Римский-корсаков. «весной»

Римский-корсаков. «весной»

In Spring, Op. 43

Композитор
Николай Римский-Корсаков
Год создания
1897
Жанр
вокальные
Страна
Россия

История создания

В конце 90-х годов XIX века Римский-Корсаков — признанный глава
Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и
симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель
плеяды значительных композиторов, непререкаемый авторитет во всех
вопросах музыки. 1897 год в творческом плане сложился для него
удачно. Замыслы переполняли, причем интересы несколько сместились:
его стали привлекать не крупные музыкально-театральные
произведения, а камерная опера
«Моцарт и Сальери» на полный текст маленькой
трагедии Пушкина, кантата «Свитезянка» по
Адаму Мицкевичу в переводе Мея, а также камерно-инструментальные
сочинения, к которым композитор ранее не обращался.

Особенно поражает поток романсов, вылившийся из-под его пера. В
«Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на
протяжении многих лет, читаем: «Я давно не сочинял романсов.
Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре
романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде,
… > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная
вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом
направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого,
Майкова, Пушкина и других. К приезду на дачу у меня было десятка
два романсов».

Из написанного неясно, в каком порядке сочинялись романсы, но среди
них немало подлинных жемчужин, к которым относятся и два из
четырех, составляющих цикл «Весной», помеченный опусом 43, то есть
отнесенный автором ко времени непосредственно перед «Свитезянкой»
(ор. 44). Эти четыре романса — «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер,
вея с высоты» (оба на стихи А. Толстого), «Свеж и душист твой
роскошный венок» (на стихи А. Фета) и «То было раннею весной»,
снова на стихи А. Толстого.

Граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875) кроме широко
известных драматических произведений, в частности, трилогии «Смерть
Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», романа
«Князь Серебряный», рассказов и очерков, написал множество
лирических стихотворений, к которым не раз обращались русские
композиторы. Достаточно назвать «Средь шумного бала» и «Кабы знала
я, кабы ведала» Чайковского. Столь же популярными стали и романсы
«Звонче жаворонка пенье», посвященный Варваре Дмитриевне Комаровой,
дочери Д. В. Стасова, писательнице, известной под псевдонимом
Владимир Каренин, и «Не ветер, вея с высоты», посвященный певице
Александре Карловне Рунге. Романс «То было раннею весной»
значительно более известен с музыкой Чайковского, тогда как
последний номер из цикла Римского-Корсакова на этот текст
исполняется редко. «В первую половину сезона 1897-98 года я был
занят приготовлением к изданию накопившихся новых романсов. Романсы
издавались Беляевым в двух тональностях — для высокого и низкого
голоса. Надо было транспонировать, держать корректуры и т. д.», —
записывал Римский-Корсаков в «Летописи». Из печати романсы вышли в
начале 1898 года.

Музыка

Цикл «Весной» — один из первых образцов нового вокального стиля
Римского-Корсакова. Сам композитор в цитированном выше отрывке из
«Летописи» определяет его так: «Мелодия романсов, следя за изгибами
текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась
таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на
гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось
после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми
исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, т. е.
помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо
вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди
мелодии». «Звонче жаворонка пенье» пленяет непосредственным
душевным порывом, устремленностью к счастью, жизненной полнотой. Он
написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении
триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца,
поддерживая выразительную, гибкую мелодию. Совсем другой характер
носит романс «Не ветер, вея с высоты»: поначалу нежная спокойная
мелодия, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии
фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной,
чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный,
классический в своей завершенности образ.

Л. Михеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: