Риму и миру

Ottorino respighi | atlanta symphony orchestra

Biography

Ottorino Respighi was an Italian composer, musicologist and violinist. He is perhaps best known for his Roman trilogy and the three suites of Ancient Airs and Dances.
Ottorino Respighi was born in Bologna, where his father was a piano teacher, and taught his son violin and piano. He continued studying violin with Federico Sarti at the Liceo Musicale in Bologna, and composition with Giuseppe Martucci and the early music scholar Luigi Torchi. In 1900, Respighi studied composition for five months with Nikolai Rimsky-Korsakov in Russia, while he was employed as first violinist in the orchestra of the Russian Imperial Theatre in St Petersburg during its season of Italian opera. He also had composition lessons with Max Bruch in 1902 in Berlin. Until 1908 his principal activity was as first violin in the Mugellini Quintet, before turning his attention entirely to composition.
Ottorino Respighi lived in Rome from 1913 for the rest of his life, after being appointed a teacher of composition at the Conservatorio di Santa Cecilia there. From 1923 to 1926 he was director of the Conservatorio. In 1925 he collaborated with Luciani on an elementary textbook entitled Orpheus.
Ottorino Respighi maintained an uneasy relationship with Mussolini’s Fascist Party during his later years, vouching for more outspoken critics such as Arturo Toscanini which allowed them to work on under the regime. Feste Romane, the third part of his Roman trilogy, has been seen by many as a response to the regime’s demands to glorify Italy under the Fascists. However as with much of the work of Dmitry Shostakovich, the ‘celebration’ is ambiguous, if not satirical.
Ottorino Respighi was also a musicologist, a devoted scholar of Italian music of the 16th-18th centuries. He published editions of the music of Claudio Monteverdi and Antonio Vivaldi, and of Benedetto Marcello’s Didone. Because of his devotion to these older sources (which worked its way to many of his compositions), many would start to consider him as a typical exponent of Neo-classicism (while Neo-Renaissance or Neo-Baroque would probably be more accurate to describe most of his compositions based on older work). In fact, different from the style of most neo-classicist compositions, Respighi kept more or less clear from the musical idiom of the classical period: he rather combined pre-classical musical forms (like dance suites) with a typical 19th century romantic idiom (e.g. the musical idiom associated with symphonic poems in the romantic period).
Ottorino Respighi died in his Roman villa named «I Pini». A year after his burial, his remains were moved to his birthplace Bologna and reinterred at the city’s expense.
His wife, Elsa Respighi, (neé Olivieri-Sangiacomo) (1894-1996) was his former pupil. A singer (mezzo-soprano) and composer herself, Elsa Respighi created ballets of Respighi’s Ancient Airs and Dances Suites and completed his final opera Lucrezia in 1937. Throughout her long life she championed her husband’s work unfailingly. She published a biography of Respighi in 1962. In 1969 she established Fondo Respighi in Venice, to promote music education in Italy. She was also at the forefront of the 1979 Respighi Centenary celebrations, which saw a number of long-neglected works performed and recorded for the first time. Since then, several of her own works, chiefly for solo accompanied voice, have been given their premiere. In 1955 Elsa Respighi produced a memoir of her encounters with some of the most influential cultural figures of the early 20th century.

Ottorino Respighi

Дата рождения
09.07.1879
Дата смерти
18.04.1936
Профессия
композитор
Страна
Италия

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

В. Ильева

Список основных произведений Респиги →

Публикации

Раритет Респиги в Париже (operanews.ru) 09.02.2015 в 21:47

Риккардо Фрицца и РНО в Большом зале консерватории 16.04.2013 в 19:51

Крещенский сочельник с Респиги в Новой Опере 26.01.2012 в 10:15

Премьера кантаты «Христос» Отторино Респиги 16.01.2012 в 18:56

Главы из книг

Отторино Респиги. Творческий путь (classic-music.ru)

Стиль Отторино Респиги (classic-music.ru)

Список основных произведений Респиги (classic-music.ru)

История итальянской оперы (classic-music.ru)

Композиторы — мои современники (classic-music.ru)

От группы «Шести» до социалистического реализма (classic-music.ru)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: