История создания
Работа над грандиозной Девятой симфонией заняла у Бетховена два года, хотя замысел созревал в течение всей творческой жизни. Еще до переезда в Вену, в начале 1790-х годов, он мечтал положить на музыку, строфа за строфой, всю оду «К радости» Шиллера; при появлении в 1785 году она вызвала небывалый энтузиазм у молодежи пылким призывом к братству, единению человечества. Много лет складывалась и идея музыкального воплощения. Начиная с песни «Взаимная любовь» (1794) постепенно рождалась эта простая и величавая мелодия, которой было суждено в звучании монументального хора увенчать творчество Бетховена. Набросок первой части симфонии сохранился в записной книжке 1809 года, эскиз скерцо — за восемь лет до создания симфонии. Небывалое решение — ввести в финал слово — было принято композитором после длительных колебаний и сомнений. Еще в июле 1823 года он предполагал завершить Девятую обычной инструментальной частью и, как вспоминали друзья, даже какое-то время после премьеры не оставил этого намерения.
Заказ на последнюю симфонию Бетховен получил от Лондонского симфонического общества. Известность его в Англии была к тому времени настолько велика, что композитор предполагал поехать в Лондон на гастроли и даже переселиться туда навсегда. Ибо жизнь первого композитора Вены складывалась трудно. В 1818 году он признавался: «Я дошел чуть ли не до полной нищеты и при этом должен делать вид, что не испытываю ни в чем недостатка». Бетховен вечно в долгах. Нередко он вынужден целыми днями оставаться дома, так как у него нет целой обуви. Издания произведений приносят ничтожный доход. Глубокое огорчение доставляет ему племянник Карл. После смерти брата композитор стал его опекуном и долго боролся с его недостойной матерью, стремясь вырвать мальчика из-под влияния этой «царицы ночи» (Бетховен сравнивал невестку с коварной героиней последней оперы Моцарта). Дядя мечтал, что Карл станет ему любящим сыном и будет тем близким человеком, который закроет ему глаза на смертном одре. Однако племянник вырос лживым, лицемерным бездельником, мотом, просаживавшим деньги в игорных притонах. Запутавшись в карточных долгах, он пытался застрелиться, но выжил. Бетховен же был так потрясен, что, по словам одного из друзей, сразу превратился в разбитого, бессильного 70-летнего старика. Но, как писал Роллан, «страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказал в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Он кует ее из своего страдания, как сказал сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души: через страдание — радость».
Премьера Девятой симфонии, посвященной королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, герою национально-освободительной борьбы немецких княжеств против Наполеона, состоялась 7 мая 1824 года в венском театре «У Каринтийских ворот» в очередном авторском концерте Бетховена, так называемой «академии». Композитор, полностью потерявший слух, только показывал, стоя у рампы, темп в начале каждой части, а дирижировал венский капельмейстер И. Умлауф. Хотя из-за ничтожно малого количества репетиций сложнейшее произведение было разучено плохо, Девятая симфония сразу же произвела потрясающее впечатление. Бетховена приветствовали овациями более продолжительными, чем по правилам придворного этикета встречали императорскую семью, и только вмешательство полиции прекратило рукоплескания. Слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы не слышавший аплодисментов композитор мог видеть восторг публики; многие плакали. От пережитого волнения Бетховен лишился чувств.
Девятая симфония подводит итог исканиям Бетховена в симфоническом жанре и прежде всего в воплощении героической идеи, образов борьбы и победы, — исканиям, начатым за двадцать лет до того в Героической симфонии. В Девятой он находит наиболее монументальное, эпическое и в то же время новаторское решение, расширяет философские возможности музыки и открывает новые пути для симфонистов XIX века. Введение же слова облегчает восприятие сложнейшего замысла композитора для самых широких кругов слушателей.
General Information
Work Title | Symphony No.9 |
---|---|
Alternative. Title | Choral |
Name Translations | Symphonie nº 9 de Beethoven; Symphony No. 9; 9. Simfonie; Симфония № 9; Simfonia núm. 9; Symfonie č. 9; 9. symfoni; 9. Sinfonie; Simfonio n-ro 9 en D-minoro; Sinfonía n.º 9; Bederatzigarren Sinfonia; سمفونی شماره ۹; Sinfonia nro 9; הסימפוניה התשיעית של בטהובן; Simfonija br. 9; 9. szimfónia (Beethoven); None symphonia de Beethoven; Simfoni No. 9; Sinfonia n. 9; 交響曲第9番; 교향곡 9번(베토벤); Symphonia nona Ludovici van Beethoven; Symfonie nr. 9; IX symfonia Beethovena; Sinfonia n.º 9; Simfonia a 9-a; Simfonija št. 9; Симфонија бр. 9; Symfoni nr 9; ซิมโฟนีหมายเลข 9; 9. Senfoni; Симфонія № 9; Giao hưởng số 9; 第9號交響曲; السمفونية التاسعة; Symfoni nr. 9; Die 9. Sinfonii vom Ludwig van Beethoven; Tē 9 hō Kau-hiáng-khek; Bēthovena 9. simfonija; Սիմֆոնիա № 9; Simponiya Ihap 9; სიმფონია № 9; 9η Συμφωνία; 貝多芬第九交響曲; Simfonia nr. 9 e Beethovenit; Symfoni nr. 9 av Beethoven; Devintoji simfonija; Сімфонія № 9 (Бетховен); سیمفۆنیای ژمارە ٩; Senfoniya 9em a Beethoven; сымфонія №9; Symffoni Rhif 9 |
Name Aliases | Symphony No. 9 in D minor, Op. 125; Beethoven’s 9th; Beethoven’s Ninth; The 9th; The Ninth; Symphony No. 9 (Beethoven); Beethoven’s 9th Symphony; Ludwig van Beethoven’s 9th Symphony; 9th Symphony; Ode to Joy; Symphony Number 9; Nona sinfonia di Beethoven; Nona di Beethoven; Sinfonia n. 9 di Beethoven; Sinfonía n.º 9 en re menor, op. 125; negende symfonie van Beethoven; negende van Beethoven; 9de symfonie van Beethoven; 9de van Beethoven; Symfonie nr. 9 (Beethoven); Χορωδιακή Συμφωνία; Ludwig van Beethovens nia; Beethovens nia; Ludwig van Beethovens nionde symfoni; Beethovens nionde symfoni; Nionde symfonin; 9-a simfonio; Simfonio n-ro 9; Simfonio “Ĥoralo”; 9. Sinfonie in d-Moll op. 125; Sinfonie Nr. 9; Neunte Sinfonie; Simfonia número 9; La Novena; 交響曲第9番ニ短調作品125「合唱付き」; 第九交響曲; 第九; Sinfonia nro 9 d-molli; Sinfonia nro 9 d-molli op. 125; Sinfonia nro 9 (Beethoven); Beethovenin 9. sinfonia; Beethovenin yhdeksäs sinfonia; Nawfed symffoni Beethoven; Sinfonia numero 9 |
Authorities | |
Composer | Beethoven, Ludwig van |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.125 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | ILB 280 |
Key | D minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 4 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1822-1824 |
First Performance. | 1824-05-07 in Vienna, Kärntnertortheater
|
First Publication. | 1826 (August) — Mainz: Schott, Plates 2322 (score), 2321 (parts) |
Librettist | Friedrich Schiller (1759-1805) |
Language | German |
Dedication | König Friedrich Wilhelm III von Preußen |
Average DurationAvg. Duration | 65 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Classical |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | soprano, alto, tenor, bass, mixed chorus (SATB), orchestra |
InstrDetail | piccolo, 2 flutes, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons, contrabassoon4 horns, 2 trumpets, 3 trombonestimpani, cymbals, triangle, bass drum, strings |
External Links | Wikipedia article |