Кого называли скоморохами в древней руси?

Чем занимались скоморохи на руси? — кириллица — энциклопедия русской жизни

Скоморох-матерщинник — жертва Средневековья

К Средневековью православная символика уже жила в каждом крестьянском доме. Но прямо под иконами нашептывали матерные стихи и скоморохи: их пускали в избу, чтобы они бранными словами отгоняли злых духов.

Исследователь скоморошества Сергей Юрков в книге «Антиповедение в культуре Древней Руси» утверждает, что это явление отображает гротескный антимир Руси, где находится место водяным, домовым и русалкам, а посредником в это пространство остается скоморох. В общественной жизни Руси произошел идеологический конфликт между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Волоцкий выступал за жесткую форму православия, когда оно смыкается с властью государственной и держится на казнях и преследованиях. Он настойчиво советовал разыскивать, а после казнить еретиков и сторонников сатанинского разгула. Скоморохи раздражали его своей всепроникающей иронией.

Скоморох здесь — жертва. Можно распознать и другой смысл. Официальная средневековая религиозность Руси лишена самоиронии. Именно это качество после будет охранять Иосиф Волоцкий: леденящую серьезность, помпезность и преданную «дружбу» с государственным аппаратом.

Офени и скоморохи

Современное представление о скоморохах довольно вульгарно. Скоморохи представляются эдакими клоунами-смехачами, которые передвигаются на ходулях, дудят в дуду и собирают вокруг себя толпы весёлого люда. Подобное видение, приравнивающее скоморохов к народным аниматорам-затейникам, поверхностно. Да, скоморохи были странствующими актёрами, и самым распространенным жанров их представлений являлась комедия. Порожденные дохристианской смеховой культурой, скоморохи были притесняемы и государством, и церковью.

В репертуаре скоморохов были былины, сказания и народные драмы, в которых выражалось недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство.

В XVI-XVII веках скоморохи стали объединятся в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням и весям не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах (что было, скорее всего, оправдано). В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

Запрет-запретом, но скоморохи не исчезли окончательно. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков. С 1700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях — ходебщиках и их искусственном языке.

Одно из прозваний офеней, мазыки, недвусмысленно говорит о том, что офени были сопричастны музыкальной культуре, были своеобразными бродячими музыкантами, русскими трубадурами. Налицо общность со скоморохами, которые сопровождали свои представления музыкальным аккомпанементом.

Скажем прямо: звуки все в целом довольно резкие и не очень приятные.

В 17-м веке англичанин Сэмюэл Коллинз, врач царя Алексея Михайловича, оставил записки о России, в которых не без цинизма писал о русском музыкальном вкусе: «возьмите несколько сов, несколько скворцов, пару голодных волков, семь свиней, столько же кошек с супругами и заставьте всех их петь: этот концерт восхитит русского больше, нежели вся итальянская музыка, все легкие французские арии, английские марши».

Да, не по ушам была англичанину наша музыка! А что бы было с ним, если бы он понимал смысл текстов! А без пения не обходилось ни одно выступление скоморохов. Те, кому позволяли инструменты, то есть накрачеи, свирельщики и сопельщики, волынщики, игрецы на домре – еще и танцевали. Отличительным знаком скоморохов было короткополье – они носили кафтаны с короткими полами, чтобы не мешали танцевать.

Скоморохи появлялись на каждой крестьянской свадьбе – минимум два музыканта, а там уж сколько сумеешь оплатить. К сожалению, не сохранилось свидетельств о том, как и каким образом оплачивалась работа скоморохов. Однако ясно, что крупные выступления скоморошьих ватаг специально выкликались, объявлялись за несколько дней на главных торгах и площадях городов. А в день выступления поглазеть уже собиралась целая толпа. 

Рисс Ф.Н. Скоморохи в деревне1857 г 

Искусство скоморохов было синтетическим. Чтоб развлечь дремучего русского крестьянина, одной музыки недостаточно

Важной частью выступления был позор – то есть, смотрение. А смотрели зрители на скоморошьи пляски в личинах, или машкарах – масках

Некоторые из масок были впоследствии откопаны археологами и вы можете увидеть их в инстаграме подкаста. Также скоморохи водили с собой дрессированных медведей и показывали с ними фокусы. Но главной частью позора был глум – стендап русской древности. Словом глум, по-видимому, описываются срамные части выступления, когда скоморохи сквернословили, отпускали нецензурные шутки и как-то по неприличному танцевали. Адам Олеарий, путешественник 17го века, пишет о русских, что большая часть их разговоров сосредоточена на сексе: «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих и других лиц; рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе. К тому же направлены и их пляски, которые они исполняют с прибавлением некоторых страстных телодвижений». Дальше Олеарий пишет, что «странствующие комедианты, то есть скоморохи, в плясках своих иногда, для забавы зрителей, бесстыдно обнажают части своего тела, а уличные скрипачи (наверное, имеются в виду гудочники — П.К.) воспевают всенародно на улицах срамные дела». Да и в домах, во время пиршеств, по его словам, «русские любят музыку».

Где жили?

Ареал проживания и курсирования офеней был очень широк. Основными центрами считается Суздаль и Владимирская область. На севере офени доходили до Архангельска и Белого моря. На востоке торговали до Урала. На юге спускались вниз по Волге до Астрахани. На западе достигали восточной Польши.

Жители других областей часто называли офеней словом суздала, которое означало «суздальские». Это собирательное слово изначально женского рода и единственного числа с ударением на последнем слоге (точно так же, как, например, господа и старшина) наряду со словом офеня стало обозначать неутомимых книготорговцев для всех прочих русских людей.

Не было сообщества более закрытого, чем офени, но при этом более открытого в своем стремлении развить грамотность народа, показать другую сторону бытовой реальности. Влияние их огромно и до сих пор до конца не изучено. Офени были наиболее деятельным слоем населения. Им, чтобы жить, нужно было в прямом смысле «вертеться». Вот они и вертелись, запутывая следы, тарабаря на фене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Говорят, они и сегодня среди нас. Просто мы ленивы и нелюбопытны, чтобы их замечать.

Перевод русских пословиц на офенский язык (перевод Колотова А.В.)

  1. Век живи, век учись – дураком помрешь. – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь.
  2. Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.
  3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.
  4. Прошел огонь, воду и медные трубы. – Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.
  5. Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.
  6. Муж и жена – одна сатана. – Муслень и елтона – ионый кульмас.

« Как правильно выбрать святого покровителя ребенку

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Скоморохи — ведающие мудрецы и хранители древних традиций

Итак, из вышеприведенной грамоты ясно видно кем являлись скоморохи, какой мир, культуру и традиции они представляли, являясь его неотъемлемой частью. Очевидно и запретители прошлых веков отлично понимали с чем они имеют дело и что / кто стоит за скоморохами. Хотя скоморохов издревле звали и на знатные пиры и на свадьбы, но наиболее тесна их связь с различными дохристианскими праздниками, символами и обрядами. Самые массовые и разгульные праздники с участием скоморохов — что мы можем увидеть по разгневанным упоминанием в летописях — происходили на Коляду (зимний солнцеворот) и в Русалью неделю (летний солнцеворот)

Важной частью этих празднеств было символическое вождение различных животных (козы, медведя, кобылы), именуемое в церковных документах «козлогласовая ходити», «козлогласования твори-ти», «бесовскую кобылку водити».

Лубок «Медведь и коза»

Нередко слово «русальи» применяется к дохристианским гуляниям в целом, в том числе и зимним — то есть не связано именно с Русальной неделей. Слова «скоморошьи» — «русальи» — «бесовские» как бы слились в один смысловой ряд.

Вернемся теперь к сути запрета на подобные гулянья. Думается, что дело не только в связи с древней традицией, символами и песнями. Смех сам по себе является сильнейшим оружием. Вы можете переформатировать человека, внушить ему иные ценности, заставить что-либо делать или напротив НЕ делать, он может даже перестать слышать аргументы разума… но когда ему смешно и весело — он все равно будет смеяться. Невозможно запретить веселиться и смеяться, потому что каждый человек стремится к радости. Невозможно удержать внутри смех, когда действительно смешно. И таким образом смех срывает все оковы, путы и условности. Смеющийся человек свободен и счастлив.


Фантазия нейросети на тему «скоморох»

Недаром мудрец и учитель высочайшего уровня часто изображается в преданиях разных народов НЕ как строгий аскет, читающий проповеди, а как добродушный весельчак, всегда готовый подшутить над своими излишне серьезными учениками.

В веселье самом по себе есть мудрость. При этом глубинная мудрость легко может скрыться за ширмой веселья в те времена, когда запрещено озвучивать прежние истины в открытую. Именно поэтому многие считают скоморохов бывшим дохристианским/ языческим/ ведическим жречеством, надевшим на себя маски в прямом и переносном смысле, но продолжавшим нести свет своих знаний по свету, постоянно перемещаясь.

Скоморохи при Иване Грозном

Культурологи говорят, что представления скоморохов очень сильно походили на европейский карнавал. Об этом пишет и итальянский путешественник, которого занесло в Москву Ивана Грозного:

Иван Грозный в приступах помрачения писал свою библию от русского царя. В перерывах между казнями и молитвами он любил вакхические забавы. Скоморохи на столичных гуляньях — явление привычное для эпохи Грозного. Именно он вывел их из маргинального положения и даже обзавелся придворными шутами. Церковники не спорили с царем. https://www.youtube.com/watch?v=7-gqB2q1NTY Как-то зимним вечером государь собрал бородатых бояр, князей и опричников, среди них был и Осип Гвоздев-Ростовский — воевода, возглавлявший поход на Литовское княжество. Грозный посмотрел на него и сказал: «Быть тебе моим шутом». У главного воеводы отобрали оружие, принесли колпак с нашитыми ушами осла и дали гусли скомороха. Теперь Осипа сажали в золотом одеянии с колпаком на быка, за ними шли стрельцы, несшие на плечах русского царя. В народе бывшего воеводу прозвали «Гвоздем».

Скоморохи — бродяги и разбойники

Эта негативная сторона также достаточно прочно связана с образом скоморохов. Но как она вяжется со всем остальным вышесказанным?

  • С одной стороны, это может быть намеренным очернением скоморохов силами их противников: народу необходимо было внушить мысль, что они опасны, не стоит подпускать их близко, а при их приближении не нужно расслабляться, а напротив, следить за имуществом и держать ухо востро (напряженный человек не расположен к восприятию шутки и веселью);
  • С другой стороны вырождающемуся языческому/ведическому жречеству, которое растеряло свои исконные знания и смысл существования как таковой может попросту быть нечем больше заняться. В подчиненную церкви иерархию общества они не вписываются, при этом есть готовые сформированные группы физически сильных людей (вспомним, например, картинки со стоянием скоморохов на одной руке — сложнейшая поза из йоги), которые способны быстро перемещаться, не будучи к чему-либо привязанными и, которые, вероятно владеют некоторыми простыми приемами воздействия (гипноз, фокусы/ловкость рук и проч.).

Тут всплывает образ атамана Кудеяра и былинные песни о Каликах, которые зарекались разбойничать.

Лубок Атаман Кудеяр

Гудеж — то есть музыкальная игра, это непременный атрибут пира.

Это гусли.

Скоморохов мы встречаем прежде всего на свадебных и праздничных пирах. Причем русские скоморохи были в этом деле реально хороши. Сам византийский император Константин Порфирородный в 10 веке писал, что при инструментальной музыке в его дворе употреблялись славяне. В чем же состояло, как писали в те времена, скоморошье бесовское пение, блудное глумление, всякое гудение и смехотворение?

Пройдёмся небольшой экскурсией по звукам их инструментов. Я позаимствовал отрывки по несколько секунд из разных видео с ютюба, ссылки на которые вы найдете в описании. А как выглядели эти инструменты, вы можете посмотреть в специальном посте в инстаграме Поручика Киже. Итак, попробуем представить скомороший саунд.

Сопель, обыкновенная деревянная флейта, и свирель – ствольная флейта. Сурна, или зурна, язычковый духовой инструмент, сейчас почти исключительно атрибут ближневосточной музыки, использовалась русскими музыкантами, и, должно быть, пришла когда-то на Русь именно с Ближнего Востока. Домра, уже упоминавшаяся – это гитара древней Руси, а бас-гитара – правильно, бас-домра. Играли скоморохи и на дуде, или козе – то есть на волынке. Гудок, или смык – струнный смычковый музыкальный инструмент, который находили еще в XI веке в Новгороде. Колесная лира – инструмент, популярный под разными названиями во всем мире, звук в котором получается от трения колеса о струны. Органы-портативы, носимые на ремне через плечо, на которых исполнитель играл одной рукой, а другой рукой качал меха. Наконец, гусли, излюбленный инструмент сказителей. И ударные инструменты: тимпаны, накры, бубны, и набат. Наверняка ведь вы не знаете, что такое набат, а мы так часто употребляем это слово. Так вот, набат – это огромный барабан, то есть литавра, с металлическим корпусом и кожаной мембраной, который использовался даже войсками для устрашения врага. Не могу найти его звук, и хорошо — а то все разбежитесь. Тимпаны – барабаны поменьше, глиняные, обтянутые кожей. Накры – совсем маленькие барабаны, которые вешались на веревке через шею. И на всех на них играли палочками.

Мини сообщение на тему кто такие скоморохи. Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности

Категория: Душа : 27.04.2015 18:32 Администратор

С первых веков принятия Русью христианского учения представители прежней языческой религии становятся гонимыми и презренными отщепенцами. Они оказываются вне официальной идеологии. Их начинают преследовать княжеские тиуны и бояре , стремясь показать новым духовным владыкам свою лояльность.

Жреческое сословие начинает разделяться на тех, кто уходит в леса, чтобы предаваться восхвалению старых богов. Другая часть языческих жрецов идет в народ. Эта вторая часть становится кастой знахарей, шептунов, людей, способными управлять эмоциями простых русичей. Так постепенно появляются на русской земле бродячие кудесники и артисты, которым даются имена скоморохов.

Как и волхвы, скоморохи передавали свое искусство веселить или печалить людей из поколения в поколение устно. Духовенство много раз пыталось искоренить скоморохов на Руси. Но они были нужны народу. Из попыток монахов и священников уничтожить скоморошье племя ничего не вышло. Впрочем, как и с ликвидацией остатков языческих культов.

Смех, вообще веселье на похоронах и поминках, и шире — смех в обряде — вот где в первую очередь требовалось участие скоморохов. Их связь с этой обрядовостью «была более интимной, чем мы видим из старой церковно-учительной литературы».

«Она простирается не только на культ мертвых, но и на другие явления первобытной земледельческой религии, на всю вереницу праздников и обычаев, чередующихся со сменой времен года».

Теория русского историка А. Морозова дает такие ответы на вопрос о происхождении скоморохов на Руси:

  • 1) скоморохи появились после принятия христианства;
  • 2) они происходят от волхвов;
  • 3) главная сфера их первоначальной деятельности — обряды, связанные с ритуальным смехом.

О формах и служителях языческого культа единого мнения не было. Известно, что наиболее значительные сведения о волхвах, кудесниках и проч. содержат летописи. Подавляющая же часть летописных свидетельств имеет в виду волхвов, действовавших после принятия христианства

Одно это заставляет относиться к летописным волхвам с осторожностью

В русской науке долгое время прочно держалось мнение вообще об отсутствии у восточных славян жречества или по крайней мере о низком уровне его развития. Считалось, что в период родового строя главным жрецом был предводитель рода, потом князь; по большей же части в обрядах обходились, так сказать, своими силами.

Сейчас мнение это несколько изменилось, но тем не менее остается в силе положение, что жречество у восточных славян не было профессиональным. Историк Л.

К первому, наиболее раннему, относятся верования тотемно-анимистического содержания, поклонение упырям и берегиням, зооморфным божествам, камням, деревьям, ручьям и т. д. Второй период характерен почитанием антропоморфных богов, к числу которых относятся Перун и другие боги Владимирова пантеона. Время перехода от первого этапа ко второму совпадает с зарождением классовых отношений.

Волхвы, как доказывает Л. Мирончиков, выражали религиозную идеологию родового строя, т. е. относились к первому этапу язычества, и были пережитком в древней Руси. На то, что волхвы были представителями первобытнообщинных отношений, несколько раньше указывал М. Н. Тихомиров.

Выводы

В одной из своих видео лекций упомянутый выше доктор исторических наук Александр Пыжиков говорил, что вся Древняя Русь пребывала в постоянном движении. Вплоть до закрепощения постоянные круглогодичные перемещения всех и вся были совершенно естественным состоянием для наших предков — кто-то ехал на ярмарки, кто-то на заработки, кто-то к родственникам, кто-то в поисках знаний и учителей, кто-то вслед за миграцией каких-либо рыб или животных. Так или иначе все дороги были постоянно полны людьми. Отсюда многочисленные поверья и сказки связанные с дорогами и перекрестками, путевыми камнями, указующими путь клубочками и проч. (все то, что совершенно не актуально в мире оседлых крестьян, строго привязанных к своей деревне).

Здесь стоит вспомнить еще и то, что вплоть до начала XX века скифы «официально» считались предками славян и русов, что зафиксировано в многочисленных книгах, учебниках и источниках . В двуязычном русско-французском учебнике по истории для русского дворянства 1763 г. авторства Ф. Г. Дильтея дается объяснение значения слова «скиф» — от славенского слова «скит», означающий «блудящий», «кочующий». То есть кочевой образ жизни наших предков когда-то был еще более ярко выраженным.

Что до скоморохов, то можно предположить, что они являются «поздним» осколком того самого древнего мира — «вечно движущейся Руси». Именно туда уходят истоки праздников, традиций и музыки, которую продолжали являть миру странствующие музыканты (или замаскированные волхвы?).
____________

Скоморох по-прежнему остается многогранным и ускользающим. Простак, который скрывает что-то очень глубокое. Хрестоматийный Иван-дурак. Скорее всего он не тот, кем кажется. Весельчак, шутник, джокер. Мудрец творящий миры и пробуждающий людское подсознание силой звука и смеха. Ведь в начале всего не каноны и молитвы, а радость (смех) и вселенская любовь.

В статье использовались материалы:

1) Александр Чашев, «О происхождении слова скоморох»;
2) Видео «Скоморохи — каста ведических жрецов» (интервью с Максимом Богадановым);
3) Видео-лекции Александра Пыжикова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: