Лучшие произведения шумана

Роберт шуман (robert schumann) | belcanto.ru

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Учеба юного Роберта Шумана

Клара Вик

По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.

Роковой удар судьбы

Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной

Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.

Шуман-критик

Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.

Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» — «Давидсбунда».

Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и Шопена, чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.

Шуман-композитор

А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» — мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).

Все это относится к области программной музыки

Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление

Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» — состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и Паганини, встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.

Последний удар судьбы

Вместе навсегда

Но счастливые годы омрачились незаметно подкрадывавшейся болезнью Шумана, поначалу казавшейся простым переутомлением. Дело, однако, оказалось серьезнее. Это было психическое заболевание, иногда отступавшее – и тогда композитор возвращался к творческому труду и талант его оставался таким же ярким и оригинальным, иногда обострявшееся – и тогда он уже не мог ни работать, ни общаться с людьми. Болезнь постепенно подтачивала его организм, и последние два года жизни он провел в больнице.

Но вот что замечательно: Шуман закончил свой творческий путь так же, как он его начал, — открытием новой звезды на музыкальном горизонте. В молодости он приветствовал юного Шопена, на закате жизни – молодого Иоганнеса Брамса, в будущем крупнейшего немецкого симфониста. Даже название последней статьи Шумана – «Новые пути» — символично. Открывателем новых путей он был всю свою жизнь, таким и остался в памяти человечества.

https://youtube.com/watch?v=QqEWbOzL_GQ

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»

Роберт Шуман – немецкий композитор, родился в 1810, умер в 1856. Несмотря на сильное желание посвятить себя музыке, Шуман после смерти отца по желанию матери, поступил (1828) в лейпцигский университет для изучения юридических наук. В 1829 он перешел в гейдельбергский университет; но как здесь, так и там занимался преимущественно музыкой, так что, наконец, мать его в 1830 дала согласие на то, чтобы сын её сделался профессиональным пианистом.

Портрет Роберта Шумана по дагерротипу 1850 г.

Вернувшись в Лейпциг, Шуман стал учиться под руководством пианиста Фр. Вика; но вскоре паралич одного из пальцев правой руки заставил его отказаться от карьеры виртуоза и он, посвятив себя исключительно композиторской деятельности, начал изучать композицию под руководством Дорна. В следующие годы Шуман написал несколько больших пьес для фортепиано и в то же время выступил, как писатель о музыке. В 1834 он основал журнал «Новая музыкальная газета», который редактировал до 1844. В своих статьях Шуман, с одной стороны, нападал на пустую виртуозность, с другой – ободрял молодых, одушевленных высшими стремлениями музыкантов.

Роберт Шуман. Лучшие произведения

В 1840 Шуман женился на дочери своего бывшего учителя, Кларе Вик и в то же время в его деятельности произошел поворот, так как он, писавший прежде только для фортепиано, стал писать и для пения, а также занялся инструментальной композицией. Когда была основана (1843) лейпцигская консерватория, Шуман сделался её профессором. В том году было исполнено его сочинение для хора с оркестром: «Рай и Пери», которое способствовало распространению его известности.

В 1844 Шуман предпринял со своей женой, замечательной пианисткой, артистическое путешествие, доставившее громкую известность обоим. Во время него они посетили и Россию; с большим успехом прошли их совместные концерты в Митаве, Риге, Петербурге и Москве. После возвращения в Лейпциг Шуман оставил редакцию журнала и переехал с женою в Дрезден, где 1847 принял на себя управление Liedertafel»я и общества хорового пения. Поставив в 1850 в Лейпциге свою оперу «Геновевa», Шуман с семьей переселился в Дюссельдорф, где получил место городского директора музыки.

Однако, хронический мозговой недуг, первые признаки которого появились ещё в 1833 г., стал развиваться очень быстро. В Дюссельдорфе Шуман написал «Рейнскую симфонию», увертюры к «Мессинской невесте» и «Герману и Доротее», несколько баллад, месс и Реквием. На всех этих произведениях уже лежит печать его умственного расстройства, отразившегося и на его капельмейстерстве. В 1853 г. ему дали понять, чтобы он оставил свой пост. Очень огорченный этим, Шуман отправился путешествовать по Голландии, где на долю его выпал шумный успех. Блестящий успех этого артистической поездки с женой был последним радостным событием его жизни. Вследствие усиленных занятий болезнь композитора стала прогрессировать. Он начал страдать слуховыми галлюцинациями и расстройством речи. Однажды поздно вечером Шуман выбежал на улицу и бросился в Рейн (1854). Его спасли, но разум его угас уже навсегда. Он прожил после этого еще два года в лечебнице для душевнобольных, близ Бонна, где и скончался.

Известный немецкий композитор Роберт Шуман — романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Лучшие произведения Шумана: 10 основных пьес великого композитора

Карнавал

Двадцать увлекательных фортепианных миниатюр, изображающих гуляк в масках на Карнавале, фестивале перед Великим постом, включая музыкальные портреты Паганини и Шопена. Карнавал демонстрирует практически все личные и музыкальные качества молодого Шумана в той или иной форме, а ряд произведений представляет собой музыкальные портреты друзей композитора и важных современников.

Крейслериана

Kreisleriana – это набор из восьми сольных фортепианных пьес, посвященных Шопену и вдохновленных персонажами из рассказов немецкого писателя-романтика ЭТА Хоффмана. Шуман считал «Крейслериану» одним из своих лучших произведений, и это произведение остается одним из основных элементов романтического сольного фортепианного репертуара.

Kinderszenen

Набор из тринадцати восхитительных пьес для фортепиано, ностальгически напоминающих «Сцены из детства», не путать с более поздним «Альбомом для юношества», который был разработан специально для детей! «Träumerei» («Сновидение»), № 7, – одно из самых известных произведений Шумана.

Études Symphoniques

Фортепианные вариации потрясающего мастерства и удивительной спонтанности, учитывая, что Шуман потратил на работу несколько лет. Этюды считаются одними из самых сложных произведений Шумана для фортепиано (вместе с его «Фантазией до мажор» и «Токката») и во всем фортепианном репертуаре.

Концерт для фортепиано с оркестром

Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, соч. 54 – единственный фортепианный концерт Шумана и одно из самых сокровенных его масштабных произведений. Его жена Клара заметила: «Фортепиано настолько искусно переплетено с оркестром, что невозможно представить одно без другого». Несомненно лучшее произведение Шумана.

Симфония No 3 (‘Рейнская’)

Симфония № 3 («Рейнская») – один из последних великих шедевров Шумана. «Рейнская» симфония была вдохновлена ​​счастливыми воспоминаниями Шумана о поездке в Рейнскую область с его женой Кларой. Традиционно симфонии имеют только четыре части, но в этой работе Шуман расширил условную структуру до пяти частей. Темы «Рейнской» симфонии позже были переработаны Брамсом в его «Симфонии № 3».

Симфония No. 4

Желание Шумана полностью интегрировать симфонию достигает своего апогея в Симфонии № 4, наиболее формально новаторской из его симфоний. В каждом движении нити исходной темы остаются присутствующими и важными для структуры всей симфонии. Четыре части должны воспроизводиться без перерывов и вместе образуют единый крупномасштабный формальный дизайн.

Dichterliebe

Dichterliebe («Любовь поэта»), классический сеттинг из 16 стихотворений, выбранных из популярного сочинения «Buch Der Liede» Генриха Гейне, широко считается лучшим песенным циклом Шумана. Набор песен является выражением любви Шумана к своей жене Кларе, но также и их борьбы, поскольку отец Клары выступал против их брака. За счастьем в первых четырех песнях следует приступ отчаяния и разочарования в следующих четырех песнях.

Frauenliebe Und-Leben

Frauenliebe Und-Leben («Любовь и жизнь женщины») – это наиболее восхитительно вдохновленный цикл песен Шумана, который волшебным образом передает неизменную преданность женщины своему мужу. Восемь стихотворений в этом цикле представляют развивающийся взгляд на любовь и жизнь, описывая любовь женщины к своему мужчине от первой встречи, до их брака и его смерти.

Фортепианный квинтет

Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор Шумана считается одним из его лучших сочинений и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века. Фортепианный квинтет, составленный для фортепиано и струнного квартета, произвел революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета, и этот инструментарий позже был популяризирован известными композиторами, включая Брамса, Франка, Дворжака и Элгара.

Узнайте больше о лучших произведениях великих композиторов.

20 878

Works without Opus number listed by Hofmann/Keil (H/K)

published in 1982 this list became popular; it was intended to be chronological, but failed; Abbreviations see RSW.

  • H/K WoO 1, Der deutsche Rhein (Patriotisches Lied) (1840) = WoO 5
  • H/K WoO 2, Piano accompaniment to 6 violin sonatas by J.S. Bach (BWV 1001-1006) (1852-53) = WoO 8
  • H/K WoO 3, Szenen aus Goethes Faust (1844-53) = WoO 3
  • H/K WoO 4, An Alexis (Canon on F.H. Himmel’s «An Alexis send’ ich dich» for piano in A flat major) (1832-33) = RSW:Anh:F19,8
  • H/K WoO 5,1, Scherzo (rejected from Op.14) (1835-36) = RSW:op14:Anh:1
  • H/K WoO 5,2, Presto passionato (original finale (presto) for Op.22) (1835) = RSW:op22:Anh
  • H/K WoO 6, Symphonic Etudes in Variation Form for Piano (posth.) (five supplementary variations to Op.13) = RSW:op22:Anh:1-5
  • H/K WoO 7, Soldatenlied (1844) = WoO 6
  • H/K WoO 8, Albumblatt ‘Auf Wiedersehn’ für Niels W. Gade for Voice and Piano (1844) = RSW:Anh:M6
  • H/K WoO 9, Sommerruh for two voices and Piano (1849) = WoO 7
  • H/K WoO 10,1, Andante and Variations in B-flat major for 2 Pianos, 2 Violincellos, and Horn (1843) (a version of Op.46) = RSW:op46:Anh
  • H/K WoO 10,2-4, Drei Jugendlieder for voice and piano (1827-28) = RSW:Anh:M2,7-9
  • H/K WoO 11, Zwei Balladen for voice and piano (1840) = RSW:Anh: = RSW:Anh:M4,1-2
  • H/K WoO 12, Kanon für Männerstimmen (Rückert) (1847) = RSW:op65:Anh:1
  • H/K WoO 13-15, Drei Freiheitsgesänge, part songs for male voices (1848) = WoO 4
  • H/K WoO 16, Album für die Jugend for piano (1848?) (additional pieces to Op.68) = RSW:op68:Anh:9,10,13,14
  • H/K WoO 17, Kanon für Männerstimmen (Rückert) (1847) = RSW:op65:Anh:2
  • H/K WoO 18, Hirtenknaben-Gesang (1846) = RSW:op59:Anh
  • H/K WoO 19, Der Fischer/Jugendlied (1827-28) = RSW:Anh:M2,6
  • H/K WoO 20, 8 Polonaises for Piano Duet (1828) = RSW:Anh:G1
  • H/K WoO 21, 6 Jugendlieder for Voice and Piano (1827-28) = RSW:Anh:M2,1-5,10
  • H/K WoO 22, «FAE» Sonata for Violin and Piano (1853) (1st movt. was by Dietrich, and 3rd movt. by Brahms; Schumann wrote movt. 2 and 4 which became part of his Violin Sonata No.3) = WoO 2
  • H/K WoO 23, Violin Concerto in D minor (1853) = WoO 1
  • H/K WoO 24, Variations in E-flat on an Original Theme ‘Geistervariationen’ (1854) for piano = RSW:Anh:F39
  • H/K WoO 25, Piano accompaniments to Paganini’s Violin Caprices (1853-55) = RSW:Anh:O8
  • H/K WoO 26,1, ‘Ein Gedanke’ for voice and piano (1850) = RSW:op127:Anh
  • H/K WoO 26,2, ‘Frühlingsgrüße’ for voice and piano (1851) = RSW:Anh:M11,1
  • H/K WoO 26,3, ‘Liedchen von Marie und Papa’ (1852) for two Voices = RSW:Anh:M14
  • H/K WoO 26,4, Bei Schenkung eines Flügels ‘Die Orange und Myrthe hier’ for 4 voices and Piano (1853) = RSW:Anh:M15
  • H/K WoO 27, Violin Sonata No.3 in A minor (1853) = WoO 2
  • H/K WoO 28, Supplement to Fantasy Pieces Op.12 for Piano (1837) = RSW:op12:Anh
  • H/K WoO 29, Symphony in G minor «Zwickau» (1832) (incomplete) = RSW:Anh:A3
  • H/K WoO 30, Album für die Jugend for piano (1848) (additional pieces to Op.68) = RSW:op68:Anh:1,3,6,9,10,13,14,16-18,21,24,26,27
  • H/K WoO 31, Etudes in Variation Form on a Theme by Beethoven (1833-35) = RSW:Anh:F25
  • H/K WoO 32, Piano Quartet in C minor (1829) = RSW:Anh:E1

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.

При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.

Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.

Биография Шумана
великого немецкого композитора — подобно жизни любого знаменитого человека, была наполнена и курьезными, анекдотичными случаями, и трагичными переплетениями судьбы. Почему Шуман не стал виртуозным пианистом, как мечтал в юности, и почему ему пришлось выбрать композиторскую стезю? Как это повлияло на его психическое здоровье, и где закончил свою жизнь знаменитый автор?

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.

Роберт Шуман в молодости

Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них – тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.

Рояль Роберта Шумана

Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.

Композитор Роберт Шуман

Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.

Памятник Роберту Шуману

При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак.
Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» — цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились

Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность

В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: