Стилистические особенности хорового письма сергея ивановича танеева

Танеев сергей/сочинения для хора

Сергей Иванович Танеев

русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог

Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г. Рубинштейна и композиции П.И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников).

После смерти Н.Г. Рубинштейна и П.И .Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.

Как композитор, Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К. Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

Умер Танеев в деревне Дютьково под Звенигородом 6 (19) июня 1915.

Оркестровый

  • Симфония (№ 1) ми минор (1873-4, опубликовано 1948) (под редакцией Павла Ламма   )
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1876 г., издано в 1957 г.) ми-бемоль (только 2 части. Выполнены Павлом Ламмом и Виссарионом Шебалиным )
  • Симфония (№ 2) си-бемоль (неоконченная — всего 3 части) (1877)
  • Увертюра на русские темы до мажор (Песня № 10 из Собрания песен Римского-Корсакова , соч.24) (1882) (завершена Павлом Ламмом, издана в 1948 году)
  • Симфония (№ 3) ре минор (1884, опубликовано в 1947 году)
  • Орестея , увертюра для оркестра, соч. 6 (1889 г., симфоническая поэма на темы из оперы)
  • Симфония № 4 до минор, соч. 12 (1901 г.) (издана единственная нумерованная симфония Танеева)
  • Концертная сюита для скрипки с оркестром, соч. 28 (1909) (пять частей: Прелюдия, Гавот, Сказка, Тема с вариациями, Тарантелла)

Сергей Иванович Танеев (25 ноября 1856 года — 19 июня 1915 года)[править | править код]

a cappellaправить | править код

1874-75 «Боже, будь милостив к нам»
1874-75 «Господи, услышь молитву мою»
1874-75 «Не скрывай лица Твоего от меня»
1874-75 «Славим Тебя, Боже»
1874-75 «Хвалите Господа»
1877, без ор. «Серенада» на стихи Афанасия Фета
1877, без ор. «Сосна» на стихи М. Лермонтова
1879 «Песнопения Всенощного бдения»
1. «Благослови, душе моя, Господа» (знаменный роспев) 10 июня 1879 года
2. «Блажен муж» (знаменный роспев) 12 июня 1879 года
1879 Ирмос «В церковь Небесную»
1880 «Херувимская» киевского роспева
1880 «Лечь бы в кровати» слова С. Танеева вокальный квартет (SATB)
1880, без ор. «Специалист подобен флюсу» на слова Козьмы Пруткова
1880, без ор. «Фонтан» на слова Козьмы Пруткова
1880, без ор. «Нидерландская фантазия на русскую тему»
1880, без ор. «Три хора» для мужских голосов
1. «Ноктюрн» на стихи Афанасия Фета
2. (1877) «Венеция ночью» на стихи Афанасия Фета
3. «Весёлый час» на стихи А. Кольцова
7 марта 1881 «Ирмос 1-й песни канона на Богоявление» (знаменный роспев)
1881, без ор. «Два хора» на стихи Н. Языкова для мужских голосов
1. «Ночь»
2. «Песня короля Регнера»
1881, без ор. «Вечерняя песня» на стихи А. Хомякова
3 января 1883 «Хвалите имя Господне» (знаменный роспев) для 5ти голосного хора
12 мая 1883 «Творяй ангелы» (киевского роспева)
28 мая 1883 «Спасение соделал еси» (киевского роспева) переложение для 6ти голосного хора
1890, op.9 «И ныне… Преблагословенна еси» (2 варианта переложения)
«Песнопения Первого гласа»
1. «Господи, воззвах»
2. «Тропарь воскресный»
«Взбранной Воеводе» (знаменного роспева)
«И ныне, и присно»
«Свете тихий» 3-голосный и 5-голосный варианты
«Причастные стихи»
«Творяй ангелы»
«В память вечную»
«Чашу спасения прииму»
«Во всю землю»
«Спасение соделал еси»
«Радуйтеся, праведнии»
«Херувимская»
1897, ор.8 «Восход солнца» на стихи Фёдора Тютчева  для смешанного хора (Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве)
1898, ор.10 «Из края в край» на стихи Фёдора Тютчева для смешанного хора (Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге)
1900, ор.15 «Два хора» для смешанного хора
1. «Звёзды» на стихи A. С. Хомякова (Московскому Синодальному хору)
2. «Альпы» на стихи Фёдора Тютчева (И. А. Мельникову)
1907, ор.23 Три терцета «Ночи» на стихи Фёдора Тютчева a capella для сопрано, альта и тенора (Могут исполняться также и хором)
1. «Сонет Микеланджело»
2. «Рим ночью»
3. «Тихой ночью»
1907, ор.24 «Два квартета» на стихи А. С. Пушкина для двух сопрано, альта и тенора (Могут исполняться также и хором)
1. «Монастырь на Казбеке»
2. «Адели»
1909, ор.27 «Двенадцать хоров» (в III тетрадях) на стихи Я. П. Полонского для смешанных голосов (Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих)
1. (I) «На могиле»
2. (I) «Вечер»
3. (I) «Развалину башни»
4. (I) «Посмотри, какая мгла»
5. (II) «На корабле»
6. (II) «Молитва»
7. (II) «Из вечности музыка вдруг раздалась»
8. (II) «Прометей»
9. (III) «Увидал из-за тучи утёс»
10. (III) «Звёзды»
11. (III) «По горам две хмурых тучи»
12. (III) «В дни, когда над сонным морем»
1913, ор.35 «Шестнадцать хоров» на стихи К. Д. Бальмонта (в 4х тетрадях) для мужских голосов (Посвящается Хоровому обществу пражских учителей)
1 (I) «Тишина» TBB
2 (I) «Призраки» TBB
3 (I) «Сфинкс» TBB
4 (I) «Заря» TTB
5 (II) «Молитва»
6 (II) «В пространствах эфира»
7 (II) «И сон и смерть»
8 (II) «Небесная роса»
9 (III) «Мёртвые корабли» TTBB
10 (III) «Звуки прибоя» TTBB
11 (III) «Морское дно» TTBB
12 (III) «Морская песня» 2 хора TTB-TBB
13 (IV) «Тишина»
14 (IV) «Гибель»
15 (IV) «Белый лебедь»
16 (IV) «Лебедь»

для хора и оркестраправить | править код

1884, без op. «Я памятник себе воздвиг» Кантата на слова A. С. Пушкина для смешанного хора и симфонического оркестра
1884, op.1 «Иоанн Дамаскин» Кантата на слова A. К. Толстогo для смешанного хора и симфонического оркестра
1915, op.36 «Пo прочтении псалмa» Кантата на слова A. С. Хомяковa для солистов, xoрa и оркестра
Орестея		без ор.	1894	Опера	Постановка 1895, Мариинский театр, Петербург
Cлавa H. Г. Рубинштейнy		без op.	1874	Кантата. Для солистов, xoрa и оркестра	Слова И. В. Самарина

русская и 27 украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.)
8 малорусских песен из собрания Н. А. Янчука (гармонизация, 1912)
Эхо/ комп. С. И. Танеев, лирик А. Пушкин (стр.40-41)
Не остывшая от зною.../ авт. сл. Ф. Тютчев (стр.84-87); 
Волны плещут/ комп. С. И. Танеев, авт. сл. А. Пушкин (стр.99-103)

1879 Два триумфальных хора для въезда гостей (не издано)
№ 1 «Фиджи» 
№ 2 «Эвклиду» («Я ликую»)
1887 «Сраженный рыцарь», квартет для 4 басов a cappella, сл. А. С. Пушкина
1910 «Солнце неспящих», квинтет для сопрано, альта, тенора и 2 басов, сл. Дж. Байрона, (изд. 1981)

Камерная и инструментальная музыка

  • Струнное трио ре мажор (1879/1880)
  • Хоровая вариа ля мажор для органа (1894?)
  • Струнный квинтет № 1 соль мажор для 2-х скрипок, альта и 2-х виолончелей, соч. 14 (1901 г.)
  • Струнный квинтет № 2 до мажор для 2-х скрипок, 2-х альтов и виолончели, соч. 16 (1904)
  • Фортепианный квартет ми мажор, соч. 20 (1906)
  • Струнное трио ре для 2-х скрипок и альта, соч. 21 (1907)
  • Фортепианное трио ре ре для скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 22 (1908)
  • Прелюдия и фуга для фортепиано в G ♯ минор, соч. 29 (1910)
  • Фортепианный квинтет соль минор, соч. 30 (1911)
  • Струнное трио ми ♭ мажор для скрипки, альта и альта-тенора, соч. 31 (1911 г.); Альт-тенор расположен на октаву ниже скрипки.
  • Соната для скрипки ля минор (1911)
  • Струнное трио си минор (1913)

Chamber and instrumental music[edit]

  • String Trio in D major (1879/1880)
  • Choral varié in A major for organ (1894?)
  • String Quintet No. 1 in G for 2 violins, viola and 2 cellos, Op. 14 (1900-1901)
  • String Quintet No. 2 in C for 2 violins, 2 violas and cello, Op. 16 (1904)
  • Piano Quartet in E major, Op. 20 (1906)
  • String Trio in D for 2 violins and viola, Op. 21 (1907)
  • Piano Trio in D for violin, cello and piano, Op. 22 (1908)
  • Prelude and Fugue for piano in G♯ minor, Op. 29 (1910)
  • Prelude in F major (1894-1895)
  • Piano Quintet in G minor, Op. 30 (1911)
  • String Trio in E♭ major for violin, viola and viola-tenore, Op. 31 (1911); Viola-tenore is pitched one octave below the violin.
  • Violin Sonata in A minor (1911)
  • String Trio in B minor (1913)

Orchestral[edit]

  • Symphony (No. 1) in E minor (1873-4, published 1948) (edited by Pavel Lamm )
  • Piano Concerto (1876, published 1957) in E flat (2 movements only. Completed by Pavel Lamm and Vissarion Shebalin)
  • Symphony (No. 2) in B flat (unfinished — 3 movements only) (1877)
  • Overture on Russian Themes in C (Song No. 10 from Rimsky-Korsakov’s Song Collection, Op.24) (1882) (completed by Pavel Lamm, published in 1948)
  • Symphony (No. 3) in D minor (1884, published 1947)
  • Oresteia, overture for orchestra, Op. 6 (1889, a symphonic poem based on themes from the opera)
  • Symphony No. 4 in C minor, Op. 12 (1901) (the only numbered symphony Taneyev published)
  • Concert Suite for violin & orchestra, Op. 28 (1909) (five movements: Prelude, Gavotte, Fairy Tale, Theme & Variations, Tarantella)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: