарно сложной.
Чечилия Бартоли
Другая меццо-сопрано, Чечилия Бартоли, родилась в Риме и впервые выступила в своей опере в возрасте 9 лет (она сыграла мальчика-пастушка). Ее профессиональный оперный дебют состоялся в 1987 году в возрасте 21 года.
Бартоли известна своими интерпретациями опер Россини, таких как “Севильский цирюльник”, “Отелло” и “Сенерентола”.
Она также исполнила множество произведений Моцарта, в том числе роли в “Женитьбе Фигаро” и “Кози Фан Тутте”. В 2005 году она исполнила роль Клеопатры в опере Гайдна “Джулио Чезаре”.
В настоящее время Бартоли является художественным руководителем Зальцбургского фестиваля Пятидесятницы. Она получила пять премий Грэмми за лучшее классическое вокальное исполнение.
Dmitry Hvorostovsky — Дмитрий Хворостовский
Дмитрий Хворостовский (16 октября 1962, Красноярск — 22 ноября 2017, Лондон) — советский и российский оперный певец (баритон). Народный артист Российской Федерации (1995). Дмитрий выступал с оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, симфоническим оркестром Сан-Франциско, Роттердамским филармоническим и др. Он работает с ведущими дирижерами современности, в том числе с Бернардом Хайтинком, Клаудио Аббадо, Майклом Тилсоном Томасом, Зубином Мехтой, Джимми Левином, Сейджи Одзавой, Лорин Маазель, Валерием Гергиевым, Евгением Колобовым, Юрием Темиркановым, Федосеевым.
Джордж Гершвин (1898 – 1937)
Середина 30-х годов стала настоящим прорывом: американский композитор Джордж Гершвин написал оперу «Порги и Бесс» (1935), которая строится на музыке афроамериканцев. Опера пронизана гуманизмом и симпатиями автора к людям тяжёлой судьбы, но так горячо и отчаянно любящих. Нищий калека Порги благороден в своей любви к легкомысленной Бесс. Последняя безумно далека от любых притязаний на нравственность, но при этом и она умеет искренне любить.
Музыка строится на негритянском песенном фольклоре, который безумно разнообразен. Так, спиричуэлс глубже раскрыли мечты и надежды бедняков, отвергнутых обществом. При этом трогательность музыки ни разу не переходит в сентиментальность. Гершвин, безусловно, жалеет этих людей, но он их также и уважает.
«Порги и Бесс» по сюжетной линии – классическая опера: в центре любовная драма и высокий эмоциональный накал. Но выразительные средства стали революционными: в музыке передаётся мгновенная смена настроений, чувств, отношений. Сочетание традиционного сюжета и негритянской музыки принесло композитору славу, несмотря на расизм, процветавший в США в первой половине XX века.