Фридерик шопен

Фридерик шопен. скерцо и баллады

General Information

Work Title Scherzo No.2
Alternative. Title
Name Translations スケルツォ第2番; Scherzo no. 2 in B-flat minor, op. 31; Scherzo nr. 2; Scherzo No. 2; Scherzo n. 2 op. 31; Scherzo núm. 2; Scherzo Nr. 2; 스케르초 2번; Scherzo n.º 2 (Chopin); Scherzo no 2 de Chopin
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.31 ; CT 199
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 101
Key B-flat minor (ends in D-flat)
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Presto
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1837
First Publication. 1837
Dedication Countess Adele Fürstensein
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
External Links Wikipedia article

Scherzo No. 3 (cis-moll), Op. 39

Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1839
Жанр
фортепианные
Страна
Польша

Скерцо ор. 39, до-диез минор (сочинено в 1838—1839 годах, опубликовано в 1840 году), содержит трагедийные образы, но разрешение им дается уже не скорбно-отчаянное (Вероятно, именно это скерцо имел в виду В. В. Стасов, называя его „архигениальной вещью».).

Драматический замысел скерцо с его чередованием бурных и спокойно-созерцательных фрагментов частично напоминает замысел скерцо h-moll. Но там в конце катастрофа, а здесь — просветление на основе развития второй, хоралоподобной темы. Если бы этим скерцо и закончилось, то можно было бы говорить о полном предвосхищении у Шопена романтических развязок, свойственных Листу, Мейерберу (увертюра „Струэнзе»), Вагнеру. Но слишком прочны реалистические корни искусства Шопена, чтобы оно испарилось туманом религиозно окрашенных восторгов. В коде Шопен развивает драматизм cis-moll и заканчивает волевыми, мужественными интонациями преображенной первой темы, а не хоральными звучаниями Cis-dur.

Тональный план скерцо терцево-тоничен. Форма сочетает элементы рондо с элементами сонатной разработки и тематической трансформации. Схематически: А—В (с разработкой В) — А—В (вариации и трансформация темы) — кода.

Начало скерцо — типичные гулкие мелодические обыгрывания (Внетональные хроматизмы, несколько позднее столь ярко развитые в финале сонаты b-moll.) и резкие аккорды наверху — как бы вскрики. Это — выразительный и яркий эффект, который Шопен „нашел» еще в скерцо h-moll (первый аккорд), повторил в скерцо b-moll и к которому потом не раз возвращался (см., например, последние такты полонеза fis-moll и финала сонаты b-moll). Слушатель сразу вводится в атмосферу воинственных и трагических отзвуков (хотя тут, как и в балладах, как и в этюде ор. 25 № 12, нет песенно-маршевых, конкретно-„гражданских» интонаций).

Такты 21-24 — сравни развитие аналогичной, властной и суровой интонации в начале скерцо b-moll (такты 20-22 и аналогичные). Вслед за октавными пассажами с такта 36 появляются характерные подголоски. Выразительны чеканно-неумолимые секвенции с такта 91 с их плагальными оборотами. Весь этот раздел скерцо носит „токкатный» характер грозной, стремительной поступи.

Обаятельно красивая музыка второго раздела скерцо с ее аккордовыми последовательностями, движениями на терции и квинты трезвучий, столкновениями и мелодическими обыгрываниями ломаных пассажей восьмых заключает типичнейшие элементы шопеновского мышления. Хорально-упоенный характер этой музыки несколько необычен для Шопена, но это не более, как соприкосновение с культовой сферой, поэтическое переживание некоторых ее эмоциональных красок — таинственного гудения органных басов, хоральных контрастов густоты и звонкости. „Поэзия костела», в сущности, оказывается тут лишь образным символом покоя и мира на далекой, воображаемой родине. К тому же, культовые интонационные элементы так слиты с народными и насыщены ими, что теряют „служебную» специфичность.

Колоритно „трение» нот a-gis перед репризой первой темы. Реприза второй темы — повторение и варьирование прежних образов. Замечательны тут эффекты миноров (е и fis) с их волнующим сумраком. В fis-moll — характерное свободное ведение вводного тона (такты 3-4 первого восьми-такта).

Затем Cis-dur’ный период, о хоральных интонациях которого уже говорилось выше. Бурный драматизм гаммообразных ступенчатых пассажей cis-moll рассеивает хорально-восторженные образы. Перед нами опять жизнь с ее реальными тревогами и борьбой, перед нами великий гуманизм шопеновского искусства. Весьма возможно, что драматические перипетии этого скерцо отражают впечатления романтических ужасов Майорки, повлиявших на обостренную впечатлительность Шопена; тем значительнее конечная победа реального жизненного начала.

Скерцо Шопена →

Обзор

Фортепиано Pleyel Шопена в Картерхаусе Вальдемосса , Майорка , где он и Жорж Санд работали зимой 1838–1839 гг.

Начиная с начала 1830-х годов, после его отъезда из Польши, музыкальный стиль Шопена значительно изменился, вступив в зрелый период с композициями исключительных отдельных частей монументального масштаба, отмеченными его безошибочной подписью. Таких расширенных произведений было десять — четыре баллады, четыре скерцо и две фантазии ( соч. 49 и ). Этой музыкальной трансформации предшествовало новое отношение Шопена к жизни: после лести в Варшаве он почувствовал разочарование в теплой публике в Вене; тогда его перспективы как пианиста-композитора казались менее привлекательными; и, наконец, ностальгия и недавнее польское восстание 1830 года духовно вернули его в Польшу. В результате акцент в его музыке стал сосредоточен на композиции, а не на исполнении.

Ранний музыкальный стиль Шопена берет свое начало в «блестящем» виртуозном пианизме Даниэля Штайбельта , Карла Марии фон Вебера и Иоганна Непомука Хуммеля . Выйдя за рамки классической музыки конца восемнадцатого века, более поздняя музыка Шопена оживила и превзошла блестящий стиль несколькими способами: в первом выпуске Études Op

10, он ввел новые высококонцентрированные противозачаточные элементы; в Ноктюрнах блестящие эффекты переросли в зрелый орнаментальный мелодический стиль; и, что наиболее важно, он смог наполнить свои произведения всеобъемлющей гармонической структурой, легко чередуя лирические и виртуозные отрывки. Таким образом, в начале 1830-х годов Шопену удалось сформировать венский многоступенчатый классический стиль с последующим блестящим стилем

С этого периода можно различить сонатную форму в Балладе № 1 и блестящий стиль в Скерцо № 1. Точно так же две поздние фантазии Шопена вдохнули новую жизнь в классическую клавишную фантазию. Для расширенных зрелых произведений названия исторических жанров — «баллада», «скерцо» или «фантазия» — явно имели для Шопена значение; однако, как отмечает ученый Шопена Джим Самсон , «в конечном итоге он превзошел их».

Музыкальная форма «скерцо» происходит от итальянского слова «шутка». В своей классической форме это обычно часть многодетального произведения в тройном ритме с живым темпом и беззаботным настроением. Скерцо Бетховена прекрасно иллюстрирует этот тип движения с характерными сфорцандо вне такта, четко артикулированными ритмами и паттернами подъема или спада. Скерцо в фортепианных сонатах Шопена начинается с модели Бетховена, особенно для его поздних сонат и камерной музыки. Хотя различные элементы Бетховена сохранены — структура A – B – A с контрастирующими секциями A и B, тройное время, ярко выраженная артикуляция и акценты сфорцандо — с точки зрения музыкальной глубины, четыре скерцо Шопена входят в иную, более грандиозную сферу. Все они отмечены presto или presto con fuoco и «неизмеримо расширяют как масштаб жанра, так и его выразительный диапазон». В этих фортепианных пьесах, особенно в первых трех, любое первоначальное чувство легкомыслия или шутливости заменяется «почти демонической силой и энергией».

Каждое из четырех скерцо начинается с резких или фрагментарных мотивов, которые создают ощущение напряжения или беспокойства. Начальные жесты Скерцо № 1 связаны с фактурой, динамикой и диапазоном: резкие аккорды сменяются быстрыми блуждающими отрывками, поднимающимися с крещендо — мотивами, которые повторяются во время движения. В Скерцо № 2 за первоначальным фрагментарным урчанием sotto voce следует драматическая силовая реакция, и все они повторяются. Жест, которым начинается скерцо № 3, аналогичен жесту в скерцо № 2, но менее выражен. В начале Скерцо № 4 чередуются две контрастные текстуры и гармонии — сначала приглушенные аккорды, а затем более быстрые изогнутые фигуры, которые поднимаются и опускаются вместе с динамикой. Таким образом, Шопен установил одночастные скерцо как жанр, в котором пьеса выросла из вступительных фрагментарных жестов, услышанных с самого начала в начальных коротких и контрастных музыкальных идеях. (Более подробный музыкальный анализ можно найти по ссылкам на основную статью каждого скерцо.)

General Information

Work Title Scherzo No.4
Alternative. Title
Name Translations スケルツォ第4番; Scherzo no. 4 in E major, op. 54; Scherzo nr. 4 (Chopin); Scherzo n. 4 op. 54; Scherzo núm. 4; 스케르초 4번; Scherzo no 4 de Chopin; Scherzo n.º 4 (Chopin)
Name Aliases Scherzo nr. 4; Chopin, Frédéric, 1810-1849. Scherzos, piano, B. 148, E major
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.54 ; ct 200
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 103
Key E major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Presto
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1842
First Publication. 1843
Dedication Mlle. J. de Caraman
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
External Links Wikipedia article

General Information

Work Title Scherzo No.3
Alternative. Title
Name Translations スケルツォ第3番; Scherzo no. 3 in C-sharp minor, op. 39; Scherzo nr. 3 (Chopin); Скерцо № 3; Scherzo n. 3 op. 39; Scherzo núm. 3; 스케르초 3번
Name Aliases Scherzo nr. 3
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.39
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 102
Key C-sharp minor
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Presto con fuoco
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1839
First Publication. 1840 – Leipzig: Breitkopf und Härtel
{)
Dedication Adolf Gutmann
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
External Links Wikipedia article

General Information

Work Title Scherzo No.4
Alternative. Title
Name Translations スケルツォ第4番; Scherzo no. 4 in E major, op. 54; Scherzo nr. 4 (Chopin); Scherzo n. 4 op. 54; Scherzo núm. 4; 스케르초 4번; Scherzo no 4 de Chopin; Scherzo n.º 4 (Chopin)
Name Aliases Scherzo nr. 4; Chopin, Frédéric, 1810-1849. Scherzos, piano, B. 148, E major
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.54 ; ct 200
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 103
Key E major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Presto
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1842
First Publication. 1843
Dedication Mlle. J. de Caraman
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
External Links Wikipedia article

General Information

Work Title Scherzo No.1
Alternative. Title
Name Translations Scherzo No. 1 in B Minor, Op. 20; スケルツォ第1番; Scherzo Nr. 1; Scherzo No. 1; Scherzo nr. 1; Scherzo n. 1 op. 20; Scherzo núm. 1; 스케르초 1번; Scherzo no 1
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.20
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 100
Key B minor
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Presto con fuoco
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1833
First Publication. 1835 – Paris: Maurice Schlesinger / Leipzig: Breitkopf und Härtel
Copyright Information Publication noted in the Bibliographie de la France (24th Year, No.8, 21 February 1835, p.128). — Schlesinger

— Breitkopf

Dedication Thomas Albrecht
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
External Links Wikipedia article
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: