Pietro Metastasio
Дата рождения
03.01.1698
Дата смерти
12.04.1782
Профессия
писатель
Страна
Италия
Итальянский поэт и
драматург-либреттист. Сын папского солдата. В возрасте 15 лет
написал первую трагедию. С 1719 жил в Неаполе, где брал уроки пения
и композиции у Н. Порпоры. С 1730 придворный поэт (либреттист) в
Вене. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа
(исторических и мифологических), пасторалей, серенад, кантат,
придворных представлений.
Почти все композиторы 18 века, работавшие в этих жанрах, писали
музыку на его тексты, в том числе Л. Винчи, Н. Порпора, А.
Кальдара, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, Б. Галуппи, Л. Лео, Н.
Йоммелли, Н. Пиччинни, А. Хассе, Й. Мысливечек, Дж. Паизиелло, К.
В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. С. Березовский.
Некоторые его либретто использованы во многих операх. Продолжая
реформу оперы, начатую А. Дзено, Метастазио выдвинул задачу
согласования музыки и поэзии в оперном произведении. Его «драмы для
музыки» (dramma per musica) отмечены возвышенностью художественных
образов и тонкой передачей лирических состояний героев. Их
поэтический язык отличается звучностью и чистотой слога, построение
сюжета — искусной интригой и изяществом. Но персонажи его
произведений лишены индивидуальной характеристики, действие мало
динамично, форма стереотипна (резкое разграничение единообразной
трёхчастной арии da capo и сухого речитатива).
Оперная реформа композитора К. В. Глюка и либреттиста Р.
Кальцабиджи ограничила влияние Метастазио на музыкальный театр, но
и в 1-й четверти 19 века ещё появлялись новые оперы на его тексты.
Неоднократно издавались полные собрания сочинений Метастазио, в том
числе Tutte le opere, т. 1-5 (Милан, 1943-54).
Среди популярных либретто Метастазио — «Антигон», «Артаксеркс»,
«Покинутая Дидона», «Катон в Утике», «Александр в Индии»,
«Милосердие Тита», «Олимпиада», «Гипермнестра», «Узнанная
Семирамида», «Ахилл на Скиросе», «Адриан в Сирии», «Аэций»,
«Деметрий», «Фемистокл».
Публикации
Первое исполнение «Олимпиады» Вивальди в России 23.02.2022 в 22:37
Валер Сабадус представил в «Зарядье» программу «Tiranno Amor» 04.04.2019 в 12:22
Открытие V Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори» 03.03.2018 в 11:52
«Что есть Метастазио?» или «Надежда на ликбез» (operanews.ru) 18.07.2016 в 15:17
Премьера балета Десятникова «Опера» в постановке Ратманского в Ла Скала 11.01.2014 в 15:46
Метастазио, Гендель и другие 10.02.2005 в 23:25
Особенности драматургии
Следует сказать несколько слов о структуре и характере самих либретто. Это трехактные произведения, при создании которых Метастазио пользовался рядом несложных правил, довольно широко известных (о них говорит Стендаль в «Письмах о Метастазио» и Гольдони в первом томе «Мемуаров»). Итак, в каждой драме должно быть обязательно шесть героев — обязательно влюбленных. Тремя главными лицами в опере являются примадонна, первое сопрано и тенор — им необходимо спеть по пять арий: aria patetica (страстная), aria di bravura (бравурная), aria parlante (в ровных тонах), полухарактерную арию и aria brillante (блестящую). Существует ещё ряд правил — о них можно прочесть у тех же Гольдони или Стендаля.
Сами арии Метастазио строятся по общепринятой в то время схеме da capo, то есть имеется три строфы, причём первая повторяется в качестве третьей. В ариях раскрывается ещё одна грань гения Метастазио — его арии очень сжаты, часто — 12 стихов, но при этом необычайно выразительны. Следует сказать, что Метастазио имел предшественника — Апостоло Зено, который, по выражению Гольдони, первым напал на мысль, что трагедию можно безо всякого ущерба облечь в лирические стихи и что пение никак её не ослабит. Долгое время Зено работал в Вене, куда приехал по приглашению императора Карла VI, в качестве придворного поэта и историографа, создавая оперы для императорского театра. Современные филологи отмечают большую сухость и рассудочность стиля Зено в сравнении с Метастазио. Гольдони сказал о них так: мужественность стиля Зено роднит его с Корнелем, тогда как Метастазио напоминает Расина. Уезжая из Вены, Зено посоветовал пригласить Метастазио, в котором он видел достойного преемника.
Настройки
Следующие композиторы создали оперу по этому либретто:
композитор | премьера | Место выступления | Замечания | |
---|---|---|---|---|
Леонардо Винчи | 6 февраля 1729 г., Театр делле Дам | Рим | ||
Никола Антонио Порпора | 12 февраля 1729 г., Театр Сан-Джованни Кризостомо. | Венеция | первая версия | |
Близнецы Джакомелли | 19 января 1730 г., Teatro Regio Ducale | Милан | также летом 1732 года в Театро Аркадико в Римини | |
Франческо Араха | Октябрь 1731 г., Театр Сан-Бартоломео | Неаполь | Редакция 29 января 1737 г. в Новом Императорском театре в Санкт-Петербурге. | |
анонимный | Лето 1733 года, Teatro degli Accademici Risvegliati | Пистойя | многие другие выступления анонимных композиторов и пастичков между 1735 и 1782 годами в разных городах | |
Георг Фридрих Гендель ( пастиччо ) → Semiramide riconosciuta (Гендель) | 30 октября 1733 года, Королевский театр на Хеймаркет. | Лондон | основан в основном на версии Леонардо Винчи (1729 г.) | |
Никола Антонио Порпора | 20 января 1739 г., Театр Сан-Карло | Неаполь | вторая версия; также 2 февраля 1743 года в Teatro Regio Ducale в Мантуе. | |
Бернардо Алипранди | Карнавал 1740 г., Театр САСЕ ди Бавьера | Мюнхен | ||
Джованни Баттиста Лампуньяни | Карнавал 1741 года, Театр делле Дам | Рим | также летом 1753 г. в Театре делле Винь в Генуе; Карнавал 1762 года в Королевском театре Дукале в Милане | |
Никколо Джоммелли | 20 января 1742 года, Театр Реджио. | Турин | первая версия | |
Паоло Скалабрини | Карнавал 1743 года, Театр на Туммельплац | Грац | также 9 февраля 1745 г. в опере на Генземаркт в Гамбурге; некоторые арии от других композиторов | |
Иоганн Адольф Хассе | 4 ноября 1744 года, Театр Сан-Карло. | Неаполь | первая версия; также 26 декабря 1744 года в Театре Сан-Джованни Кризостомо в Венеции; в сентябре 1745 г. в Театро синьори Академики Кандиди Унити в Сан-Джованни-ин-Персичето. | |
Доменек Терраделлас | 2 января 1746 года, Театр делла Пергола | Флоренция | ||
Иоганн Адольф Хассе | 11 января 1747 года, придворный театр | Дрезден | вторая версия; также в 1748 году в Театре Академии дельи Эрранти в Брешии. | |
Кристоф Уиллибальд Глюк | 14 мая 1748 года, Бургтеатр. | Вена | ||
Бальдассаре Галуппи | 27 января 1749 года, Театр Реджо Дукале | Милан | также 30 октября 1751 г. в Театре Формальяри в Болонье; Карнавал 1753 г. в Нуово-Театро дворянина в Кремоне; 1770 г. в Итальянском театре в Херес-де-ла-Фронтера | |
Давид Перес | 3 февраля 1749 г., Театр делле Дам | Рим | ||
Джузеппе Скарлатти | Карнавал 1751 года, Театр Сан-Себастьяно | Ливорно | ||
Джузеппе де Майо | 20 января 1751 г., Театр Сан-Карло. | Неаполь | ||
Мишель Фини | 24 января 1752 года, Театр делла Пергола | Флоренция | ||
Джованни Марко Рутини | Осень 1752 года, Театр Нуово | Прага | первая версия | |
Джоаккино Кокки | 3 февраля 1753 г., театр Сан-Кассиано | Венеция | Пересмотрено в 1771 году в Королевском театре на Хеймаркет , Лондон | |
Никколо Джоммелли | Апрельская ярмарка 1753 г., Театр Дукале | Пьяченца | вторая версия; также 23 сентября 1753 года в Real Teatro del Buen Retiro в Мадриде. | |
Франческо Бруса | 14 февраля 1756 г., Театр Сан-Бенедетто | Венеция | ||
Доменико Фишетти | Июньская месса 1759 года, Театр Нуово | Падуя | как полурамид | |
Винченцо Манфредини | Лето 1760 года, Театр Новиссимо | Ораниенбаум | ||
Иоганн Адольф Хассе | 7 октября 1760 года, Королевский польский оперный театр | Варшава | третья версия | |
Никколо Джоммелли | 11 февраля 1762 года, Герцогский театр | Штутгарт | третья версия; также Карнавал 1771 года в Театро де Сальватерра в Лиссабоне | |
Джузеппе Сарти | Осень 1762 года, Det Kongelige Teater | Копенгаген | как полурамид ; переработан для Вознесенской мессы в 1768 году в Театре Сан-Сальваторе в Венеции; Карнавал 1773 года в Королевском театре в Праге | |
Антонио Саккини | 7 января 1764 года, Театр Аргентина | Рим | ||
Томмазо Траэтта | Карнавал 1765 года, Театр Сан-Кассиано | Венеция | как полурамид ; также Карнавал 1771 года в Театро ди Корте в Модене | |
Андреа Бернаскони | 7 января 1765 года, Театр New Court. | Мюнхен | как полурамид | |
Йозеф Мысливечек | 1766, Театро ди Фьера | Бергамо | как полурамид | |
Фердинандо Бертони | 3 мая 1767 года, Театр Сан-Карло. | Неаполь | ||
Пьетро Алессандро Гульельми | 13 августа 1776 года, Театр Сан-Карло | Неаполь | ||
Джованни Марко Рутини | 1780 г., придворный театр | Дрезден | вторая версия | |
Антонио Сальери | Карнавал 1782 г., придворный театр | Мюнхен | как полурамид | |
Джакомо Мейербер | Карнавал 1819 года, Театр Реджио | Турин | Либретто в двух действиях в редакции Гаэтано Росси ; также в апреле 1820 года в Театро Комунале в Болонье с декорациями Антонио Базоли |
Работает
Оперы
Рядом с названием указаны имена первых композиторов, которые установили соответствующие тексты на музыку.
- Siface, re di Numidia (1723) – Франческо Фео
- Didone abbandonata (1724) – Доменико Сарро
- L’impresario delle Isole Canarie (1724) — Доменико Сарро
- Siroe rè di Persia (1726) – Леонардо Винчи
- Катоне в Ютике (1728) — Леонардо Винчи
- Эцио (1728) – Пьетро Аулетта
- Алессандро Нелл’Инди (1729) — Леонардо Винчи
- Семирамид риконосциута (1729) — Леонардо Винчи
- Artaserse (1730) — Леонардо Винчи
- Деметрио (1731) – Антонио Калдара
- Адриано в Сирии (1732) — Антонио Кальдара
- Issipile (1732) – Франческо Конти
- Demofoonte (1733) — Антонио Кальдара
- L’Olimpiade (1733) — Антонио Кальдара
- La clemenza di Tito (1734) — Антонио Кальдара
- Ахилл в Скиро (1736) — Антонио Кальдара
- Ciro riconosciuto (1736) — Антонио Кальдара
- Temistocle (1736) — Антонио Кальдара
- Зенобия (1740) – Лука Антонио Предиери
- Антигоно (1743) – Иоганн Адольф Хассе
- Иперместра (1744) — Иоганн Адольф Хассе
- Аттилио Реголо (1750) — Иоганн Адольф Хассе
- Il re pastore (1751) – Джузеппе Бонно
- L’eroe cinese (1752) — Джузеппе Бонно
- Ниттети (1756) – Никола Конфорто
- Il trionfo di Clelia (1762) — Иоганн Адольф Хассе
- Ромоло Эд Эрсилия (1765) — Иоганн Адольф Хассе
- Руджеро (1771) — Иоганн Адольф Хассе
Другие сценические работы
- Джустино (1712)
- Анжелика (1720)
- Эндимионе (1721)
- Gli orti esperdi (1721)
- Ла Галатея (1722)
- La contesa de ‘numi (1729)
- Il tempio dell’Eternità (1731)
- Amor Prigioniero (1732)
- L’asilo d’Amore (1732)
- Il palladio conservato (1735)
- Il sogno di Scipione (1735)
- Le cinesi (1735)
- Le Grazie vendicate (1735)
- Il Parnaso accusato e difeso (1738)
- La pace fra la virtù e la bellezza (1738)
- Astrea placata (1739)
- Il natale di Giove (1740)
- Il vero omaggio (1743)
- Аугурио ди счастливчик (1749)
- La rispettosa tenerezza (1750)
- L’isola disabitata (1753)
- Tributo di rispetto e d’amore (1754)
- Ла Гара (1755)
- Il sogno (1756)
- La ritrosia disarmata (1759)
- Альсид аль бивио (1760)
- L’Atenaide (Gli affetti generosi) (1762)
- Эгерия (1764)
- Il Parnaso confuso (1765)
- Il trionfo d’Amore (1765)
- La Corona (1765)
- La pace fra le tre dee (1765)
- Партенопа (1767)
- L’ape (нет данных)
Оратории
- Per la festività del santo natale (1727)
- La Passione di Gesù Cristo (1730)
- Сант-Элена-аль-Кальварио (1731)
- La morte d’Abel (1732)
- Джузеппе риконошуто (1733)
- Betulia liberata (1734)
- Gioas re di Giuda (1735)
- Isacco figura del Redentore (1740)
Кантаты
- Il ciclope
- La danza
- Il quadro animato
- Amor Timido
- Il consiglio
- Il nido degli amor
- Il nome
- Il primo amore
- Il ritorno
- Il sogno
- Il tabacco
- Il trionfo della gloria
- Ирэн
- La cacciatrice
- La cioccolata
- La gelosia
- Ла-Песка
- La primavera
- L’Armonica
- La scusa
- La Tempesta
- L’Aurora
- L’estate
- L’inciampo
- L’inverno
- Пель джорно наталицио ди Франческо I
- Пель джорно наталицио ди Мария Тереза
- Pel nome glorioso di Maria Teresa
- Primo omaggio del canto
- Altre cantate
Венский период
Метастазио приехал в Вену в 1729 году. Там ему было суждено прожить остаток жизни, окончившейся 12 апреля 1782 года. В продолжение её он непрестанно создавал новые шедевры: либретто для опер, ораторий и кантат, последние принадлежат к шедеврам его лирики.
Всего Метастазио написал несколько десятков либретто: «Александр в Индии», «Олимпиада», «Милосердие Тита», «Антигон», «Царь-пастух», «Катон в Утике» и т. д. Все они имели огромную славу, сочинения на его либретто писали такие композиторы, как Вивальди, Гендель, Хассе, Глюк, Моцарт, Сальери, Галуппи, Кальдара, Ванхал, Мартин-и-Солер, Мейербер и т. д. На некоторые либретто Метастазио оперы писали несколько десятков композиторов — такова была слава этого великого итальянца, занявшего достойное место в мировой литературе.
история
Исторические источники этого либретто включают в первую очереди первой книги , не сохранившийся Persiká по Ktesias Книды , который содержал несколько историй о легендарной фигуре королевы Семирамиды . Они были включены триста лет спустя Диодором во вторую книгу своей исторической библиотеки . Другие важные источники являются вторым и шестнадцатым книгом Географики по Страбону , Джастина отрывок из первой книги Помпея Трога ‘ Historiae Philippicae и первой книги Истории из Геродота . Большинство мест и личных имен в либретто восходит к Диодору. Однако в случае с Метастазио Семирамида не из Сирии, а из Египта. Он прямо упоминает это различие в процитированном выше предисловии.
Время жизни Семирамиды в источниках указывается по-разному. По словам Ктесия, она жила в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Геродот, с другой стороны, утверждает, что они были пятью поколениями до шестого века до нашей эры. До н.э. жил Нитокрис, правивший Вавилоном . Это согласуется с датами жизни исторической ассирийской царицы Шаммурамат , которую иногда отождествляют с Семирамидой. Это была мать Адад-Нирари III. (810–782 до н.э.) и правил после смерти своего мужа Шамши-Адада V (824–810 до н.э.), возможно, вместо своего несовершеннолетнего сына.
Фигура Семирамиды пользовалась большой популярностью у поэтов, драматургов и художников. Тезис о том, что она управляла под видом своего сына, можно найти в Джастине. В дополнение к Метастазио, он был воспринят и другими поэтами, например, в испанских пьесах «Гран Семирамис » Кристобаля де Вируеса (1609 г.) и Охота на воздух » Педро Кальдерона де ла Барка (около 1653 г.) и во французской Семирамисе. драмы Габриэля Жильбера (1646), Николя Дефонтена (1647), Мадлен-Анджелик де Гомес (1716), Проспера Жолио Кребийона (1717) и Вольтера (1748). Были также несколько других итальянских либретто , такие как Семирамиды по Pierre-Charles Roy (1718), La Семирамиды по Джованни Андреа Moniglia (1667), Семирамида по Франческо Silvani (1713) и Семирамиды в Ascalona по Apostolo Зенона (1725). В частности, произведения Сильвани и Вольтера (в аранжировках «Вендетта динино » Пьетро Джованнини и « Семирамида » Гаэтано Росси ) часто использовались в качестве моделей для опер , что отчасти объясняет единственное среднее распространение либретто Метастазио.
Оформление Глюка 1748 года было его первой работой для Вены. Премьера состоялась при открытии Бургтеатра в день рождения императрицы Марии Терезии . В 1752 году Метастазио исправил текст для Фаринелли , который тогда был театральным директором в Мадриде. Оформление Антонио Саккини было встречено с большим успехом в Риме в 1764 году.
Либретти опер « Семирамида » Леонардо Лео и Джованни Порта иногда ошибочно приписывают Метастазио . Обе оперы используют либретто Франческо Сильвани .
Язык метастазов
Музыкальная драма, которой Метастазий служил, вложив в нее весь свой гений, и в которой он нашел что-то, что могло бы ее проявить, стала настолько модной, что теперь трудно отнести его законное место к этому поэту в истории итальянской поэзии. Его вдохновение уступило место эмоциям и лиризму. Основные драматические ситуации выражаются ариями для двух или трех голосов, которые олицетворяют противоположные страсти, которые могут вступать в конфликт в зависимости от хода действия. В результате получается не чисто литературное выражение, а выражение, превосходно подходящее к музыкальному языку. Язык Metastasium удивительно чистый и ясный. Среди итальянских поэтов он особенно пристрастился к Ле Тассе и Джамбаттисте Марино . Но он избегал поворотов последних и не превосходил первых по изысканности и богатству языка. Его личный стиль отмечен умением импровизировать. Среди латинян он с большим удовольствием изучал Овидия, и этот автор, возможно, оказал влияние на его собственный стиль. За регулярность стихотворения, ясность языка, тонкость чувства, романтические ситуации, переданные в простейшем стиле, и за определенную красоту образов, иногда граничащую с возвышенными, он остается одним из лучших поэтов, иллюстрировавших итальянский язык.
литература
- Елена Сала ди Феличе: Метастазио. Идеология, драматургия, спецаколо. Милан, Франко Анджели, 1983.
- Константино Медер: Метастазио, «Олимпиада» и опера дель Сеттенто. Болонья, Il Mulino, 1993.
- Элизабет Хильшер, Андреа Соммер-Матис (ред.): Пьетро Метастазио — универсальный uomo (1698–1782). Фестиваль Австрийской академии наук, посвященный 300-летию Пьетро Метастазио . Verl. Of the Österr. Akad. Der Wiss., Вена, 2000, ISBN 3-7001-2886-X .
- Лоренц Люттекен, Герхард Сплитт (ред.): Метастазия в Германии Просвещения. Отчет о Потсдамской симпозиуме 1999 года . Niemeyer, Tübingen 2002, ISBN 3-484-17528-1 (= Исследования Вольфенбюттеля для просвещения . Том 28. = Серия публикаций Фонда Франца Ксавера Шнидера фон Вартензее . № 61).
- Герберт Шнайдер, Райнхард Визенд (ред.): Опера в 18 веке. Лаабер, Лаабер, 2006, ISBN 978-3-89007-657-7 .
- Торстен Филипп: Политика в игре: медиа-постановка социальных норм и целей в «Олимпиаде» Пьетро Метастазио. В: Мария Имхоф, Анке Гручус (ред.): О бесах, танцорах и кастратах: Опера как трансмедийное зрелище. Билефельд, стенограмма, 2015, ISBN 978-3-8376-3001-5 , стр. 83-104.
- Франц Райтингер: Метастазианы , Вкус элиты в 19 веке, Verlag Anton Pustet , Зальцбург, 2016, ISBN 978-3-7025-0791-6
использованная литература
Примечания
Источники
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Symonds, John Addington (1911). « Метастазио ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Алуиджи, «Жизнь Метастазио» (Ассизи, 1783 г.), Лондон: Чарльз Берни , 1796 г. и другие.
- Мадер, Константино (1993). Metastasio, L’olimpiade e l’opera del Settecento (на итальянском языке). Болонья: Il Mulino. ISBN 978-88-15-04221-7. OCLC .
- Метастазио: Его работы были опубликованы в многочисленных изданиях, но его личными фаворитами были те, которые были опубликованы под его собственным руководством Кальцабиджи (Париж, 1755, 5 томов). Посмертные произведения напечатаны в Вене в 1795 году.
- Невилл, Дон (1990). Передовые исследования в области оперы и сохранения мультимедиа: проект, связанный с документацией и поиском полных текстов либретти Пьетро Метастазио . Лондон (Онтарио): Музыкальный факультет Университета Западного Онтарио. Без ISBN
- Стендаль , Вие де Гайдн, Моцарт и Метастаз , 1817 г.
Стиль и влияния
В течение сорока лет, которые он прожил после своей первоначальной творческой карьеры, его слава продолжала расти. В его библиотеке было не менее 40 изданий его полных сочинений. Они были переведены на многие языки, французский, английский, немецкий, испанский и даже новогреческий. Они были созданы и положены на музыку всеми известными композиторами, каждое из его либретто получило эту награду, в свою очередь, от самых прославленных европейских художников. Их пели лучшие певцы в каждой столице, и не было ни одного значимого академического общества, которое не считало бы честью иметь его среди своих членов. Все важные иностранные посетители Вены хотели встретить старого поэта в его апартаментах на аллее Угольного рынка ( Kohlmarkt Gasse ). Современники дали ему титул » Il Sofocle italiano » — сравнение с великим греческим трагиком, показывающее, насколько уважаемым он был.
Но его стиль подходил определенной музыке — опере сериа , вокальным виртуозам, драматическим сопрано. А с развитием музыкальной драмы, в частности, появлением на сцене Глюка и Моцарта , развитием оркестровки и быстро распространяющейся модой германского стиля потребовались либретто другого стиля. Произведения Metastasium канули в лету, которого они не заслуживали, как и музыка, которая их сопровождала. Фаринелли, которого он считал альтер-эго , в некотором роде олицетворял его поэзию, и с исчезновением кастратов музыка Метастазия исчезла. Эти двое мужчин были действительно инстинктивно связаны своими взаимодополняющими талантами.
Римская слава
Метастазио было двадцать. В течение последних четырех лет он носил костюм аббата, выполняя мелкие заказы, без которых тогда было бесполезно ожидать продвижения в Риме. Его романтическая история, личная красота, очаровательные манеры и выдающиеся таланты сделали его модным. За два года он потратил свои деньги и повысил свою репутацию. Он решил серьезно заняться делом по своей профессии. Он эмигрировал в Неаполь и вошел в офис выдающегося юриста по имени Кастаньола, который строго контролировал его время и энергию.
Будучи рабом закона, Метастазио в 1721 году составил эпиталамий, а также, вероятно, его первая музыкальная серенада, Эндимионе (Эндимион ), по случаю бракосочетания его покровительницы Донны Анны Франчески Равашьери Пинелли ди Сангро (позже 6-я принцесса Бельмонте) с маркизом доном Антонио Пигнателли (позже Его Светлость Принц Бельмонте ). В 1722 году, когда Неаполь находился под властью Австрийский Правило, день рождения Императрица Елизавета Кристина должен был быть отмечен с большим, чем обычно, почестями, и наместник попросил Метастазио сочинить серенату по этому случаю. Метастазио принял, но сохранил свое авторство в секрете. Он написал «Gli orti esperidi», музыку к которому положил Никола Порпора, и в исполнении ученика Порпоры, кастрат Фаринелли, сделав впечатляющий дебют, он получил самые восторженные аплодисменты. Римская примадонна, Марианна Булгарелли, сыгравшая Венеру в этой опере, не жалела усилий, пока не нашла ее автора.
Булгарелли убедил поэта отказаться от закона и пообещал обеспечить ему известность и независимость, если он посвятит свои таланты музыкальной драме. В ее доме Метастазио познакомился с величайшими композиторами того времени: Иоганн Адольф Хассе, Джованни Баттиста Перголези, Алессандро Скарлатти, Леонардо Винчи, Леонардо Лео, Франческо Дуранте, и Бенедетто Марчелло, все из которых позже переложили свои пьесы на мелодию. Здесь он тоже изучал искусство пения и научился ценить стиль таких людей, как Фаринелли. Метастазио писал быстро, а его пьесы дополнялись музыкой и пением величайших певцов того времени. На бумаге его сюжеты могут показаться условными, его ситуации — абсурдными; он позволяет себе вольность относиться к историческим фактам и одержим темой любви. Однако музыка помогает опровергнуть эту критику..
Статуя Метастазио в Риме, Пьяцца делла Кьеза Нуова
Метастазио жил с Булгарелли и ее мужем в Риме. Движимая любовью, наполовину материнской, наполовину романтической, и восхищаясь его талантом, она усыновила его еще более страстно, чем это сделала Гравина. Она взяла всю семью Трапасси — отца, мать, брата, сестер — в свой дом. Она взращивала гений поэта и баловала его капризы. Под ее влиянием он написал в быстрой последовательности Didone abbandonata, Катоне в Ютике, Эцио, Алессандро нелл Инди, Семирамид риконосциута, Siroe и Artaserse. Эти драмы были положены на музыку главными композиторами того времени и разыграны в главных городах Италии.
Но тем временем Булгарелли рос; она перестала петь на публике; и поэт все больше чувствовал, что его зависимость от ее доброты раздражает. Он получил 300 скуди за каждую оперу; это вознаграждение, хотя и хорошее, было ненадежным, и он жаждал какого-то фиксированного обязательства. В сентябре 1729 г. он получил предложение о приеме придворного поэта в театр на ул. Вена, успех Пьетро Париати со стипендией в размере 3000 флоринов. Он сразу принял это. Булгарелли бескорыстно ускорил его путь к славе. Она взяла на себя ответственность за его семью в Риме, и он отправился в Австрия.
Наследие и значение
Имя Метастазио, вместе с именами Карло Гольдони, Карло Гоцци и Витторио Альфьери, прославило итальянский театр. Однако если Гольдони прославил итальянскую комедию, Альфьери — трагедию, а Гоцци вообще создал новый жанр (фьябу), то Метастазио достиг невиданных высот в жанре оперы. Здесь сразу же следует отметить, что, согласно терминологии XVIII века драму, предназначенную для музыки, необходимо называть именно оперой, а не либретто, как это принято сейчас, что во многом справедливо, так как либретто зачастую понимается как вспомогательный материал для композитора, тогда как лучшие образцы музыкальной драмы (dramma per musica) XVIII века являются шедеврами сами по себе, даже без музыкального сопровождения. Во многом это является именно заслугой Метастазио.
Метастазио является также автором либретто Страстей, положенного на музыку несколькими композиторами, в том числе Антонио Сальери («Страсти господа нашего Иисуса Христа», 1776).
Первый успех
Успех к Метастазио пришёл в 1724 году, после постановки «Покинутой Дидоны», написанной специально для возлюбленной поэта, певицы Марианны Романини
Либретто имело редкий успех: положенное на музыку Доменико Сарро, оно в первый же год привлекло внимание нескольких композиторов, и в дальнейшем — на протяжении всего XVIII в — было «озвучено» ещё пятьдесят раз. «Покинутая Дидона» не была первым опытом поэта, но именно в ней впервые проступили характерные черты его стиля
Особая музыкальность стиха (сочиняя тексты арий, Метастазио собственноручно «проверял» их, кладя на музыку); ясность драматургии, которая уже у предыдущего поколения либреттистов освободилась от венецианской эксцентрики (множества действующих лиц, запутанной интриги, узнаваний, переодеваний, комических персонажей, вмешательства богов и т. п.) и у Метастазио окончательно приобрела классический вид; тонкая прорисовка характеров, умение проследить каждый оттенок переживания героев, которым Метастазио славился, и которое позволило ему перенести весь интерес драмы в психологическую плоскость, в отличие от той трагедии — или комедии — положений, какой зачастую была опера до него.
Ранние годы
Opere drammatiche, oratorj sacri e poesie liriche (1737)
Метастазио родился в Риме, где его отец, Феличе Трапасси, уроженец Ассизи , проходил службу в корсиканском полку папских войск. Феличе женился на болонке Франческе Галасти и стал бакалейщиком на Виа дей Каппеллари . У пары было два сына и две дочери; Пьетро был младшим сыном.
Говорят, что Пьетро, еще будучи ребенком, привлекал толпы, декламируя импровизированные стихи на определенную тему. Однажды в 1709 году два выдающихся человека остановились, чтобы послушать: Джованни Винченцо Гравина , известный своей юридической и литературной эрудицией, а также своим руководством Аркадской академией , и Лоренцини, известный критик. Гравину привлекли поэтический талант и личное обаяние мальчика, и он сделал Пьетро своим протеже ; в течение нескольких недель он удочерил его. Феличе Трапасси был рад дать своему сыну шанс на хорошее образование и внедрение в общество.
Гравина преобразовала имя мальчика Трапасси в Метастазио и намеревалась сделать его приемный сын таким же юристом, как и он сам. Поэтому он заставил мальчика выучить латынь и право. В то же время он развивал свои литературные способности и демонстрировал юношеское дарование как в собственном доме, так и в римских кружках. Вскоре Метастазио стал соревноваться с самыми знаменитыми импровизаторами своего времени в Италии. Однако его дни, полные учебы, и вечера, посвященные импровизации стихов, сказались на здоровье Пьетро.
Гравина, совершая деловую поездку в Калабрию , выставил Метастазио в литературных кругах Неаполя , а затем передал его на попечение своего родственника Грегорио Каропрезе в Скалее. В деревенском воздухе и тишине южного побережья здоровье Метастазио ожило. Гравина решил, что ему больше никогда не следует импровизировать, а следует приберечь его для более благородных усилий, когда, завершив свое образование, он может вступить в соревнование с величайшими поэтами.
Метастазио откликнулся на желание своего покровителя. В возрасте двенадцати лет он перевел Илиаду в октавные строфы; а два года спустя он написал Senecan трагедии на сюжете из Триссино «s Italia Либерата — любимая эпопея GravIna в. Он назывался Джустино и был напечатан в 1713 году; сорок два года спустя Метастазио сказал своему издателю, что он охотно подавит эту ювенилию .
Каропрез умер в 1714 году, оставив Гравину своим наследником; а в 1718 году умерла и Гравина. Метастазио унаследовал состояние в 15 000 скуди. На собрании Аркадской академии он прочитал элегию своему покровителю, а затем устроился наслаждаться своим богатством.
Ранние годы жизни
Поэзией Метастазио увлекся в раннем детстве и уже к 10 годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации
Талантливый ребенок привлёк к себе внимание поэта Гравины, богатого римского адвоката, усыновившего его. Следует отметить, что Гравина оставил свой след в истории изящной словесности именно этим шагом (Стендаль отмечал, что он писал «скуки ради скверные трагедии»; правда, в своё время его литературная известность была довольно широка)
Именно Гравина дал своему воспитаннику фамилию Метастазио — это фамилия является ничем иным, как переводом фамилия Трапасси на греческий язык. Усилиями Гравины молодой Метастазио получил отличное образование. Ему же он оставил и своё наследство, избавив его тем самым от материальных забот.