Предыстория[]
В 1859 году было создано Русское музыкальное общество (РМО) по инициативе видных музыкантов и меценатов во главе А.Г. Рубинштейном. Целью РМО было «содействовать музыкальному образованию в России, развитию всех видов музыкального искусства и стимулировать наиболее талантливых российских музыкантов».
В 1869 г. императорская фамилия взяла на себя покровительство над обществом, и с того времени общество стало именоваться «Императорское русское музыкальное общество» (ИРМО).
Файл:ИРМО.gif
Учредители РМО
Общество внесло неоценимый вклад в развитие русской культуры: открытие Петербургской и Московской консерваторий, музыкальных училищ; активизация филармонической жизни; создание широкой сети музыкальных классов для любителей музыки; интенсивная музыкально-издательская деятельность; благотворительная поддержка нуждающихся музыкантов.
В первой половине прошлого XIX столетия гениальный М.И. Глинка вызвал к жизни русскую национально-художественную музыку, а во второй половине того же столетия Императорское Русское Музыкальное Общество, взяв на себя трудную и сложную миссию культивирования России в музыкальном отношении, положило начало дальнейшего развития русской художественной музыки и содействовало настолько полному ее расцвету, что в настоящее время нашей родной русской музыке отдает должную дань уважения вся Европа, всего пятьдесят лет тому назад совершенно не предвидевшая этого. Достигло же Музыкальное Общество такого подъема музыкального развития в России, поставившего за полустолетие ее музыку на один уровень с европейскою, путем своей концертной и музыкально-педагогической деятельности, распространяемой при содействии Отделений в 41 различных городах нашего обширного отечества. Пузыревский А.И. «Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности» СПБ, 1909 |
Вплоть до Октябрьской социалистической революции Русское музыкальное общество играло ведущую роль в музыкальной жизни России, но после революции прекратило свое существование.
Первое десятилетие существования Русского хорового общества (1878-1888)
Ко времени образования в Москве Русского хорового общества певческих объединений подобной направленности функционировало в стране шесть:
«Мужское хоровое общество» Liedertafel (основано в Москве в 1861 году по немецкому «образцу»),
Хоровые классы Бесплатной музыкальной школы (основана в Санкт-Петербурге в 1862 году),
Общество хорового пения «Баян» (основано в Риге в 1863 году), Русское общество любителей пения «Гусли» (основано в Ревеле в 1864 году), Санкт-Петербургское хоровое общество (основано в 1872 году), «Думский кружок» (основан в Санкт-Петербурге в 1874 году)
Из этих коллективов лишь один был московским, да и тот по существу являлся «филиалом» разветвленного и давно существовавшего немецкого Liedertafel. Естественно, что «Мужское хоровое общество» традиционно исполняло сочинения западноевропейских композиторов, совершенно не ставя своей задачей способствовать развитию русского а сарреІГного хорового репертуара.
На этом историческом фоне весьма своевременно возникла идея создания именно национального хорового общества, близкого по принципам организации и подхода к структуре и функционированию западных (прежде всего немецких) объединений. Однако даже собственно гипотетическое осмысление этой идеи в умах представителей московского музыкального мира в значительной степени тормозилось объективными представлениями о той разнице, какую являло тогдашнее отношение к светскому хоровому пению в России и за границей.
«Кто желает знать, до чего мы, русские, не умеем петь хором, тот должен отправиться к этим немцам и сделать хотя бы беглое сравнение между ними и любым обществом русских любителей, — писал Г.А. Ларош в 1879 году. — … Голоса у нас отличные, музыкальный слух — далеко не редкость; тут сказываются недуги воспитания и общественной жизни. У нас нет той дисциплины, над которою так легко смеяться, но без которой музыке так же трудно обходиться, как и военному искусству» 92.
Именно поэтому сейчас, по прошествии почти полутора веков, нам сложно оценить смелость замысла Карла Альбрехта — крепкого администратора и талантливого методиста хорового обучения, — а само основание Русского хорового общества представляется событием закономерным и исторически обусловленным. Как и сотрудничество Карла Альбрехта с Иваном Поповым, о необходимости которого емко и в достаточной степени откровенно высказался в своем первом «Обзоре…» А.П. Чижов: «Врозь каждый из них едва бы справился с этим делом. Один был музыкант, но не организатор, другой организатор, но не музыкант» .
Нам неизвестно, как именно и когда судьба свела двух соратников, совместной деятельностью заложивших основы развития светской профессиональной ветви русского хорового пения. Тем не менее, само появление «на авансцене» бытования музыкального искусства тех лет личности и деятельности Попова также представляется симптоматичным.
У Попова не было профессионального музыкального образования, но он был знатоком и ценителем музыкального искусства. Успешно занимаясь делами крупного торгового треста (Московского Купеческого банка), Попов располагал материальными средствами, часть которых тратил на развитие хорового музицирования
В РХО, помимо решения вопросов, касающихся материальной стороны дела (что имело важное значение), он принимал самое непосредственное участие и в собственно художественном развитии коллектива
Так как Альбрехт, наряду с управлением хором Общества, был загружен еще и другими многочисленными обязанностями, самоотверженный купец-дилетант на протяжении первого десятилетия существования организации отдавал ей практически все свое время и все усилия.
Бесспорно, что этих двух совершенно разных людей объединила огромная любовь к хоровому пению и желание служить на благо развития русского музыкального искусства. Они не побоялись встретить неприязнь и холодность не только со стороны публики и критики, но и со стороны своих собственных коллег-единомышленников, сумев противостоять трудностям и не потерять веру в необходимость созданного ими дела.
В конце января 1876 года основателями были сделаны первые шаги на пути возникновения коллектива. Никаких газетных объявлений о «вербовке лиц, желавших принять участие в этом деле»194, нами не обнаружено, что вполне объяснимо: дела как такового еще не существовало, и данная «вербовка» осуществлялась, скорее всего, в устной форме в среде знакомых, любителей музыки и пения. На это ушел почти целый год. Первая спевка нигде не зарегистрированного любительского хора, названного «хоровыми классами», состоялась только в январе 1877-го в доме И.П. Попова на Пятницкой улице19i.
Библиографические ссылки
1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy pravoslavnoy tserkvi. T. 2: Istoriya . Moscow: The St. Tikhon Orthodox Christian Theological Institute, 2004. 530 p.
2. Gusin I. L., Tkachev D. V. Gosudarstvennaya akademicheskaya kapella imeni M. I. Glinki . Leningrad: Muzgiz, 1957. 171 p.
3. Dabaeva I. P. Dukhovnye kontserty kak forma muzykal’noy zhizni Rossii v XIX–XX vekakh . Rostov-on-Don, 2016. 172 p.
4. Dabaeva I. P. The Sacred Concert in the Culture of Contemporary Russia: Traditions and Innovations. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2 (13), pp. 134–138. (In Russ.)
5. Dabaeva I. P. Russian Concerts of Sacred Music of the 19th and Early 20th Centuries through the Prism of Musical Criticism. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 4 (17), pp. 77–81. (In Russ.)
6. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
7. Milovskiy F., sviashch. Lektsiya-kontsert . Khorovoe i regentskoe delo . 1912. No. 3, p. 81.
8. Pravoslavnyy. Kontsert mitropolich’ego khora . Kurskaya byl’ . 1914. March, 6, pp. 3–4.
9. Smolenskiy S. V. Obzor istoricheskikh kontsertov Sinodal’nogo uchilishcha tserkovnogo peniya v 1895 godu . Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 2: Sinodal’nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya: Issledovaniya. Dokumenty. Periodika. Kn. 1 . Moscow, 2002, pp. 197–217.
10. Siy S. V. Ob ozdorovlenii programm dukhovnykh kontsertov v Moskve . Russkaya muzykal’naya gazeta . 1901. No. 47, pp. 1145–1148.
11. Findeizen N. F. Muzyka v russkoy obshchestvennoy zhizni nachala XIX veka . Russkaya muzykal’naya gazeta . 1900. No. 48, pp. 1170–1179.
12. Budelmann F., Power T. Another Look at Female Choruses in Classical Athens. Classical Antiquity. 2015. Vol. 34, No. 2, pp. 252–295.
13. Einarsdottir S. L., Gudmundsdottir H. R. The Role of Choral Singing in the Lives of Amateur Choral Singing in Iceland. Music Education Research. 2016. Vol. 18, No. 1, pp. 39–56.
14. Sargeant L. M. A New Class of People: The Conservatoire and Musical Professionalization in Russia, 1861– 1917. Music & Letters. 2004. Vol. 85, No. 1, pp. 41–61.
15. Sargeant L. M. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. Oxford University Press. 2011. 368 p.
История НП «Всероссийское хоровое общество»
Некоммерческое партнерство Всероссийское хоровое общество» возрождено в 2013 году с целью сохранения, развития и популяризации российской хоровой культуры.
Наша страна имеет давние традиции хорового искусства
В XIX–начале XX века существовало несколько общественных организаций любителей хорового пения, самой крупной из которых было Русское хоровое общество, которое просуществовало с 1878 по 1917 годы.
Развитию хорового искусства уделялось большое внимание и в советское время. В 1957 году было учреждено Всероссийское хоровое общество
Оно просуществовало до 1987 годы под патронатом Министерства культуры РСФСР и Союзов композиторов СССР и РСФСР. Это была самая крупная музыкальная общественная организация междисциплинарного типа в истории страны, консолидировавшая усилия государства и общественности для развития хоровой культуры.
ВХО имело развитую структуру: 75 хоровых обществ автономных республик, краев, областей и городов Российской Федерации, 2 303 городских отделения, 48 784 первичных организаций, 1 684 237 членов (по данным 1986 г.). Около 30 тыс. профессиональных музыкантов-энтузиастов сотрудничали с ВХО на добровольной основе. В разные годы ВХО возглавляли такие выдающиеся деятели музыкальной культуры как патриарх русской хоровой школы А.В. Свешников, композитор А.Г. Новиков, А.А. Юрлов, В.Г. Соколов, Н.В. Кутузов.
Но в лихие 90-е Всероссийское хоровое общество, преобразованное к тому времени во Всероссийское музыкальное общество, из-за отсутствия финансирования прекратило свое существование. Была утеряна вся инфраструктура.15 февраля 2013 года начался новый этап в развитии хорового искусства России. В этот день в здании Центрального музея «Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки» состоялось учредительное собрание вновь возрожденного Всероссийского хорового общества. Собралось более 60-ти участников, среди которых были известные мастера искусств, руководители ведущих хоровых коллективов, крупнейших в стране музыкальных учебных заведений.
В работе собрания приняли участие советник Президента России Владимир Толстой, митрополит Волоколамский отец Иларион, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты России Павел Пожигайло, представители министерства культуры, министерства образования и науки.
Было принято решение учредить общественную организацию в форме некоммерческого партнерства, утвердить ее устав и избрать руководящие органы. Председателем общества был избран художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий Абисалович Гергиев, исполнительным директором – председатель комиссии Общественной палаты России, руководитель Оргкомитета учредительного собрания Павел Анатольевич Пожигайло.
Собранию предшествовала большая подготовительная работа: несколько слушаний в Общественной палате России, формирование инициативной группы по созданию общественной организации, совещания с вице-премьером Правительства России Ольгой Юрьевной Голодец с первых шагов поддержавшей идею возрождения Всероссийского хорового общества, работа Оргкомитета по созыву учредительного собрания во главе с П.А Пожигайло.
Сейчас Всероссийское хоровое общество имеет свои филиалы практически во всех регионах страны, его членами стали известные деятели хорового искусства и многие именитые творческие коллективы. Разработана концепция сохранения и развития хорового искусства в Российской Федерации, сформирован уникальный коллектив – сводный Детский хор России, в котором поет 1000 участников. Хор выступал на знаменитой сцене Мариинского театра, участвовал в Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи 2015, в рамках празднования Дня России дал концерты в Крыму и Севастополе.
С 2014 года Всероссийским хоровым обществом, при поддержке Министерства культуры России проводится Всероссийский хоровой фестиваль. В нем ежегодно принимают участие тысячи хоровых коллективов разных возрастных категорий, начиная от хоров дошкольников и заканчивая хорами ветеранов.
Всероссийское хоровое общество только в самом начале своего пути, впереди много творческих свершений.
Назад