Сергей Иванович Танеев
русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог
Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г. Рубинштейна и композиции П.И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников).
После смерти Н.Г. Рубинштейна и П.И .Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.
Как композитор, Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К. Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.
Умер Танеев в деревне Дютьково под Звенигородом 6 (19) июня 1915.
Оркестровый
- Симфония (№ 1) ми минор (1873-4, опубликовано 1948) (под редакцией Павла Ламма )
- Концерт для фортепиано с оркестром (1876 г., издано в 1957 г.) ми-бемоль (только 2 части. Выполнены Павлом Ламмом и Виссарионом Шебалиным )
- Симфония (№ 2) си-бемоль (неоконченная — всего 3 части) (1877)
- Увертюра на русские темы до мажор (Песня № 10 из Собрания песен Римского-Корсакова , соч.24) (1882) (завершена Павлом Ламмом, издана в 1948 году)
- Симфония (№ 3) ре минор (1884, опубликовано в 1947 году)
- Орестея , увертюра для оркестра, соч. 6 (1889 г., симфоническая поэма на темы из оперы)
- Симфония № 4 до минор, соч. 12 (1901 г.) (издана единственная нумерованная симфония Танеева)
- Концертная сюита для скрипки с оркестром, соч. 28 (1909) (пять частей: Прелюдия, Гавот, Сказка, Тема с вариациями, Тарантелла)
Сергей Иванович Танеев (25 ноября 1856 года — 19 июня 1915 года)[править | править код]
a cappellaправить | править код
1874-75 | «Боже, будь милостив к нам» | ||
1874-75 | «Господи, услышь молитву мою» | ||
1874-75 | «Не скрывай лица Твоего от меня» | ||
1874-75 | «Славим Тебя, Боже» | ||
1874-75 | «Хвалите Господа» | ||
1877, без ор. | «Серенада» | на стихи Афанасия Фета | |
1877, без ор. | «Сосна» | на стихи М. Лермонтова | |
1879 | «Песнопения Всенощного бдения» | ||
1. | «Благослови, душе моя, Господа» | (знаменный роспев) | 10 июня 1879 года |
2. | «Блажен муж» | (знаменный роспев) | 12 июня 1879 года |
1879 | Ирмос «В церковь Небесную» | ||
1880 | «Херувимская» | киевского роспева | |
1880 | «Лечь бы в кровати» | слова С. Танеева | вокальный квартет (SATB) |
1880, без ор. | «Специалист подобен флюсу» | на слова Козьмы Пруткова | |
1880, без ор. | «Фонтан» | на слова Козьмы Пруткова | |
1880, без ор. | «Нидерландская фантазия на русскую тему» | ||
1880, без ор. | «Три хора» | для мужских голосов | |
1. | «Ноктюрн» | на стихи Афанасия Фета | |
2. (1877) | «Венеция ночью» | на стихи Афанасия Фета | |
3. | «Весёлый час» | на стихи А. Кольцова | |
7 марта 1881 | «Ирмос 1-й песни канона на Богоявление» | (знаменный роспев) | |
1881, без ор. | «Два хора» | на стихи Н. Языкова | для мужских голосов |
1. | «Ночь» | ||
2. | «Песня короля Регнера» | ||
1881, без ор. | «Вечерняя песня» | на стихи А. Хомякова | |
3 января 1883 | «Хвалите имя Господне» | (знаменный роспев) | для 5ти голосного хора |
12 мая 1883 | «Творяй ангелы» | (киевского роспева) | |
28 мая 1883 | «Спасение соделал еси» | (киевского роспева) | переложение для 6ти голосного хора |
1890, op.9 | «И ныне… Преблагословенна еси» | (2 варианта переложения) | |
«Песнопения Первого гласа» | |||
1. | «Господи, воззвах» | ||
2. | «Тропарь воскресный» | ||
«Взбранной Воеводе» | (знаменного роспева) | ||
«И ныне, и присно» | |||
«Свете тихий» | 3-голосный и 5-голосный варианты | ||
«Причастные стихи» | |||
«Творяй ангелы» | |||
«В память вечную» | |||
«Чашу спасения прииму» | |||
«Во всю землю» | |||
«Спасение соделал еси» | |||
«Радуйтеся, праведнии» | |||
«Херувимская» | |||
1897, ор.8 | «Восход солнца» | на стихи Фёдора Тютчева | для смешанного хора (Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве) |
1898, ор.10 | «Из края в край» | на стихи Фёдора Тютчева | для смешанного хора (Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге) |
1900, ор.15 | «Два хора» | для смешанного хора | |
1. | «Звёзды» | на стихи A. С. Хомякова | (Московскому Синодальному хору) |
2. | «Альпы» | на стихи Фёдора Тютчева | (И. А. Мельникову) |
1907, ор.23 | Три терцета «Ночи» | на стихи Фёдора Тютчева | a capella для сопрано, альта и тенора (Могут исполняться также и хором) |
1. | «Сонет Микеланджело» | ||
2. | «Рим ночью» | ||
3. | «Тихой ночью» | ||
1907, ор.24 | «Два квартета» | на стихи А. С. Пушкина | для двух сопрано, альта и тенора (Могут исполняться также и хором) |
1. | «Монастырь на Казбеке» | ||
2. | «Адели» | ||
1909, ор.27 | «Двенадцать хоров» | (в III тетрадях) на стихи Я. П. Полонского | для смешанных голосов (Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих) |
1. (I) | «На могиле» | ||
2. (I) | «Вечер» | ||
3. (I) | «Развалину башни» | ||
4. (I) | «Посмотри, какая мгла» | ||
5. (II) | «На корабле» | ||
6. (II) | «Молитва» | ||
7. (II) | «Из вечности музыка вдруг раздалась» | ||
8. (II) | «Прометей» | ||
9. (III) | «Увидал из-за тучи утёс» | ||
10. (III) | «Звёзды» | ||
11. (III) | «По горам две хмурых тучи» | ||
12. (III) | «В дни, когда над сонным морем» | ||
1913, ор.35 | «Шестнадцать хоров» | на стихи К. Д. Бальмонта (в 4х тетрадях) | для мужских голосов (Посвящается Хоровому обществу пражских учителей) |
1 (I) | «Тишина» | TBB | |
2 (I) | «Призраки» | TBB | |
3 (I) | «Сфинкс» | TBB | |
4 (I) | «Заря» | TTB | |
5 (II) | «Молитва» | ||
6 (II) | «В пространствах эфира» | ||
7 (II) | «И сон и смерть» | ||
8 (II) | «Небесная роса» | ||
9 (III) | «Мёртвые корабли» | TTBB | |
10 (III) | «Звуки прибоя» | TTBB | |
11 (III) | «Морское дно» | TTBB | |
12 (III) | «Морская песня» | 2 хора TTB-TBB | |
13 (IV) | «Тишина» | ||
14 (IV) | «Гибель» | ||
15 (IV) | «Белый лебедь» | ||
16 (IV) | «Лебедь» |
для хора и оркестраправить | править код
1884, без op. | «Я памятник себе воздвиг» | Кантата на слова A. С. Пушкина | для смешанного хора и симфонического оркестра |
1884, op.1 | «Иоанн Дамаскин» | Кантата на слова A. К. Толстогo | для смешанного хора и симфонического оркестра |
1915, op.36 | «Пo прочтении псалмa» | Кантата на слова A. С. Хомяковa | для солистов, xoрa и оркестра |
Орестея без ор. 1894 Опера Постановка 1895, Мариинский театр, Петербург Cлавa H. Г. Рубинштейнy без op. 1874 Кантата. Для солистов, xoрa и оркестра Слова И. В. Самарина русская и 27 украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.) 8 малорусских песен из собрания Н. А. Янчука (гармонизация, 1912)
Эхо/ комп. С. И. Танеев, лирик А. Пушкин (стр.40-41) Не остывшая от зною.../ авт. сл. Ф. Тютчев (стр.84-87); Волны плещут/ комп. С. И. Танеев, авт. сл. А. Пушкин (стр.99-103) 1879 Два триумфальных хора для въезда гостей (не издано) № 1 «Фиджи» № 2 «Эвклиду» («Я ликую») 1887 «Сраженный рыцарь», квартет для 4 басов a cappella, сл. А. С. Пушкина 1910 «Солнце неспящих», квинтет для сопрано, альта, тенора и 2 басов, сл. Дж. Байрона, (изд. 1981)
Камерная и инструментальная музыка
- Струнное трио ре мажор (1879/1880)
- Хоровая вариа ля мажор для органа (1894?)
- Струнный квинтет № 1 соль мажор для 2-х скрипок, альта и 2-х виолончелей, соч. 14 (1901 г.)
- Струнный квинтет № 2 до мажор для 2-х скрипок, 2-х альтов и виолончели, соч. 16 (1904)
- Фортепианный квартет ми мажор, соч. 20 (1906)
- Струнное трио ре для 2-х скрипок и альта, соч. 21 (1907)
- Фортепианное трио ре ре для скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 22 (1908)
- Прелюдия и фуга для фортепиано в G ♯ минор, соч. 29 (1910)
- Фортепианный квинтет соль минор, соч. 30 (1911)
- Струнное трио ми ♭ мажор для скрипки, альта и альта-тенора, соч. 31 (1911 г.); Альт-тенор расположен на октаву ниже скрипки.
- Соната для скрипки ля минор (1911)
- Струнное трио си минор (1913)
Chamber and instrumental music[edit]
- String Trio in D major (1879/1880)
- Choral varié in A major for organ (1894?)
- String Quintet No. 1 in G for 2 violins, viola and 2 cellos, Op. 14 (1900-1901)
- String Quintet No. 2 in C for 2 violins, 2 violas and cello, Op. 16 (1904)
- Piano Quartet in E major, Op. 20 (1906)
- String Trio in D for 2 violins and viola, Op. 21 (1907)
- Piano Trio in D for violin, cello and piano, Op. 22 (1908)
- Prelude and Fugue for piano in G♯ minor, Op. 29 (1910)
- Prelude in F major (1894-1895)
- Piano Quintet in G minor, Op. 30 (1911)
- String Trio in E♭ major for violin, viola and viola-tenore, Op. 31 (1911); Viola-tenore is pitched one octave below the violin.
- Violin Sonata in A minor (1911)
- String Trio in B minor (1913)
Orchestral[edit]
- Symphony (No. 1) in E minor (1873-4, published 1948) (edited by Pavel Lamm )
- Piano Concerto (1876, published 1957) in E flat (2 movements only. Completed by Pavel Lamm and Vissarion Shebalin)
- Symphony (No. 2) in B flat (unfinished — 3 movements only) (1877)
- Overture on Russian Themes in C (Song No. 10 from Rimsky-Korsakov’s Song Collection, Op.24) (1882) (completed by Pavel Lamm, published in 1948)
- Symphony (No. 3) in D minor (1884, published 1947)
- Oresteia, overture for orchestra, Op. 6 (1889, a symphonic poem based on themes from the opera)
- Symphony No. 4 in C minor, Op. 12 (1901) (the only numbered symphony Taneyev published)
- Concert Suite for violin & orchestra, Op. 28 (1909) (five movements: Prelude, Gavotte, Fairy Tale, Theme & Variations, Tarantella)