Театрально – художественная реформа
С именем этого Симон Вирсаладзе – декоратора связывают реформу, которая была проведена в театре в ХХ веке.
Основной целью этой реформы было формирование нового взгляда у художника, который работал в театральной сфере.
Симон Вирсаладзе говорил о том, что дирижер, художник – декоратор и режиссер – это одно целое, которое должно жить одной и той же идеей. Поэтому делал акцент не то, что декорации к спектаклю должны полностью соответствовать той атмосфере, тому музыкальному действию и тому сюжету, которые заложены в канву всей постановки.
Творческий метод Симона Вирсаладзе получил название «живописный симфонизм». Это качество сценического мышления Вирсаладзе делает его театральным живописцем нового типа.
Прежде, чем приступать к созданию декораций и костюмов, Симион Висаладзе несколько раз слушал музыку, беседовал с режиссером — постановщиком, балетмейстерами. И только тогда, когда, благодаря этим беседам и полученной от них информации, у него складывался образ, художник приступал к своей работе.
Мастера Большого театра кропотливо восстановили декорации и костюмы художника Симона Вирсаладзе
В мастерских, в музее , в театре недоумевают: как вышло, что от огромного творческого наследия Симона Вирсаладзе остались крупицы? Есть документальный фильм, где Сулико Багратович снят в мастерской, как раз за работой над « ». Есть фотографии: балетмейстер и сценограф рассматривают эскизы к «Ивану». Известно, что эскизов было создано больше сотни. А в результате в трех музеях: питерском театральном, московском и музее Большого театра – сохранилось только 9 эскизов. И один, центральный эскиз триптиха в иконописном стиле хранится в собрании Юрия Григоровича. Куда исчезли остальные работы?
Удивительная история
Предположения высказываются самые невероятные. Про питерскую выставку, куда было отправлено «все», а обратно «ничего», про племянницу Сулико Багратовича, легкомысленно распорядившуюся наследием дяди, про грузинскую щедрость художника, раздававшего работы направо и налево. Удивительная история: декорации истрепаны, костюмы изношены, эскизы утрачены, а , в цехах работники театра вспоминают Вирсаладзе с великой нежностью, словно все великие премьеры Григоровича случились только вчера. И только вчера в цехах «рвал и метал» Сулико Багратович. Рассказывают: въедлив был до мелочей, за оплошности не спускал, но и себя не щадил. Когда шла сдача спектакля, в мастерских, казалось, жил днем и ночью. Курил и пил чай с лимоном.
Юлия Берляева – любимая мастерица Сулико Багратовича. История про то, как самые сложные, ответственные костюмы художник поручал ей: «Это отдайте Юлечке Берляевой!» – стала нарицательной. Юлия вспоминает, что Вирсаладзе боялись так же сильно, как и любили.
– Когда я только окончила театрально-художественное училище и пришла в мастерские, – рассказывает Юлия Берляева, – Вирсаладзе видела издали: новичков в бой не пускали, старались художника понапрасну не раздражать… Поэтому я к Сулико Багратовичу приглядывалась издали. Сразу было заметно: у него спрос по гамбургскому счету
Еще заметила: очень важно понять сразу же, что именно требуется. В основном все эти нервные переживания случались из-за того, что мастера не понимали художника
Наконец через несколько лет мне разрешили работать в постановке Вирсаладзе. Дали костюм из массовки. Работа строилась так: костюмы создавались группами, мастерам вручались эскизы, мы шили модели и шли к художнику утверждать. И вот я на подгибающихся ногах пошла утверждать. На удивление, Сулико Багратович макет принял, все прошло без проблем. И пошло-поехало…
Эскизы к постановкам Сулико Багратович рисовал сотнями. Широкими яркими мазками, не вдаваясь в проработку лиц. Настаивал: эскиз не смысл постановки, цель в реализации идеи на сцене. И никогда не бывало при Вирсаладзе так, чтобы то, что задумано на эскизе, не удавалось воплотить на сцене один к одному. Наталья Борисовна Павлова работала с Сулико Багратовичем в 1975 году над «Иваном Грозным» как ученица художника. Сейчас, уже в статусе художника-восстановителя, она вспоминает: «Чирку (от «чиркнуть», «штрих». – Прим.
ред.)
не туда положишь – а он видит!»
Художественный подчерк и принцип работы Вирсаладзе
Трудно сказать к какому направлению принадлежит творчество Симона
Вирсаладзе
. По его ранним работам можно смело говорить о нем как о художнике — символисте. В дальнейшем, в его работах можно обнаружить влияние художников — романтиков. Не чужд этому художнику и модернизм, а именно — арт-авангард.
Свои декорации Симон
Вирсаладзе
не конкретизирует — он не видит в этом надобности. Так, например, большая часть действия в балете «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского происходит в саду.
Художник приходит к выводу, что не надо, и даже глупо было бы изображать декорациями сад — ведь его образ будет представлен в танцевальных номерах. Пред собой Симон
ставил другую задачу — создать при помощи этих декораций саму среду, цветовую гамму и настроение. Для того чтобы достичь намеченной цели художник — декоратор использует только цветовые пятна, костюмы или костюмные группы.
ВНИМАНИЕ!
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!
С. Б. Вирсаладзе родился 31 декабря 1908 (13 января 1909 год)а в Тифлисе (ныне — Тбилиси). Образование получил в Тбилисской академии художеств у И. И. Шарлеманя, во Вхутеине у И. М. Рабиновича и Н. А. Шифрина, в Ленинградской академии художеств у М. П. Бобышова. Работу в театре начал в 1927 году в Тбилисском рабочем театре затем в Тбилисском театре оперы и балета, где в 1932-1936 годах он был главным художником. С 1937 года он работает в ЛАТОБ имени С. М. Кирова (в 1940-1941 годах и с 1945 года — главный художник). Вирсаладзе оформлял также спектакли в театре имени Ш. Руставели в Тбилиси и др. В ГАБТ С. Б. Вирсаладзе активно сотрудничал с Ю. Н. Григоровичем, оформив все его балеты. В живописных, богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях Вирсаладзе героическая монументальность, романтическая приподнятость и праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством стиля. В своих декорациях он достигает высокой эмоциональной выразительности, мастерски использует цвет и свет.
Художественный подчерк и принцип работы Вирсаладзе
Трудно сказать к какому направлению принадлежит творчество Симона Вирсаладзе. По его ранним работам можно смело говорить о нем как о художнике – символисте. В дальнейшем, в его работах можно обнаружить влияние художников – романтиков. Не чужд этому художнику и модернизм, а именно – арт-авангард.
Свои декорации Симон Вирсаладзе не конкретизирует – он не видит в этом надобности. Так, например, большая часть действия в балете «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского происходит в саду.
Художник приходит к выводу, что не надо, и даже глупо было бы изображать декорациями сад – ведь его образ будет представлен в танцевальных номерах. Пред собой Симон ставил другую задачу – создать при помощи этих декораций саму среду, цветовую гамму и настроение. Для того чтобы достичь намеченной цели художник – декоратор использует только цветовые пятна, костюмы или костюмные группы.
ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru
Цвет Вирсаладзе
Впрочем, несмотря на рекордные человеко-часы, проработанные Вирсаладзе в мастерских Большого, на огромную симпатию и взаимное доверие гениального художника к своим мастерам золотые руки, никто не может припомнить, чтобы Вирсаладзе вот просто так, за чаем и сигаретой разглагольствовал о жизни или подробно рассказывал о себе. Максимум доверительности, на которую мог пойти Сулико Багратович, – это позволить сделать себе заплатку на локте пиджака.
– У Сулико Багратовича был любимый пиджак из шерстяного букле. Очень модный, красивый. Сразу видно, непростой, – вспоминает Юлия Бурляева. – Пиджак настолько любимый, что был заношен буквально до дыр. И вот мы ставили заплаточки на локти. Это выглядело стильно – заплатки на локтях тогда были в моде.
Юлия Валентиновна вспоминает, как однажды в мастерские принесли пакет, а там – юношеские фотографии Вирсаладзе. Сулико Багратович радовался, показывал мастерам, какой он был красавец.
«
Максимум доверительности, на которую мог пойти Сулико Багратович, – это позволить сделать себе заплатку на локте пиджака».
Вот и все разговоры «за жизнь». Все остальное о сцене, идее, работе.
Галина Ивановна Нуриджанова считает, что Вирсаладзе ни на минуту не оставлял поиски идеального:
– Мы шили костюмы, и тут же, в примерочной, Вирсаладзе их принимал. Приходили артисты, крутились-вертелись, Сулико Багратович выяснял, удобно ли, не тянет ли, не мешает ли. Потом проверяли на сцене. И вот как-то после костюмной репетиции сна в «Раймонде» – мы тогда долго бились с цветом, никак не могли подобрать – Сулико Багратович ночью пришел в мастерскую, куда привезли костюмы на доработку, и ножницами срезал всю обшивку с платьев. Мы утром приходим, а платья – голые. Так мы начали заново.
Сегодня имя Вирсаладзе в Большом стало нарицательным. Это не только «цвет Вирсаладзе». Не только его уникальная эстетика, связывающая воедино декорации и костюмы. Это уникальная сценография с минимумом бутафории на сцене – у «Ивана Грозного» только трон, посох да звонница, висящая на авансцене, – живописная, яркая, тканевая, оставляющая большой простор для балетных артистов. Это совершенно новый подход к оформлению балетов, не просто живописный, как у Бакста, Коровина и Головина, – хотя сам Сулико Багратович, очевидно, считал себя их преемником, – и не абстрактно технически-безликий. Это создание полного художественного образа прямо на сцене, в момент спектакля. Включаются софиты, открывается занавес – сетки подсвечиваются и превращаются в золотые апсиды византийского храма, меняется подсветка – та же сетка из колонны превращается в дымку, оттеняющую иконописные панно. Заканчивается спектакль, гаснут софиты, и сетки остаются просто сетками, крашеной декорацией.
Сети Вирсаладзе
Все цвета тканей принимал лично Симон Багратович. Он шел в красильный цех мастерских, где прокрашивалась специально созданная по его заказу сетка. Сетку эту разработал для Большого театра НИИ текстильной промышленности. Поэтому сейчас, когда потребовалось найти сетку для реставрации костюмов к «Ивану Грозному», в мастерских мучились: где сейчас такую сетку достать? Нашли в Турции. Выпускается там как ткань для занавесок… Правда, в мастерских говорят, что это все-таки не совсем такая сетка и что, если подходить к этому вопросу, как подходил Сулико Багратович, он бы заметил…
«
Сетку эту разработал для Большого театра НИИ текстильной промышленности».
Всю сетку из НИИ доставляли в красильни. Мастера красили. А Сулико Багратович, сверяясь с эскизами, цвета принимал. Кто видел, говорят, что это было эффектное драматическое зрелище. Кто научился красить так, чтобы попадать «под Вирсаладзе», помнит об этом всю жизнь. Все сложные цвета и мастера, и художники в Большом театре так до сих пор и называют «цвет Вирсаладзе». Любимые цвета художника: золото, красный, черный. Но в работах художника никогда не увидишь открытого красного или бьющего в глаза, как начищенный самовар, золотого. Все приглушено, состарено, облагорожено.
Наталья Павлова рассказывает, как невольно застала сцену разноса, который устроил Сулико Багратович своей художнице. Он посмотрел сверху на плафон, спустился и спросил: «Я вам что показал на эскизе? Таа-таа-таа-таа. А вы что сделали? Та! Та! Та! Та!»
Все требования Вирсаладзе в мастерских выполнялись безоговорочно. Его не столько боялись, сколько не смели расстраивать
Хотя Вирсаладзе любил бросить мастерам: «Мое дело – образ, мне неважно, где будет вытачка», к профессионалам он относился с высочайшим почтением
– Сулико Багратович жаловался, что ему никто не говорит правду, – вспоминает Юлия Берляева, – и в сложных ситуациях иногда призывал меня в третейские судьи. Дескать, Юля меня не боится, она все скажет. Я помню сложный момент с костюмом Андриса Лиепы. Он танцевал Ромео в новой редакции «Ромео и Джульетты», а Сулико Багратович придумал такой костюм, там в трико были ноги разного цвета – серая и синяя. Андрис пришел на примерку костюма и решил, что серый цвет зрительно увеличивает ноги, – он переживал, что серая нога выглядит толще синей. А Сулико Багратович вообще-то актерских капризов не терпел. Как-то артист на примерке пожаловался художнику, что костюм со шлейфом очень тяжелый. Сулико Багратович, внимательно выслушав его, покачал головой: «Хорошо, я поговорю с Юрием Николаевичем, чтоб вам дали другую роль…» Но к мнению солистов Сулико Багратович прислушивался. Тем более что Андрис был любимчиком в мастерских. И ему заранее прощалось то, на что другой артист, может быть, и не отважился бы. Андрис настаивал. Вирсаладзе его урезонивал. Градус дискуссии накалялся.
– Я испугалась и спряталась за спину Андриса. Но тут Вирсаладзе призвал меня: «Пусть Юля скажет, она не соврет». И я призналась, да, полнит, да, серая нога выглядит толще синей. И тогда Андрису сделали две синие ноги.
Годы всеобщего признания
50-е годы — это тот период в творчестве Симона
Висаладзе
, когда к нему приходит всеобщее признание.
Поводом и основным толчком этому послужила постановка балета «Каменный цветок» С. Прокофьева, где дар художника как оригинального художника — декоратора проявился в свою полную силу.
Успех не был одноразовым — дальнейшие работы мастера оформления балетных постановок лишь укрепляли его положение среди современников и других художников — декораторов.
«Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Иван Грозный» М. Чулаки — и это далеко не весь список балетов, оформление декораций к которым принадлежит Симиону
Вирсаладзе
.
Фильмография
Вирсаладзе Симон Багратович
— Вирсаладзе, Симон Багратович (31.12.1908 (13.1.1909), Тифлис 7.2.1989, Тбилиси) театральный художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), народный художник РСФСР (1957), народный художник Грузинской ССР (1958). Народный художник … Википедия
Вирсаладзе Симон Багратович
— , советский театральный художник, народный художник РСФСР (1957) и Грузинской ССР (1958), член корреспондент АХ СССР (1958). Учился в московском Вхутеине (1927‒28) у И. М. Рабиновича и в ленинградской АХ… …
Вирсаладзе Симон Багратович
— (р. 1908/09), советский театральный художник. Народный художник СССР (1976) и Грузинской ССР (1958), действительный член АХ СССР (1975). Учился в московском Вхутеине (1927 28) и в ленинградской АХ (1928 31). Главный художник Театра оперы… … Художественная энциклопедия
ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратович
— (Сулико Вирсаладзе) (13 января 1909 1989), грузинский художник. Народный художник Грузинской ССР (1958); Народный художник СССР (1976); Лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951, 1977); Лауреат Ленинской премии (1970). Учился в Тбилисской… … Энциклопедия кино
Вирсаладзе Симон Багратович
— (1909 89) художник т ра. Нар. художник СССР (1976) и Груз. ССР (1958), действ. член АХ СССР (1975). Мастер сценографии муз. спектаклей, художник кино. В. свойственны живописность пластич. и насыщенность цветового решений, особая приподнятость… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Вирсаладзе, Симон
— Багратович (31.12.1908 (13.1.1909), Тифлис 7.2.1989, Тбилиси) театральный художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), народный художник РСФСР (1957), народный художник Грузинской ССР (1958). Народный художник СССР (1976). Член … Википедия
Симон Багратович Вирсаладзе
— … Википедия
Вирсаладзе
— (груз. ვირსალაძე) грузинская фамилия. Известные носители: Вирсаладзе, Анастасия Давыдовна (1883 1968) грузинский советский музыкальный педагог. Вирсаладзе, Симон Багратович (1909 1989) советский художник сценограф. Вирсаладзе,… … Википедия
Вирсаладзе
— Симон Багратович , советский театральный художник, народный художник РСФСР (1957) и Грузинской ССР (1958), член корреспондент АХ СССР (1958). Учился в московском Вхутеине (1927 28) у И. М. Рабиновича и… … Большая советская энциклопедия
Вирсаладзе С. Б.
— ВИРСАЛÁДЗЕ Симон Багратович , сов. театр. художник. Нар. худ. СССР (1976). Действит. член АХ СССР (1975). Учился в тбилисской (1926) и ленингр. (192831) АХ, в Моск. Вхутеине (1927). В 193236 гл.… … Балет. Энциклопедия
ВИРСАЛАДЗЕ, СИМОН
(1908/1909–1989), художник, мастер сценографии, представитель символизма.
Творчество Вирсаладзе явилось одним из ярких примеров перехода символизма – с эмоциональной и таинственной романтикой его неомифологических образов – в искусство театра, где модернистские поиски даже в самые суровые в цензурном отношении годы развивались словно в лабораторной капсуле. Отдал дань конструктивистским экспериментам (когда в 1926–1927 оформил несколько спектаклей тифлисского ТРАМа – Театра рабочей молодежи), но в целом придерживался линии более традиционного «живописного театра», виртуозно сочетая ее с элементами арт-авангарда. Среди постановок, художником которых был Вирсаладзе, – оперы Вильгельм Телль
Дж.Россини (1931), Даиси
З.Палиашвили (1936), балеты Жизель
А.Адана (1948), Отелло
А.Мачавариани (1957) – в театре имени Палиашвили; балет Великий государь
В.А.Соловьева (1945) – в тбилисском Театре имени Ш.Руставели ; балеты Сердце гор
А.Баланчивадзе (1938), Раймонда
А.К.Глазунова (1948; Сталинская премия 1949), Спящая красавица
П.И.Чайковского (1952), Каменный цветок
С.С.Прокофьева (1957); оперы Лоэнгрин
Р.Вагнера (1941 и 1962), Семья Тараса
Д.Б.Кабалевского (1950; Сталинская премия 1951), Дон Жуан
В.А.Моцарта (1956), Севильский цирюльник
Дж.Россини (1958) в Кировском театре; балеты Каменный цветок
С.С.Прокофьева (1959), Спящая красавица
(1963) и Щелкунчик
П.И.Чайковского (1966), Спартак
А.Хачатуряна (1968; Ленинская премия 1970), Лебединое озеро
Чайковского (1969), Ангара
А.Я.Эшпая (1976; Государственная премия 1977) в московском Большом театре . Работал и в кино: по эскизам Вирсаладзе был созданы костюмы фильмов Г.М.Козинцева Гамлет
(1964) и Король Лир
(1971).
Будучи изредка лишь декоративным камуфляжем голого агитпропа либретто (Ангара
), в большинстве случаев эти произведения пребывали красочными зрелищами, органично и остро обогащавшими режиссуру. Ряд самых значительных спектаклей Вирсаладзе – в том числе и его высший триумф, балет Спартак
, – были созданы в соавторстве с балетмейстером Ю.Н.Григоровичем .
просмотров