Опера «мертвый город» э.в. корнгольда: 
впервые в россии

Опера «мертвый город» э.в. корнгольда: 
впервые в россии

Erich Wolfgang Korngold

Дата рождения
29.05.1897
Дата смерти
29.11.1957
Профессия

композитор, дирижёр

Страна
Австрия

Эрих Вольфганг Корнгольд (29 V 1897, Брно — 29 XI 1957, Голливуд) — австрийский композитор и дирижёр. Сын музыкального критика Юлиуса Корнгольда. Композиции обучался в Вене у Р. Фукса, А. Цемлинского, Г. Греденера. Как композитор дебютировал в 1908 (пантомима «Снежный человек», поставлена в Венской придворной опере).

Творчество Корнгольда формировалось под влиянием музыки М. Регера и Р. Штрауса. В начале 20-х гг. Корнгольд дирижировал в Гамбургском городском театре. С 1927 преподавал в Венской академии музыки и сценического искусства (с 1931 профессор; класс теории музыки и дирижёрский класс). Выступал также с музыкально-критическими статьями. В 1934 эмигрировал в США, где преимущественно писал музыку к фильмам.

В творческом наследии Корнгольда наибольшую ценность представляют оперы, особенно «Мёртвый город» («Die tote Stadt», по роману «Мёртвый Брюгге» Роденбаха, 1920, Гамбург). После ряда лет забвения «Мёртвый город» вновь ставится на оперных сценах (1967, Вена; 1975, Нью-Йорк). Сюжет оперы (видения мужчины, скорбящего по поводу покойной жены и отождествляющего встреченную им танцовщицу с покойной) позволяет современной режиссуре создать эффектный спектакль. В 1975 дирижер Лайнсдорф записал оперу (в главных партиях Колло, Неблетт, RCA Victor).

Инструментовал и отредактировал ряд оперетт Ж. Оффенбаха, И. Штрауса и др.

Сочинения:

оперы — Перстень Поликрата (Der Ring des Polykrates, 1916), Виоланта (1916), Чудо Элианы (Das Wunder des Heliana, 1927), Катрин (1937); муз. комедия — Безмолвная серенада (The silent serenade, 1954); для оркестра — симфония (1952), симфониетта (1912), симфоническая увертюра (1919), сюита из музыки к комедии «Много шума из ничего» Шекспира (1919), симфоническая серенада для струнного оркестра (1947); концерты с оркестром — для фортепиано (для левой руки, 1923), для виолончели (1946), для скрипки (1947); камерные ансамбли — фортепианное трио, 3 струнных квартета, фортепианный квинтет, секстет и др.; для фортепиано — 3 сонаты (1908, 1910, 1930), пьесы; песни; музыка к фильмам, в т.ч. Робин Гуд (1938), Хуарес (Juarez, 1939).

M. M. Яковлев

Публикации

Российская премьера оперы Корнгольда «Мёртвый город» 02.05.2022 в 19:47

Два музыкальных вечера в Берлине 07.07.2013 в 09:37

Постановщики

В Новой Опере «Мертвый город» ставит признанный и сложившийся за многие годы творческий тандем Василия Бархатова (режиссер-постановщик) и Зиновия Марголина (художник-постановщик). Вместе они уже создали десятки спектаклей, многие из которых отмечены престижными театральными премиями. Так, Зиновий Марголин – четырехкратный лауреат премии «Золотая Маска». Василий Бархатов многократно номинировался на «Золотую Маску», а в 2019 году был номинирован на премию International Opera Awards как лучший оперный режиссер. Десять лет он не ставил спектакли в Москве, и «Мертвый город» станет первым проектом после перерыва. В последние годы режиссер сотрудничал с театрами Мангейма, Базеля, Висбадена, Берлина, Будапешта, Стокгольма, Ганновера, Вильнюса.

В постановочную группу также вошли художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, которая работала с Василием Бархатовым над созданием его зарубежных спектаклей, и художник по свету Александр Сиваев, оформивший более двухсот постановок, лауреат премии «Золотая Маска», главный художник по свету Московского театра оперетты.

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Валентин Урюпин. В 2021 году он занял пост главного дирижера театра Новая Опера и взял курс на открытие неизвестных сочинений – никогда не звучавших или редко исполняющихся. Маэстро готовит российскую премьеру оперы совместно с дирижером Дмитрием Матвиенко.

Солисты

По мнению многих исследователей, залог успеха постановки «Мертвого города» – дуэт тенора и сопрано. В Новой Опере в главных партиях выступят солисты мирового уровня: Пауль – Рольф Ромей (Швейцария), исполняющий ведущие теноровые партии в театрах Штутгарта, Дармштадта, Берлина, Мюнхена, Мадрида, Базеля и многих других; Мариэтта, Мари – Елена Стихина, солистка Мариинского театра, которую регулярно приглашают самые известные оперные дома Европы и Америки, среди них: Финская, Парижская, Бостонская, Немецкая, Лондонская оперы, Метрополитен-опера и другие. Партию Фрица репетирует приглашенный солист Большого театра России, известный баритон Василий Ладюк. Другие партии готовят солисты театра Новая Опера.

Рольф Ромей

Елена Стихина

Эрих Вольфганг Корнгольд (1897–1957) – австрийский и американский композитор. В течение XX века отношение к его творческому наследию стремительно менялось, проходя стадии восторженного признания, забвения и нового открытия. Отец композитора, знаменитый музыкальный критик Юлиус Корнгольд, оказывал на него большое влияние и даже давление, намеренно создавал образ сына-вундеркинда. Когда Корнгольду было 9 лет, его сочинение услышал Густав Малер, он предсказал юному композитору блестящее будущее и посоветовал продолжить образование у Александра фон Цемлинского. В 11 лет Корнгольд написал балет «Снеговик», который поставили в Венской опере, в 14 – первое оркестровое сочинение, а в 17 – две оперы. Критик Юлиус Корнгольд был известен как ярый противник новых музыкальных направлений, активно развивавшихся в начале века, возможно, поэтому и творчество его сына стало «лебединой позднеромантической песнью».

В музыкальной стилистике Корнгольд демонстрирует знание сочинений великих мастеров – так писали о нем критики. Композитор синтезировал в своем творчестве разные традиции. На его стиль оказали влияние Р. Штраус, Дж. Пуччини, Р. Вагнер, И. Брамс, И. Штраус, А. фон Цемлинский, у которого он учился. Корнгольда даже называли «венским Пуччини» – за мелодический дар и использование принципов итальянской школы. В опере «Мертвый город» появляется мотив танца, ассоциативно связанный с музыкой и Джакомо Пуччини, и Рихарда Штрауса. Прежде всего, самые известные фрагменты оперы – два своеобразных медленных вальса, как их обозначает британская исследовательница творчества Корнгольда Джессика Дьючен, напоминают о вальсе Мюзетты из «Богемы». Это песня Мариэтты Glück, das mir verblieb («Счастье, которое мне осталось»), где чередуются разные размеры – характерный для композитора прием выписанного rubato, и песня Пьеро (Фрица) Mein Sehnen, mein Wähnen («Моя тоска, мое воображение»). Также Корнгольд вводит танец Мариэтты, который подобен танцу Саломеи. Большой состав оркестра и разнообразие инструментов – тоже постромантическая традиция. При этом композитор ведет диалог и с ранним романтизмом, упоминая сцену воскрешения из «Роберта-дьявола» Дж. Мейербера, одного из первых образцов французской большой оперы.

Политическая ситуация заставила композитора покинуть Австрию и уехать в США. В 1934 году от режиссера Макса Рейнхардта он получил приглашение в Голливуд для работы над музыкой к фильму «Сон в летнюю ночь». Благодаря этому творчество Корнгольда вышло на новый этап: он стал известным кинокомпозитором, фактически – заложил основы голливудской музыкальной эстетики. Композитор дважды получил премию «Оскар» за лучшую музыку к фильмам «Энтони несчастный» и «Приключения Робин Гуда». После войны Корнгольд вернулся к академическим жанрам, но постромантический стиль уже не вписывался в эстетику новой музыки. Его творчество было забыто, а возрождение интереса к нему началось лишь в конце XX века.

В последние две недели перед премьерой развернется масштабная программа Образовательного кластера Новой Оперы – от экскурсий, встреч с постановщиками, изучения архитектуры декораций и экспериментов с акустикой до аудиолекций, которые будут доступны на новой диджитал-платформе.

Подробная информация, составы исполнителей и билеты – на сайте театра: https://novayaopera.ru .

artmoskovia.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: