General Information
Work Title | Polonaise in F-sharp minor |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | Polonaise fis-Moll; ポロネーズ第5番; Polonez op. 44; Polonaise; Polacca; Polonesa en fa sostingut menor; Πολωνέζα σε Φα δίεση ελάσσονα, Op. 44; 폴로네즈 Op. 44 |
Name Aliases | Polonaise in F-sharp minor, Op. 44; Polonaise, opus 44; Polacca op. 44 |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.44 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 84 |
Key | F-sharp minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | Polonaise |
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1841 |
Dedication | Fürstin Carl von Beauvau |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article |
Polonaise (fis-moll), Op. 44
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1841
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Полонез ор. 44, fis-moll (сочинен в 1840—1841 годах, опубликован в 1841 году) — один из возвратов трагической героики у позднего Шопена (Сам Шопен называл его „скорее фантазией», чем полонезом, и даже „родом фантазии в форме полонеза».). Ф. Лист справедливо относил эту пьесу к самым „могучим» созданиям Шопена и писал о ней:
„Основной мотив неистов, зловещ, как час, предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям. Беспрерывное возвращение тоники в начале каждого такта напоминает канонаду завязавшегося вдали сражения. Вслед бросаются, такт за тактом, странные аккорды. У величайших композиторов мы не знаем ничего подобного поразительному эффекту, который производит это место, внезапно прерываемое сельской сценой, мазуркой идиллического стиля, от которой как бы веет запахом мяты и майорана! Однако не в силах изгладить воспоминания о глубоком горестном чувстве, охватившем слушателя, она, напротив, усиливает ироническим и горьким контрастом тягостные его переживания, и он даже чувствует почти облегчение, когда возвращается первая фраза и с ней величественное и прискорбное зрелище роковой битвы, свободной, по крайней мере, от докучного сопоставления с наивным и бесславном счастьем! Как сон, импровизация эта кончается содроганием, оставляющим душу под гнетом мрачного отчаяния».
Вступление полонеза fis-moll — словно вариант гулкого и грозного вступления к полонезу es-moll. Затем — типичное контрастное построение. Первый его раздел (такты 9-78) насыщен драматизмом, страстностью и богат оттенками переживаний: тоски, тревоги, надежды, пылкого отчаяния. Второй период состоит из двух элементов: 1) ярко образной героики (словно гордое шествие гарцующей конницы, бряцание оружия в тактах 83 и дальнейших) и 2) образа отрадных, умиротворенных воспоминаний (мазурка с пасторальными интонациями) (Лист считал введение мазурки в полонез „новшеством».). Затем возвращаются вступление и первая тема, а в конце — широко развернутая кода депрессии с заключительным „криком» (будто отзвук последнего такта сонаты b-moll).
Вступление полонеза построено на мелодических обыгрываниях доминанты. Такт 9 и дальше — типичная полонезная шопеновская фактура мощной патетической аккордики. Отметим также динамические трели и „итальянские» терции. Великолепны по выразительности томительно-страстные мелодические нарастания. Такты 17-20 — полифонический момент из тех, роль которых растет у позднего Шопена. С такта 27 — вторая тема в b-moll (терция от fis-moll), а затем As-dur (= субдоминанте fis-moll). Характерны „стилизованные гаммы» с неровной, тревожной ритмикой. С такта 35 — возвращение первой темы (фактура становится еще более мощной, приобретает оркестровый по массивности характер). Однако уже в такте 41 обрушивающиеся октавы (вместо восходящих) предвещают трагическую развязку. Такт 53 и дальнейшие — чрезвычайное усиление напряженности. Вторая тема расширяется на октаву и становится стремительной (восхождение). В первой теме бас также устремляется вверх (четырежды) быстрыми гаммами. Но в тактах 67-68 опять обрушиваются октавы!..
Такты 79-82 — контрастный переход к „шествию». Период „шествия» (прерываемый реминисценцией второй темы) — замечательный пример остинатности ритмики и отдельного звука (la), вокруг которого группируются разнообразные гармонии, то осветляющие, то омрачающие колорит (Исторические корни подобных „осветлений — омрачений» уходят в далекое прошлое. Из сравнительно близких к Шопену по времени примеров-аналогий укажем на ряд моментов большой С-dur’ной симфонии Шуберта, на разработку первой части третьей симфонии Бетховена и т. д. — вплоть до Моцарта (см., скажем, среднюю часть Andante симфонии g-moll).).
В мазурке из средней части полонеза отметим особо параллельные („вокальные») терции и сексты. Сильно дан в конце мазурки замедленный, предвещающий мотив вступления. Чрезвычайно драматичен переход к репризе (резкие, внезапные взбеги пассажей с нижним хроматическим обыгрыванием нот трезвучия (Здесь доминантового.) — вспомним еще последние такты концерта f-moll). Замечательна кода — особенно такты 11-9 от конца, где задержания, обороты мелосу и гармонии полны глубокосердечной, волнующей грусти. Тут же романтика квинтовой интонации тоники.
Ю. Кремлев
Полонезы Шопена →
General Information
Work Title | Polonaise in F-sharp minor |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | Polonaise fis-Moll; ポロネーズ第5番; Polonez op. 44; Polonaise; Polacca; Polonesa en fa sostingut menor; Πολωνέζα σε Φα δίεση ελάσσονα, Op. 44; 폴로네즈 Op. 44 |
Name Aliases | Polonaise in F-sharp minor, Op. 44; Polonaise, opus 44; Polacca op. 44 |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.44 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 84 |
Key | F-sharp minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | Polonaise |
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1841 |
Dedication | Fürstin Carl von Beauvau |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article |
Разбор Gолонеза As-dur, op.53
Послушать запись
- Сложная трёхчастная форма, приближается к жанру поэмы, а форма к контрастно-составной
- 16 тактов вступления
- Доминантовый предыкт
- Неустойчивые гармонии
- Энергичный, упругий ритм
- Виртуозные пассажи
- Нарастающее движение p-f, общая линия крещендирующая
- Псоле крещендо основная тема звучит ещё радужнее и торжественнее
- Восходящие квартовые интонации в аккомпанементе, скачки на октаву.
- Основная тема излагается в форме огромного периода в 32 такта (16+16, А, А1)
- Мелодия постепенно обогощается
- Первое предложение завершается на доминанте
- Второе предложение начинается на FF, из себя представляет как бы вариацию
- Терции+октавы(???)
- Фактура уплотнена
- К-Т. Полная заключительная каденция
- Следующие 32 такта (Б, А1):
- Первые 16 — новый тематический материал
- Следующие 16 — тематическая реприза (сразу во втором варианте, когда расшириллся диапазон
- Заканчивается первая часть сложной трёхчастной формы (первые 32 такта — А, А1; вторые 32 — Б, А1).
- Новый материал: острый пунктир, 8+8
- Вначале острые диссонантные звучания, септимы
- Модуляция в f-moll
- Секвенция 4+4 такта, первое звено f-C, второе As-Es
- 120 такт — смена знаков на 4 диеза — середина полонеза
- Появляются новые темы, новые образы
- Состоит из двух эпизодов
- Первый называют эпизодом батального характера:
- Фигурированный органный пункт
- Ровное нисходящее движение шестнадцатыми
- Всё это напоминает движение конникы, начало сражения
- Второй эпизод — 4 бемоля (Des):
- Более мягкие обороты
- Интонации полонеза
- 129 из затакта — вторая тема:
- кружевное движение шестнадцатыми на p
- Имеет лирический характер
- Прозрачная фактура
- Трёхголосие
- Сокращена, иначе форма была бы перегружена
- В репризе 16 тактов (здесь уже период)
- Реприза завершается в 171 такте, он же является началом небольшой коды (последние 11 тактов)