Что такое симфоджаз в музыке?

Презентация на тему симфоджаз

Содержание

  • Слайд 1

    Симфоджаз

  • Слайд 2

    Джордж Гершвин (1898-1937г.г.)–американский композитор, использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора

  • Слайд 3

    Ранний джаз;
    Холодный джаз;
    Свит — джаз;
    Би – боп (нервный, взвинченный);
    Симфоджаз
    Основа джаза – импровизация;
    Ритм джаза — полиритмия, синкопы,свинг(балансирование между акцентами, что дает впечатление раскачивания)

  • Слайд 4

    «Рапсодия в стиле блюз» имела, по словам современников «нокаутирующий» успех. Оно же положило начало новому направлению – симфоджазу — сплаву симфонической музыки и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.
    Гершвина сравнивали с принцем, который «Взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».
    Гершвина еще долго подвергали нападкам критиков за то, что он, автор «легкой» музыки, взялся за сочинение «серьезной»

  • Слайд 5

    СИМФОДЖАЗ (англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

  • Слайд 6

    Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент, в 17 в. вывезен из зап. Африки в южные штаты США. В 1830-х г. приобрел современную форму

  • Слайд 7

    Дату своего рождения не знал и выбрал её произвольно 4 июня 1900 (День независимости Америки).Мать – прачка, отец – рабочий-поденщик, бросил семью, когда Луи было 5 лет

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 г. в Ньюпорте-Ньюс (штат Вирджиния).

    В Ньюпорте-ньюс (шт. Вирджиния). В школьные годы охотно пела, но предпочитала танцы пению. Выступала с Дюком Эллингтоном и Оскаром Питерсоном

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

    На доске два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли быуслышанную музыку? Заштрихуйте.

  • Слайд 20

    Одна из самых известных советских джаз-банд под руководством Утесова Л.О.

  • Слайд 21

  • Слайд 22

    Л.О. Утесов на праздновании своего 70-летия в Московском театре Эстрады в 1965 г.

    Выступал на эстраде с 1911 г. Руководитель, организатор и солист первого джазового ансамбля «Теа-джаз» (который снимался в музыкальном фильме «Весёлые ребята»)

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    1.
    2.

Посмотреть все слайды

Что такое симфоджаз в музыке?

Симфоджаз – это жанр музыки, который сочетает в себе элементы симфонической музыки и джаза. Он объединяет классическую оркестровую музыку с импровизацией и свободными джазовыми ритмами.

Симфоджаз возник в 1920-х годах и стал популярным в Европе и США. Основной идеей этого жанра было создание музыки, которая соединяет «высокую» и «массовую» культуру. Симфонический оркестр в этом жанре исполняет сложные и мелодичные аранжировки, а джазовые музыканты добавляют к этому импровизацию и свободу.

Симфоджаз часто использует джазовые инструменты, такие как саксофон, труба, тромбон, кларнет, фортепиано, бас и ударные инструменты. Основные элементы этого жанра включают комплексные аранжировки, полифонию, импровизацию и богатое звучание оркестра.

Примерами известных произведений симфоджаза являются «Американа» Джорджа Гершвина, «Рапсодия в синем» Гершвина, «Джазовые симфонии» Дмитрия Шостаковича и «Симфония № 2 Антонио Карлоса Жобина». Эти произведения объединяют в себе элементы классической симфонии и джазовой импровизации, создавая уникальное звучание.

Симфоджаз является интересным и экспериментальным жанром, который объединяет разные стили и направления музыки. Он позволяет музыкантам проявить свою технику и креативность, а также создает неповторимую атмосферу и эмоциональный опыт для слушателей.

История создания

История знаменитого произведения началась в двадцатые годы прошлого столетия. Поздним вечером 3 января 1924 года со своим старшим братом Айрой и их общим другом композитором Бадди Дезильва захотели немного отдохнуть. Ища развлечения, они, гуляя по Манхэттену, заглянули в один из бильярдных клубов. Айра, слегка устав от игры, решил отвлечься и, взяв в руки ежедневную газету «Нью-Йорк Трибюн», в разделе развлечений прочитал интересное сообщение, которое на всех друзей воздействовало интригующе. В анонсе сообщалось, что 12 февраля, в день рождения 16-того президента США Авраама Линкольна, в Эолиан-холле Нью-Йорка состоится концерт оркестра Пола Уайтмена с программой, в которой будет исполнена новая американская музыка

Особое внимание молодых людей привлекла информация о том, что композитор Гершвин с увлечением работает над джазовым концертом

Эта информация ошеломила Джорджа, так как через три недели должна состояться премьера его мюзикла «Сладкий маленький дьявол», и вдруг такая новость: до 12 февраля он оказывается должен сочинить новый концерт. Чтобы прояснить ситуацию, композитор, дождавшись утра, позвонил Уайтмену. Джазмен объяснил Гершвину, что сделать такое заявление в прессе его заставила сложившая ситуация. Дело в том, что его конкурент Винсент Лопез захотел присвоить идею с экспериментальным концертом себе.

Поначалу Джордж немного сомневался, ведь времени осталось так мало, но дирижёр его уговорил. Гершвину предстояло только сочинить произведение для двух фортепиано, а оркестровку будет делать Ферде Грофе – талантливый композитор, в то время работавший штатным аранжировщиком в оркестре Уайтмена.

12 стр., 5994 слов

По музыке: «Рапсодия в стиле блюз»

… г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора Джоджа Гершвина «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано и симфонического оркестра. … представления, выработанные на основе знакомства с европейской вокальной музыкой. В европейской вокальной лирике, начиная с эпохи … респонсорной переклички, или, как его принято называть по отношению к блюзу и африканскому музицированию, прием «зова и …

Не откладывая в долгий ящик, Джордж сразу приступил к сочинению нового произведения. Он работал даже тогда, когда переезжал в Бостон, где должна была состояться премьера его нового музыкального спектакля. Например, главная тема «Рапсодии в стиле блюз» была написана в поезде. Так вот, Гершвин писал не джазовый концерт, а именно рапсодию – произведение в свободном стиле для фортепьяно и оркестра, включающем в себя элементы европейской симфонической музыки и американского .

Изначально композитор именовал своё новое творение «Американской рапсодией», но Айра, посетив выставку художника Джеймса Уистлера и увидев там картину «Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси», посоветовал брату назвать произведение «Рапсодией в блюзовых тонах».

Концерт, который предоставлял возможность послушать «эксперименты в современной музыке», привлёк внимание многих выдающихся музыкантов. В нью-йоркском Эолиан-холле 12 февраля можно было встретить , Фрица Крейслера, Яшу Хейфеца, Леопольда Стоковского и. Программа включала произведения разных авторов, но их сочинения восхищения у публики не вызывали

Восторженное волнение пошло по залу только тогда, когда за рояль сель Джордж Гершвин и раздались первые звуки его «Рапсодии». Музыкант играл так, что у слушателей от эмоций катились слёзы. По окончании произведения буря оваций охватила зал, а на следующий день публикации в газетах наперебой расхваливали талант Гершвина

Программа включала произведения разных авторов, но их сочинения восхищения у публики не вызывали. Восторженное волнение пошло по залу только тогда, когда за рояль сель Джордж Гершвин и раздались первые звуки его «Рапсодии». Музыкант играл так, что у слушателей от эмоций катились слёзы. По окончании произведения буря оваций охватила зал, а на следующий день публикации в газетах наперебой расхваливали талант Гершвина.

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей — эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино — разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков — внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Примеры симфоджазовых композиций

Симфоджаз является очень многогранным жанром, в котором можно услышать элементы классической симфонической музыки, джаза, рок-н-ролла и других направлений. Вот несколько примеров известных симфоджазовых композиций:

  1. George Gershwin — «Rhapsody in Blue» (1924)

    Этот музыкальный шедевр считается одним из самых известных примеров симфоджаза. «Rhapsody in Blue» написана для соло фортепиано и оркестра и является своеобразным калейдоскопом различных жанров и стилей. Она сочетает в себе элементы джаза, классической музыки и американских музыкальных традиций.

  2. The Claude Bolling Big Band — «Suite for Flute and Jazz Piano Trio» (1975)

    Эта симфоджазовая композиция написана для флейты, джазового фортепиано, баса и ударных. В ней сочетаются технически сложные флейтовые партии с джазовыми импровизациями и ритмикой. «Suite for Flute and Jazz Piano Trio» является ярким примером сжатия различных жанров и стилей в одной композиции.

  3. Chick Corea — «Spain» (1971)

    Это одна из самых известных композиций Chick Corea. «Spain» сочетает в себе элементы латиноамериканской музыки, фьюжн и симфоджаза. Она известна своей запоминающейся мелодией и сложной, но яркой аранжировкой.

Это только несколько примеров из богатого мира симфоджаза. Музыканты и композиторы продолжают экспериментировать со стилями и создавать новые произведения, объединяющие различные жанры. Симфоджаз остается живым и интересным направлением в современной музыке.

Д. Гершвин

9 меc назад

Исполняет оркестр народных инструментов Днепропетровской академии музыки им. М.

Глинки, Художественный руководитель и дирижер Кикас Виктория Солист Лауреат международных конкурсов Никита Власов (аккордеон)Исполняет оркестр народных инструментов Днепропетровской академии музыки им. М.

Глинки, Художественный руководитель и дирижер Кикас Виктория Солист Лауреат международных конкурсов Никита Власов (аккордеон) Днепропетровская академия им. М. Глинки.

6 лет назад

С Новым Годом ! Запись с ТВ см.фото http://modorl.narod.ru/index-1.html

4 меc назад

Gaspar Cassado – Sonata in the Old Spanish Style for cello and string instruments Arranged by Myroslav Kryl Introduczione et Allegro – Grave – Danza con Variazioni Soloist: Denis Severin (Switzerland) Symphony Orchestra FESTIVAL Of Mikhail Glinka Dnipropetrovsk Akademy Of Music Art Director and Conductor DMITRY LOGVIN

4 лет назад

концерт 17 апреля 2015.большой зал Днепропетровской консерватории им.М.Глинки.

3 лет назад

6 лет назад

George Gershwin Джордж Гершвин (1898-1937) С именем Джорджа Гершвина связана одна из наиболее интересных глав истории музыки Соединенных Штатов Америки. Сын эмигрировавшего из России в 1890 году Мориса Гершовица, Джордж, родился в Нью-Йорке. Здесь прошла большая часть его жизни.

Музыкальный быт нью-йоркской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Музыкальное образование Гершвина носило характер случайный. У одного педагога он усвоил первоначальные навыки игры на фортепиано, другой легко доказал ему, что его игра не выходит за рамки дилетантизма.

Занятия композицией у третьего дали юному Гершвину основные сведения в области гармонии и формы. Гершвин, пожалуй, был одним из первых по-настоящему талантливых музыкантов, понявших, какие богатства заключены в афро-американской музыке негров. «Рапсодия в стиле блюз» или, как её часто называют, «Голубая рапсодия» относится к числу наиболее известных произведений композитора.

Важно

По своему жанру она приближается к фортепианному концерту. Вечер премьеры Рапсодии, 12 февраля 1924 года, где Джордж играл партию солирующего рояля, стал самой знаменательной датой биографии Гершвина. В первых рядах находились прославленные музыканты: Рахманинов, Стравинский, Хейфец, Цимбалист, Стоковский. Прием Рапсодии был буквально беспримерен.

И солист, и оркестр, и дирижер вызвали бесконечные овации. Наиболее прозорливые и тонкие ценители понимали, что Голубая рапсодия синтезирует в себе самые характерные черты музыки целой эпохи.

Гершвин Джордж

Джордж Гершвин: образец джазовой музыки

Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.

Краткая биография

Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.

Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).

Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.

Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из произведений Гершвина, — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.

Расцвет творчества

В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.

С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам Рахманинов.

Джаз. Блюз

Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:

  • Фортепианный концерт (1925);
  • оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
  • Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
  • Кубинская увертюра (1932).

Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.

Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».

К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.

Вернуться в галерею славы

Вернуться на главную

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Джордж Гершвин
(1898-1937г.г.)–
американский композитор, использовал элементы джаза и афро-американского

что дает впечатление раскачивания)

Слайд 7«Рапсодия в стиле блюз» имела, по словам современников «нокаутирующий» успех.

Оно же положило начало новому направлению – симфоджазу — сплаву

симфонической музыки и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.Гершвина сравнивали с принцем, который «Взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».Гершвина еще долго подвергали нападкам критики за то, что он, автор «легкой» музыки, взялся за сочинение «серьезной»

музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский

дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

Слайд 9 Банджо – струнный щипковый музыкальный

инструмент, в 17 в. вывезен из зап. Африки в южные

штаты США. В 1830-х г. приобрел современную форму

Слайд 10Дэниел Луи Армстронг
джазовый музыкант: труба, корнет, вокалДату своего рождения

не знал и выбрал её произвольно 4 июня 1900 (День

независимости Америки).Мать – прачка, отец – рабочий-поденщик, бросил семью, когда Луи было 5 лет

Слайд 17Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 г. в Ньюпорте-Ньюс (штат

Вирджиния). В Ньюпорте-ньюс (шт. Вирджиния). В школьные годы охотно пела,

но предпочитала танцы пению. Выступала с Дюком Эллингтоном и Оскаром Питерсоном

Слайд 19Первая американская опера
о людях из негритянского района

Слайд 24Утёсов Леонид Осипович
(1895-1982г.г.)
«Я пою не голосом – сердцем!»

Слайд 25Л.О. Утесов на праздновании своего 70-летия в Московском театре Эстрады

в 1965 г.Выступал на эстраде с 1911 г. Руководитель, организатор

и солист первого джазового ансамбля «Теа-джаз» (который снимался в музыкальном фильме «Весёлые ребята»)

самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряжённой работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий. Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга ещё гораздо более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.

Что такое симфоджаз в музыке?

Симфоджаз — это стиль музыки, который объединяет элементы джаза и симфонической музыки. Этот жанр появился в середине 20 века и с тех пор активно развивается.

Симфоджаз отличается от других музыкальных жанров тем, что включает в себя как живые инструменты, так и электронные звуки, а также оркестровую аранжировку. Он сочетает классическую форму со свободной импровизацией джаза.

Основной особенностью симфоджаза является использование разнообразных инструментов, как традиционных для джаза (саксофон, труба, фортепиано, контрабас, ударные), так и классических оркестровых инструментов (скрипка, виолончель, флейта). Такое сочетание создает уникальную и богатую звуковую палитру.

Композиции в стиле симфоджаза могут быть как инструментальными, так и вокальными, но даже вокальные произведения в данном жанре обычно имеют сложную и насыщенную оркестровку.

Известные исполнители симфоджаза включают такие группы и музыкантов, как «Return to Forever» с Чиком Кориа, «Weather Report», «Mahavishnu Orchestra» с Джоном Маклафлином, а также некоторые произведения Майлза Дэвиса и французского композитора-аранжировщика Жана Клода Петита.

Основные характеристики симфоджаза:

  • Сочетание джазовой импровизации и классической музыкальной формы;
  • Использование оркестровой аранжировки;
  • Использование широкого спектра инструментов;
  • Частое сочетание живых инструментов и электронных звуков;
  • Сложные ритмические структуры и хорусы;
  • Наличие элементов фьюжн, рок-музыки и электронной музыки.

Симфоджаз — это интересный и музыкально насыщенный жанр, который продолжает развиваться и находить новые выражения в современной музыкальной сцене.

Основные принципы и структура симфоджаза

Симфоджаз — это музыкальный жанр, объединяющий элементы симфонической музыки и джаза. Он возник в 20-х годах XX века и с тех пор стал популярным направлением музыки.

Основные принципы симфоджаза:

Импровизация: В симфоджазе джазовые музыканты имеют возможность выразить себя через импровизацию, играя сольные партии. Это позволяет им вносить свою индивидуальность в произведение и взаимодействовать с оркестром.

Баланс: Симфоджаз стремится создать гармоничное слияние между симфоническим оркестром и джазовым ансамблем

Важно подобрать правильное сочетание инструментов и балансировать громкость, чтобы все звуки и инструменты были слышны и работали в единстве.

Аранжировка: В процессе аранжировки музыканты разрабатывают партии для симфонического оркестра и джазового ансамбля, объединяя их в одно композиционное целое. Это требует внимания к деталям и умения эффективного использования инструментов и звуков.

Структура симфоджаза:

  1. Вступление: Начало произведения, в котором устанавливается основная идея и атмосфера.
  2. Тема: Основная музыкальная идея, которая повторяется и развивается на протяжении композиции. В симфоджазе могут присутствовать несколько тем, которые взаимодействуют друг с другом.
  3. Импровизация: Секция, в которой джазовые музыканты имеют возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности через импровизацию.
  4. Развитие и кульминация: Секция, в которой происходит развитие и дальнейшее развитие тем из вступления и основной темы. Происходит усиление и добавление новых элементов.
  5. Развитие и финал: Окончательное развитие тем и музыкальных идей, которое приводит к финальной части произведения. Обычно эта часть является яркой и эмоционально насыщенной.

Таким образом, симфоджаз является уникальным и увлекательным жанром, который сочетает в себе красоту симфонической музыки и свободу джаза. Он требует от музыкантов не только технического мастерства, но и творческого мышления, способности к сотрудничеству и импровизации. Композиции симфоджаза зачастую поражают своей сложностью и богатством звуков, создавая неповторимую атмосферу и эмоциональное воздействие на слушателей.

История советского джаза

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Стиль «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла («Современник»).

Детство, юность, творчество

Родился 26 ноября в семье еврейских переселенцев в Бруклине. Отец, Моррис Гершвин, в США владел рестораном. Музыкальностью родители не отличались. У Гершвинов было 4 детей, и все были связаны с музыкой. Яков — второй сын. На протяжении жизни сотрудничал со старшим братом Айрой — поэт песенник. Джордж в детстве был неуравновешенным и неуправляемым хулиганом, мог стать гангстером, подворовывал и постоянно встревал в драки — никаких надежд не подавал.
В 11 лет, когда старшему брату купили пианино и под впечатлением игры на скрипке одноклассника Макса Розенцвейга, Яков начал самостоятельно постигать азы игры на пианино. Спустя год родители наняли учителя для Джорджа.

Чарльз Хамбитцер — первый учитель познакомил Якова с фортепианной классической музыкой, ранними работами Арнольда Шенберга и произведениями Равеля и Дебюсси.
Незабываемое впечатление получил после прослушивания классической «Мелодии» А. Рубинштейна, обработанной в регтайм — танцевальная музыка, популярная в США в период с 1900 по 1918, напоминала марш — предшественница джаза.
Образования в учебном заведении Гершвин не получил. До всего доходил сам. На своем творческом пути композитор никогда не переставал обучаться и совершенствовал навыки и методы. Завязал знакомства с известными деятелями искусства того времени, такими как, например, композитор и профессор Иосиф Моисеевич Шиллингер, который разработал математический алгоритм для сочинения музыки.
В 14 лет устроился в «Тин Пэн Элли» на работу. Для посетителей Яков играл на пианино.

1914 г. — премьера первого произведения

Не увенчалась успехом, но привлекла внимание Зигмунда Ромберга, который использовал музыку Гершвина. Так Гершвин появился на Бродвее и дебютировал как композитор с песней «Swanee», которая впервые прозвучала в мюзикле «Синдбад».

В 18 лет Джордж создал первую оперетту

Композитора привлекали новые направления. Написал песню «Когда вы захотите», которую замечательно исполнила Софи Такер.
Когда Гершвину было 19 в его талант поверил Макс Дрейфус — глава Хармса. Еженедельно выплачивали автору вознаграждение.
1918 год — первый успех. Песня «В нем что-то есть» стала шлягером и переиздавалась еще 10 лет.
Сочинил первую одноактную оперу в 1922 г. — «Голубой вагончик».
Яков пишет для Бродвея (куплеты и мюзиклы).
Пол Уайтман в 1924 г. предложил композитору сотрудничество. В этот период написана «Rhapsody in Blue» для фортепиано с оркестром. На премьере присутствовал сам Рахманинов. Успех был ошеломительный.
В 1928 г. создает симфонию «Американец в Париже» после трехгодичного творческого турне по Европе. Грандиозным был успех в Лондоне, но сердце композитора Д. Гершвина рвалось в Париж. Джордж желал поскорее познакомиться с известным французским композитором Морисом Равелем, музыкой которого он всегда восхищался — она привлекала композитора необычайной и неповторимой гармонизацией. Париж впечатлил Джорджа не только музыкой, но и достопримечательностями. Волнующая и незабываемая атмосфера французской столицы отразилась в поэме композитора «Американец в Париже», где он объединил классику, джаз и фольклор. Успех был грандиозным. Мнения критиков разделились. Одни считали ее «приторной и вульгарной», другие — «радостной и притягательной».
Сочинил «Second Rhapsody» в 1931 г.
В 1932 году был удостоен Пулитцеровской премии за шоу «Of Thee I Sing».
На основе реальных событий создана балладная пьеса «Porgy and Bess» (Порги и Бес) — опера амбициозная по роману Д. Хейуорда принесла Д. Гершвину всемирную славу. В работе над многоактной оперой от композитора потребовалось более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики — Гершвин обогатил давно устоявшийся жанр, использовал банджо и африканские барабаны. Он создал новый ни на что не похожий стиль. Премьера баллады состоялась в 1935 г. в Бостоне. «Порги и Бес» имела огромный успех и вошла в десятку лучших американских произведений всех времен. Нет в мире джазмена, который не знал бы «Колыбельную Клары».
1936 год — переехал в Голливуд и подружился с Арнольдом Шенбергом. Сочинил песни для 3‐х фильмов.
Начались головные поли и головокружения. Многие полагали, что это следствие переутомления и игры в гольф, но в 1937 году врачи диагностировали онкологическое заболевание. В клинике «Седарс Синай» Якову удалили опухоль, но было уже поздно. Умер 11 июля.

Особенности симфоджаза

Симфоджаз — это уникальное музыкальное направление, в котором сочетаются элементы классической симфонической музыки с джазовыми стилями и импровизацией.

Основные особенности симфоджаза:

  1. Сочетание жанров и стилей. Симфоджаз объединяет в себе классическую симфоническую музыку и джазовые элементы. Он сочетает в себе технику и дисциплину оркестровых музыкантов с импровизацией и свободой джазового исполнительства.
  2. Большая оркестровая составляющая. В симфоджазе обычно принимают участие большие оркестры, включающие оркестровые инструменты, духовые секции, струнные инструменты, а также джазовые инструменты, такие как саксофоны, трубы и тд.
  3. Джазовые импровизации. Одной из ключевых особенностей симфоджаза является возможность джазовых музыкантов проявить свои навыки импровизации в рамках симфонического произведения. Импровизация добавляет элементы свежести и непредсказуемости в музыку, делая ее каждый раз уникальной.
  4. Комплексные аранжировки. Симфоджазовые произведения часто имеют сложные и обширные аранжировки, в которых звучат многочисленные инструменты оркестра, а также соло партии джазовых инструментов. Такие аранжировки создают глубокое, многомерное звучание, характерное для симфоджаза.
  5. Разнообразие стилей и настроений. Симфоджаз может включать в себя разнообразные стили и настроения, начиная от классической музыки и заканчивая фанковыми ритмами и латинским джазом. Это позволяет музыкантам и композиторам экспериментировать с различными музыкальными идеями и создавать уникальные произведения.

Симфоджаз является энергичным, эмоциональным и технически сложным жанром музыки, который вдохновляет и привлекает музыкантов и слушателей со всего мира.

Пришедший из Чехии

В 1892 году чешский композитор-романист Антонин Дворжак прибыл в Нью-Йорк, чтобы занять должность директора в новой Национальной консерватории.

Его целью, в первую очередь, было заинтересовать и пробудить желание молодых композиторов применять мелодии американских индейцев и афро-американских общин в оркестровой музыке. Словно видя правильное направление развития, Дворжак так пояснял свои устремления:

В декабре 1893 года в «Карнеги-холле» состоялась премьера его «Симфонии № 9 в ми-миноре», которая отражала идеи автора и положила начало стилю симфо-джаз.

Всего за 30 лет музыкальный ландшафт изменился до неузнаваемости, однако, для классической музыки это время было не самым ярким. Активно формировались новые музыкальные формы –джаз и регтайм.

Особенно эти тенденции были подчеркнуты в концерте Оркестра под руководством Пола Уайтмана 12 февраля 1924 года. К завершению этого значимого выступления известный композитор и музыковед Говард Гудолл отметил:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: