Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Технология развития детского творчества
Основание данной инновационной технологии – комплексная деятельность, которая объединяет несколько разделов музыкального воспитания:
- музыкально-ритмические движения – наиболее эффективны для воспитания детей, помогают раскрыть их способности, развивать слух, чувство ритма, учат восприятию языка музыкальных образов;
- театральная деятельность – основывается на взаимодействии детей со взрослыми, в процессе которого ребенок развивается творчески, идет формирование всех сторон его личности;
- импровизация – особый тип творческой деятельности, в котором совпадает процесс и продукт, иными словами, импровизация представлена процессом создания продукта без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация в этом смысле несет в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.
На сегодняшний день недостаточно внимания уделяют развитию импровизации, в качестве одного из видов деятельности детей.
Слайд 20 Музыка – искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения
звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки, прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух.
Напряжение слухового внимания при восприятии-наблюдении музыки дает возможность схватывания среди непрерывно протекающего музыкального движения. Схватывания связи друг с другом и взаимодействия всех обусловливающих процесс звучания элементов. Вырабатывается насущное качество восприятия, насущное именно при современной переоценке всего существующего. Восприятия – в плане соотносительности и сопряженности организующих звучащую материю элементов.
Технология развития певческой культуры
Данная технология направлена на то, чтобы ребенок и вокальный коллектив, образованный в результате занятий, пришел к пению, как естественному моменту своего становления, а не как к одному из показателей выученного и отработанного. Готовых программ по пению для дошкольников не существует, поэтому в основном используются авторские программы и методики:
- методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А. Евдотьевой, которое предполагает использование игровых практических приемов, которые позволяют развивать музыкальный слух ребенка посредством игровых распевок;
- сборник «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной – методики обучения детей пению младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- С.И. Мерзлякова «Учим детей петь» — пособие, соответствующее ФГОС ДО. В данном пособии приведены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей в возрасте 5-6 лет. Репертуар соответствует возрастным особенностям детей. Тематический и обучающий диапазоны упражнений и песен расширены благодаря дополнительному материалу.
Критериями оценки выступают:
- выразительность звучания и интерес к певческой деятельности;
- осознание содержания и языка исполняемого произведения;
- степень развития основных певческих функций – чистоты интонирования, дыхания, четкости дикции, правильности звукообразования;
- работа артикуляционного аппарата.
Первые школы на Руси
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.
Отечественные системы
Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ
Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью
Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.
Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского
Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения. Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.
Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.
Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо
Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.
Система воспитания супругов Никитиных
Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.
Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.
Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание
Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.
- Карточки с изображением нот. Яркие крупные карточки он советует прикреплять к стенкам кровати малыша таким образом, чтобы он мог их хорошо видеть. Изображение нот и частей фортепианной клавиатуры должны быть повсюду. Здесь срабатывает зрительная память, которая впоследствии поможет быстро освоить музыкальную грамоту;
- Музыкальный инструмент в постоянной доступной близости. Инструмент (в этом случае, лучше всего синтезатор), Павел советует ставить в плотную к кроватке малыша, чтобы он мог свободно дотянуться до клавиатуры своими ручками. Трогая своими крохотными пальчиками клавиши пианино, он слушает его звучание, постепенно улавливает связь между своими действиями и звуком инструмента;
- Дать ему возможность самому творить музыку. Для этого нужно, чтобы ребенок имел свободный доступ к музыкальным инструментам. Дети инстинктивно тянутся к музыке – это факт. Произвольно играя на инструменте, запоминают его звучание, познают соотношения звуков по высоте и длительности звучания. Они пробуют различную комбинацию и слушают. Это действует лучше, чем любые уроки теории в будущем;
- Убрать все лишнее. Все то, что не имеет никакого смысла для развития ребенка – прочь с его поля зрения. Ничего не должно отвлекать – телевизор, ненужные «взрослые» вещи не должны засорять окружающую среду малыша.
Слайд 17 В руководящую группу преподавателей Московской Народной консерватории входил Б.
Л. Яворский – выдающийся музыковед, приложивший новые плодотворные пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма, многие ценные положения были усвоены и развиты советской музыкальной школой. Так же он был организатором первого Государственного музыкального техникума.
Определяющую роль в педагогической деятельности играл Сергей Иванович Танеев. Также он отстаивал необходимость ориентации прежде всего на общемузыкальное воспитание в хоровых классах. Хор, хоровое исполнительство он считал той основой, на которой должно начинаться общее музыкальное развитие широких масс.
Единая нить в системах музыкального воспитания
Систем и методик воспитания музыкой не мало. Есть у них различия, конечно, но большинство из них сходятся в едином мнении – музыка нужна, и она должна быть доступной.
Основные моменты всех систем и методик:
- Создавать музыкально-развивающую среду;
- Все дети талантливы, нужно лишь вовремя это заметить;
- Любовь к детям – гарантия успеха;
- Главные учителя – это родители;
- Ранее воспитание – самое эффективное.
Важно
Все перечисленные методики хоть и рекомендованы к работе педагогов, изначально написаны для родителей – первых, самых главных воспитателей для детей!
Все те системы музыкального воспитания, что мы указали выше, приведены нами лишь в ознакомительных целях, в качестве примеров. Их, конечно, существует гораздо больше. Для практической работы, полноценного музыкального развития ваших детей или воспитанников, рекомендуем более конкретно ознакомиться с работой упомянутых деятелей, а также с другими системами: Марии Монтессори, Вальдорфской системой, методом Хелен Хайнер и другими педагогами, которые посвятили себя высокой, благородной цели – гармоничному воспитанию творческих, ярких и добрых людей.
Слайд 11 Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня.
В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас («А мы просо сеяли», «Ай, во поле липонька», «Посеяли девки лен» и многие другие).
Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.
Развитие процессов восприятия, или слушание
Процесс восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности детей. Восприятие музыки, как эмоциональное, так и осознанное, полнее всего формируется при использовании методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
На сегодняшний день единственная программа по слушанию музыки -«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Репертуар, подобранный для данной программы, дает возможность выстроить занятия вокруг одной из тем, объединенных сюжетом, сказкой или игрой. Содержание ее описано в 6 темах, каждую из которых изучают на протяжении 1-2 месяцев, а затем повторяют в каждой возрастной группе на новом материале:
- выражение музыкой настроения, чувств, характера людей;
- песни, танцы, марши;
- рассказ в музыке о животных и птицах;
- музыка и природа;
- музыкальные сказки;
- музыкальные инструменты и игрушки.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Слайд 21 Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами
звучаний и понять процесс развертывания звуков – это постигать соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами.
Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах – если только факт обогащения нашего сознания и повышения уровня жизненной интенсивности через слуховые восприятия, организованные в музыке, не вызывает в сущности никаких сомнений – является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сперва в их число музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной.
Слайд 22 Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной
эпохи навыков — дело метода. При организации преподавания музыки в общеобразовательной школе ни в каком случае не следует избегать проблемы музыкальной эволюции, понимаемой как развитие своеобразного эмоционального языка, т.к. эта проблема связывает музыку с важнейшими социальными проблемами. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим.
Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать «непосвященных» схоластической премудростью.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
- В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
- В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
- В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
- В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
- Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
- Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
- Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
- Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Роль музыки в воспитании ребенка
Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, связанные с сочувствием и позитивным мышлением. Нейронаучные исследования показали, что при этом высвобождается гормон дофамин – нейротрансмиттер, который активирует центр удовольствия в мозгу.
Совместная “музыкальная деятельность” создает доверие между ее участниками и делает их ближе. Эта синхронизация выходит за рамки повседневного опыта.
Есть много способов, которыми родители и дети могут общаться посредством музыки. Вот несколько из них:
Пение
Пение в отношениях родителей и детей начинается с колыбельных. Родителям рекомендуется как можно чаще петь их своим маленьким детям.
Пение малышам не только развивает связь с ними, оно также жизненно важно для развития языковых способностей детей. С детьми постарше можно уже петь вместе
Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров
С детьми постарше можно уже петь вместе. Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров.
Вот несколько песен, которые вы и ваши дети могли бы спеть прямо сейчас:
Песенка бременских музыкантов
Голубой вагон бежит-качается
Просыпается заря
Я верю
Танцы
Танцы с детьми начинаются с того, что вы поднимаете малыша, поете и кружите его по комнате.
Ищите песни, которые нравятся вашим детям, пойте и танцуйте под них вместе. Пусть дети школьного возраста научат вас танцевать под песни, которые нравятся им. И, конечно, не забывайте о старых произведениях – хитах всех возрастов.
Танцы – это отличная замена прожиганию времени у телевизора.
Совместное прослушивание музыки
Слушать музыку вместе очень полезно. Познакомьте своих детей с прослушиванием классической музыки. На YouTube есть несколько фантастических видеороликов, которые знакомят детей всех возрастов с классикой.
Походы на концерты
Ходить на концерт вместе – это прекрасный способ по-особому провести время со своими детьми. Если в вашем городе проходят выступления симфонического оркестра, сходите туда с детьми.
Многие оркестры предлагают специальные программы для детей, чтобы познакомить их с классикой. Эти программы забавны и, как правило, предназначены для сближения детей и родителей.
Также ищите концерты и других видов музыки (например, рок или кантри) для посещения со старшими детьми. Музыкой можно влиять на воспитание детей всех возрастов!
Игра на музыкальных инструментах
Участие родителей в обучении служит стимулом для детей. И, как мы уже писали ранее, обучение музыке способствует улучшению когнитивных функций и развитию социальных навыков, причем это касается как детей, так и их родителей!
Будет прекрасно, если музыка станет вашим общим хобби.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Слайд 14 С первого же года обучение проводилось с применением нот,
так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.
Духовное пение начиналось со старших классов (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.
Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков. Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста, состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.
Другие технологии
Здоровьесбережение – педагогические приемы и методы, при использовании которых улучшается здоровье детей или которые не наносят им прямой или косвенный вред.
Метод проектов – стимулирует интерес детей к определенному перечню проблем, предполагающему необходимость владения некоторым объемом знаний, через которые может быть решено несколько проблем, показано практическое применение полученных знаний.
Особенность проектной деятельности дошкольников – невозможность самостоятельного поиска информации ребенком, невозможность отразить противоречия в окружающих условиях. Поэтому основная цель метода проектов в ДОУ – развивать свободную творческую личность.
ИКТ – информационно-компьютерные технологии. Воспитанники благодаря ИКТ превращаются из пассивных слушателей в активных участников процесса, занятия становятся ярче, насыщеннее и интереснее.
Использование ИКТ дает возможность сделать процесс обучения и развития ребенка эффективнее, открыв ряд новых возможностей музыкального образования не только для детей, но и для музыкальных руководителей.
Использование на занятиях музыкой в ДОУ современных компьютерных технологий и методик обеспечивает разностороннее личностное развитие детей благодаря тесной взаимосвязи музыкально-эстетического воспитания и нравственного, умственного и физического.
Слайд 19Музыка в современной общеобразовательной школе Рассматривая вопрос о месте музыки
в общеобразовательной школе как предмета наблюдения, следует ограничить фазу научного изучения и фазу эстетического отбора до скромной фазы наблюдения за воспринимаемым явлением.
Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса. Но важны не столь оценка и вкус. Опираясь только на них, трудно оправдать место и значение музыки в школе, определить границы ее использования как школьного предмета. И художественная оценка, и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвзятую цель, на которой строится программа.