Биография антонио вивальди

Антонио вивальди. жизнь и творчество материал по музыке по теме

Последний период жизни

Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на преклонный возраст. Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.

В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди – духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в «Пиете» стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.

В «консерватории» он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.

От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.

Музыка

В 25-летнем возрасте Вивальди стал виртуозным скрипачом, в связи с чем начал обучать игре на инструменте сирот и детей бедняков в школе при монастыре, а затем и консерватории. Именно в данный период биографии он начал сочинять свои гениальные произведения.

Антонио Вивальди писал концерты, кантаты и вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти работы предназначались для сольного, хорового и оркестрового исполнения. В скором времени он начал учить сирот игре не только на скрипке, но и на альте.

В 1716 г. Вивальди доверили руководить консерваторией, вследствие чего он нес ответственность за всю музыкальную деятельность учебного учреждения. К тому моменту уже были изданы 2 опуса композитора по 12 сонат и 12 концертов – «Гармоническое вдохновение».

Музыка итальянца обрела популярность за пределами государства. Любопытно, что Антонио выступал во французском посольстве и перед датским королем Фредериком IV, которому он позже посвятил десятки сонат.

После этого Вивальди обосновался в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского. В это время он начал сочинять светские оперы, первая из которых называлась «Оттон на вилле». Когда данное произведение услышали импресарио и меценаты, они по достоинству оценили его.

В результате Антонио Вивальди получил заказ на новую оперу от руководителя театра Сан-Анджело. По словам композитора в период с 1713-1737 гг. он написал 94 оперы, но до наших дней сохранилось только 50 партитур.

Изначально все шло хорошо, но позже венецианская публика начала терять интерес к операм. В 1721 г. Вивальди отправился в Милан, где представил драму «Сильвия», а в следующем году презентовал ораторию, положенную на библейский сюжет.

Затем маэстро какое-то время проживал в Риме, занимаясь созданием новых опер. Интересен факт, что Папа римский лично пригласил его выступить с концертом. Это событие стало одним из важнейших в его биографии учитывая тот факт, что Вивальди являлся католическим священником.

В 1723-1724 гг. Вивальди написал всемирно известные «Времена года». Каждый из 4-х скрипичных концертов был посвящен весне, зиме, лету и осени. Музыковеды и простые любители классической музыки признают, что именно эти работы представляют собой вершину мастерства итальянца.

Любопытно, что знаменитый мыслитель Жан-Жак Руссо высоко отзывался о творчестве Антонио. Более того, он сам любил исполнять некоторые композиции на флейте.

Активные гастроли привели Вивальди к знакомству с австрийским правителем Карлом 6, которому нравилась его музыка. В результате между ними завязалась тесная дружба. И если в Венеции творчество маэстро уже не было таким популярным, то в Европе все обстояло с точностью до наоборот.

После встречи с Карлом 6 Вивальди переехал в Австрию, рассчитывая на карьерный рост. Однако король скончался вскоре после приезда итальянца. Под конец жизни Антонио приходилось продавать свои произведения за копейки, испытывая серьезные материальные трудности.

Детство и юность Antonio Vivaldi

Известный маэстро родился 4 марта 1678 года на территории Венеции. Глава семейства занимал должность цирюльника. Кроме того, он занимался музыкой. Мать посвятила себя воспитанию детей. Отец владел игрой на скрипке, поэтому он с раннего детства занимался с сыном музыкой.

Интересно и вот что — Антонио родился недоношенным. Акушерка, которая принимала роды, посоветовала женщине сразу крестить ребёнка. Шансы на то, что ребёнок выживет, были незначительными.

Если верить легенде, то новорождённый ребёнок появился раньше положенного срока из-за того, что в городе началось землетрясение. Мама дала обет, что обязательно отдаст сына в священнослужители, если он выживет. Свершилось чудо. Мальчик оправился, хоть и никогда у него не было хорошего здоровья.

Позже выяснилось, что Вивальди страдает астмой. Ему трудно было передвигаться, не говоря о физических нагрузках. Мальчик хотел научиться играть на духовых инструментах, но занятия ему были противопоказаны. В результате этого Вивальди взял в руки скрипку, которую не выпускал из рук до конца своих дней. Уже в подростковом возрасте юное дарование заняло место отца в капелле Святого Марка.

С 13 лет у него была самостоятельная жизнь. Он начал зарабатывать себе на пропитание. Вивальди устроился на работу вратарём. Он открывал и закрывал врата храма. Затем он занял более престижные должности в храме. Мессу подросток служил всего один раз. Ему позволили заниматься музыкой, поскольку физическое здоровье оставляло желать лучшего.

Это время было отмечено тем, что священники могли свободно совмещать служение Господу с написанием композиций и концертов религиозного характера. В XVIII столетии Венецианская республика была чуть ли не главной культурной столицей мира. Именно здесь создавали произведения, которые задавали тон классической музыки всего мира.


Antonio Vivaldi (Антонио Лучо Вивальди): Биография композитора

Дискография

Оперы:

  • «Оттон в деревне», 1713;
  • «Роланд, мнимый безумец», 1714;
  • «Арсильда, царица Понта», 1716;
  • «Коронация Дария»,1717;
  • «Артабан», 1718;
  • «Теузоне», 1719
  • «Тит Манлий», 1719;
  • «Фарначе», 1727 и другие.

Хоровая и вокальная музыка:

  • Sacrum (месса);
  • Laudate Dominum omnes gentes;
  • Stabat Mater и другие.
  • Псалмы:
  • Beatus vir;
  • Confitebor tibi Domine;
  • Dixit Dominus;
  • Lauda Jerusalem и другие.

Оратории:

  • «Торжествующая Юдифь», 1716;
  • «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
  • «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
  • Кантаты для голоса с сопровождением:
  • «Под сенью прекрасного бука»;
  • «Мой взгляд к нему направлен»;
  • «Амур, ты победил»;
  • «Исчезли вы, дни золотые»;
  • «Так плачьте, источники слёз» и другие.

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • «Буря на море»;
  • «Удовольствие»;
  • «Охота»;
  • «Времена года»;
  • «Ночь»;
  • «Щегленок»;
  • «Прелюдия».

Композитор Антонио Вивальди — кто не слышал хотя бы одно из его произведений? Знаменитые «Времена года» гремят по консерваториям всего мира спустя несколько столетия после его смерти, а ведь он написал множество других, не менее значимых музыкальных шедевров. Музыка Вивальди затрагивает самые тонкие струны души, обволакивая слушателя и погружая его в мир грёз. Говорят, что через великих музыкантов с миром говорит сама музыка, и, судя по этому композитору, в этом есть доля истины.

  1. Будущий композитор родился недоношенным на два месяца, из-за чего страдал всю жизнь. Из-за узкой, не до конца развившейся грудной клетки он регулярно мучился от удушья и не мог переносить физических нагрузок. Ему было тяжело даже подниматься по лестнице. или ходить пешком.
  2. В те годы среди высшего света были в почёте парики, поэтому на большинстве портретов Антонио Вивальди изображён именно в таком виде, с париком на голове. А вот волосы у него на самом деле были ярко-рыжего цвета.
  3. Отец Вивальди был довольно известным музыкантом. Именно он привил сыну любовь к музыке, и он же стал его первым учителем.
  4. Антонио Вивальди в юности пытался стать священником, но его отстранили от церковной службы, когда он во время мессы внезапно ушёл в ризницу, чтобы записать пришедшую ему в голову мелодию, пока он её не забыл.
  5. Выпущенный в 1713 году путеводитель по Венеции упоминает о лучших скрипачах — Антонио Вивальди и его отце. И действительно, в своё время они пользовались громкой славой именно как музыканты. Не столь громкой, как Паганини, но всё же (см. ).
  6. Точно не известно, в каком возрасте Вивальди начал сочинять музыку. Самые ранние из его сочинений, сохранившиеся до наших времён, были написаны им в тринадцать лет.
  7. Знаменитый Иоганн Себастьян Бах переложил некоторые произведения Вивальди на музыку для других инструментов. Впоследствии на протяжении почти полутора веков считалось, что написал эти произведения именно Бах.
  8. Однажды Вивальди был судим за присвоение себе тридцати золотых дукатов — немалая сумма. Он должен был купить в консерваторию клавесин, и получил на покупку шестьдесят дукатов. Клавесин он купил за вдвое меньшие деньги, а остальную сумму просто присвоил. Когда это вскрылось, его потребовали отдать под суд, но известное имя помогло ему выйти сухим из этой истории.
  9. Одно время Антонио Вивальди был руководителем хора в церковной консерватории. Позднее там же он занял место дирижёра.
  10. Вивальди отлично умел петь. Помимо музыки, он также преподавал вокал.
  11. Работая в театре, он писал оперы и сам ставил их на сцене. Также он продолжал сам писать музыку и заодно давать уроки музыкального мастерства. Такой напряжённый график тем более удивителен, учитывая физическую слабость композитора.
  12. Именно он стал первым в истории человеком, создавшим концерт для скрипки и оркестра. В наши дни это очень популярный формат.
  13. На протяжении всей жизни Вивальди поставил на сцене консерватории, в которой проработал большую часть жизни, более 450 концертов.
  14. Знаменитый при жизни, на закате лет Антонио Вивальди был забыт публикой. Он умер одиноким и нищим человеком, и только спустя долгие годы к нему снова вернулась заслуженная слава.
  15. В течение жизни он написал около 90 опер, но доподлинно доказано его авторство только в 40 случаях.

С любовью к детям

Антонио был верным и надежным наставником воспитанниц «Пьеты»

Как детский композитор Антонио Вивальди может считаться одной из самых значительных фигур в данном отношении. Ведь многое из того, что было создано Антонио, создавалось для учениц «Пьеты» или под влиянием этой значительной в судьбе гения консерватории.

Величайшее произведение Вивальди «Времена года» – «Лето», «Весна», «Осень», «Зима» – отмеченные сонетами, как считается, собственного сочинения композитора, виртуозные концерты, звук которых сейчас знает почти каждый, они в значительной степени создавались для юных душ.

Легкая, журчащая весна, жизнерадостное лето, осень, влекущая ветром свои листья, тревожная зима. Эти мелодии и сложные, и поучительные, предназначенные символизировать цикл времен года и цикл истории, наконец – возраст человека.

Они составлены так, чтобы заставлять задуматься или просто получать удовольствие от музыки, так, чтобы юность могла задуматься о зрелости, обрести частичку мудрости и чтобы молодые музыканты знали, к каким исполнительским высотам стоит стремиться.

Не меньшее значение имеют и иные концерты Вивальди, предназначенные для учениц «Пьеты» и для всех, кто стремится познать музыку. Даже то, что было написано Антонио для клавесина, теперь находит свое отражение в фортепьянной музыке, помогает юным пианистам осваивать важные вехи музыки барокко.

Вивальди как педагог сумел оставить огромное наследие, ставшее вновь значительным через 200 лет после смерти великого гения.

Личная жизнь

Поскольку маэстро был священником он придерживался безбрачия, как того требовали католические догмы. И все же современники уличили его в близких связях с его воспитанницей Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди обучал Анну музыке, написав для нее немало опер и сольных партий. Молодые люди часто вместе отдыхали и совершали совместные поездки. Стоит заметить, что Паолина была готова пойти ради него на все.

Девушка ухаживала за Антонио, помогая ему справляться с хроническими болезнями и физической слабостью. Представители духовенства больше не могли спокойно наблюдать за тем, как он находился в обществе двух юных девиц.

В 1738 г. кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться карнавал с неизменными операми, запретил Вивальди и его воспитанницам въехать в город. Более того, он распорядился отслужить Мессу, ввиду грехопадения музыканта.

Венецианская «консерватория»

В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и творческой деятельности молодого человека.

Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.

Личная жизнь

Поскольку маэстро был священником он придерживался безбрачия, как того требовали католические догмы. И все же современники уличили его в близких связях с его воспитанницей Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди обучал Анну музыке, написав для нее немало опер и сольных партий. Молодые люди часто вместе отдыхали и совершали совместные поездки. Стоит заметить, что Паолина была готова пойти ради него на все.

Девушка ухаживала за Антонио, помогая ему справляться с хроническими болезнями и физической слабостью. Представители духовенства больше не могли спокойно наблюдать за тем, как он находился в обществе двух юных девиц.

В 1738 г. кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться карнавал с неизменными операми, запретил Вивальди и его воспитанницам въехать в город. Более того, он распорядился отслужить Мессу, ввиду грехопадения музыканта.

Музыка

В 25-летнем возрасте Вивальди стал виртуозным скрипачом, в связи с чем начал обучать игре на инструменте сирот и детей бедняков в школе при монастыре, а затем и консерватории. Именно в данный период биографии он начал сочинять свои гениальные произведения.

Антонио Вивальди писал концерты, кантаты и вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти работы предназначались для сольного, хорового и оркестрового исполнения. В скором времени он начал учить сирот игре не только на скрипке, но и на альте.

В 1716 г. Вивальди доверили руководить консерваторией, вследствие чего он нес ответственность за всю музыкальную деятельность учебного учреждения. К тому моменту уже были изданы 2 опуса композитора по 12 сонат и 12 концертов – «Гармоническое вдохновение».

Венецианская «консерватория»

В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и творческой деятельности молодого человека.

Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.

Детство и юность

Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.

Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.

Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.

Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:

  • Маргарита Габриэла.
  • Жанетта Анна.
  • Сесилия Мария.
  • Бонавентура Томасо.
  • Франческо Гаэтано.

Музыкальное образование

Всю жизнь композитор страдал от тесноты в груди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.

Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:

  • Джованни Легренци.
  • Арканджело Корелли.

Школа Оспедале делла Пиета

В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.

Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.

Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:

  • кантаты;
  • оратории и хоралы;
  • концерты;
  • произведения для голоса в оркестровом сопровождении на библейские темы.

Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.

По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.

Творческий путь музыканта

В 1703 году Антонио Вивальди стал мастером скрипки в детском учреждении «Pio Ospedale della Pieta». Это был приют, в котором дети могли получить хорошее образование, одно из них музыкальное. Начинающий музыкант проработал там около 13 лет, за это время заведение заметно изменилось в лучшую сторону и стало считаться одним из лучших в своем роде. Эти годы (1703 – 1716) стали очень плодотворными для Вивальди – за это время им было написано более 60 композиций для различных музыкальных инструментов. Интересно, что в 1709 году советом приюта было принято решение о его увольнении. Но через год, видимо осознав ошибку, талантливого музыканта и педагога возвратили на должность.

В 1705 и 1709 годах были опубликованы 2 опуса Вивальди, каждый состоял из 12 сонат. Они и еще несколько скрипичных концертов стали первым его шагом к известности, и этого момента композитор постоянно пребывал в гастролях: выступал перед огромной и требовательной публикой, был представлен самым влиятельным людям того времени. Но и про старый добрый оркестр в приюте Вивальди не забывал. Не работая там непосредственно, он писал по нескольку концертов за месяц. Всего за этот период (1723-1733) известно примерно 140 написанных им концертов для оркестра.

Где-то в 1713 году музыканта захватила идея стать оперным композитором, эта область искусства особенно приветствовалась публикой того времени. Первой его работой в этом направлении стала опера «Оттон на вилле». Все следующие годы он один за другим получал заказы на оперы и отдельные партии в них. В 1714, 1715, 1716 были написаны такие оперные произведения, как «Роланд, мнимый безумец», «Моисей, бог фараонов», «Юдифь торжествующая» и т.д. Слава оперного композитора постепенно выходила за пределы Венеции, и уже в 1718 году его опера «Скандербег» увидела свет на сцене известнейшего флорентийского театра.

После в 1717 (по другим сведениям в 1718) году Вивальди ожидал еще один крутой поворот в музыкальной карьере – ему была предложена должность капельмейстера (руководителя хора или оркестра) у князя Филиппа Гессен-Дармштадт. Три года он работал там, рождал новые оперы, которые тут же обретали известность благодаря новому необычному стилю Вивальди. Среди них были «Сильвия», «Тито Манлио» и т.д. После этого в 1722 году композитор переехал в Рим и был приглашен там Папой Бенедиктом XIII играть для него. Через 3 года Вивальди вернулся в Венецию, продолжая творить. За весь этот долгий период были созданы известнейшие его труды: скрипичные концерты, объединенные под названием «Времена года». Также незадолго до этого писатель познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая в некотором роде стала его ученицей. Вместе с ней и ее сестрой Паолиной Вивальди и жил в Венеции.

Благодаря многочисленным «злым языкам» быстро распространился слух о том, что Анна не просто ученица композитора, а нечто большее. Сам он всячески опровергал это и высказывался об обеих девушках исключительно с уважением.

Следующий год (1723-1724) Вивальди провел в Риме, где произвел настоящую революцию в музыке. «Джустино», «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» — одни из самых известных творений гения, которые заставили публику восхищаться и вдохновляться им. Это был пик его карьеры: имя Вивальди в Риме было у всех на устах.

Театральное творчество

Первые две оратории на латинские тексты появляются в это же время, когда он страстно увлёкся театром. «Юдифь торжествующая» стала одним лучших творений Вивальди.

Ученики того времени почитают за честь учиться у него, но ни они, ни большое количество композиторской работы не могут отвлечь Антонио от активной работе в театре, где он выполняет заказ на двенадцать главных арий для оперы «Нерон, сделанный цезарем».

Для этого же театра была создана и опера «Коронация Дария». Всего за пять лет слава композитора стремительно растёт и выходит за пределы своей страны далеко в Европу.

После первых лет оперного турне, связанного с Венецией, композитор Антонио Вивальди решает изменить ситуацию и поступает на трёхгодичную службу к возглавлявшему войска австрийского императора в Мантуе маркграфу Филлипу фон Гессен-Дармштадскому.

Биография Антонио Вивальди

Краткая биография Вивальди говорит, что он композитор, дирижер, скрипач-виртуоз и педагог.

Именно он оказался первым музыкантом в истории, который придумал концерты для оркестра и скрипки.

Вивальди первый ввёл в оркестр духовые инструменты. Тогда они были необходимы только для военной музыки.

Антонио Вивальди считается основателем жанра сольного инструментального концерта, который сильно повлиял на развитие скрипичной технологии.

Любопытным считается и то, что Антонио Вивальди был знаменитым как композитор, способным за 5 дней создать 3-актную оперу и написать несколько вариантов на единую тематику.

Некоторое время Вивальди работал на должности дирижера в церковной консерватории.

Детство и юность

Антонио Вивальди родился недоношенным и слабым ребенком.

Одним из его первых учителей был отец, который и обучал его играть на скрипке.

Вивальди начал обучаться игре на скрипке в 10-летнем возрасте. Он быстро смог достичь невероятных успехов.

В детские годы будущего композитора дразнили за огненно-рыжий цвет волос.

В возрасте 15 лет Вивальди по настоянию его родителей выбрал для себя карьеру священнослужителя, и в следующий десяток лет он изучал церковные науки. 

Практически сразу после получения сана Антонио Вивальди работал в одной из венецианских школ с названием «Оспедале делла Пиета». Это был дом приюта для сирот при монастыре. 

Зрелый возраст

С 1703 по 1740 год Вивальди работал в Pietà, не считая восьмилетнего перерыва. С 1713 года он был директором консерватории. Все эти годы композитор трудился неустанно, и только для приюта он написал более чем 60 произведений. Туда входили кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.

В 1712 году Вивальди познакомился с композитором из Германии Готфридом Штельцелем, а через 5 лет Вивальди на протяжении 3 лет жил в Мантуи. Туда его пригласил князь Филипп Гессен-Дармштадтский.

В 1721 году маэстро композитор попал в Милан, где и представил свою драму «Сильвия». В следующем году он возвратился с ораторией на библейскую тематику.

С 1722 по 1725 год Вивальди проживал в Риме, где и писал новые оперы и выступал перед папой по личному его приглашению. Для этого музыканта такое событие было большой честью.

Последние годы жизни

Предположительно, в 1740 году музыкант окончательно оставил родную Венецию и начал жить в Вене, поближе к собственному покровителю — королю Карлу VI. Когда же тот умер, началась настоящая война за престол Австрии, и до композитора уже никому дела не было. Антонио Вивальди тогда переехал на некоторый период времени в Дрезден, откуда возвратился без средств к существованию и тяжело больным.

Умер великий композитор 28 июля 1741 года в Вене. 

Творческий путь

Самые известные произведения Антонио Вивальди в первые его годы были инструментальными пьесами. Тогда музыкант предстал перед аудиторией и музыкальной общественностью как автор трио-сонат.

Несколько позже издательством было опубликовано ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем издательстве было такое же количество сонат для скрипки с чембало.

В 33-летнем возрасте Антонио Вивальди приобрел популярность уже за пределами родного городка. В этот период у него был твёрдый оклад, и композитор стал руководить концертом воспитанниц. Если прочесть цитаты и высказывания про Вивальди, то его произведения слушали король и вельможи Дании.

Впервые в Голландии вышел опус Вивальди из 12 концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Самыми исполняемыми тогда стали лучшие произведения этого опуса.

Произведения

За собственную жизнь Антонио Вивальди написал примерно 40 опер, но самое известное его произведение — это цикл из 4 скрипичных концертов Vivaldi «The four seasons». Это был цикл концертов для разных инструментов. Амстердам его увидел в 1725 году.

Антонии Вивальди всего создал 90 опер, более 100 сонат и 517 концертов.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.

У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

Гонимый гений. Музыку Вивальди признали через 200 лет после его смерти

Антонио Вивальди был наделен огромной внутренней энергией и творческой одержимостью, несмотря на физический недуг — с детства Антонио страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам. Тем не менее о его работоспособности и блестящих данных ходили легенды. Говорили, что маэстро сочинял музыку быстрее, чем копировщик мог ее переписать.

Уже в десять лет Вивальди, прекрасно владеющий скрипкой, замещал своего отца в оркестре собора Св. Марка в Венеции. Возможно, именно в стенах величественного собора мальчику пришла мысль стать священником. В 15 лет Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря», предоставлявшее право отворять врата храма.

Все эти годы музыка оставалась его главным увлечением. Если во время службы Вивальди посещала новая музыкальная идея, он немедленно покидал алтарь, чтобы записать ее.

Вскоре после принятия сана священника Антонио Вивальди пригласили в качестве педагога в одну из лучших консерваторий Венеции — «Оспедале делла Пиета», где обучались дочери венецианских куртизанок. На протяжении нескольких десятков лет Вивальди сочинял музыку для «Пиеты», а его воспитанницы выступали в церкви Мария-делла-Пьета, которую сегодня большинство людей называет просто церковью Вивальди.

Слухи о юном даровании Антонио Вивальди очень быстро разошлись по Италии. Вскоре он стал дирижером оркестра и отправился в большое концертное путешествие по странам Европы. Послушать музыку итальянца желали многие, в том числе и коронованные особы.

В 1720 году с Вивальди происходит событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу композитора. В Мантуе он встречает Анну Жиро, искусную и одухотворенную оперную певицу. Несмотря на то, что Вивальди представлял Жиро знакомым в качестве своей ученицы, многие приписывали им интимные отношения.

Анна постоянно жила в доме Вивальди и сопровождала его в опасных путешествиях, что вызывало нарекания со стороны церковников. Когда прославленный в Европе композитор вернулся в Венецию вместе с оперной певицей, горожане прозвали ее «подругой рыжего священника». В 1737 году апостольский нунций в Венеции запретил Вивальди въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, — писал композитор, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».

Тем не менее Вивальди продолжал творить с удвоенной энергией: с приближением старости он словно боялся, что его забудут, и сочинял все новые произведения самых разных жанров. В то время как в Вероне исполняли его «Тамерлана» и «Аделаиду», во Франции — «Джиневру, принцессу шотландскую», маэстро писал новую музыку для своего венецианского театра Сант-Анджело.

Когда Вивальди исполнилось 62 года, его произведения перестали привлекать внимание избалованной музыкальными новшествами публики, и композитор принял мужественное решение навсегда покинуть родину. Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года. О великом композиторе очень скоро забыли и вспомнили лишь два века спустя — на рассвете двадцатого столетия

Более 500 скрипичных сонат Вивальди, его оперы и оратории, кантаты и мотеты, пронизанные лиричностью и драматизмом, наконец обрели всемирную славу

О великом композиторе очень скоро забыли и вспомнили лишь два века спустя — на рассвете двадцатого столетия. Более 500 скрипичных сонат Вивальди, его оперы и оратории, кантаты и мотеты, пронизанные лиричностью и драматизмом, наконец обрели всемирную славу

Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года. О великом композиторе очень скоро забыли и вспомнили лишь два века спустя — на рассвете двадцатого столетия. Более 500 скрипичных сонат Вивальди, его оперы и оратории, кантаты и мотеты, пронизанные лиричностью и драматизмом, наконец обрели всемирную славу.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: