Звуки детства так приятны
Сергей Танеев родился 13 ноября 1856 г. во Владимире в семье древнего дворянского рода. Отец, статский советник Иван Ильич Танеев, был врачом и магистром словесности. Он увлекался музыкой на любительском уровне. Варвара Павловна, мать Сергея, по образованию юрист. Она вела хозяйство и воспитывала троих сыновей. Родители начали обучать мальчика игре на фортепиано с 5 лет.
В 1866 году семья переезжает в Москву. Сергея отдают на обучение вольным слушателем в консерваторию, открывшуюся в этом же году. 3 года он изучает сольфеджио, элементарную теорию музыки и фортепиано у Лангера. После этого уже у преподавателей Рубинштейна, Чайковского и Губерта в качестве действительного ученика Танеев продолжил учебу в консерватории. Все преподаватели отмечали Сергея как перспективного композитора и прекрасного будущего пианиста. Особенно его любил Чайковский.
Сергей Танеев в детстве
Сергей Иванович Танеев
русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог
Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г. Рубинштейна и композиции П.И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников).
После смерти Н.Г. Рубинштейна и П.И .Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.
Как композитор, Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К. Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.
Умер Танеев в деревне Дютьково под Звенигородом 6 (19) июня 1915.
Танеев и пятерка
Чайковский был не единственным, с кем Танеев был откровенен, хотя некоторые были менее признательны ему. Николай Римский-Корсаков , вспоминая о столкновении Танеева с Милием Балакиревым во время репетиции концерта, посвященного открытию памятника первому русскому композитору Михаилу Глинке , писал:
И это был не единственный раз, когда Танеев разделял твердое мнение о петербургской националистической музыкальной группе, известной как « Могучая кучка » или «Пятерка». Римский-Корсаков вспоминает то, что он считал вопиющим консерватизмом Танеева 1880-х годов. Сообщается, что Танеев проявил «глубокое недоверие» к ранним выступлениям Александра Глазунова . Александр Бородин был просто умным дилетантом, а Модест Мусоргский «рассмешил его». Возможно, он не был высокого мнения ни о Сезаре Кюи, ни даже о самом Римском-Корсакове. Однако исследование Римского-Корсакова контрапункта, о котором Танеев узнал от Чайковского, могло побудить Танеева пересмотреть свое мнение об этом композиторе.
Следующее десятилетие продемонстрировало заметное изменение во взглядах, пишет Римский-Корсаков. Танеев ценил Глазунова, уважал творчество Бородина и презирал только сочинения Мусоргского. Римский-Корсаков относил эту перемену к новому периоду в творчестве Танеева как композитора. Раньше он был поглощен в основном исследованиями для своего трактата по контрапункту , что оставляло ему мало времени для сочинения. Теперь он более свободно отдавался творчеству. При этом Танеев позволял себе руководствоваться идеалами современной музыки, сохраняя при этом «свою поразительную контрапунктическую технику».
Римский-Корсаков также пишет , что после фиаско в отношении Мариинского театра производства «s из Танеева Орестея , Митрофаном Беляевым , издатель и импрессарио , который сейчас возглавляет„Могучей кучки“, общий возмущение Танеева по поводу инцидента и добровольно публиковать сам счет . Перед его публикацией Танеев «пересмотрел и значительно улучшил оркестровку, которая не всегда была удовлетворительной … В дальнейшем Танеев начал пользоваться советами Глазунова в оркестровке; конечно, он добился быстрых успехов в этой области»
Обратите внимание на «конечно». Глазунов был учеником Римского-Корсакова как по оркестровке, так и по композиции.
Осталось сердце глухо к симфонии семьи
Личная жизнь Сергея Танеева не сложилась. Он ни разу не женился и не завел детей. Известно, что он любил Марию Карловну Бенуа, супругу известного художника. В Свете говорили о возможной интрижке композитора с женой Льва Толстого. Они были дружны в конце 1890-х годов. Жена писателя горевала после смерти сына и находила отдохновение в произведениях Танеева. Он успокаивал ее не только своей музыкой, но и спокойным, бесстрастным голосом. Но супруг хотя и беспочвенно, но не напрасно ревновал жену к композитору. Из его переживаний родилась повесть «Крейцерова соната». На предложения о женитьбе Танеев только смеялся, когда к нему приезжали свататься.
В то же время его квартира стала привлекательной для разнообразной публики. Тут можно было встретить и начинающих учеников, и всеми признанных мастеров. У Танеева царила непринужденная атмосфера любви ко всем, уют дома и веселье интересного общества. Хозяин был неиссякаемым источником свежести и бодрости. По словам его ученика Рахманинова после таких посиделок «жилось и работалось легче и лучше».
Танеев и Чайковский
Танеев стал самым надежным музыкантом среди друзей Чайковского. У них завязались романтические отношения, которые продлились до смерти Чайковского. Симфоническая поэма Франческа да Римини , соч. 32, одно из самых известных оркестровых произведений Чайковского, посвящено Танееву.
Танеев был привередливым и прилежным мастером с непревзойденной техникой. Чайковский понимал, что мнение такого человека, чей собственный вкус и компетентность были столь высоки, но чья самоанализа была столь требовательной, заслуживает уважения, и, как следствие, стал высоко ценить критику со стороны Танеева. Фактически, Танеев стал единственным из друзей Чайковского, которого композитор поощрял абсолютно откровенно рассказывать о своих произведениях.
За откровенность Танеева, однако, пришлось заплатить, и эта цена для Чайковского заключалась в терпении перед лицом прямоты, которая часто доходила до абсолютной резкости. Это означало, что, хотя Чайковский ценил взгляды Танеева и приветствовал их, они не всегда ему нравились. В приписке к письму, которое Чайковский написал Танееву о « Евгении Онегине и Четвертой симфонии», резюмируется его общее настроение: «Я знаю, что вы абсолютно искренни, и я во многом верю вашим суждениям. Но я также опасаюсь этого».
Использование Чайковским слова «страх» не было преувеличением. Писатель и композитор Леонид Сабанеев в детстве занимался композицией с Танеевым и познакомился с Чайковским через него. Сабанееву казалось, что Чайковский действительно в чем-то действительно боялся Танеева. Он также предлагает, почему:
Сабанеев вспомнил приезд Чайковского к Танееву со своей Пятой симфонией . Танеев начал проигрывать часть рукописи за роялем. «С характерной педантичностью Танеев начал показывать Чайковскому то, что он считал недостатками, тем самым повергнув Чайковского в еще большее отчаяние. Чайковский схватил музыку и написал на странице красным карандашом:« Ужасная гадость ». Все еще недовольный этим наказанием, он. разорвал ноты пополам и бросил на пол. Потом он выбежал из комнаты. Танеев уныло взял ноты и сказал мне: «Петр Ильич все принимает близко к сердцу. Ведь он сам просил меня высказать свое мнение … »
Несмотря на печально известную тонкую кожу Чайковского, когда дело касалось критики, он не мог долго обижаться на такую прозрачную честность, особенно когда оценки Танеева могли показывать большую проницательность. Даже если манера, в которой Танеев излагал свои комментарии, вызывала у них еще большее раздражение, Чайковский был болезненно благодарен своему коллеге-музыканту за откровенность.
Вскоре после того, как Чайковский закончил балет «Щелкунчик» , Танеев сделал фортепианную транскрипцию всего произведения. Закончив транскрипцию, он отдал ее Чайковскому, который затем внес свои изменения. (Эта транскрипция была опубликована в 1892 году.)
↑ Просветительская деятельность
Танеева не ограничивалась работой в консерватории. Он на протяжении всей жизни стремился популяризовать музыку за пределами небольшой дворянской среды и безвозмездно занимался с талантливыми учениками из рабочей среды. С 1906 года Сергей Иванович преподавал на Пречистенских рабочих курсах, где взрослые из бедных слоёв населения могли бесплатно получать дополнительное образование. При курсах действовал хор, которому Танеев часто помогал.
В 1906 году Сергей Иванович ушёл из Московской консерватории и принял участие в создании принципиально нового учебного заведения – Народной консерватории. Эта консерватория принимала людей независимо от наличия предварительной подготовки, а обучение в ней было сориентировано на народные традиции. Среди учеников Сергея Танеева были многие выдающиеся композиторы. Имена двух из них: Сергея Рахманинова, Александра Скрябина – знакомы всему миру.
Избранная дискография
- Русский фортепианный квартет: Фортепианный квартет Танеева ми мажор, соч. 20; «Рапсодия» Поля Джуона ; и Александр Бородин «s Половецкие пляски. Исполняет фортепианный квартет Эймса ( Дориан 93215)
- Концертная сюита для скрипки с оркестром; Антракт; и увертюра «Орестея». Исполняет Хельсинкский филармонический оркестр под управлением Владимира Ашкенази и Пекки Куусисто как солист-скрипач ( Ondine 959-2)
- Трио ми-бемоль мажор, соч. 31; Трио си минор; и Трио ре мажор. Исполняется на струнах Бельканто ( MDG 6341003)
- Фортепианный квинтет соль минор, соч. 30; и фортепианное трио ре мажор, соч. 22. Исполняют Михаил Плетнев (фортепиано), Вадим Репин (скрипка) и Линн Харрелл (виолончель) в составе квинтета Ильи Грингольца (скрипка) и Нобуко Имаи (альт) ( Deutsche Grammophon 4775419)
- Симфония № 1; и Симфония № 3. Исполняет Государственный симфонический оркестр России под управлением Валерия Полянского ( Chandos 10390), 2004 г.
- Симфония № 2; и Симфония № 4. Исполняет Государственный симфонический оркестр России под управлением Валерия Полянского (Chandos 9998).
- Симфония № 4; и увертюра « Орестея» , соч. 6. Исполняет оркестр филармонии под управлением Неэме Ярви (Chandos 8953).
- Струнные квартеты 1 и 4. Исполняет Ленинградский квартет Танеева. Переиздание LP «Мелодия» на альбоме «Северные цветы» NF / PMA 9933 (и других квартетов в пяти томах).
- Струнные квартеты 8 и 9. Исполняет Ленинградский квартет Танеева . (Мелодия МА 12411; переиздано на Олимпии ОКР 128)
- Фортепианное трио ре мажор; Фортепианный квартет in E. Исполняет фортепианное трио Барбакана с Джеймсом Бойдом (альт). ( Даттон CDSA 6882)
Биография[]
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского, исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 годы работал в Московской консерватории (с 1881 профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 директор. В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), участвовал в работе Пречистинских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея» (по Эсхилу 1894) — образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).
Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х гг.—1915).
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Болеслав Леопольдович Яворский.
В 1910—1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону (см. тж. П. И. Юргенсон) с просьбой опубликовать произведения композитора. Однако, только после убедительного письма А. В. Оссовского (1911) Б. П. Юргенсон ответил согласием.
Танеев с энтузиазмом встретил возникновение эсперанто, овладел им, пропагандировал его среди родственников, знакомых и учеников, переписывался с Л. Заменгофом и первыми эсперантистами. Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев вёл свой дневник.
На похоронах А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 г., Сергей Иванович Танеев пришёл тяжело простывший и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через пару месяцев он скончался.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Источники
- Бакст, Джеймс, История русско-советской музыки (Нью-Йорк: Dodd, Mean & Company, 1966, 1962).
- Белина, Анастасия. «Мастер Москвы», в International Piano Magazine , январь – февраль 2007 г., стр. 62–65.
- Браун, Дэвид (ред.) Стэнли Сэди, «Танеев, Сергей Иванович», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание , 29 томов. (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN 1-56159-239-0 .
- Браун, Дэвид , Чайковский: годы кризиса, 1874–1878 гг. (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1983).
- Хэнсон, Лоуренс и Хэнсон, Элизабет, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания).
- Леонард, Ричард Энтони, История русской музыки (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, Publishers, 1977, 1957).
- Познанский, Александр, Чайковский глазами других (русская музыкальная серия) (Indiana University Press, 1999).
- Римский-Корсаков, Николай, Летопись Моей Музыкальной Жизни (Санкт-Петербург, 1909), опубликовано на английском языке как My Musical Life (Нью-Йорк: Кнопф, 1925, 3-е изд. 1942).
- Свон, Альфред Дж. , Русская музыка и ее источники в песнопениях и народных песнях (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1973). OCLC .
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973).
- Битти Дэвис, Ричард, «Красота Belaieff» (G Clef Publishing, 2007).
Жизнь
Танеев родился во Владимире , Владимирская губерния , Российская империя , в культурной и литературной семье русского дворянства. Дальний двоюродный брат Александр Танеев также был композитором, чья дочь Анна Вырубова пользовалась большим влиянием при дворе. Александр был тесно связан с националистической музыкальной школой, примером которой является «Пятерка» , в то время как Сергей, как и Чайковский, тяготел к более космополитическому мировоззрению .
Он начал брать уроки игры на фортепиано в возрасте пяти лет с частным учителем. Его семья переехала в Москву в 1865 году. В следующем году девятилетний Танеев поступил в Московскую консерваторию . Его первым учителем игры на фортепиано в консерватории был Эдвард Лангер. После годичного перерыва в учебе Танеев снова учился у Лангера. Он также присоединился к классу теории Николая Губерта и, самое главное, к классу композиции Петра Ильича Чайковского . В 1871 году Танеев обучался игре на фортепиано у основателя консерватории Николая Рубинштейна .
Танеев окончил консерваторию в 1875 году, став первым в истории консерваторией студентом, получившим золотую медаль как по композиции, так и по исполнительскому мастерству (фортепиано). Он также был первым человеком, удостоенным Большой золотой медали консерватории. Тем летом он ездил за границу с Рубинштейном. В этом году он также дебютировал как пианист в Москве играет Брамса первый фортепианный концерт , и стал известен за его интерпретации Баха , Моцарта и Бетховена . В марте 1876 года он гастролировал по России со скрипачом Леопольдом Ауэром .
Танеев был также солистом московской премьеры Первого фортепианного концерта Чайковского в декабре 1875 года. Его выбрали после ужасного выступления Густава Кросса на русской премьере концерта в Санкт-Петербурге тремя неделями ранее. Дирижером в этом более позднем случае был не кто иной, как Николай Рубинштейн , который, как известно, раскритиковал произведение менее чем за год до этого (5 января), но уже успел оценить его достоинства. Чайковского явно больше впечатлила игра Танеева; Позже он попросил Танеева стать солистом русской премьеры его Второго фортепианного концерта и фортепианного трио ля минор . После смерти Чайковского Танеев отредактировал этюды Чайковского, которые он завершил Анданте и Финалом, а премьера состоялась как Третий фортепианный концерт Чайковского .
Танеев непродолжительное время учился в Московском университете и был знаком с выдающимися русскими писателями, в том числе с Иваном Тургеневым и Михаилом Салтыковым-Щедриным . Во время своих путешествий по Западной Европе в 1876 и 1877 годах он встретил , среди прочих, Эмиля Золя , Гюстава Флобера , Сезара Франка и Камиллу Сен-Санса .
Когда Чайковский ушел из Московской консерватории в 1878 году, Танеев был назначен преподавателем гармонии . Позже он также будет преподавать фортепиано и композицию. Он был директором с 1885 по 1889 год и продолжал преподавать до 1905 года. Он имел большое влияние как учитель композиции. Среди его учеников были Александр Скрябин , Сергей Рахманинов , Якоб Вайнберг, Райнхольд Глиер , Поль Юон , Юлиус Конус и Николай Метнер . В полифонические переплетает в музыке Рахманинова и Метнера непосредственно вытекают из учения Танеева. Скрябин же вырвался из-под влияния Танеева.
Танеев был также ученым большой эрудиции. Помимо музыки, он изучал — для релаксации — естественные и социальные науки, историю, математику, а также философию Платона и Спинозы .
Летом 1895 и 1896 годов Танеев останавливался в Ясной Поляне , доме Льва Толстого и его жены Софии . У последней возникла привязанность к композитору, которая смущала ее детей и вызывала ревность Толстого, хотя сам Танеев этого не знал.
В 1905 году революция и ее последствия для Московской консерватории вынудили Танеева уйти из состава консерватории. Он возобновил карьеру концертного пианиста, солиста и камерного музыканта. Он также смог более интенсивно заниматься композицией, завершая камерные произведения партией фортепиано, которую он мог играть на концертах, а также некоторыми припевами и значительным количеством песен. Его последним законченным произведением была кантата « При чтении псалма» , законченная в начале 1915 года.
Танеев заболел воспалением легких после того, как посетил похороны Скрябина в Москве 16 апреля 1915 года. Во время выздоровления он скончался от сердечного приступа в Дюдково , недалеко от Звенигорода .
Музей, посвященный Танееву, находится в Дюдково. Также есть раздел, посвященный Танееву, в музее Чайковского в Клину .
Музыка
Композиционно Танеев и Чайковский разошлись во мнениях о том, как, по их мнению, должна функционировать теория музыки . Чайковский ценил в музыкальном творчестве непосредственность. Танеев, напротив, мыслил музыкальное творчество должно быть осознанным и интеллектуальным, с предварительным теоретическим анализом и подготовкой тематических материалов.
Как следствие, Танеев применил интеллектуальный подход к характеристике музыки своего учителя Чайковского. Тем не менее, в произведениях Танеева обнаруживается его мастерство классической композиционной техники, так что можно сказать, что его стиль отражает европейскую, и особенно немецкую, ориентацию Московской консерватории, а не русское националистическое мировоззрение школы М.Балакирева .
Танеев считал своим главным достижением свою « Орестею» , задуманную в 1882 году. Это произведение, которое композитор назвал «музыкальной трилогией», а не оперой, было тщательно смоделировано по оригинальным пьесам Эсхила и впервые было исполнено в Мариинском театре 17 октября 1895 года. Танеев написал отдельную концертную увертюру, основанную на некоторых из них. основные темы оперы, дирижированной Чайковским в 1889 году.
Римский-Корсаков считал многие произведения Танеева «самыми сухими и вымученными по характеру». Другое дело — личное слушание Орестеи у него дома с Танеевым за роялем. Опера, пишет он, «поразила всех нас страницами необычайной красоты и выразительности». Он добавил, что методы работы Танеева «должны привести к сухой академической композиции, лишенной тени вдохновения; на самом деле Орестея доказала обратное: при всей своей строгой продуманности опера поражала своим богатством и богатством. красота и выразительность ».
В музыке Танеева не только красота и выразительность, но и капризность. Джеральд Абрахам пишет: «У Танеева была двойственная природа, как у Льюиса Кэрролла , наполовину математик, наполовину юморист». Среди неопубликованных произведений Танеева, как сообщается, есть различные пародии, в том числе «Квартеты государственных чиновников», «юмористические припевы, комические фуги и вариации, игрушечные симфонии, имитация балета ко дню рождения Чайковского с абсурдным сценарием и музыка, представляющая собой гениальную контрапунктную попурри». тем из произведений Чайковского ».
Мастер контрапункта
Специализация Танеева была противоположной . Он погрузился в музыку И. С. Баха , Палестрины и таких фламандских мастеров, как Иоганн Окегем , Жоскен де Пре и Орланд де Ласс . В конце концов он стал одним из величайших контрапунктистов .
Танеев опубликовал гигантский двухтомный трактат « Конвертируемый контрапункт в строгом стиле» — результат 20-летнего труда. В нем законы контрапункта разбираются, объясняются и рассматриваются как раздел чистой математики. Танеев использовал цитату Леонардо да Винчи в качестве надписи: «Ни одна отрасль науки не может претендовать на то, чтобы считаться истинной наукой, если она не может быть продемонстрирована математически».
Незавершенное продолжение « Канона и фуги» было опубликовано посмертно.
Стремление Танеева к строгому контрапункту сильно повлияло на то, как он сочинял музыку. Он описал этот процесс, обсуждая свою драматическую трилогию « Орестея» , в письме Чайковскому от 21 июня 1891 года:
Танеев будет продолжать эту серию контрпунктических упражнений, пока не исчерпает все возможности полифонии . Только тогда он действительно начал сочинять музыку.
Римский-Корсаков описал композиционный процесс Танеева аналогично, но с более яркой детализацией:
Обоснование этого процесса Танеевым основывалось на его убеждении, что истина и моральная целостность в музыке являются синонимами ее объективности и цели. Он рассматривал классические концепции композиции как прекрасные примеры композиционной техники, лишенной чего-либо случайного или постороннего.
Танеев также видел синтез контрапункта и народной песни как средство создания масштабных музыкальных структур, которые следовали бы западным правилам тематического развития в сонатной форме . Этот гол ускользнул и от «Пятерки», и от Чайковского. Танеев писал: