История создания стиха пушкина

Шапорин. пять романсов на стихи пушкина (five romances after a. pushkin, op. 10) | belcanto.ru

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

  1. Вокальный архив Кондакова http://notarhiv.ru
  2. Вокальный архив Тараканова http://notes.tarakanov.net
  3. Система поиска для музыканта http://ru.scorser.com
  4. Архив классической музыки http://»Classic-online.ru»
  5. Свободная библиотека музыкальных партитур IMSLP Petrucci Music Library http://imslp.org/
  6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
  7. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки http://diss.rsl.ru
  8. Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
  9. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  10. Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства: электронная мультимедиа энциклопедия(http://www.sonata-etc.ru/);
  11. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www. biblioclub.ru.

3. Другие учебно-методические материалы

В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г.Ф.Генделя: автореф. Дис. . канд: искусствоведения. – М., 2007. – 26 с.

Музыкальные журналы:

«Музыка и время»

«Музыковедение»;

«Музыкальная академия»;

«Музыкальная жизнь»;

«Музыкальное обозрение» (газета)

Works by Opus number

  1. Гаральд Свенгольм. Баллада (Tolstoy)
  2. Кондор. Фантазия (Bunin)
  3. Матьяш Губец. Баллада (Пер. с болгарского)
  • Op.2 — Песни Жар-птицы, for Voice and Septet (2 Violins, Viola, Cello, Flute, Oboe and Clarinet. Слова Е. Я. Данько (1924, non pub.)
  • Op.3
  • Op.4
  • Op.5Piano Sonata No.1 (1924)
  • Op.5aScherzo , for Piano (1934)
  • Op.6 — 6 Romances after Tyutchev , for Voice and Piano (1921; №№ 2, 4 и 5. Л., «Тритон», 1930).
  1. Душа моя — Элизиум теней
  2. О чем ты воешь, ветр ночной
  3. От жизни той, что бушевала здесь
  4. Последняя любовь
  5. Грустный вид и грустный час
  6. Поэзия
  • Op.7Piano Sonata No.2 (1926, pub. 1929)
  • Op.8 — Flea . Шутейная сюита для оркестра (по повести Н. С. Лескова «Левша»). Посв. В. Шапорину. (1928, pub. 1935)
  • Op.9
  • Op.105 Poems by Pushkin , for Voice and Piano (1934—1937)
  1. Say Why the Wind Through Gullies Rages (отрывок из неоконченной поэмы «Езерский»)
  2. On Parting (у Пушкина — «Прощание»)
  3. Beneath the Azure Skies (у Пушкина — «На смерть госпожи Ризнич»)
  4. Invocation (посв. памяти дочери)
  5. Memories
  • Op.11 — Symphony in C minor, for Mixed Chorus and Orchestra (1932-33; premiered in London by Albert Coates and the BBC Symphony Orchestra)
  • Op.12Distant Youth , for Voice and Piano (1939)
  1. Я помню вечер
  2. Дым от костра
  3. Я тишиною очарован
  4. Ветер принёс издалека
  5. За горами, лесами
  6. Медлительной чредой
  7. Твой южный голос томен
  8. Когда-то долгие печали
  9. Я вижу блеск, забытый мной
  10. Та жизнь прошла
  • Op.13
  • Op.14 — On the Field of Kulikovo (Lozinsky, after Blok), symphony-cantata for Soloists, Chorus and Orchestra (1918—1939). Посв. А. А. Касьянову
  • Op.15
  • Op.16 — 3 Russian Folk Songs , for Voice and Piano
  1. Fields Are Slumbering
  2. More Than One Winding Pathway Run Across Our Plains

Op.17 — The Battle For Russia (The Story of the Struggle for the Russian Soil) , Oratorio for Soloists, Mixed Chorus and Orchestra, text by K. Simonov, A. Surkov, M. Lozinsky and S. Severtsev (1943—1944, pub. 1950)

  1. A Day In Spring
  2. Invasion
  3. Women’s Lament
  4. Old Man’s Appeal
  5. Song Of Red Army Men
  6. Letter To A Friend
  7. Ballad Of Partisans
  8. On The Banks Of The Volga
  9. People’s Chorus
  10. Mother’s Arioso
  11. In The Don Steppes
  12. The Dawn
  13. Old Man’s Appeal
  14. Eternal Glory, Eternal Memory Of Fallen Heroes
  15. The Oath
  16. Return Of Spring

Op.18 — Elegies , for Voice and Piano (1945)

  1. Break, Break, Oh Waves
  2. Remain with Me, Oh Fleeting Dreams
  3. And Still I Sigh
  4. In My Monotonous Wilderness
  5. Among the Stars in Mysterious Spaces
  6. In May
  7. Among the Stars, the Teeming Worlds Above
  8. Comes a Sound on the Breeze

Op.18a -, for Voice and Piano (1947, pub. 1952)

  1. Я помню день (Tyutchev)
  2. Только встречу улыбку твою (Fet)
  3. Везде над лесом и над пашней. (Дифирамб) (Blok)
  • Op.19
  • Op.20 — How Long Shall the Kite Fly? , oratorio for Baritone, Mezzo-soprano, Chorus and Orchestra (Blok, Ryleev, Simonov, 1945—1947, 2nd version 1962, pub. 1963)
  • Op.21 — Romances on texts of Soviet Poets , for Voice and Piano (1948)
  1. Осень зажгла над равниной Вс. Рождественского
  2. Под вечер примолкла война А. Суркова
  3. Песнь цыганки А. Толстого
  4. Весеннею дымкой покрылись поля Вс. Рождественского
  5. Ой, туманы мои, растуманы М. Исаковского
  6. Пастушок А. Сальникова
  7. Прохладой ночь дохнула С. Щипачева
  8. Осенний праздник С. Щипачева
Вокализ для голоса с фортепиано. (На тему еврейской народной песни, сообщенной Ю. А. Шапорину С. М. Михоэлсом). Соч. 1948 г. Издание Союза Советских композиторов. (В сб. «Десять романсов на стихи советских поэтов»).

Op.25 — 5 Pieces for Cello and Piano (1959)

  1. Prelude
  2. Waltz
  3. Intermezzo
  4. Aria
  5. Scherzo

Op.26 — Память сердца. Восемь романсов на стихи Ф. Тютчева (1958)

  1. Я помню время золотое
  2. На возвратном пути
  3. Весенняя гроза
  4. О чем ты воешь, ветр ночной
  5. Сентябрь холодный бушевал
  6. Последняя любовь
  7. День вечереет, ночь близка
  8. Я встретил Вас
  • Op.28Ballad , for Piano (1959)
  • Op.31Elegies and Romances after Russian Poets , for Voice and Piano (1959, pub. 1962)
  1. To The Sea
  2. Nay, ’tis Not You I Ardently Adore
  3. Servus — Reginae
  4. Poetry

Decembrists

01.05.2011 в 17:16.

Страна

СССР

ДЕКАБРИСТЫ / Полина Гебль — опера Ю. Шапорина в 4 д. (9 к.), либретто В. Рождественского по мотивам либретто «Полина Гебль» А. Н. Толстого. Исполнение 1-й редакции (в 2 д., под названием «Полина Гебль»): Ленинград, Театр оперы и балета, 14 декабря 1925 г. (Н. Печковский — Анненков, П. Андреев — Николай I, К. Кузнецова — Полина); первые постановки 2-й редакции («Декабристы»): Москва, Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева (премьера — 23 июня 1953 г.); Ленинград, Театр им. Кирова, под управлением Б. Хайкина (премьера — 4 июля 1953 г.); Прага (1957), Острава (1958).

