10 самых известных произведений людвига ван бетховена

Перечень произведений людвига ван-бетховена

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

Симфония № 9 ре минор, 1824 год

Это произведение стало последним в творчестве Людвига вана Бетховена. Симфонию композитор написал, будучи уже совсем глухим. Она и стала венцом его творений. В последней части есть хорошее сопровождение, исполняемое солистами. Возможно, поэтому симфонию называют хоральной. В истории музыки на тот момент это был первый случай, когда композитор наряду с музыкальным сопровождением включил в произведение голосовое сопровождение.

Премьера симфонии была посвящена прусскому королю, герою войны, защитнику от войск Наполеона. Она состоялась в венском театре в 1824 году. Известный композитор на тот момент уже был совершенно глухим. Он не дирижировал, а просто стоял около рампы. Публика очень тепло приняла новое сочинение от маэстро. В зале не затихали бурные овации. Маэстро уже ничего не слышал, но по ликованию людей он понял, что симфония произвела фурор.

Произведения, сонаты Людвика Бетховена исполняют по сей день на крупнейших мировых сценах. Их изучают в школах, в музыкальных учебных заведениях. Эта музыка гениальная, пронизывающая. Можно смело совершенно назвать ее вечной классикой, которая никогда не постареет и не выйдет из моды.

Симфония № 5, ор. 67, 1808 год

Это знаменитое произведение стало невероятно популярным уже в первый год его выпуска. В австрийской столице была проведена его презентация. Там Симфония №5 вызвала очень много эмоций. Ее назвали выдающейся. Эрнст Гофман, композитор посчитал ее одной из самых значимых.

У композиции интересная история. Первые наработки композитор сделал в 1804 году. Но ему пришлось отложить работу. Он одновременно писал несколько произведений, в том числе и сонату №6. Но в это же время у гения начались проблемы со здоровьем. Он терял слух. В стране происходили не самые лучшие изменения, связанные с оккупацией войсками Наполеона. Все это привело к тому, что над сонатой композитор трудился около 4 лет.

Пожалуйста, помогите c переводом:

Уважаемый друг! Ваше пожелание будет сделано, будут добавлены вам бонусы. До встречи

Русский-Английский

Эта история произошла в одном из когда-то великих, но заброшенных тейгов, принадлежавшим дому Кадаш. Эти пропавший для мира руины стали домом для множества существ обитающих на глубинных тропах, благодаря растениям и деревьям, он был невероятно наполнен живностью, что отличало его от других тейгов.

Русский-Английский

Профессия земельно-имущественные отношения
Такой профессии, как земельно-имущественные отношения, раньше не существовало. Земля считалась государственной и к рынку не имела никакого отношения. Только

Русский-Английский

Одной из важных задач, возникающих в работе внутреннего аудитора, является выявление признаков нестандартного, нетипичного поведения экономических субъектов, причиной которого может быть мошенничество.
При решении данной задачи он сталкивается с необходимостью анализа большого и, в современных условиях, всё возрастающего объема данных.
Авторами статьи предложен метод, позволяющей из генеральной со

Русский-Английский

Соната для фортепиано № 23, «Апассионата», 1807 год

Произведение Бетховен написал для своего друга, графа Брунсвика. Оно получилось необыкновенно драматическим. Это одна из самых грустных сонат автора. При жизни композитор никак не назвал свое творение. Название “Апассионата” было придумано гораздо позже.

Биографы маэстро пишут, что композитор находился в то время в очень тяжелом эмоциональном состоянии. У него были разочарования в любви. Также он открыто высказывал недовольство тем, что происходит вокруг. Это нашло отражение и в музыке. Соната пронизана грустью и ощущением неизбежности. Сам Людвиг считал это сочинение одним из самых лучших. Он очень любил его и, когда его спрашивали, о чем оно, он советовал прочитать “Бурю” Шекспира.

Музыка получилась возвышенной и динамичной. Некоторые критики считают, что она отражает борьбу со злом, победу над ним. Ленц говорил о Сонате № 23, как об извержении вулкана.

Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха

Известные балеты и их композиторы

Великие русские композиторы 19 века – биография и творчество

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.

Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.

Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку! ». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.

«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.

Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года .

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин » на громадном концерте-бенефисе , целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая — как № 5. Программа включала в себя:

2 стр., 783 слов

Людвиг ван Бетховен: произведения

… оркестром; пять концертов для фортепиано с оркестром. Симфония № 5 – самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической … В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы. Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. …

  1. Арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  2. Части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (в исполнении самого Бетховена);

(антракт)

  1. (значилась в программе как «Большая симфония до минор »);
  2. Части Sanctus и Benedictus из Мессы до мажор;
  3. Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился четыре часа — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего (исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт) .

Причины смерти[]

Файл:Teltscher-beethoven.jpg

Бетховен на смертном ложе (рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера)

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год

Произведение изначально было написано в ля миноре, но чаще всего исполняют его в ля мажоре. Соната длится составляет около 40 минут, что для 19 века было очень необычным. Соната №9 была впервые услышана зрителями в 1803 году. Бетховен написал ее для скрипача  Джорджа Бриджтауэру, который стал первым исполнителем.

Накануне выступления на венской сцене были готовы только черновики. Скрипачу приходилось подглядывать через плечо дирижера, чтобы увидеть записи на нотных листках, так как часть произведения успели сделать только в одном экзампляре.

В некоторых изданиях написано, что соната посвящена Родольфу Крейцеру. В то время его знали как талантливого скрипача. Есть несколько вариантов объяснения случившегося. Некоторые исследователи считают, что Джордж нанес оскорбление даме, которая была хорошо знакома Бетховену. Композитор после этого решил изменить решение и переписал посвящение. Другие считают, что Урейцер был более известен, поэтому и было принято решение все переиграть, чтобы соната стала более популярной. Настоящую известность творение получило благодаря Льву Толстому. Он написал одноименную повесть ,«Крейцерову сонату».

Начало творческого пути

Творческая биография Бетховена началась в 1782 году после написания первого произведения. Однако помимо музыкальной деятельности, он получил и общее образование. Учился в школе, осваивал иностранные языки. Знакомился с произведениями классической литературы: от Гомера до Шиллера.

Примерно в тот же период скончался дед мальчика. Его смерть серьезно сказалась на материальном положении семьи. Бетховен был вынужден бросить школу.

Бетховен в молодости, худ. Иосиф Виллиброрд Малер

Он стремительно рос как музыкант, писал одно сочинение за другим. Однако представлять их на суд публике не спешил, поскольку считал сырыми. Уже в зрелые годы Бетховен изменил и доработал свои ранние творческие изыскания.

К концу 80-х молодой человек решил отправиться в Вену, чтобы продолжить музыкальное образование. Здесь он выступил перед коллегами, а искушенной публикой.

По сведениям свидетелей тех событий, импровизацией Бетховена остался доволен сам Моцарт. Однако планы продолжить образование в Вене оказались нарушены.

В 1787 году композитора застало известие о кончине матери. Молодой человек спешно вернулся домой. Отец содержать семью был неспособен. Все тяготы обеспечения младших братьев Бетховен взял на себя. Чтобы хоть как-то заработать он устроился в местный оркестр, где играл на альте.

Бетховен, портрет 1804 г. — Иосиф Виллиброрд Малер

К 1789 году финансовое положение семьи более-менее стабилизировалось. 19-и летний юноша решил продолжить свое образование. Вольнослушателем он поступил в университет, где слушал лекции профессоров по самым разным дисциплинам: от истории до философии.

Примерно в тот же период Бетховен лично познакомился с Гайдном, который пользовался бешеной популярностью. Имя знаменитого композитора гремело на всю Европу.

Знакомство с человеком такого уровня было большой удачей. По крайней мере, так казалось. После просмотра сочинений молодого Бетховена тот согласился наставлять его на музыкальном пути.

Портрет Л. В. Бетховена, худ. Фердинанд Вальдмюллер, 1823 г.

В 1802 году композитор отправился в Вену, чтобы заниматься с Гайдном. Однако учеба не принесла ему никаких существенных успехов. Наставник и его подопечный откровенно не понимали друг друга.

Бетховен считал, что преподаватель относится к нему с пренебрежением. Сам же Гайдн, будучи сторонником старой школы, не принимал и не понимал мрачноватых, минорных сочинений новоиспеченного ученика.

Не прошло и года, как известный композитор прекратил занятия, передав Бетховена своему коллеге. Однако же молодой человек выбрал себе другого наставника. Им стал Сальери.

В первые годы жизни в Вене Бетховен сочинял, что называется, в стол. Он не показывал свои работы никому, пока не отточил их до совершенства.

Портрет работы Иоганна Стефана Деккера, 1823 г.

Чтобы не остаться без средств к существованию, композитор выступал перед публикой. Помимо сочинительства он с ранних лет занимался на фортепиано. К своим 20 с небольшим годам молодой человек имел славу пианиста-виртуоза.

Известно, однако, что Бетховен играл не только и не столько ради денег, а чтобы познакомить людей с искусством. В подтверждение этому можно привести эпизод, как музыкант отказался играть перед публикой князя Лихновского, когда у него гостил. А после того, как тот начал настаивать и давить, гордо удалился.

Начало карьеры в Вене

В 1792 году с помощью курфюрста Бетховен снова приезжает в Вену. Вероятно, он уже был представлен Йозефу Гайдну в конце 1790, когда тот во время путешествия в Лондон остановился в Бонне на Рождество, и они точно встречались на обратном пути Гайдна из Лондона в Вену в июле 1792. Поэтому вполне вероятно, что тогда же появилась договоренность о том, что Бетховен будет учиться у прославленного мастера. За это время Бетховен написал значительное количество работ (ни одна из них не была тогда опубликована, и большинство не имеют опуса), которые демонстрируют растущее разнообразие и зрелость стиля. Так, в цикле вариаций 1791 года исследователи (Barry Cooper. Beethoven.) находят истоки тем его третьей «Героической» симфонии. В ноябре 1792, на фоне слухов о войне против Франции, Бетховен покидает Бонн и едет в Вену, а вскоре после прибытия узнает, что его отец умер. Граф Вальдштейн в своей прощальной записке Бетховену написал: «Благодаря непрерывному усердию, Вы обретете дух Моцарта из рук Гайдна». Впрочем, Бетховен внутренне поддержал широко распространенное отношение к себе как к преемнику недавно умершего Моцарта, в течение ближайших нескольких лет изучая его работы, и придерживаясь в своем творчестве моцартовского стиля.

Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Под руководством Гайдна он стремился овладеть мастерством контрапункта. Кроме того, он брал уроки игры на скрипке у Игнаца Шуппанцига (Ignaz Schuppanzigh) и уроки итальянского вокального письма у Антонио Сальери. Занятия с Сальери продолжались, как минимум, до 1802, а возможно, и до 1809. После отъезда Гайдна в Англию в 1794, Бетховен должен был вернуться в Бонн, к курфюрсту. Но он предпочел остаться в Вене, продолжая обучение контрапункту у Иоганна Альбрехтсбергера. Он перестал получать стипендию от курфюрста, однако множество венских вельмож уже признали его талант и предложили финансовую поддержку. В их числе были князь Йозеф Франц Лобковиц (Joseph Franz Lobkowitz), князь Карл Лихновский (Karl Lichnowsky) и барон Готфрид ван Свитен (Gottfried van Swieten).

К 1793 году Бетховен уже зарекомендовала себя как импровизатор в салонах знати, кроме того, известно, что он часто исполнял прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха. Его друг Николай Зимрок начал публиковать его сочинения, и первыми, как считается, были изданы вариации для фортепиано на тему из оперы «Красная Шапочка» (Woo 66). Бетховен провел весь 1793 год и большую часть 1794 за сочинением, однако, видимо, воздерживался от «официальной» публикации своих работ.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Точно не установлено, был ли это первый, или второй концерт, оба они находились в этот момент в состоянии, близком к завершению, и оба были закончены и опубликованы через несколько лет. Вскоре после этого выступления Бетховен опубликовал свой первый опус — Фортепианные трио Opus 1, с посвящением его тогдашнему покровителю князю Лихновскому. Издание имело финансовый успех, так что прибыли Бетховена было почти достаточно для покрытия его годовых расходов.

История создания

Летом 1811 и 1812 годов, которые Бетховен по совету врачей проводил на чешском курорте Теплице, он работал над двумя симфониями — Седьмой, законченной 5 мая 1812 года, и Восьмой. На ее создание понадобилось всего пять месяцев, хотя, возможно, она обдумывалась еще в 1811 году. Помимо небольших масштабов, их объединяет скромный состав оркестра, последний раз использованный композитором десять лет назад — во Второй симфонии. Однако в отличие от Седьмой, Восьмая классична и по форме и по духу: пронизанная юмором и танцевальными ритмами, она непосредственно перекликается с симфониями учителя Бетховена, добродушного «папы Гайдна». Законченная в октябре 1812 г°да, она впервые прозвучала в Вене в авторском концерте — «академии» 27 февраля 1814 года и сразу завоевала признание.

Героическое начало

В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 г. он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый – так называемый средний – период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803); первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции 1805-1806, окончательная – 1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано (1806).

Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-12 годов, которые трудно отнести к собственно «героической» линии. Таковы симфонии №№ 4 (1806), 6 («Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), концерты для фортепиано с оркестром №№4 и 5 (1806, 1809), концерт для скрипки с оркестром (1806), соната соч. 53 для фортепиано («Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три струнных квартета соч. 59, посвященные графу А. Разумовскому, по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы (1805-1806), трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч. 97, посвященное другу и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу (так называемое «Эрцгерцог-трио», 1811).

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда композитора, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за обстоятельств, связанных с наполеоновскими войнами. Тем не менее Бетховен остался в Вене.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5», она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

Послушайте симфонию №5 в исполнении оркестра.

«Лунная соната» — была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

«К Элизе» — одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

«Хоральная»

Увертюра «Эгмонт» — музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано. В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон. После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Последние годы

После успеха оперы Бетховен делает перерыв в работе. Однако всего через 12 месяцев берется за творчество с новой силой. У глухого сочинителя словно открывается второе дыхание. На свет появляется 5 сонат (28-32).

Широкую известность получили и авторские переработки песен народов Европы, в том числе украинские и русские. Но наибольшую известность композитору принесла 9-я Симфония и Торжественная месса ре-мажор.

Первая была исполнена в 1824 году. Публика встретила работу Бетховена с восторгом и рукоплескала маэстро. Овации длились так долго, что полицейскими пришлось останавливать слушателей чуть ли не силой. Таким образом разрешалось приветствовать только императора.

Портрет Л. Бетховена, худ. Йозеф Мэллер, 1815 г.

Известность помогла Бетховена сохранить свою свободу, а возможно и жизнь. После завоевания Австрии, Наполеон стал полноправным и практически всемогущим единоличным главой государства.

Однако композитор и не думал стесняться и выбирать выражения. За смелые высказывания его вполне могли отправить на эшафот. Но популярность музыканта была столь широкой, что даже Наполеон не решился ввязываться в это дело и идти на принцип, опасаясь народных волнений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: