Valse triste, Op. 44
Композитор
Ян Сибелиус
Дата премьеры
25.04.1904
Жанр
симфонические
Страна
Финляндия
Состав оркестра: флейта, кларнет, 2 валторны, литавра, струнные.
История создания
Музыка к пьесе — излюбленный жанр Сибелиуса. Он обращался к театральным постановкам 11 раз на протяжении почти 40 лет, вплоть до 1926 года. Его первым публично исполненным произведением оказались две песни к драме Гуннара Веннерберга «Водяной дух» (1888). Она была поставлена в Музыкальном институте, где тогда учился 22-летний Сибелиус, мечтавший о карьере скрипача-виртуоза. А 15 лет спустя уже известный композитор, автор двух симфоний, симфонических поэм, сюит и увертюр, множества сольных песен и хоров, написал музыку к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть». С драматургом композитора связывали давняя дружба и свойство. Сибелиус познакомился с Ярнефельтом в конце 80-х годов: его младший брат был соучеником Сибелиуса по Музыкальному институту; в 1890 году композитор стал женихом, а два года спустя мужем их сестры Айно, с которой счастливо прожил всю жизнь.
Арвид Ярнефельт (1861—1931), родившийся под Петербургом, два года изучавший русский язык в Московском университете, в 1891 году увлекся учением Льва Толстого и решил воплотить его идеи на практике. Прервав успешно развивавшуюся юридическую карьеру, он в 1896 году поселился на ферме, сочетая крестьянский труд с писательским. После личной встречи с Толстым (1899) Ярнефельт перевел его «Воскресение» (а позднее — философские работы) и в том же году принял участие в основании финской газеты, провозглашавшей либеральные идеи. В своих произведениях Ярнефельт рисовал жизнь деревенских бедняков и фабричных рабочих, студентов, финской интеллигенции.
С другой стороны, драма «Смерть» (1903) была написана под влиянием драматургии крупнейшего французского символиста Мориса Метерлинка. Главный герой Паавали убежден, что смерти нет. Но на протяжении спектакля он хоронит всю семью: смерть уносит мать, жену, детей и вынуждает Паавали смиренно склониться перед ее властью. В первой сцене участвуют мать и сын. Умирающая мать рассказывает, что видела во сне, будто она собирается на бал. Когда сын засыпает, за матерью приходит Смерть, но та принимает ее за своего умершего мужа, который увлекает ее в вальсе. Проснувшийся Паавали видит, что мать мертва.
К этой сцене Сибелиус написал краткую, всего в 202 такта, пьесу для струнного ансамбля, большого барабана и колокола «в темпе медленного вальса», как обозначено в партитуре. Пьеса очень понравилась публике, в 1904 году была пересмотрена автором и вскоре издана с французским названием Valse triste (Грустный вальс) в двух вариантах — для струнных и духовых и в переложении для фортепиано. Красивые, несложные, сразу запоминающиеся мелодии принесли Грустному вальсу широчайшую популярность не только на концертной эстраде, но и в быту: он сделался любимейшей пьесой для домашнего музицирования в самых разных аранжировках.
Музыка
Неустойчивые аккорды струнных с сурдинами пиццикато вводят в тревожную атмосферу вальса. Экспрессивную хроматизированную тему поют первые скрипки и виолончели в октаву. Затем остается только ритмический фон, вызывающий у исследователей самые разные ассоциации: то ли отголоски траурного марша, то ли яркий в своей четкости и легкости контраст мрачной скованности начальной кантилены. Новая тема, в которой впервые возникает тембр духовых инструментов, окрашена в мажорные тона; певучая мелодия излагается в светлом высоком регистре. В постоянном сопоставлении тем звучность нарастает, темп ускоряется, танец приобретает все более увлеченный, страстный характер. Особенно настойчиво интонирует первую, хроматизированную тему весь оркестр на фоне тремоло литавры и упорно повторяющихся ходов виолончелей и контрабасов. Внезапно танец обрывается долгой паузой. Допевает тему, уже в медленном темпе, кларнет в унисон с виолончелями в низком регистре. Им отвечают истаивающие аккорды четырех солирующих скрипок пианиссимо.
А. Кенигсберг