Над оперой Шапорин начал работать в преддверии столетия со дня восстания декабристов; в 1925 г. на торжественном заседании по поводу столетия восстания был исполнен ее первый вариант. Однако произведение вызвало нападки, причина которых заключалась в либретто. Написанный А. Толстым текст был посвящен любви француженки Полины Гебль к декабристу Анненкову — она последовала за осужденным в Сибирь, где стала его женой. По мнению тогдашней критики, эта драма не отражала тему декабрьского восстания. Композитор взялся за переработку оперы. Жанр ее определился как героический, установилось иное соотношение между личной драмой и подвигом декабристов. Работа затянулась на многие годы. Попытки переделки прежнего либретто ни к чему не привели, текст, по существу, пришлось писать заново. Вместо Анненкова и Полины Гебль появились образы Щепина-Ростовского и Елены; в драматургии получили отражение основные события восстания. Среди героев оперы, выразителей ее идеи — Пестель, Рылеев, Бестужев, Каховский. Ясно очерчен и враждебный лагерь во главе с Николаем I. Задача создания логически развивающегося сценического действия при строгом следовании истории была нелегкой. Ее решение — немалая заслуга поэта В. Рождественского, чье участие привело к успешному завершению оперы. В текст либретто органично введены стихи поэтов той поры — Пушкина, Рылеева, Катенина.

Музыка Шапорина лирична по своему характеру. В ней нет внешнего драматизма, она пленяет распевностью, эмоциональной выразительностью, глубиной и подкупающим лиризмом как в передаче темы любви Щепина-Ростовского и Елены, так и в обращении Рылеева к маленькой дочери. Образы декабристов показаны на широком и ярком фоне народной жизни (например, ярмарка). В народных сценах есть ширь, удаль, ощущение могучих сил, скованных жестокой неволей, неизбывная тоска, роднящая мелодии, созданные композитором, с лучшими образцами русской протяжной песни (ямщицкая песня «Ой вы, версты», которую запевает Бестужев). Превосходны хоры, разнообразные по эмоциональному содержанию, передающие мысли и чувства массы. Опера богата ансамблями, один из лучших — клятва декабристов (песня-гимн на слова Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она…») перед выступлением 14 декабря. Маршевое, гимническое начало пронизывает музыку. В опере органически слиты интонации, характерные для той эпохи и революционных песен позднейшей поры. Автор не побоялся дать развитое вокальное решение и образов врагов восстания (ариозо Николая I «В недобрый час вступаю я на трон»), тогда как композиторы в подобных случаях чаще всего обходились бледноватым речитативом. Если декабристы, при всей разности характеров и темпераментов, показаны людьми высокого благородства и мужества, то Николай — холодный и жестокий палач, играющий роль рыцаря.

«Декабристы» — одна из лучших советских опер на историческую тему, опирающаяся на высокие традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В ней множество участников, она очень сложна для постановки, поэтому только два крупнейших театра страны смогли включить ее в свой репертуар.

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • Беседа пятая. Оперное искусство XX века
  • Шапорин. Опера «Декабристы»

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Five Romances after A. Pushkin, Op. 10

Композитор
Юрий Шапорин
Год создания
1937
Жанр
вокальные
Страна
СССР

История создания

В 1937 году вся страна торжественно отмечала столетие со дня гибели
Пушкина (1799—1837). Готовились большие празднества, был издан
шеститомник сочинений великого поэта. Многие композиторы также
отмечали эту дату — скорее по велению сердца, а не в связи с
государственными заказами. Шапорин всегда наряду с Блоком любил
Пушкина. И появление пяти романсов на его стихи в этот юбилейный
год не было данью официозу.

По некоторым данным сочинять романсы на стихи Пушкина композитор
начал еще в 1934 году. В это время Шапорин, приближавшийся к своему
50-летию, жил в Демьянове — старинной усадьбе недалеко от Клина, в
доме, ранее принадлежавшем брату любимого ученика Чайковского
Сергея Танеева В. И. Танееву. В уютном деревянном двухэтажном доме
с дровяным отоплением, керосиновыми лампами и свечами,
зажигавшимися по вечерам в гостиной, все хранило традиции старины и
создавало атмосферу пушкинского времени.

Шапорин отобрал для своего цикла пять стихотворений. Отбор оказался
весьма многозначительным. Первым номером цикла стал романс — «Зачем
крутится ветр в овраге» — отрывок из неоконченной поэмы «Езерский»
(1832—1833). Следующий номер композитор назвал «Расставание», хотя
у Пушкина последнее из обращенных к графине Елизавете Ксаверьевне
Воронцовой стихотворений названо «Прощание» (1830). Еще одно
стихотворение — «Под небом голубым» (у Пушкина — «На смерть госпожи
Ризнич», 1826). И последние, самые значительные по содержанию —
«Заклинание» (1830) и «Воспоминание» (1828). «Основная тема цикла —
излюбленная композитором тема воспоминаний, ставшая определяющей
для всей его вокальной лирики, — пишет исследователь творчества
Шапорина. — Цикличность же как композиционный прием помогает
показать «рост» чувств лирического героя. Тема воспоминаний во всех
ее оттенках от трепетной лирики до мощи страстного чувства проходит
от одного романса к другому, достигая своей трагической кульминации
в последнем произведении цикла, строки которого могли бы служить
эпиграфом и к данному циклу и к большинству других:

Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.

Но в этом стихотворении есть и куда более значимые слова:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Первый из романсов, написанный на XI строфу неоконченной поэмы
«Езерский», которую Пушкин оставил ради «Медного всадника»,
посвящен Д. Шостаковичу.

Лирическим центром цикла стало «Заклинание». Его композитор
посвятил памяти своей дочери Аленушки, умершей в 1932 году, на
двенадцатом году жизни:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют темные могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Музыка

Романсы на стихи Пушкина — жемчужина вокальной лирики Шапорина. Их
отличает глубочайшая выразительность, философичность, общее
элегическое настроение, которое в отдельные моменты перерастает в
подлинную трагедийность. Первый и последний романсы — своего рода
пролог и эпилог.

«Заклинание» — одна из самых ярких страниц творчества Шапорина и,
по утверждению исследователей, лучшее воплощение этого
стихотворения Пушкина в русской музыке (до того к нему обращались
Римский-Корсаков, Блуменфельд, Метнер, Кюи). Глубоко переданы в нем
страстный порыв к недостижимому, боль и тоска по ушедшей жизни.
Единая линия развития стремится к призыву «Сюда, сюда!». Пластичная
мелодия романса как бы рождается из нервно пульсирующей партии
фортепиано. При этом особую напряженность музыке придает
несовпадение размеров двудольной вокальной партии и трехдольного
аккомпанемента. Три строфы стихотворения воплощены по-разному: во
второй строфе плавный характер мелодии сменяется декламационным,
более гибко отражающим каждое слово. Заключительная строфа
музыкально более развита. Кульминация наступает на строках «Хочу
сказать, что все люблю я, что все я твой: сюда, сюда!»

Л. Михеева

Иллюстрация: Иван Айвазовский. «Прощание Пушкина с Черным морем», 1877.

Music to Plays

  • «Много шума из ничего» (1919, БДТ)
  • «Король Лир» (1920, БДТ)
  • «Двенадцатая ночь» (1921)
  • «Комедия ошибок»
  • «Сэр Джон Фальстаф» У. Шекспира
  • «Разбойники» Ф. Шиллера (1919, БДТ)
  • «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
  • «Тартюф» Мольера (1921)
  • «Сарданапал» Дж. Байрона
  • «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля
  • «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1923)
  • «Горе от ума» A. C. Грибоедова
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1925)
  • «Блоха» Е. И. Замятина (1926, БДТ)
  • «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1927, БДТ)
  • «Штурм Перекопа» А. Ф. Мокина и В. А. Трахтенберга (1927, ЛАТОБ им. С. М. Кирова)
  • «Аристократы» Н. Ф. Погодина (Театр имени Е. Б. Вахтангова, 1935)
  • «Горе-злосчастье» по С. Я. Маршаку (1941)
  • «Иван Грозный» (1944)
  • «Изгнание блудного беса» А. Н. Толстого
  • Бронепоезд 14-69″ (1927, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина)
  • «Ломоносов» (1953) Вс. В. Иванова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: