Музыка[править]
Вся музыка словно проникнута шутовством и лукавством. Рихард Штраус нашёл музыкальный эквивалент основного качества Уленшпигеля — его изумительной увертливости. Перед слушателем — образ пройдохи. Даже когда появляются какие-то, казалось бы, серьезные темы, они тут же обрушиваются каскадом пародийного и карикатурного юмора. И эти темы следуют одна за другой: вот Тиль на ярмарке; вот переодевается попом и нудно читает назидательную проповедь, заканчивающуюся новым шутовством; а вот он совсем другой — он влюблен, но его чувства не находят ответа; но и в этой трагедии он находит в себе силы не унывать и — состязается в мудрости с учеными профессорами, и уж тут Штраус выдает в полной мере пародию на ученые диспуты, инструменты словно пытаются перекричать друг друга; но уже спешит новая тема — суда над Тилем, и грозный смертельный приговор… Но музыка не заканчивается — ведь смерть может оборвать лишь физическую жизнь, а не народную память — и Штраус заканчивает свое произведение ликующим звучанием темы Тиля.
История создания[править]
Веймарский придворный театрправить
История создания симфонического произведения о Тиле началась с того, что композитор Рихард Штраус в 1889 году пришел на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер стал серьезно заниматься сочинением собственных музыкальных произведений. Он мечтал о создании опер, но как-то так получалось, что на этом этапе мечты отходили на будущее (он еще прославится и этим, но позже!), а пока в течение нескольких лет создавались более мелкие творения, в результате композитор написал целый ряд ярких симфонических поэм: «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя», «Смерть и просветление», «Дон-Кихот».
Итак, в 1889 году Рихард Штраус приступил к своим обязанностям — постановке опер — чужих, других композиторов! Тогда он ознакомился с оперой современного немецкого композитора Кирилла Кистлера «Уленшпигель», к либретто которой отнесся резко отрицательно. По всей видимости, именно тогда зародилась идея собственной оперы на этот сюжет. Но пока Р. Штраус выполнял работу по месту службы, а заодно сочинял собственную оперу на собственное либретто — «Гунтрам», поставить которую он сумел в Веймарском театре лишь в 1894 году. А вот после этого, то есть в 1894 году композитор взялся за тему неунывающего народного героя Тиля Уленшпигеля.
Тиль Уленшпигельправить
Тиль Уленшпигель (нидерл. Tijl Uilenspiegel, нижненемецк. Dyl Ulenspegel, нем. Till Eulenspiegel) — персонаж средневековых нидерландских и немецких легенд, нищий бродяга, хитрый, смекалистый, во всем находящий собственную выгоду и всегда выходящий из всех переделок веселым победителем. Существовал ли он на самом деле — неизвестно, хотя знатоки даже называют даты его жизни: 1300—1350 гг.
На весь мир Тиль прославился, когда стал героем романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» (1867 г.), где Тиль переносится в XVI век и становится символом народного сопротивления испанскому господству во Фландрии (чего изначально в фольклоре не было). Этот роман был переведен на множество языков и сам Тиль стал рассматриваться как персонаж, придуманный авторов в его романе, а сам Тиль перекочевал из народных героев в литературные.
Работа над оперойправить
Однако на Рихарда Штрауса эти литературные метаморфозы не повлияли. Он обратился к тому Тилю, которого знал из народных сказаний — веселому хитрецу, не унывающему страннику, оборванцу, не имеющего ничего за душой.
В 1894 году, сразу после постановки своей оперы «Гунтрам», Р.Штраус взялся за написание оперы на народную фольклорную тематику.
Это должна была быть одноактная оперы с названием «Тиль Уленшпигель у простаков». Уже из одного названия видно, что композитор предполагал не героические подвиги по Шарлю де Костеру, а хитроумные проделки сорванца.
Однако с оперой не заладилось.
Симфоническая поэмаправить
Дело кончилось тем, что Штраус собрал воедино сочиненные им кусочки несостоявшейся оперы, подработал и — 6 мая 1895 года в Мюнхене закончил симфоническую поэму с длинным названием «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля по старинному плутовскому образцу в форме рондо». Она посвящена другу композитора доктору философии Артуру Зейдлю.
Первое исполнение[править]
5 ноября 1895 года новое музыкальное произведение прозвучало в Кёльне под руководством дирижера Франца Вюльнера. Причем сам Франц Вюльнер серьезно готовился к предстоящему событию и потребовал от автора напечатать программу его произведения, чем застал Р. Штрауса врасплох: «Для меня невозможно дать программу к „Уленшпигелю“: многое из того, о чем я думал, когда писал отдельные части, показалось бы странным, если бы я облек мои мысли в слова, а кое-что, возможно, вызвало бы и недовольство. Посему пусть на этот раз слушатели сами разгрызут орешек, преподнесенный им плутом Тилем. <…> Впрочем, предоставим веселым жителям Кёльна самим догадываться, что за музыкальные шутки сыграл с ними шельмец Тиль…».
Композитор Клод Дебюсси написал в статье после премьеры: «Вы не знаете, выть ли от смеха или от боли, и вы никак не можете найти все, что положено на положенных местах. Однако уверенность оркестровки изумительна, и особенно поражает яростная энергия движения вперед, которая буквально тащит нас от начала к концу сквозь все приключения главного героя».