Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов
Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).
Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.
Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».
Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.
Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.
- Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
- Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
- Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
- Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.
На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:
Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).
Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.
Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:
- Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
- Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
- Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
- Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
- Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
- Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
- Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).
Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:
Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.
Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):
- Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
- Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
- Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
- Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
- Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).
В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:
Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов
Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.
ТРЕЗВУЧИЯ |
СЕКСТ- АККОРДЫ |
КВАРТСЕКСТ- |
|
МАЖОРНЫЕ |
Б.53 = б.3 + м.3 | Б.6 = м.3 + ч.4 | Б.64 = ч.4 + б.3 |
МИНОРНЫЕ |
М.53 = м.3 + б.3 | М.6 = б.3 + ч.4 | М.64 = ч.4 + м.3 |
УВЕЛИЧЕННЫЕ |
Ув.53 = б.3 + б.3 | Ув.6 = б.3 + ум.4 | Ув.64 = ум.4 + б.3 |
УМЕНЬШЁННЫЕ |
Ум.53 = м.3 + м.3 | Ум.6 = м.3 + ув.4 | Ум.64 = ув.4 + м.3 |
Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.
Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.
- Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
- Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
- Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
- Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).
Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.
В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.
На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!
Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)
https://youtube.com/watch?v=OsOUcikyGRk
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Уменьшённое трезвучие
Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.
Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.
Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.
Расположение нот аккордов
Мы изучили 1-ую характеристику трезвучий — положение нот.
Но ещё есть 2-ая – расположение нот. Его есть 2 вида:
1-ый – тесное — у основных трезвучий и обоих его обращений, когда расстояние между соседними нотами не больше кварты.
А во 2-ом виде – широком — оно больше кварты, если обратить терцию аккорда вверх — между ней и соседней нотой секста.
В среднем регистре широкое расположение делает гармонию более яркой.
А в низком регистре убирает мутность и грязь в звучании.
Для уплотнения звучания гармонии можно удваивать тона аккордов в басу – на 1 или 2 октавы ниже. Обозначение – буква прима + нижняя нота через дробь, например, C/E – до-мажор с басом ми.
Но чаще всего, дублируется прима – она звучит более слитно с аккордом, чем другие ноты.
Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?
На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?
Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.
Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:
Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.
Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.
Как называются обращения трезвучий
Итак, трезвучия имеют два обращения.
Первое обращение трезвучия называется — секстаккорд. Секстаккорд состоит из терции и кварты. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Посмотрите на .
Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.
Второе обращение трезвучия называется — квартсекстаккорд. Он состоит из кварты и терции. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 64.
Посмотрите на квартсекстаккорд Соль-До-Ми в .
Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.
ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение. Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.
Минорное трезвучие
В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.
Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.
Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
- От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
- От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
- От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
- От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
- От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».
Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:
Мажорное трезвучие
В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.
Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.
Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
- От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
- От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
- От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
- От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
- От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция , её звуки «ре-диез фа-диез».
Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.
Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:
Обращения трезвучий
В прошлом уроке мы изучили простой вид аккорда – трезвучие и его 4 типа – большое, малое, увеличенное и уменьшенное.
Заметьте: все 3 ноты рядом друг с другом и по терциям. Прима или главный звук аккорда ниже остальных, терция в середине и квинта вверху. Аккорды с таким положением нот – прима-терция-квинта снизу вверх — называются основными.
И хоть это самый простой их вид, в гармонии они так записываются редко.
Причина: если аккорды удалёны друг от друга на расстояние кварты и выше, например, между ступенями I и IV, V и I, то между ними образуются резкие переходы по высоте нот.
И чтобы сгладить звучание, применяют производные аккорды. Чтобы их получить из основных, достаточно перенести 1 звук аккорда на октаву вниз или вверх.
Тогда вместо примы внизу будет терция или квинта. Этот приём называется обращением трезвучия и с ним мы знакомы из урока 5 про интервалы. Теперь ноты по высоте немного сравнялись и переходы между аккордами стали более плавными.
Раз в трезвучии кроме основного тона есть ещё 2 звука, то и обращений есть 2 вида.
1-ое обращение
1-ый вид – когда прима поднята на октаву и внизу терция аккорда.
В итоге между крайними нотами образуется секста и это обращение называется секстаккордом.
Его обозначение – буква аккорда + 2 маленькие цифры: 6 вверху — секста и 3 внизу — терция. Ещё запись через дробь: C/E – после дроби указана нота, ниже остальных – здесь это ми или терция.
2-ое обращение
2-ой вид – когда на октаву подняты 2 ноты – прима и терция или опущена квинта, что будет внизу аккорда. В итоге между крайними нотами снова секста, а между нижней и средней – кварта.
Поэтому это 2-ое обращение называется квартсекст аккордом.
Его обозначение как и у 1-ого обращения, только внизу цифра 4 – кварта. Ещё запись через дробь: C/G – теперь нижняя нота соль или квинта.
Если все 3 ноты поднять на октаву, то это основной аккорд, только на октаву выше.
Вывод: после переноса 1, 2 или 3 звуков аккорда на октаву, его вид сохраняется: это всё равно C, но меняется его звучность или оттенок звучания.
Итак, в секстаккорде внизу терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной. Это легко запомнить так: обращение сексты – терция, а кварты – квинта. Об этом было в уроке 5.
Обращение увеличенного трезвучия
Заметьте: у большого, как и у малого трезвучий, основной вид и его обращения звучат по-разному. В раскладке пианино видно, что между нотами разные расстояния. А увеличенное трезвучие и его обращения звучат одинаково.
Причина: большая терция и уменьшенная кварта энгармонически равны: звучат одинаково, но пишутся в нотах по-разному. И в раскладке пианино между нотами одно и то же расстояние и у трезвучия, и у обращения.
Ещё у увеличенных трезвучий есть энгармонически равные аккорды. Caug есть тоже самое, что Eaug и Abaug. Faug = Bbm, а Daug = Bb.
Два свойства аккорда – структура и функция
Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.
По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.
Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.
Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.
Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.
В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.
Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.
Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.
Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.
Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.
Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!
Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.
Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.
Список аккордов для начинающих
И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн
Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.
Аккорд Am – Ля минор
Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний4 | 4 | 2 |
Безымянный | 3 | 2 |
Мизинец | — | — |
Аккорд A – Ля мажор
Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 2 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 2 |
Мизинец | — | — |
Аккорд D – Ре Мажор
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 2 |
Средний | 1 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны
Аккорд Dm – Ре Минор
Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1 | 1 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.
Аккорд E – Ми Мажор
Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 1 |
Средний | 5 | 2 |
Безымянный | 4 | 2 |
Мизинец | — | — |
Аккорд Em – Ми Минор
Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | — | — |
Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.
Аккорд C – До Мажор
Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | 5 | 3 |
Мизинец | — | — |
Выводы по септаккордам
Итого, есть 7 видов септаккордов – большие мажорный и минорный, малые мажорный и минорный, полу уменьшенный, уменьшенный и увеличенный.
Заметьте: увеличенный – это разновидность большого мажорного септаккорда. Нужно лишь повысить в нём 5-ую ступень. Звучат очень похоже.
А большой минорный – разновидность малого минорного.
Поэтому их можно объединить в 1 класс друг с другом и в итоге есть 5 классов септаккордов. Это большой мажорный, малый мажорный или доминантсептаккорд, малый минорный, полу уменьшенный и уменьшенный.
Они отличны по назначению и звучанию и служат основой для построения других более сложных аккордов.
Заметьте: 5-ая ступень в септаккордах наименее важная – как наполнитель. 3-ья – определяет тип трезвучия в основе – мажорное или минорное, а 7-ая – тип септаккорда – малый или большой.
Их смена меняет класс аккорда в отличие от 5-ой ступени, которую можно убрать и звучание коренным образом не изменится.
Если повысить 1-ую ступень, например, до-диез, то это будет другой класс септаккорда – полу уменьшенный.
Для простоты можно сокращать их названия – мажорный септ, септ, минорный септ, мажорный септ с повышенной 5-ой. Ещё в малом мажорном септе можно повысить и понизить 5 ступень, но эти аккорды звучат неблагозвучно и применяются редко.
Вывод: схема обозначения септаккордов такая: буква примы – вид трезвучия: большое, малое, уменьшенное – вид септимы: большая/малая – вид 5-ой ступени: обычная, повышенная, пониженная.
Обращения септаккордов
У септаккордов, как и у трезвучий, есть обращения. Их 3, раз кроме примы есть ещё 3 звука. 1-ое обращение – когда прима поднята на октаву и внизу терция.
Важно: название обращения образуется от названий интервалов между нижней нотой в нём и 2-мя слепленными на расстоянии секунды – септимой и примой. 1-ый вид — квинтсекстаккорд — от терции внизу до септимы – квинта, а до примы, поднятой на октаву– секста
1-ый вид — квинтсекстаккорд — от терции внизу до септимы – квинта, а до примы, поднятой на октаву– секста.
Отсюда обозначение – буква примы + цифры интервалов: 5 внизу – квинта, 6 – вверху – секста — С65. Другая запись – септаккорд + через дробь нижняя нота, как и у обращения трезвучий.
Здесь это ми – Cmaj7/E .
Если в нём поднять терцию на октаву, чтобы внизу была квинта, то получится 2-ое обращение – терц кварт аккорд — от квинты внизу до септимы – терция, а до примы – кварта.
Обозначение – буква примы + цифры интервалов: 3 внизу – терция, 4 – вверху – кварта — С43. Другая запись – также через дробь. Теперь нижняя нота соль – Cmaj7/G.
Если в нём поднять квинту на октаву, то получится 3-ье обращение — секунд аккорд – между нижними нотами секунда. У буквы примы цифра 2 внизу — секунда, цифра 4 вверху – кварта. С42. Через дробь нижняя нота си — Cmaj7/B.
Обращения есть у всех видов септаккордов и у них тот же принцип построения и обозначения.
Определение септаккордов на практике
Определим виды септаккордов на практике. Совет — если на нотоносце сложно определить вид септаккорда, смотрите в вид раскладки пианино на порядок терций. В начале пользуйтесь таблицей шпаргалкой.
Состав 1-ого аккорда: большая-малая-большая терции. 2 нижние из них говорят, что трезвучие в основе мажорное, а верхняя — что септима большая. Значит это большой мажорный септаккорд от соль.
2-ой аккорд: это 1-ое обращение септаккорда. Внизу нота соль, поэтому сразу запишем её после дроби. Теперь вернём приму на место и взглянем на терции: малая-большая-малая. По 2-ум нижним ясно, что трезвучие минорное, а по верхней, что септима малая. Значит это малый минорный септ от ноты ми.
3-ий аккорд: такой же по виду, как и 2-ой, но в основном виде и от ноты ля.
4-ый аккорд: тоже от ноты ля, но все терции в нём малые. Значит это уменьшенный септаккорд.
5-ый аккорд: это 3-ье обращение септаккорда – секунд аккорд, так как внизу интервал секунды. Запишем ноту до через дробь и вернём её на место, чтобы узнать вид аккорда. Терции в нём: большая-малая-малая. Значит это малый мажорный септаккорд от ноты ре.
Септаккорды в отличие от трезвучий применяются реже, но звучат они насыщеннее и теплее. Сравним с трезвучиями. Также они могут сочетаться друг с другом в гармонии.
Заметьте: звучание трезвучий обычное, а вместе с септаккордами – более яркое и волнующее.
Вывод: все септаккорды в отличие от трезвучий звучат напряженно, потому что септима – диссонанс.