Базовая структура
Трио-соната обычно состояла из трех частей, двух скрипок и континуо. Однако две скрипки можно было заменить парами флейт, записывающих устройств или гобоев. Третья часть, бассо континуо, состоит из двух компонентов. Во-первых, это басовая линия, которая обычно удваивалась бас-виолончель, виолончель, виолончель, или же фагот. Во-вторых, он включает в себя инструмент, создающий гармонию, например, небольшой орган, а клавесин, или Теорбо. (Бассо) континуо может исполняться двумя или более исполнителями; виолончелист играет на басовой партии, а клавесинист или органист — на гармонии. Поскольку обычно партию континуо играют два человека, обычно всего четыре игрока. Отсюда и название второй коллекции Генри Перселла: Десять сонат в четырех частях (1697); его первая публикация Соннаты из III частей (1683) также включены отдельные части для виолончели и клавишных.[нужна цитата ] Примерно с середины 17 века появились два различных типа сонат: соната да камера (камерная соната) и соната да кьеза (церковная соната).
Высокое барокко
Католические священники Джованни Ллими и Маурицио Каццати разработали свой собственный стиль трио- сонаты в Бергамо. Их сонаты исполнялись во время мессов. Примерно в середине 17-го века северный итальянский инструментальный стиль был перенесен Учеллини и Казцати в эмилианские центры, такие как Модена и Феррара . Музыканты, работающие в Модене, представили французские танцевальные формы, скордатуру и канонические формы , в то время как в Болонье стиль «Da-chiesa» (церковная соната) культивировался через кантильность и мощные тембры. Здесь в качестве примеров следует упомянуть Джованни Мария Бонончини и Алессандро Страделла . Своими симфониями трио, Лензей и ведущие музыканты Рима в 1670-х годах, Алессандро Страделла и Карло Амброджо Лонати и Лелио Колиста (лютня) оказали прямое влияние на творчество Арканджело Корелли и Генри Перселла .
За пределами Италии трио- соната была сформирована Иоганном Генрихом Шмельцером с его Duodena Sonatorum Selectarum 1659 года, произведениями Генриха Бибера ( Harmonia artificiosa-ariosa , 1670) и шестью сонатами из Musicalische Erötzung (1691) Иоганна Пахельбеля . В Северной Германии мы находим Первую часть двухчастных сонат и сюит Дитриха Беккера 1674 года и, как кульминацию этого периода, собрания сочинений 1 и 2 (1696) Дитриха Букстехуде , каждая из которых состоит из семи трио сонат, некоторые из них включают виолу как второй инструмент мелодии.
В Англии в преклонном возрасте Джон Дженкинс открыл новые горизонты, создав несколько трио-сюит. Ему приписывают двенадцать сонат для двух скрипок и баса — не совсем точно; они еще не найдены, но считаются первыми трио-сонатами в итальянском стиле, сочиненными в Англии. Кроме того, три сонаты Уильяма Янга , изданные в Инсбруке в 1653 году, являются первыми английскими произведениями этого жанра.
Итальянский придворный композитор Жан-Батист Люлли с его трио pour le coucher du roi и Марин Марэ со своими скрипичными сочинениями, посвященными Люлли (1686), и соната для скрипки, альта и континуо с программным названием Sonnerie de Saint Geneviève du Mont de Paris трио примеров из последних двух десятилетий 17 века.
характеристика
Трио-соната характеризуется двумя равными (верхними) мелодическими голосами на фигурном басе . Образцом могли стать оперы и духовные произведения Клаудио Монтеверди , на риторнелло которого основаны первые сонаты
Основное внимание уделялось мелодической линии, а не тембру. Многие части сонаты состоят из двухчастных фуг или фугато, в более поздних произведениях есть полностью проработанные трехчастные фуги, включающие бас
В период рококо все чаще появлялись движения, отказавшиеся от беглого стиля: первый голос играл ведущую роль, а второй голос становился второстепенным. Этапы развития различных форм трио-сонат проходят параллельно с аналогичными жанрами камерной музыки, такими как более поздние, более виртуозные сольные сонаты и другие многосекционные сонатные формы.
В то время как партии мелодии изначально почти полностью состояли из скрипок , альтов и шипов (корнетто), деревянные духовые инструменты часто встречаются в 18 веке. Партия баса обычно играла виолончель , бас-виолу, фагот , виолончель или теорбо . Гармония, придаваемая нумерацией, интерпретировалась импровизацией клавесина , органа или лютни .
Название жанра связано с тем, что музыка состоит из трех частей; В обозначении не указано количество музыкантов. На самом деле обычно задействовалось более трех исполнителей, так как фигурный бас обычно распределялся по нескольким инструментам. Современный исполнительский материал предполагает, что даже партии мелодии могут быть воспроизведены несколько раз непрерывно или в отрывках, что сделало трио-сонату полем экспериментов для Концерто гроссо , процветавшего к концу 17 века . С другой стороны, Иоганн Себастьян Бах также написал трио-сонаты для двух игроков (клавесин и мелодический инструмент, левая рука клавесина играет на бассо континуо, правая рука — на верхнюю партию) или для одного человека ( трио-сонаты для органа. , в котором педали заменяют бассо континуо).
Раннее барокко
Страна происхождения трио-сонаты — Италия. Первые произведения, использующие форму трио, датируются концом 16 века и берут свое начало в вокальной музыке. Джованни Габриэли построил трио пассажа в канцонах своих Symphoniae sacrae 1597 года, в то время как в музыкальной истории канцона alla Francese a 4 1602 для скрипки, корнето, двух тромбонов (в качестве вспомогательных частей) и бассо континуо (Bc) Лодовико Гросси да Виадана является Первые настоящие Могут обозначать трио-сонату. Самые старые сборники трио-сонат были созданы скрипачом Саламоне Росси , работавшим под руководством Монтеверди, с его Primo libro delle Sinfonie e Gagliarde из 1607 года и его Secondo libro из 1608 года. Джованни Баттиста Буонаменте , Дарио Кастелло , Джованни Паоло Чима , Бьяджо Марини , Тарквинио Мерула и Марко Уччеллини .
Этот новый тип высококачественной инструментальной музыки также быстро нашел признание к северу от Альп, сначала в произведениях Пауля Пойерля с его Gantz Neue Padovanen …, напечатанных в Нюрнберге в 1613 году , с придворным дирижером Инсбрука Иоганном Штадлмайром в Philomenus cœlestis (1624). ), с Иоганном Фирданком и Иоганном Эразмом Киндерманом в его студии Delici (1643). Во франкоязычном мире Анри Дюмон (Париж, 1657 г.) опубликовал церковные паваны из трех частей в своем « Месланге» , а следующие трио-сонаты Дюмона можно найти в Сакре Канти 1662 года.
дальнейшее чтение
- Олсоп, Питер. 1992 г. Итальянская «Трио» соната: от истоков до Корелли. Оксфордские монографии по музыке. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816229-4.
- Апель, Вилли. 1990. Итальянская скрипичная музыка семнадцатого века, Отредактировано Томас Бинкли. Блумингтон: Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-30683-3.
- Дефант, Кристина. 1985 г. Kammermusik und Stylus phantasticus: Studien zu Dietrich Buxtehudes Triosonaten. Europäische Hochschulschriften / European University Studies / Études Universitaires Européennes. Франкфурт: Питер Ланг. ISBN 9783820485141.
- Дюрр, Альфред (ред.). 1987 г. . Кассель: Bärenreiter. BA 6497. ISMN 9790006480098.
- Хогвуд, Кристофер. 1979. Трио-соната. Музыкальные гиды BBC. Лондон: Британская радиовещательная корпорация. ISBN 0-563-17095-6.
- Камиен, Роджер. 2008. Музыка признательности, Шестое краткое издание. Бостон: Макгроу-Хилл. ISBN 978-0073326375 (аннотированное инструкторское издание); ISBN 9780073265452 (студенческое издание)
- Мангсен, Сандра. 2001. «Трио-соната». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под ред. Стэнли Сэди и Джон Тиррелл. Лондон: Macmillan Publishers.
- Шенк, Эрих. 2005 г. Die Triosonate. Das Musikwerk, eine Beispielsammlung zur Musikgeschichte, Neuausgabe 20. Laaber: Laaber Verlag. ISBN 3-89007-623-8.
Происхождение названия
Трио-сонаты состоят из двух мелодичных голосов в сопровождении бассо континуо . Название трио, следовательно, происходит от написания и не обязательно связано с количеством исполнителей. Таким образом, бассо континуо может исполняться одновременно несколькими инструментами, такими как виолончель , лютня и орган . Трио-сонату также можно исполнять только на клавесине и скрипке, при этом клавесин играет мелодичный голос и бас одновременно.
В первых симфониях (произнесенных в трио) мы находим две группы скрипок для верхних голосов и виолончели с контрабасами для баса. В этом случае трио исполняет оркестр.