Форма
В стандартной симфонической форме четыре части:
- — ma non-troppo — Più moto (685 тактов)
- con moto (380 баров)
- Скерцо . Allegro vivace (238 тактов); Трио (166 тактов)
- Финал. (1154 такта)
И. Анданте — Allegro ma non troppo — Più moto
Первая часть начинается с обширного вступления с собственной миниатюрной экспозицией , развитием и повторением . Вступительная тема используется в измененной форме как второстепенная тема в основном разделе движения. Остальная часть представлена в форме сонаты с двумя периодами для каждой темы и несколькими переходными темами и дополнительным материалом. Вступительная тема вступления повторяется в коде (b. 570) перед заключительными каденциями .
- Музыкальные партитуры временно отключены.
II. Andante con moto
Вторая часть представляет собой измененную форму сонаты без развивающей части, обозначенной как P1 S1 P2 S2 (или ABAB).
IV. Финал. Allegro vivace
Финал в развернутой сонатной форме. Только в основных темах присутствует не менее шести уникальных тематических элементов. Раздел развития ориентирован на третий и шестой тематические элементы. Широко используется остинато в сопровождении двух тематических элементов. В середине этой заключительной части Шуберт отдает дань уважения Бетховену , цитируя финал своей Девятой симфонии . Перепросмотр необычен тем, что он начинается с ми-бемоль, затем модулируется до фа мажор , а затем — до тоники (а не всего, что находится в тонике, как ожидалось).
История ранних веков
В 1823 году Музыкальное общество Граца вручило Шуберту почетный диплом. Он чувствовал себя обязанным посвятить им симфонию взамен и послал своему другу Ансельму Хюттенбреннеру , ведущему члену Общества, оркестровую партитуру, написанную им в 1822 году, состоящую из двух завершенных частей Незаконченного плюс, по крайней мере, первых двух страниц. начала скерцо. Об этом много известно.
Что, возможно, никогда не будет известно, так это то, какую часть симфонии Шуберт на самом деле написал, и сколько из того, что он написал, он отдал Хюттенбреннеру. Существует следующее:
- Первые две части, полная партитура
- Первые две страницы скерцо в полном объеме
Остальная часть скерцо (за исключением отсутствующего второго штамма трио) существует в отдельной рукописи в краткой партитуре (не отправленной Хюттенбреннеру, но найденной среди обильных рукописей Шуберта после его смерти и бережно сохраненной его преданным братом школьным учителем Фердинандом ). вместе с полной короткой партитурой второй части и окончанием первой части, но ничего четвертой части. Финал четвертой части в домашней тональности (си минор) был бы нормой для любой симфонии, написанной в то время, но нет прямых доказательств того, что Шуберт когда-либо начинал над ней работать. Однако было высказано предположение, что наиболее протяженный антракт из Розамунды (также си минор, в том же стиле первой части и с той же инструментарием, что и симфония) действительно был той четвертой частью, которую Шуберт переработал, вставив это в его случайную музыку Розамунде, сочиненную в начале 1823 года, сразу после Фантазии Странника .
Ученый Шуберта Брайан Ньюбулд, который согласовал, оркестровал и предположительно завершил фортепианный набросок скерцо, считал, что это правда; но не все ученые согласны. В любом случае после начала скерцо в полной партитуре, отправленной Хюттенбреннеру, страницы кажутся вырванными. То, что Хюттенбреннер не выполнил эту работу и даже не сообщил обществу, что рукопись у него есть, любопытно и породило различные теории.
Старость и приближение смерти, кажется, повлияли на Хюттенбреннера, чтобы наконец-то открыть работу важному и любезному посетителю (в 1865 году, когда ему был 71 год, и ему оставалось жить всего три года). Это был дирижер Иоганн фон Гербек , который провел премьеру двух существующих частей 17 декабря 1865 года в Вене, добавив блестяще загруженную, но выразительно легкую последнюю часть вечного движения 3- й симфонии ре мажор Шуберта как неадекватный финал, выразительно несовместимый с монументальные первые две части Незаконченного , и даже не в правильном ключе
Тем не менее спектакль был воспринят публикой с большим энтузиазмом. Партитура этих двух движений не была опубликована до 1867 года.
Неоконченная симфония была названа № 7 (недавно, например, в Нью — Шуберта издание) вместо № 8 , как это обычно бывает, так как другая работа иногда называют 7 Шуберта (ми мажор, завершенное Вейнгартнер ) также остался неполным, но другим способом, по крайней мере, с фрагментами всех четырех его движений в руке Шуберта.
Состав и ранний прием
Письмо Шуберта по поводу Симфонии № 9, D. 944
Долгое время симфония считалась произведением Шуберта в последний год 1828 года. Это правда, что в последние месяцы своей жизни он действительно начал писать симфонию — но это была работа ре мажор, которая теперь принята. как Симфония № 10 , реализованная для исполнения Брайаном Ньюбоулдом . Теперь известно, что «Великий» в основном был написан летом 1825 года в виде набросков: действительно, это была работа, о которой Шуберт имел в виду в письме от марта 1824 года, когда он сказал, что готовится написать «великое произведение». симфония »(первоначально указанная как симфония Гмундена-Гастайна , D 849 в Немецком каталоге ). К весне или лету 1826 года он был полностью забит, и в октябре Шуберт, который был совершенно не в состоянии оплатить спектакль, отправил его с посвящением в Gesellschaft der Musikfreunde . В ответ они внесли ему небольшую плату, организовали копирование оркестровых партий и в какой-то момент во второй половине 1827 года устроили неофициальную формальную демонстрацию произведения (точная дата и дирижер неизвестны) — хотя это сочли слишком долгим и трудным для любительского оркестра консерватории.
Недавняя гипотеза предполагает, что симфония могла быть впервые исполнена 12 марта 1829 года на Концерте Spirituel в Landständischer Saal в Вене. Однако свидетельств в пользу этой гипотезы мало, и они противоречат современным источникам, которые доказывают, что симфония № 6 Шуберта (также до мажор) исполнялась в этом случае. В 1836 году брат Шуберта Фердинанд попытался исполнить заключительную часть в одиночку, однако нет никаких свидетельств того, что публичное выступление когда-либо имело место.
В 1838 году, через десять лет после смерти Шуберта, Роберт Шуман посетил Вену и в Gesellschaft der Musikfreunde ему показали рукопись симфонии Фердинанда Шуберта. Он взял копию, которую Фердинанд вернул ему, в Лейпциг, где вся работа впервые была публично исполнена Феликсом Мендельсоном в Лейпцигском Гевандхаусе 21 марта 1839 года. Шуман отпраздновал это событие в Neue Zeitschrift für Musik экстатической статьей в котором он прославил симфонию за ее «небесную длину».
Однако симфония оказалась очень сложной для оркестров того времени из-за ее чрезвычайно длинных партий деревянных и струнных инструментов. Когда Мендельсон привез симфонию в Париж в 1842 году и Лондон в 1844 году, оркестры наотрез отказались ее играть; В Лондоне, как говорят, скрипачи падали от смеха, репетируя вторую тему финала.
Современные доработки
В 1927–28 Феликс Вайнгартнер написал Шестую симфонию «Трагика» (в память 19 ноября 1828 года, дня смерти Шуберта) как дань уважения Шуберту к столетию со дня его смерти. Второе движением симфонии Weingärtner является реализацией неполного эскиза Шуберта в скерцо (семьдесят лет до Newbould независимого усилия «s).
В 1928 году, к 100-летию со дня смерти Шуберта, Columbia Records провела всемирный конкурс на лучшее предположительное завершение « Неоконченного» . Было подано около 100 доработок, но и гораздо больше оригинальных работ. Пианист Фрэнк Меррик победил в конкурсе «Английская зона»; его скерцо и финал были позже исполнены и записаны (в Колумбии), но давно разошлись.
Лишь в некоторых доработках — Меррика не входит в их число — использовался материал из скерцо-скетча Шуберта. Первая часть Четвертой симфонии Джозефа Холбрука , одна из британских записей, в основном представляет собой исполнительскую версию эскиза (вторая часть трио , полностью отсутствующая в эскизе, должна была быть завершена предположительно), и Тема из скерцо появляется в его финале. Самостоятельные доработки скерцо были выполнены Джеффри Бушем в 1944 году и дирижером Денисом Воганом c. 1960 г.
Совсем недавно британские музыковеды Джеральд Абрахам и Брайан Ньюбоулд также предложили дополнения к симфонии (скерцо и финал), используя скерцо Шуберта и расширенный антракт си-минор из его музыкального сопровождения к пьесе, написанной Розамундой Шуберт несколько месяцев спустя. подозревался некоторых музыковедов , как изначально предполагались как Неоконченная ‘ финале s. (Фактически, она даже игралась в качестве финала еще во время британской премьеры симфонии 6 апреля 1867 года.) Его первая часть, скерцо-набросок и антракт — все си-минор, их инструментарий такой же. , а антракт (как и первая часть) находится в форме сонаты (как и все симфонические финалы Шуберта) и находится в очень похожем стиле и настроении. Если антракт действительно зародился как финал этой симфонии, то Шуберт, очевидно, переработал его (вероятно, на той стадии без оркестровки) из симфонии в случайную музыку, предположительно оркеструя ее для пьесы и, возможно, внося изменения в композицию.
Британский пианист и специалист по Шуберту Энтони Голдстоун подготовил новое исполнение Симфонии с 4 частями для фортепианного дуэта, используя транскрипцию первых двух частей, подготовленных Хюттенбреннером, его собственное завершение Скерцо Шуберта и антракт Розамунд в транскрипции. Фридриха Германа, отредактированный Голдстоуном. Работа в этой завершенной версии была впервые записана в 2015 году Голдстоуном и его женой / партнером по дуэту Кэролайн Клеммоу в рамках их серии «Schubert: Unauthorized Piano Duos» для Divine Art Records.
Русский композитор Антон Сафронов завершил скерцо скетча и создал новый финал для симфонии (некоторые темы последней основаны на темах из нескольких фортепианных сочинений Шуберта), которую он назвал «попыткой проникнуть в сознание людей. композитор». Его исполнение было исполнено в Королевском фестивальном зале в Лондоне 6 ноября 2007 года с оркестром эпохи просвещения и 2 октября 2007 года с Российским национальным оркестром (за которым последовал тур по Америке в начале 2008 года), оба выступления дирижировал Владимир Юровский . Из-за необычного использования материала клавишных произведений Шуберта в финале завершение Сафронова подвергалось критике, от однозначно положительной до амбивалентной и отрицательной.
Робин Холлоуэй , профессор композиции Кембриджского университета , реализовал Скерцо на основе эскизов, но не привязан к ним; например, с двумя трио, первое из эскиза Шуберта, а второе полностью его собственной композиции. Премьера состоялась 18 июня 2011 года в Музыкальном обществе Кембриджского университета .
В январе 2019 года китайская технологическая компания Huawei использовала искусственный интеллект для создания гипотетических мелодий для третьей и четвертой частей, на основе которых Лукас Кантор затем аранжировал оркестровую партитуру. Композиция была исполнена вживую в Cadogan Hall в Лондоне 4 февраля 2019 года. Однако многие считают результат неутешительным и далеким от стиля Шуберта. Гетц Рихтер пишет, например: «Завершенные движения тривиальны и достигают в конечном итоге неактуального семейного сходства с Шубертом».
2 часть
Во II части выступает другая характерная сторона романтизма – умиротворение в мечте. Созерцательный покой и мечтательная грусть Andante воспринимаются не как преодоление конфликта, а как примирение с неизбежным (подобно «Прекрасной мельничихе»). Композиция Andante близка сонатной форме без разработки. Вместе с тем, в ней многое восходит к 2х-частным песенным формам:
- песенно-лирический тематизм,
- замена тематической разработки вариантным мелодическим развитием,
- замкнутость изложения главной темы.
Песенная, широкая, полная тихого созерцательного покоя и умиротворения, главная тема звучит у скрипок и альтов после краткой вводной фразы (нисходящая гамма контрабасов рizzicato на фоне мягких аккордов валторн и фаготов).
Подобно I части, новая музыкальная мысль – побочная тема – вводится не как противоборствующая, сила, а как переключение в иную эмоциональную сферу – элегическую. Трогательная и кроткая, детски наивная и одновременно серьезная, она заставляет вспомнить п.п. I части: синкопированный аккомпанемент (скрипки и альты), подготавливающий вступление мелодии, внезапный омрачающий сдвиг в область драматических переживаний. Но смысл этих тем совершенно разный. Если в I части побочная тема открывала доступ в мир светлой мечты, то в Andante она характеризует состояние надломленности, беззащитности. В репризе обе темы излагаются почти без изменений (тональность побочной – a-moll). Кода, построенная на отдельных мотивах главной темы, возвращает в русло умиротворенного созерцания.
У Шуберта h-moll как основная тональность произведения не встречается больше ни в одном инструмент. сочинении (кроме танцев). В песенном же творчестве он,напротив, нередко использует h-moll, связывая его, как правило, с воплощением трагической, неразрешимой ситуации («Двойник» на слова Гейне).
МУЗЫКА
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828) называют зарей романтического направления в музыке. Первоначально романтическими называли сочинения, написанные на романских языках — итальянском, французском и пр. Так родились жанры: литературный — роман, музыкальный — романс. Свое отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания.
С Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры. На протяженки жизни он создал более 600 песен. Их форма (обычно куплетная или куплетно-вариационная) всегда определяется «движением» музыкально-поэтического образа. Для многих песен композитора характерно сквозное драматическое развитие. Художественное целое создают мелодии, оттеняюшие все нюансы текста, и выразительное развернутое сопровождение.
Ф. Шуберт
-
Спойте главные мелодии вокальных сочинений Ф. Шуберта: «Баркаролы», «Аве, Марии», «Форели». «Лесного царя». Какие образы запечатлены в этих произведениях? Какие чувства выражает каждое из них?
- Спойте не знакомые вам мелодии Шуберта по нотной записи. Какое чувство выражает каждая из них? Как вы думаете, это мелодии песен или темы произведения крупной формы — концерта или симфонии?
Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из шедевров мировой музыкальной культуры стала его Симфония № 8. «Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я лел о страдании — оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу». — писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание Симфонии № 8. Она явилась обобшением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.
Симфонию N° 8 современники Шуберта назвали «Неоконченной» потому, что она имела не четыре части, как симфонии композиторов-классиков, а всего две.
1-я часть Симфонии написана в сонатной форме. Сосредоточенная тема вступления — это своеобразный эпиграф сочинения. Давая стимул к развитию, она неоднократно повторяется в 1-й части. Тему вступления сменяют две темы — главная и побочная, между которыми нет внутренних противоречий. Отсутствие конфликта, столкновения между ними приводит к необычности разработки: она основана на материале вступления. Реприза не приносит успокоения. Разыгравшаяся «драма чувств» завершается еше одним, последним появлением темы-эпиграфа.
-
Послушайте 1-ю часть Симфонии № 8 («Неоконченной») Шуберта и проследите за развитием ее основных образов.
-
Как композитор передал в своей музыке «жизнь чувств»? Какую роль в разработке играют мотивы вступления? Благодаря каким особенностям развития возникает ощущение либо радостного оживления, ли* бо тревоги?
-
Какие инструменты оркестра озвучивают основные темы Симфонии № в?
- Что сближает мелодии «Неоконченной» симфонии с песнями Ф. Шуберта?
Symphony No. 5 (B-dur), D. 485
Композитор
Франц Шуберт
Год создания
1816
Дата премьеры
01.02.1873
Жанр
симфонические
Страна
Австрия
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, струнные.
История создания
Пятая симфония, написанная в течение сентября — октября 1816 года, завершает ранние симфонические опыты композитора, годы его учения у классиков. Светлые, безмятежные настроения, изящество мелодий, уравновешенность формы, которые характеризуют и три первые симфонии Шуберта, находят здесь наиболее совершенное воплощение и заставляют вспомнить о Моцарте.
Симфония камерна и по размерам и по составу оркестра. Отсутствуют даже кларнеты, трубы и литавры. Возможно, такое ограничение было вызвано тем, что в любительском оркестре, на который по-прежнему рассчитывал Шуберт, этих инструментов не было. Во всяком случае, в отличие от предшествующих симфоний, Пятая была исполнена в доме Отто Хатвига (так звали музыканта оперного театра, к которому перешли собрания любительского оркестра после того, как перестали помещаться в квартире отца Шуберта). Это произошло осенью того же, 1816 года. Но далее ее судьба сложилась так же, как и судьба других партитур Шуберта. Много лет пролежала она, прежде чем дождалась публичного исполнения в Лондоне 1 февраля 1873 года.
Музыка
Характер симфонии определяется сразу в первой части, в которой отсутствует традиционное медленное вступление. Легкие пассажи скрипок, танцующие мотивы, перебрасываемые от скрипок к виолончелям и от флейты снова к скрипкам, прозрачные аккорды деревянных духовых — все рождает ощущение беззаботной, юношеской радости жизни. Возникают мотивы и более энергичные, решительные, им на смену приходит тема лирико-танцевального склада, но ничто не нарушает общего жизнерадостного тона. И почти ничто не напоминает Шуберта-романтика — лишь отдельные штрихи предвещают будущее: вот словно облачко на миг закрыло солнце — характерный прием светотени, игра минора и мажора; вот красочный эффект — поворот в неожиданную тональность. Главная и побочная партии не противопоставлены — это один мир. Иные краски привносят более энергичные, напористые связующая и заключительная партии. Разработка лаконична и создает яркий колористический эффект своим вступлением в неожиданно далекой тональности, не подготовленным заранее. Главная тема, на которой строится развитие, приобретает здесь черты решительности, даже суровости, но реприза восстанавливает прежнее настроение.
Медленную вторую часть с плавной, грациозной мелодией струнных, мягкими, закругленными оборотами, размеренными перекличками струнных и духовых инструментов мог бы написать Моцарт. Но постепенно сквозь классическую размеренность и ясность начинают проглядывать типично шубертовские, романтические черты, прежде всего — во второй теме, задушевном напеве-диалоге скрипок и деревянных духовых, словно напоенном ароматами лесов и лугов и пронизанном народным духом, с чудесными красочными переходами. Эти две темы повторяются, образуя двойную трехчастную форму.
В третьей части классическое и романтическое, моцартовское и шубертовское переплетаются еще теснее. В менуэт проникают образы простодушного лендлера; свежестью народного музицирования веет от прозрачных перекличек скрипок и виолончелей, флейты и гобоя. А в среднем разделе — трио — народная танцевальность окончательно побеждает: она и в незамысловатой повторяющейся мелодии подлинной украинской песни, излагаемой скрипкой и фаготом, и в долго выдерживаемых звуках виолончелей и контрабасов, подражающих волынке.
Беззаботная плясовая четвертая часть напоминает о еще одном венском классике — Гайдне, служившем образцом для юного Шуберта. Весело перекликаются струнные и деревянные инструменты, и автор никак не может расстаться с этой мелодией, возвращаясь к ней снова и снова. Как и у Гайдна, обе основные темы финала, написанного в сонатной форме, близки одна другой: тот же танцевальный ритм, те же переклички скрипок и флейты. Еще одна тема заставляет вспомнить о первой части: финал закрепляет светлые, безмятежные юношеские настроения, которые господствовали с самого начала симфонии.
Л. Михеева
Симфоническое творчество Шуберта →
Третья и четвертая части
Фрагмент скерцо, задуманный как третья часть, возвращается к тонике си минор с трио соль мажор. Первые 30 тактов сохраняются в полной партитуре, а все остальное собственно скерцо (обе ноты) только в короткой партитуре . Существует только первый штамм трио, и это как простая неукрашенная, негармонизированная единственная мелодическая линия. Второй штамм полностью отсутствует.
После того, как Хюттенбреннер выпустил две завершенные части Unfinished to Herbeck, некоторые историки музыки и ученые приложили немало усилий, чтобы «доказать» завершенность композиции даже в усеченной двухчастной форме, и действительно, эта сокращенная структура уже сама по себе очаровала слушателей. Считайте его одним из самых любимых произведений Шуберта. Тот факт, что классическая традиция вряд ли согласилась с тем, что симфония могла заканчиваться в тональности, отличной от той, в которой она началась (с первой частью си минор и финалом ми мажор по умолчанию незавершенными), и еще более неоспоримый факт, что Шуберт имел начал третью часть си минор (оставляя ровно 30 тактов полностью оркестрованного скерцо и 112 последующих тактов в короткой партитуре), противостоит точке зрения, что две завершенные части могут законно стоять отдельно.
1 часть
Первый же образ симфонии, данный в ее вступлении, совершенно необычен: в унисоне виолончелей и контрабасов тихо возникает сумрачная тема, вопросительно замирающая на D основной тональности (от этого же звука возьмет начало главная тема). Это эпиграф ко всей симфонии и главная, руководящая мысль I части, охватывающая ее замкнутым кругом. Она звучит не только в начале, но и в центре, и в заключении I части, кал постоянная, неотступная идея. Причем интонации безрадостного раздумья постепенно перерастают в трагический пафос отчаяния.
При введении главной темы Шуберт использует характерный прием песенной техники – изложение фонового материала до вступления мелодии. Этот рвущийся вперед единообразный аккомпанемент струнных звучит вплоть до вступления побочной, объединяя всю тематическую линию (тоже песенный прием). Аккомпанемент создает ощущение тревожного беспокойства, сама же тема имеет характер трогательно-печальный и воспринимается как жалоба. Композитор нашел выразительную инструментовку – сочетание гобоя с кларнетом, который смягчает некоторую резкость основного тембра.
Характерной чертой экспозиции «Неоконченной» симфонии является непосредственное сопоставление главной и побочной тем, без развитой связующей партии. Это – характерная особенность песенного симфонизма, в корне противоположная бетховенской логике последовательных переходов. Главная и побочная темы контрастны, но не конфликтны, они сопоставляются как разные сферы песенной лирики.
С побочной партией связана первая драматическая ситуация в симфонии: светлая и чудесная, как мечта, тема (G-dur, виолончели) внезапно обрывается, и после генеральной паузы на фоне громовых тремолирующих минорных аккордов скорбно звучит начальная квинтовая интонация главной темы. Этот трагический акцент поражает резкой неожиданностью и ассоциируется с крушением мечты при ее столкновении с реальностью (типично романтический прием). В конце экспозиции в сосредоточенной тишине вновь звучит тема вступления.
Вся разработка строится исключительно на материале вступления. Шуберт выступает здесь создателем монологического типа разработки, столь характерного для романтической симфонии. Обращение к нему вызвано особым драматургическим замыслом: композитор не стремился запечатлеть борьбу противоположных начал, преодоление препятствий. Его цель – передать безнадежность сопротивления, состояние обреченности.
Сквозное развитие темы вступления проходит в разработке 2 этапа. Первый из них связан с обострением лирико-драматической экспрессии. Мелодическая линия темы не спускается вниз, а в сильном crescendo вздымается вверх. Нарастание эмоционального напряжения приводит к I кульминации – конфликтному диалогу грозного мотива вступления и тоскливо звучащих синкоп из побочной партии (он проводится трижды). Завершается первая фаза разработки громоподобным проведением темы вступления в tutti оркестра в e-moll.
Второй этап разработки подчинен показу неотвратимого натиска роковых сил. Интонации темы становятся всё более жесткими, резкими, властными. Но, подойдя к концу разработки к предельному кульминационному взрыву, трагический накал внезапно иссякает. Подобный прием «рассеивания» кульминации перед репризой весьма характерен для Шуберта.
В репризе существенных изменений нет, лишь побочная партия расширяется в объеме и становится более печальной (переход в h-moll). Отсутствие изменений после мучительных порывов, тревог и борьбы разработки приобретает глубокий смысл: «все напрасно». Приходит осознание неразрешимости конфликта, смирение перед трагической неизбежностью. Этот вывод дает кода, где вновь возвращается тема вступления, приобретая еще более скорбный оттенок.