Последний период творчества
Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.
Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.
Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них – оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория – «Христос» – и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда – «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.
Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.
Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.
К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 – 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16–19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».
Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя – Изольда – была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.
Немецкое название – Райдинг
После Черни Лист не имел других преподавателей по фортепиано
Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории – итальянец Л. Керубини
У него же, несколькими годами спустя, обучался Берлиоз
Позже Лист сделал переложение «Каприсов» Паганини
в октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.
Иногда его именуют вторым веймарским периодом
Биография Ференца Листа
Ференц Лист появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян. Его отец, Адам Лист, был чиновником в администрации князя Эстерхази, а также талантливым виолончелистом. Кроме этого, он писал музыкальные произведения, которые посвящал Эстерхази.
Мать Листа, Анна-Мария, была дочерью пекаря. У своих родителей Ференц был единственным ребенком в семье.
Детство и юность
В доме Листа-старшего висел портрет Бетховена, творчеством которого он крайне восхищался. Позднее Бетховен станет кумиром и для его сына. Отец сыграл ключевую роль в музыкальном формировании Ференца.
Когда мальчик был еще совсем маленьким, Адам Лист начал обучать его музыке. Одновременно с этим Ференц пел в церковном хоре и учился игре на органе у местного музыканта. Когда ему было 8 лет он впервые выступил на сцене.
В последующие годы биографии Ференц Лист играл на пианино в домах высокопоставленных вельмож, куда мальчика возил его отец. В результате, такие выступления стали пользоваться популярностью в высшем свете. Осознавая, что сыну необходима более серьезная школа, глава семейства отвез его в Вену.
Здесь 10-летний Лист обучался игре на фортепиано у Карла Черни, который согласился бесплатно давать ему уроки. Именно Черни смог придать технике ребенка универсальности. Интересен факт, что музыкальную теорию Ференц познавал у Антонио Сальери, который также согласился бесплатно обучать талантливого мальчика.
Маленький Лист начал появляться на концертах, удостаиваясь восторженных аплодисментов венской публики. Примечательно, что в ходе одного из выступлений сам Бетховен, после феерической импровизации Ференца, поцеловал его. Это событие музыкант вспоминал до конца своей биографии.
Обучение музыке
Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.
Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.
Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.
В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.
Музыкальная карьера
В 1833 году, в возрасте 22 лет, Лист встретил графиню Марию д’Агуль. Вдохновленный любовью и природой, он написал несколько впечатлений о швейцарской деревне в «Album d’un voyageur», который позже появится как «Années de Pèlerinage» («Годы паломничества»). В 1834 году Лист дебютировал со своими фортепианными композициями «Гармонии и поэзии и религии» и набором из трех «Явлений».
Укрепленный новыми работами и несколькими публичными выступлениями, Лист начал штурмом брать Европу. Его репутация была подкреплена еще большим фактом, что он отдал много своих доходов от концертов на благотворительные и гуманитарные цели. Например, когда в 1842 году он узнал о Великом огне Гамбурга, который разрушил большую часть города, он дал концерты, чтобы помочь тысячам бездомных. На личном уровне, однако, дела у Листа были менее чем славные. Его отношения с Марией д’Агул, которая к тому времени родила троих детей, наконец закончились. В 1847 году, находясь в Киеве, Лист встретил принцессу Каролину цу Сайн-Витгенштейн. Ее влияние на него было драматичным; она поощряла его прекратить гастролировать и вместо этого учить и сочинять, чтобы он мог жить с ней более домашней жизнью.
В следующем году пара переехала в Веймар, Германия, и Лист начал концентрироваться на более высокой миссии — создании новых музыкальных форм. Его самым известным достижением в это время было создание так называемой симфонической поэмы, разновидности оркестрового музыкального произведения, которое иллюстрирует или вызывает стихотворение, историю, картину или другой не музыкальный источник. Эстетически, симфоническая поэма в некотором роде связана с оперой; это не спето, но объединяет музыку и драму. Новые работы Листа вдохновили нетерпеливых учеников искать его руководства. В течение следующих 10 лет радикальные и новаторские работы Листа попадали в концертные залы Европы, завоевывая его стойких последователей и жестоких противников.
Личная жизнь
Первой любовью Ференца Листа была Мари д’Агу. Он познакомился с ней через Жорж Санд. Мари увлекалась современным искусством и писала любовные романы. Она влюбилась в молодого композитора и бросила ради него свою первую семью. Мари родила Ференцу трёх детей: девочек Бландину и Козиму и сына Даниэля. Пара так и не оформила официально свои отношения.
Вначале Мари нравилось путешествовать по миру с возлюбленным. Однако через какое-то время ей захотелось приобрести собственный дом, в котором она могла бы спокойно жить и воспитывать детей. В 1841 году Ференц и Мари расстались. Женщина вместе с детьми вернулась к своим родителям.
Несколько лет Ференц провёл в одиночестве, полностью посвятив себя музыкальному творчеству. В 1847 году он выступал в Киеве, где познакомился с Каролиной Витгенштейн, супругой Николая I. Женщина была большой поклонницей композитора и посещала все его концерты. Лист влюбился в неё и хотел жениться на ней, но муж Каролины не хотел с ней разводиться. Поскольку женщина была религиозной, необходимо было добиться от Николая I и Папы Римского разрешения на новый брак. Влюблённые сбежали в Веймар, где находилась резиденция сестры императора. Через неё Лист надеялся повлиять на Николая I в плане развода.
В то же время композитор столкнулся с непониманием своей творческой деятельности в Веймаре. Новый материал не нравился слушателям, что печалило Ференца. В этот же период умер его сын. Каролина так и не смогла добиться развода. Она считала, что ей не суждено быть вместе с композитором. Ференц и Каролина поехали в Рим замаливать грехи.
Путешествие по Европе
В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.
В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.
В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.
В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.
Веймар
В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.
Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.
Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.
Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городе Доборян. Сейчас это место называется Ридинг, поселение находится в Австрии.
Ференц Лист в детстве
Отцом ребенка, будущего добродетеля, является Адам Лист. Он был музыкантом, играл в оркестре под управлением самого Франца Йозефа Гайдна. При этом он занимал официальную должность. В юном возрасте, сразу после окончания школы, он хотел стать монахом и присоединиться к католическому ордену францисканцев. Однако позже он передумал.
Потом долго играл на виолончели. Переехав в австрийский Айзенштадт, он продолжил заниматься музыкой. Он выступал со многими ведущими артистами прошлого века: Бетховеном и другими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Люггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти отца она осиротела и начала скитаться по стране, пока в юности не встретила Адама Листа.
Ференц или Франц (в зависимости от стенограммы) был единственным сыном в семье. Родители уделяли ему все свое внимание. С самого раннего возраста мальчик проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.
Ференц Лист в молодости
Отец, будучи талантливым и искусным исполнителем, дал сыну первые уроки. Примерно в возрасте 5 лет, в 1816 году, юноша начал учиться игре на фортепиано. Параллельно с этим он осваивал пение в местной церкви. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался справиться со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получил всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет основное внимание в его обучении было очень фундаментальным.
Когда юноше исполнилось 8 лет, он неплохо выступал и добился успеха. Отец представил сына дворянам. Мальчик играл на фортепиано и был принят очень тепло. В его музыкальности и большом будущем сомнений не было.
Отец понимал, что в маленьком городке невозможно найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие. В 1821 году Адам Лист перевез отпрысков в Вену.
Здесь юноша брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, имевшего репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения между учителем и его учеником были сложными, но только вначале. Творческие способности и сила таланта Листа-младшего сделали свое дело.
Ф. Лист в молодости
Уроки были бесплатными, Черни не брал денег. Вскоре юношу заметил Антонио Сальери. Переводческие способности будущего виртуоза настолько впечатлили учителя, что он согласился совершенно бесплатно давать ему уроки теории музыки и грамоты.
Всего за несколько лет Ференц Лист приобрел статус известного и искусного музыканта, часто выступающего с концертами в Вене. Во время одного из своих выступлений он заслужил эмоциональную похвалу от самого Бетховена. Этот эпизод музыкант запомнил на всю жизнь.
Годы странствий (1835 – 47)
Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.
В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.
На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.
В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.
Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.
Занимательные факты
Жизнь Ференца Листа была яркой и разнообразной. О венгерском композиторе имеется немало интересных фактов, которые не всегда можно найти в кратких биографиях:
- При крещении имя Листа было записано как Франсискус. В Австрии композитора называли на немецкий манер — Франц.
- Руки Листа были как будто созданы для игры на фортепиано: его кисти была характерна большая растяжка, поэтому композитор мог брать практически две октавы.
- Первую и единственную оперу «Дон Санчо» Ференц создал в 14 лет. Партитура была утеряна, но её нашли в 1903 году.
- Во время игры пианист становился таким эмоциональным, что в процессе мог порвать струны или разбить молоточки музыкальных инструментов.
- Манеру исполнения композитора считали уникальной. Во время выступления он часто играл на нескольких инструментах поочерёдно.
- Виртуозность исполнения венгерского композитора поражала любого слушателя. Его игра на рояле могла создать впечатление выступления целого оркестра.
- Бетховен, который поцеловал Ференца после концерта, был кумиром мальчика ещё задолго до их встречи.
- Лист не только сочинял и исполнял музыку. Он также был великолепным дирижёром.
- Поскольку в жизни Ференца были периоды, когда он не появлялся на публике долгие годы, один раз в Париже по ошибке был опубликован его некролог.
Во всех произведениях, которые сочинил Лист, видна самобытность, стремление к новому, богатая фантазия и смелость. Его своеобразный взгляд на искусство позволил создать запоминающиеся шедевры, способные покорить любого слушателя.
https://youtube.com/watch?v=JGVi5HrKJME
Личная жизнь
Лист никогда официально не был женат. Со своим нынешним партнером виртуоз познакомился в конце 1920‑х, уже после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина была замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.
Мария Агутская
От королевского брака родилось трое детей: дочь Бландины Козима, а также сын Даниэль.
В конце 1940‑х сосуществование прервалось. Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, дочерью русского чиновника немецкого происхождения. Хотя и он, и она были связаны семейными узами, они отказались от своих обязательств и начали совместную жизнь, которая продлилась до 1861 года.
Ф. Лист и Каролина Сайн-Витгенштейн
Однако в последние годы отношения пары были холодными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родных, которые были категорически против такого бесчестья.
Ференц Лист — биография
Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.
Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.
В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.
Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
Музыка
Когда Ференцу исполнилось 12 лет он вместе с отцом отправился в Париж для поступления в консерваторию. Однако ему было отказано в поступлении только потому, что в данном заведении могли обучаться исключительно французы.
Отец и сын решили не покидать Париж, поэтому были вынуждены зарабатывать средства путем концертной деятельности Листа. В скором времени подросток начал писать свои первые музыкальные произведения. В 14-летнем возрасте он стал автором оперы «Дон Санчо, или Замок любви», которая была поставлена на сцене «Grand Opera» в 1825 г.
Через пару лет не стало отца Ференца, смерть которого он пережил крайне тяжело. Около 3-х лет он находился в депрессии, отойдя от музыки. После этого он решил создать «Революционную симфонию», которая бы состояла из революционных песен.
В данный период биографии Лист познакомился с легендарным Паганини, игра которого приводила его в восторг. Он был настолько ослеплен игрой скрипача, что задался целью усовершенствовать свою технику на пианино. Парень отказался от выступлений и начал оттачивать на фортепиано сложные каприсы Паганини.
В итоге Ференцу удалось достичь высочайшего мастерства в фортепианном переложении исполнения данных композиций. Стоит заметить, что на мастерство его игры оказал значительное влияние Шопен, который так и не успел увидеть расцвет таланта Листа.
Любопытно, что в одном из писем Шопен признавался, что хотел бы «похитить у Ференца манеру исполнения его собственных этюдов». С каждым годом Лист приобретал все большее признание, вследствие чего у него появлялось много знаменитых друзей, включая Дюма-отца, Гюго и Жорж Санд.
В середине 1830-х годов композитор увлекся педагогической деятельностью, которой занимался до конца жизни. Во время пребывания в Швейцарии он создавал сборник пьес «Годы странствий». В тот момент биографии его концертное творчество уже не было так востребовано как раньше, поскольку жители Женевы проявляли интерес к игре другого виртуоза – Сигизмунда Тальберга.
В Италии Ференц Лист впервые в мировой истории организовал сольный концерт, без участия других музыкантов. Именно тогда, европейцы начали разграничивать салонные и концертные мероприятия. 1840-е годы стали пиком его творчества.
Лист посетил множество стран, где ему оказывали бурный прием. Интересен факт, что после одного выступления к нему подошел его главный оппонент Тальберг, который поздравил Ференца и признал его превосходство над собой.
За годы творческой биографии Лист стал автором 647 сочинений, созданных в разных жанрах. Во всех его работах прослеживается новаторство, поиск новых решений, богатство фантазии, смелость и субъективный взгляд на искусство. Он сделал множество открытий в сферах гармонии, мелодики, формы и фактуры.
Помимо этого, Ференц стал основоположником новых жанров – рапсодии и симфонической поэмы. Он знаменит собственными Венгерскими рапсодиями, которые относятся к числу самых ярких и оригинальных его сочинений. Примечательно, что мастер верил в силу искусства, с помощью которого можно овладевать сознанием масс и противостоять злу.
В зрелые годы биографии Лист давал открытые уроки у себя дома, за которые никогда не брал платы. Он также написал несколько книг и массу статей, в которых рассматривал глобальные вопросы той эпохи.
Ференц Лист — биография
Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.
Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.
В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.
Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
Новое начало
По приезду в Швейцарию Ференц приступил к написанию гениального сборника пьес. Речь идёт о работе «Годы странствий». Как уже было упомянуто выше, кроме написания композиций, он увлекался преподаванием. Вскоре его пригласили занять должность педагога в Женевской консерватории. В этот период времени популярность маэстро на территории Франции значительно уменьшилась. Это было связано с тем, что французы выбрали для себя нового кумира Сигизмунда Тальберга.
Примерно в этот период времени Лист впервые организовал сольный концерт. До этого времени сольные выступления были скорее редкостью, чем исключением. С этого периода времени европейцы разграничили салонные и концертные события.
Вскоре Ференц отправился с семьёй в путешествие по Венгрии. Параллельно с отдыхом Лист занимался организацией сольных концертов. На одном из выступлений музыканта побывал его конкурент Сигизмунд Тальберг. После концерта он выразил маэстро благодарность за те эмоции, которые он пережил, слушая его прекрасную музыку. В течение последующих шести лет Лист вёл концертную деятельность. Тогда же он впервые посетил Российскую Федерацию. Под впечатлением от путешествия композитор создал сборник отрывков из русских опер.
В 1865 году тематика работ Ференца изменилась. Это было связано с тем, что он принял малый постриг в аколиты. Его композиции наполнились духовностью. Вскоре он презентовал публике гениальные композиции «Легенда о святой Елизавете» и «Христос».
Молодые годы
Родился Ференц Лист в Венгрии 22 октября 1811-го года. Он был единственным ребенком в семье. Его отец, Георг Адам Лист, служил в администрации князя Эстерхази. Эстерхази — это были крупнейшие землевладельцы Венгрии, они быстро обогатились и считались ровней прочим европейским монархам.
Но вернемся к родителям знаменитого пианиста и композитора. До 14 лет отец будущей знаменитости играл в оркестре князя. Он был виолончелист. Потом молодой Адам решил стать послушником францисканского ордена, но через два года передумал и вышел из этого ордена, хотя и продолжал испытывать к нему теплые чувства и в честь него назвал своего сына Францем.
Сам Франц (Ференц) Лист тоже всю жизнь поддерживал связь с францисканцами, а в конце своего жизненного пути стал одним из них. Но вернемся к отцу композитора. Тот тоже активно писал музыку, посвящая ее венгерским монархам. Так он добился выгодного назначения, а в свободное от работы время продолжил играть в оркестре. Он играл со многими приезжими музыкантами, а среди них были и такие знаменитости, как Керубини и Бетховен. Последний стал кумиром Адама, а потом и его сына, Франца.
Мать Франца была дочерью пекаря, в детстве работала горничной, так как очень рано осиротела (в девять лет), а в двадцатилетнем возрасте переехала в Маттерсбург к своему брату. Там она и познакомилась с Адамом, который как раз посещал своего отца. Спустя недолгое время после своего знакомства они решили пожениться.
Спустя десять месяцев после свадьбы у них родился сын, которого они нарекли Францем. Странно, что чаще всего используется его венгерская версия Ференц. А странно потому, что сам Лист слабо владел своим родным, казалось бы, языком.
Адам с самых ранних лет стал усердно учить своего сынишку музыке. Кроме того, ребенок пел в церковном хоре, а еще брал уроки у местного органиста.
Проучившись в течение трех лет, Франц, а ему тогда было восемь, дал свой первый публичный концерт. После этого события отец возил ребенка к знатным вельможам, у которых тот играл на рояле. Те относились к малышу весьма благожелательно, но Адам понимал, что Францу следует продолжать учиться. И они отправились в Вену.
И вот, начиная с 1821-го года, Франц Лист начинает учиться у знаменитого Карла Черни, который развил его универсальность в фортепианном искусстве. Теорию он изучал у Антонио Сальери, после чего стал приводить венских слушателей в восторг. Даже Бетховен остался в великом удовлетворении от игры Листа.
Особенности музыкального творчества
Музыку композитора Листа относили к романтизму, как и большинство произведений искусства XIX века. Ференц вдохновлялся многими исполнителями, что заметно в его творческих работах. В его музыке прослеживалась драматическая напряжённость, которая была свойственна произведениям Бетховена. От Берлиоза он взял яркую эмоциональность, а от Паганини — виртуозную сложность.
Также Лист переносил в музыкальные произведения впечатления своей жизни. Он подмечал черты национальной музыки в каждом месте, где смог побывать, и впоследствии гармонично использовал их для создания шедевров. Часть произведений Ференца охарактеризовали как национально-венгерские, поскольку музыкальные впечатления детского периода стали основой его творческих работ.
Огромное и разнообразное творчество Листа включает около 300 переложений произведений для фортепиано. Больше 60 шедевров было создано для оркестрового исполнения. Кроме того, композитор написал программы для фортепианных концертов, симфонии и симфонические поэмы. Самые известные работы Ференца — «Венгерские рапсодии». В основе оригинальных произведений лежат цыганские мотивы, впечатлившие композитора в детстве.