Франц шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Романтизм в творчестве Шуберта. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Национальные школы. Франц Шуберт. Рихард Вагнер.

Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее
место в системе искусств.

Если в
литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое
развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе
гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в
начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в
литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма
представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н.
Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф.
Шопена, Р. Шумана,Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве
основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в
новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда
одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом
искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек
одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист,
поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта»
Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни
артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий
романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в
преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у
романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую
искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с
историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески
подчеркивал Вагнер.

Внимание к
чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика,
в которой преобладают образы любви. С темой
«лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы

Резонируя с душевным
состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами
природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма

С темой
«лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным
состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами
природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма .

Настоящим
открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые
научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными
средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи разговаривали на «общепринятом» музыкальном
языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились
передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое. Яркий образец
– «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

В высшей степени
характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно
поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты
широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу
(Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая
образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на
интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические
лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и
образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и
принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых
интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные
лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в
центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с
его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее
все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается
доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых
последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства
индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место
солированию почти всех оркестровых голосов.

Биография Шуберта

Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 г. в Вене – столице Австрии. Он рос в простой семье со скромным достатком.

Его отец, Франц Теодор, преподавал в приходской школе, а мать, Элизабет, была поварихой. В семье Шубертов родилось 14 детей, 9 из которых умерли еще в младенчестве.

Детство и юность

Музыкальный талант у Шуберта начал проявляться еще в раннем возрасте. Его первыми учителями были отец, игравший на скрипке, и брат Игнац, который умел играть на пианино.

Когда Францу было 6 лет родители отдали его в приходскую школу. Спустя год он начал обучаться пению и игре на органе. Мальчик обладал приятным голосом, вследствие чего позже был принят «певческим мальчиком» в местную капеллу, а также зачислен в школу с пансионом, где у него появилось немало друзей.

В период биографии 1810-1813 гг. у Шуберта пробудился талант композитора. Он написал симфонию, оперу и разные песни.

Франц Шуберт в молодости

Наиболее сложными предметами для юноши были математика и латинский язык. Однако в его музыкальном таланте не сомневался никто. В 1808 г. Шуберта пригласили в императорский хор.

Когда австрийцу было около 13 лет, он написал первое серьезное музыкальное произведение. Спустя пару лет его начал обучать Антонио Сальери. Интересен факт, что Сальери согласился давать Францу уроки совершенно бесплатно, поскольку видел в нем талант.

Франц Шуберт

у берт (Franz Schubert, 1797–1828)—австрийский композитор. Родилсяв семьешкольного учителя.В 1808–12был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывалсяв венскомконвикте, где обучалсягенерал-басуу В. Ружички,контрапунктуи композиции(до 1816)у А. Сальери.В 1814–18помощник учителяв школеотца.К 1816Шуберт создал свыше 250 песен(в т. ч.на словаИ. В. Гёте—«Гретхенза прялкой»,1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе—1815),4 зингшпиля,3 симфониии др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей—поклонников его творчества(в их числе —чиновник Й. Шпаун,поэт-любительФ. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэти комедиографЭ. Бауэрнфельд, художники М. Швинди Л. Купельвизер,певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывалв Венгрии(1818и 1824),вместес Фоглемездилв ВерхнююАвстриюи Зальцбург(1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришлок Шубертулишьв 20-х гг.В 1828,за несколькомесяцевдо смертиШуберта,в Венесостоялся его авторский концерт, прошедшийс большимуспехом. Почётный член Штирийскогои Линцскогомузыкальных союзов (1823).Шуберт—первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший,по словамБ. В. Асафьева, «радостии скорбижизни» так, «каких чувствуюти хотели быпередать большинство людей». Важнейшее местов творчествеШуберта занимает песня для голосас фортепиано(нем. Lied, около 600). Одиниз крупнейшихмелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы—простуюи варьированнуюстрофическую, репризную, рапсодическую, многочастную,—Шуберт создали новыйтип песни сквозного развития(с объединяющимв целоеварьируемым мотивомв партиифортепиано),а такжепервые высокохудожественные образцы вокального цикла.В песняхШуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около70 песен),Ф. Шиллера (свыше40;«Группаиз Тартара»,«Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха»и «Зимнийпуть»), И. Майрхофера(47 песен;«Гребец»); среди других поэтов—Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушкаи Смерть»),Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет»,«Ты мойпокой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт(«Ave Maria»).Шуберту принадлежат квартеты для мужских 6 месс,кантаты, оратории и др.Из музыкидля музыкального театра известность приобрели лишь увертюраи танцык пьесе«Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).
В инструментальноймузыке Шуберта, основаннойна традицияхкомпозиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, даваяейновое освещениес помощьютональной перекраски, тембровогои фактурноговарьирования.Из 9 симфонийШуберта6 ранних(1813–18)ещё близки сочинениям венских классиков, хотяи отличаютсяромантической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая2-частная«Неоконченная симфония»(1822)и величественнаягероико-эпическая «Большая» симфонияC-dur(1825–28).

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Интересные факты о шуберте Франце. Франц Шуберт — интересные факты

Франц Шуберт – австрийский композитор-романтик, живший в Вене в первой половине ХIX века. Его многогранный музыкальный талант был признан при жизни лишь небольшим кругом современников. Шуберт был современником таких известных музыкантов как Бетховен, Паганини, Сальери и писателя Гете. Каждый из них по-своему сыграл определенную роль в его биографии. Представляем интересные факты о Шуберте.

Молодость

  1. В семье играть на скрипке умели и отец, и один из старших братьев. Именно он начинает обучать Франца игре на музыкальных инструментах. Учеба давалось ему легко, вскоре стало очевидно, что у мальчика незаурядный талант. В юном возрасте он освоил игру на трех музыкальных инструментах. Помимо музыкального слуха у мальчика был незаурядный высокий голос.
  2. Поступление в католический конвикт было для Шуберта прекрасным шансом устроить дальнейшую жизнь. Получив образование, можно было пойти по стопам отца — стать учителем. В 19 веке эта профессия в Европе считалась престижной и востребованной, после прошедшей реформы образования. Особенно ему нравились музыкальные занятия и хоровое пение. Не раз Франс выступал в роли дирижёра для своих сверстников.
  3. Шуберт часто посещал местную церковь, подолгу стоял на мессе. Он любил слушать органную музыку.
  4.  «Окончание и конец» — фраза из нотной тетради юного Шуберта. Она означала, что закончена его первая симфония и обучение в школе. Учеба окончательно уступила место творчеству.
  5. Регулярно проходили встречи Шуберта с друзьями. Это были творческие вечера, на которых молодые люди исполняли музыку, читали литературные произведения, философствовали и дискутировали. Эти вечера известны как «шуберертиады». Чем больше Франц занимался творчеством, тем меньше значения он предавал бытовым неурядицам, безденежью.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В. Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса № 6 Ми-бемоль мажор.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Сравнение с «Прекрасной мельничихой»

Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь:

  • Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений.
  • Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль.
  • Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями:
    • интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов (bVI – V или V – bVI – V), а также мотив V – ↑ III – II – #VII – I в миноре;
    • ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»);
    • тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них.

Психологизация образов никогда не приводит у Шуберта к «полному отключению» от внешнего мира (в отличие, например, от Шумана). Если в «Прекрасной мельничихе» преобладающим фоном было журчание ручейка, то в «Зимнем пути» есть и наигрыш почтового рожка, и скрип флюгера, и шелест листвы и пр. Разнообразие ситуаций выгодно оттеняет единство психологического образа.

Шарманщик» – это подлинное «царство статики», как мелодической, так и гармонической. На всем протяжении песни выдерживается одна и та же «волыночная квинта», вокальная партия пронизана монотонией повторов, равнодольностью.

Эпизодически встречаются и светлые образы, лишенные оттенка призрачности – «Бодрость», «Почта».

Из всей музыки «Зимнего пути» именно эта начальная тема «Липы» приобрела значение народной песни.

Болезнь и смерть

1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Личная жизнь

Шуберт отличался мягкостью и застенчивостью. Скудное материальное положение композитора помешало ему завести семью, поскольку девушка в которую он был влюблен, предпочла выйти замуж за богатого мужчину.

Возлюбленную Франца звали Терезой Горб. Любопытно, что девушку было сложно назвать красавицей. Она имела русые волосы и бледное лицо со следами оспы.

Однако Шуберт больше обращал внимание не на внешность Терезы, а на то, как она внимательно слушала его музыкальные произведения. В такие периоды лицо девушки становилось румяным, а глаза буквально излучали радость

Но так как Горб росла без отца, масть уговорила дочь стать женой богатого кондитера.

Если верить слухам, в 1822 г. Франц заразился сифилисом, который тогда считался неизлечимым. Из этого можно предположить, что он пользовался услугами проституток.

От рождения до побега

О жизни композитора сохранилось немало интересных фактов. Шуберт родился с особым талантом. В годы учебы преподаватели отказывались обучать мальчика со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Но в момент рождения о будущих талантах гения и всепоглощающей любви к музыке никто даже не думал.

Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 году. Кроме него в семье было еще много детей. Какое будущее могло ждать очередного отпрыска бедного школьного учителя? Продолжение дела отца, где не было места славе и успеху. Но судьба распорядилась иначе.

С малых лет в ребенке обнаружился музыкальный талант. Юный Шуберт тянулся к музыке, усердно посещал занятия, занимался вокалом, осваивал музыкальные инструменты и, конечно, пробовал писать собственные произведения. У него был прекрасный голос, поэтому он бы мог стать выдающимся исполнителем. Но Франц мечтал только об одном — творить свою музыку.

За непродолжительный срок жизни он создал тысячи произведений:

  • песни — более 600;
  • симфонии, сонаты — более 200;
  • произведения для хора и ансамблей — свыше ста;
  • увертюры — около 10.

По настоянию отца Шуберт выбрал путь учителя музыки. Преподавание хоть и давало ему пропитание, но удовольствия не приносило. Спустя четыре года Франц бросил опостылевшую работу, семью, друзей и отправился в неизвестность. Впереди его ждали годы, проведенные наедине с музыкой.

А знаете ли вы, что франц Шуберт. 14 интересных фактов о Шуберте

  1. Шуберт скончался в 31-летнем возрасте, однако это не помешало ему написать более тысячи различных произведений.
  2. На скрипке Шуберта научил играть его отец, а на фортепьяно – старший брат.
  3. Шуберт считается одним из родоначальников романтизма.
  4. Знаете ли вы, что большая часть сочинений Франца Шуберта была издана уже после его кончины?
  5. Известная на весь мир 6-я симфония Шуберта изначально была отвергнута Лондонской филармонией, а затем и Парижским оркестром.
  6. Когда хоронили Людвига ван Бетховена (см. интересные факты о Бетховене ) Шуберт был одним из тех, кто нес гроб гениального композитора.
  7. На протяжении всей жизни Шуберт испытывал серьезные материальные трудности. Порою ему было не за что купить даже нотную бумагу.
  8. Франц Шуберт был большим почитателем творчества Гете . Он много раз пробовал познакомиться с великим писателем, однако достичь своей цели так и не смог.
  9. Пожалуй, наиболее известная работа Шуберта, Большая до-мажорная симфония, была найдена по случайному стечению обстоятельств через 10 лет после его смерти.
  10. При жизни Шуберта состоялся только один концерт, на котором исполнялись только его произведения. Интересен факт, что это случилось в 1828 г., то есть в год смерти композитора.
  11. На средства, вырученные с вышеупомянутого концерта Франц Шуберт купил для себя рояль.
  12. В юности Шуберт принял решение бросить учебу, чтобы полностью посвятить свою жизнь музыке.
  13. К 19 годам Шуберт успел сочинить больше 250 песен.
  14. Шуберт хотел, чтобы после своей смерти его похоронили рядом с Бетховеном, но по причине недостатка денег эта просьба осталась незамеченной. Однако спустя долгие годы последнее желание композитора было исполнено — захоронение перенесли, и в наше время могилы Шуберта и Бетховена находятся рядом.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.

Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.

Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Шуберт франц интересные факты. Франц Шуберт. История человека, который не мог не стать музыкантом

Вена начала XIX века — одна из музыкальных столиц мира. Музыка повсюду: на улицах, в домах, в многочисленных кафе, в театрах, в концертных залах. Вена влечет к себе музыкантов со всей Европы, сюда приезжают и итальянцы, и чехи, и словаки, и венгры, и немцы, все со своей музыкой, мелодиями своего народа.

А Франц Шуберт , этот близорукий, низкорослый, застенчивый юноша, родился в Вене. С детства он дышал воздухом венских улиц и дома постоянно слышал музыку, которую в его семье очень любили. Он не мог не стать музыкантом. И он им стал.

Дом, где родился будущий музыкант. Фото: www.globallookpress.com

Первые уроки игры на скрипке и фортепьяно Франц получил от отца, учителя приходской школы, и старших братьев. Затем, когда у мальчика обнаружился прекрасный голос, его взяли в императорскую придворную капеллу. Играл он, в качестве альтиста, и в ученическом оркестре при капелле. Наверняка Шуберт мог бы стать прекрасным исполнителем, ведь он благоговел перед Гайдном , Моцартом , Бетховеном и понимал их. Но что делать с той музыкой, которая с утра до ночи звучала в его собственной голове?

Шуберт начал сочинять с детских лет. Однажды директору капеллы, Антонио Сальери , попалось на глаза одно из этих произведений. Разглядев у мальчика явные способности, Сальери принялся учить его композиции. Но скромный ученик проявил редкое упрямство. На уроках он выполнял требования учителя и корпел над сочинением арий в блестящей итальянской манере, а дома продолжал писать немецкие песни, к которым его влекло больше всего.

Личная жизнь

Шуберт отличался мягкостью и застенчивостью. Скудное материальное положение композитора помешало ему завести семью, поскольку девушка в которую он был влюблен, предпочла выйти замуж за богатого мужчину.

Возлюбленную Франца звали Терезой Горб. Любопытно, что девушку было сложно назвать красавицей. Она имела русые волосы и бледное лицо со следами оспы.

Однако Шуберт больше обращал внимание не на внешность Терезы, а на то, как она внимательно слушала его музыкальные произведения. В такие периоды лицо девушки становилось румяным, а глаза буквально излучали радость

Но так как Горб росла без отца, масть уговорила дочь стать женой богатого кондитера.

Если верить слухам, в 1822 г. Франц заразился сифилисом, который тогда считался неизлечимым. Из этого можно предположить, что он пользовался услугами проституток.

Внешность

Даже будучи ребенком, Франц плохо видел и всегда носил маленькие круглые очки — его визитную карточку, благодаря которой его образ узнают и по сей день. Даже ночью он не снимал свои очки, чтобы сразу же иметь возможность записывать, если вдруг во сне услышит незнакомую мелодию.

В биографии Шуберта отмечается, что его друзья ласково называют его «Шваммерль» или «грибок». Возможно, потому что он был похож на маленький гриб с короткими ногами и коричневой шляпкой. Даже в общежитии для Франца музыка — это все, ради чего он жил. Он не веселился ночами, как другие, а спокойно уходил в комнату, чтобы сочинить новую композицию.

Однако из-за страсти к музыке его школьные оценки становились все хуже и хуже. Вместо попыток постичь латынь или математические формулы он писал ноты в своих тетрадях, так как считал своим долгом сочинять. И так в школьные годы он уже написал много композиций для струнного квартета и несколько фортепианных произведений.

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Интересные факты

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.

  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.

  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: