Ключевые идеи
Новаторский акцент и особенности венецианской школы живописи, связанные с использованием цвета для создания форм, сделали ее отличной от флорентийского Ренессанса, где рисовали формы, заполненные цветом. Это привело к появлению в работах революционного динамизма, беспрецедентного богатства цвета и особого психологического выражения.
Художники в Венеции рисовали преимущественно маслом, сначала на деревянных панелях, а затем начали использовать холст, который лучше всего соответствовал влажному климату города и подчеркивал игру натуралистического света и атмосферы, а также драматическое, иногда театральное, движение людей.
В это время происходило возрождение портретной живописи. Художники фокусировались не на идеализированной роли человека, а на его психологической сложности. В этот период на портретах начали изображать большую часть фигуры, а не только голову и бюст.
Именно тогда появились новые жанры, в том числе грандиозные изображения мифических сюжетов и женская обнаженная натура, при этом они выступали не как отражение религиозных или исторических мотивов. Эротизм начал появляться в этих новых формах предмета, не подверженный моралистическим нападкам.
Новое архитектурное направление, в котором сочетались классические влияния наряду с резными барельефами и характерными венецианскими украшениями, стало настолько популярным, что в Венеции возникла целая индустрия проектирования частных резиденций.
Как Тициан основал венецианскую школу живописи
Тициан — гений и новатор эпохи Возрождения. Узнаем, как он создал венецианскую школу живописи и поговорим о его стиле письма.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Тициан
1. Женщина перед зеркалом, 1515
2. Портрет Томмазо Мости, 1520
3. Се человек, 1543
4. Грехопадение, 1550
5. Даная, 1553
6. Кающаяся Мария Магдалина, 1560–1565
Выясним, почему о Тициане важно знать. ️ Звезда венецианского Возрождения
Тициан — абсолютно признанный еще при жизни гений, «живописец королей и король живописцев». Его искусство рифмуется с венецианской праздничностью и радостью.
️ Звезда венецианского Возрождения. Тициан — абсолютно признанный еще при жизни гений, «живописец королей и король живописцев». Его искусство рифмуется с венецианской праздничностью и радостью.
Создатель венецианской школы живописи. Он позаимствовал самые важные приемы у своих учителей — Джованни Беллини и Джорджоне, — продолжил их развивать и довел до совершенства.
Влиятельный художник. Тициан повлиял не только на прямых учеников и последователей: его манера во многом определила эксперименты в живописи 19 века, особенно у импрессионистов.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Венецианская школа живописи
1. Джорджоне. Мадонна Кастельфранко, 1505
2. Джованни Беллини. Убиение Св. Петра Великомученика, 1509
3. Тициан. Мадонна с кроликом, 1525
4. Лоренцо Лотто. Венера и Купидон, 1540-е
5. Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя, 1550-е
6. Веронезе. Леда и лебедь, 1585
Прежде чем продолжить разговор о Тициане, надо понять, чем венецианская школа живописи отличалась от уже знакомой нам флорентийской, которую представляли Леонардо и Рафаэль.
Отношение к цвету. Флорентийский художник начинал картину с линии — предварительного рисунка на холсте, на котором затем распределял цвет. В Венеции сразу начинали писать красками, очерчивая фигуры и объемы — как делал Тициан.
Светоносность. Венецианские картины написаны максимально яркими, сочными цветами, без темных пятен. Это называется светоносность — когда кажется, что холст полупрозрачный, а за ним горит лампочка, которая подсвечивает все краски. Мы еще поговорим подробнее, как художники этого добивались.
Праздничность. Кроме отношения к цвету, на красочность венецианских картин влияла сама Венеция: вода всегда создает удивительное освещение. И простой дом, и роскошный палаццо в отраженном свете играют солнечными бликами, создавая ощущение радости и праздника.
1–4. Собор св. Марка, Венеция
Давайте поговорим о Венецианской республике. Италия во времена Ренессанса была разбита на части, каждая из которых проводила самостоятельную политику.
Венеция добилась в этом успехов
Венецианская республика была одной из самых больших и богатых в Италии. Ее владения простирались до Крита и Балкан. В Венецию свозили дорогие товары: ткани, ковры, меха, драгоценности. Венецианская живопись любит передавать эту роскошь.
Венеция поддерживала тесные связи с Константинополем. Между республикой и Византией происходил экономический и культурный обмен. Когда крестоносцы разорили Константинополь в 1204 году, многие византийские мастера переехали в Венецию.
️ Византийское влияние видно по Собору св. Марка, покровителя Венеции. Он украшен большим количеством мозаик, для которых характерны яркие цвета, торжество света и мерцания. Кстати, во время учебы Тициан занимался реставрацией мозаик Собора св. Марка, и это повлияло на его отношение к цвету.
Мы узнали про контекст, в котором жил Тициан.
Подумайте, какие еще отличия от флорентийской школы вы видите в работах венецианских художников? Какое направление вам ближе?
Отображение мифологии в картинах
Беллини впервые использовал мифологический сюжет в своем «Празднике богов» (1504 г.). Тициан далее развил жанр в изображениях вакханалий, таких, как его Вакх и Ариадна (1522-1523). Эти картины были написаны для частной галереи герцога Ферреры. На картине Тициана «Вакх и Ариадна» (1522-1523) изображен Вакх, бог вина, пребывающий со своими последователями, в драматический момент, когда Ариадна только что поняла, что ее бросил любовник.
Венецианские покровители уделяли особое внимание искусству, основанному на классических греческих мифах, поскольку такие образы, не ограниченные религиозными или моралистическими посланиями, могли быть использованы для отображения эротики и гедонизма. Работы Тициана включали в себя широкий круг мифологических образов, он создал шесть больших картин для короля Испании Филиппа II, включая его «Данаю» (1549-1550), женщину, соблазненную Зевсом, представшим в виде солнечного света, и «Венеру и Адониса» (ок
1552-1554), картину, изображающую богиню и ее смертного любовника.
Мифологические контексты также сыграли определенную роль в появлении жанра обнаженной женской натуры, в частности, «Спящая Венера» Джорджоне (1508) стала первой такой картиной. Тициан развил тему, подчеркнув эротизм, свойственный мужскому взгляду, как в «Венере Урбинской» (1534 г.). Судя по названиям, оба этих произведения имеют мифологический контекст, хотя их живописное отображение образов не имеет каких-либо визуальных ссылок на богиню. Среди других подобных работ Тициана можно назвать картину «Венера и Амур» (ок. 1550).
Тенденция отображать мифологические сюжеты, столь популярная среди венецианцев, также повлияла на стиль отображения современных художникам сцен, например, таких, как драматические зрелища, как видно на картине Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» (1573), написанной в монументальном масштабе, размером 555 × 1280 см.
Главные представители
XIV—XV века
- Паоло Венециано (работал между 1333 и 1358 гг.)
- Якобелло дель Фьоре (ок. 1370 — 1439)
- Антонио Виварини (ок. 1420 — до 1484)
- Альвизе Виварини (1446—1502)
- Якопо Беллини (ок. 1400 — ок. 1470)
- Антонелло да Мессина (ок. 1430 — 1479)
- Андреа да Мурано (ок. 1430 — 1503)
- Джентиле Беллини (ок. 1429 — 1507)
- Джованни Беллини (1430—1516)
- Карло Кривелли (1435? — 1495)
- Витторе Кривелли (конец XV — начало XVI века, младший брат Карло Кривелли)
- Чима да Конельяно (1459—1517)
- Карпаччо, Витторе (ок. 1460 — ок. 1526)
- Винченцо Катена (1470—1531)
- Марко Базаити (1470—1530)
- Джироламо да Сантакроче (1480—1556)
- Бартоломео Монтанья (сер. XV в. — 1523)
- Лаццаро Бастьяни (1429—1512)
Высокое Возрождение
- Джорджоне (147? — 1510)
- Лоренцо Лотто (ок.1480 — ок.1556)
- Тициан (147 ? — 1576)
- Себастьяно дель Пьомбо (1485—1547)
- Доменико Каприоло (1494—1528)
- Тинторетто (1518—1594)
- Паоло Веронезе (1528—1588)
- Марко Марциале, (Marco Marziale, работал в 1492—1507 гг.)
- Бартоломео Венето (ок. 1480 — после 1530)
Венецианское Возрождение и маньеризм
- Якопо Бассано (ок. 1510 — 1592)
- Джакомо Пальма старший (1480—1528)
- Бонифацио Веронезе (1487—1553)
- Бернардино Лицинио (1489—1565)
- Джованни Кариани (1485—1547)
- Парис Бордоне (1500—1571)
- Тинторетто (1518—1594)
- Андреа Мельдолла (или Скьявоне; 1510/15 — 1563)
- Ламберт Сустрис (1515—1584)
- Джакомо Пальма младший (1544—1628)
- Паррасио Микеле (сер. XVI века)
- Антонио Бадиле (ок. 1518 — 1560)
- Джованни Баттиста Зелотти (ок. 1526 — 1578)
- Франческо Бассано младший (1549—1592) венецианский художник, сын Якопо Бассано
- Джованни Баттиста Бассано (Джамбаттиста Бассано; 1533—1613) венецианский художник, сын Якопо Бассано
- Леандро Бассано (1557—1662), венецианский художник, сын Якопо Бассано
- Джироламо Бассано (1566—1621), венецианский художник
XVII век
- Антониос Василакис (1556—1629)
- Алессандро Варотари (1588—1649)
- Пьетро Либере (1614—1687)
- Томмазо Долабелл (или Томаш Долабелл, 1570—1650)
- Джироламо Форабоско (1605—1679)
- Карло Сарачени (1579—1620), караваджист
- Николо Кассана (1659—1714)
- Пьетро Беллотти (1625—1700)
- Грегорио Ладзарини (1655—1730)
- Себастьяно Риччи (1659—1734)
- Марко Либере (1640—1725)
XVIII век
- Розальба Каррьера (1675—1757)
- Якопо Амигони (1675—1752)
- Гаспаро Дициани (1689—1767)
- Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770)
- Марко Риччи (1656—1730), художник и сценограф
- Бартоломео Назари (1699—1758), портретист
- Пьетро Лонги (1701—1785)
- Антонио Визентини (1688—1782)
- Агостино Мазуччи (1691—1758)
- Каналетто (1697—1768)
- Франческо Цуккарелли (1702—1788)
- Франческо Гварди (1712—1793)
- Микеле Мариески (1710—1743)
- Бернардо Беллотто (1720—1780)
- Франческо Фонтебассо (1709—1769)
- Франческо Тирони (?-1800)
- Джованни Баттиста Пьяцетта (1683—1754)
- Джулия Лама (1681—1747)
- Джамбаттиста Питтони (1687—1762)
- Джованни Доменико Тьеполо (1727—1804), сын Джованни Баттиста Тьеполо
- Джамбаттиста Каналь (1745—1825)
За пределами эпохи Возрождения
Работы художников Венецианской школы живописи и дальше оставались особенными. В результате этот термин продолжал использоваться в XVIII веке. Представители венецианской школы живописи, такие, как Джованни Баттиста Тьеполо, расширили свой особый стиль, как в рококо, так и в стиле барокко. Известны также и другие художники XVIII века, такие, как Антонио Каналетто, писавший венецианские городские пейзажи, и Франческо Гварди. Его работы позже в значительной степени повлияли на французских импрессионистов.
Витторе Карпаччо (родился в 1460 году, в Венеции – умер в 1525/26, Венеция) – один из величайших представителей венецианских художников. Возможно, он был учеником Лаззаро Бастиани, но основное влияние на его раннее творчество оказали ученики Джентиле Беллини и Антонелло да Мессины. Стиль его работ предполагает, что он мог также в молодости побывать в Риме. Практически ничего не известно о ранних работах Витторе Карпаччо, поскольку он их не подписывал, и слишком мало существует доказательств, что именно он их писал. Около 1490 года он начал создавать цикл сцен из легенды о Святой Урсуле для Скуола ди Санта Орсола, которые теперь находятся в галереях Венецианской академии. В этот период он стал уже зрелым художником. Жанровая сцена мечты Св. Урсулы особенно ценилась за богатство натуралистических деталей.
Панорамные изображения картин Карпаччо, шествий и других публичных собраний отличаются богатством реалистичных деталей, солнечной окраски и драматических повествований. Его включение реалистических фигур в упорядоченное и последовательное пространство перспективы сделало его предшественником венецианских живописцев, писавших городские пейзажи.
Франческо Гварди (1712-1793, родился и умер в Венеции), один из выдающихся пейзажистов эпохи рококо.
Сам художник вместе с братом Николо (1715-86) обучались у Джованни Антонио Гварди. Их сестра Сесилия вышла замуж за Джованни Баттиста Тьеполо. Долгое время братья работали вместе. Франческо является одним из видных представителей такого живописного направления, как ведута, характерной чертой которого являлось детальное отображение городского пейзажа. Он писал эти картины примерно до середины 1750-х годов.
В 1782 году он изобразил официальные торжества в честь визита великого князя Павла в Венецию. Позже, в том же году, он был уполномочен республикой сделать аналогичные изображения о визите Пия VI. Он пользовался значительной поддержкой со стороны англичан и других иностранцев и был избран в Венецианскую академию в 1784 году. Он был чрезвычайно плодовитым художником, чьи блестящие и романтические изображения заметно контрастируют с прозрачными отображениями архитектуры у Каналетто, главы школы ведуты.
Джамбаттиста Питтони (1687-1767) был ведущим венецианским живописцем начала 18 века. Он родился в Венеции и обучался у своего дяди Франческо. В молодости он писал фрески, например, «Правосудие и мир справедливости» в Палаццо Пезаро, Венеция.
Франческо Фонтебассо (Венеция, 1707-1769) является одним из главных представителей в некотором роде необычного для венецианской живописи восемнадцатого века. Очень активный и хороший художник, опытный декоратор, изображавший на своих полотнах практически все, от сцен повседневной жизни и исторических изображений до портретов, он также демонстрировал хорошие навыки и мастерство самых разнообразных техник в графике. Он начал работать над религиозными темами для Манинов, сначала в часовне виллы Пассариано (1732), а затем в Венеции в иезуитской церкви, где он сделал две фрески на потолке с Илией, захваченным в небе, и ангелами, представшими перед Авраамом.
Просмотры: 23
Джованни Беллини, «отец венецианской живописи»
Уже в ранних работах художник использовал насыщенный и яркий свет не только при изображении фигур, но и в пейзажах.
Он и его старший брат Джентиле были известны благодаря созданной семейной мастерской Беллини, которая была самой популярной и знаменитой в Венеции. На раннем этапе творчества братьев Беллини в качестве основных выступали религиозные темы, например, «Процессия истинного креста» (1479 г.), написанная Джентиле, и работы Джованни, изображающие потоп и Ноев ковчег (около 1470 г.). У Джованни Беллини были особенно популярны работы с изображениями Мадонны и младенца. Этот образ был очень близок ему, а сами работы были наполнены цветом и светом, передавая всю красоту мира. При этом этот акцент Джованни на изображение естественного света и объединение принципов Возрождения с особым венецианским стилем передачи цвета сделал его одним из главных представителей венецианской школы.
Культура Венеции
Несмотря на то что венецианская школа знала об инновациях мастеров эпохи Возрождения, таких как Андреа Мантенья, Леонардо да Винчи, Донателло и Микеланджело, ее стиль отражал особую культуру и обществе города Венеции.
Благодаря своему процветанию Венеция была известна во всей Италии как «безмятежный город». Из-за своего географического положения на Адриатическом море она стала важным центром торговли, связывающим Запад и Восток. В результате город-государство был мирским и космополитическим, подчеркивал идею радости и богатство жизни, а не руководствовался религиозной догмой. Жители гордились своей независимостью и стабильностью своего правительства. Первый дож или герцог, правящий Венецией, был избран в 697 году, а последующие правители также избирались Великим Советом Венеции, парламентом, состоящим из аристократов и богатых купцов. Великолепие, развлекательные зрелища и щедрые праздники, во время которых проходили карнавалы, продолжавшиеся в течение нескольких недель, определяли венецианскую культуру.
В отличие от Флоренции и Рима, которые находились под влиянием католической церкви, Венеция была в первую очередь связана с Византийской империей с центром в Константинополе, которая управляла Венецией в VI и VII веках. В результате венецианское искусство оказалось под влиянием искусства Византии, для которого характерно было использование ярких цветов и золота в церковных мозаиках, а венецианская архитектура отличалась использованием характерных для Византии куполов, арок и разноцветного камня, что было, в свою очередь, связано с влиянием исламской архитектуры Средней Азии.
К середине 1400-х годов город обретал в Италии вес и большее влияние, а художники эпохи Возрождения, такие как Андреа Мантенья, Донателло, Андреа дель Кастаньо и Антонелло да Мессина, посещали его или жили здесь на протяжении длительного времени. Стиль венецианской школы синтезировал византийский цвет и золотой свет с новшествами этих художников эпохи Возрождения.