Какие инструменты входят в симфонический оркестр

Какие инструменты входят в симфонический оркестр

Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр

Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?

— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).

Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?

— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.

У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.

В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).

В чем сложность выбора?

— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.

Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.

В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.

Бывает, что типы рассадок комбинируют?

— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.

Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.

Проблемы содержания оркестра

Но и это совсем не маленькая цифра. Во-первых, чтобы оркестр звучал по-настоящему, он должен состоять из серьёзных, высококвалифицированных мастеров-музыкантов. Найти их в нужном количестве иногда бывает сложно и чаще доступно лишь для многонаселённых городов.

Во-вторых, содержать такой гигантский коллектив обычно экономически невыгодно. Академические музыкальные коллективы (включая, между прочим, труппу Большого театра), находятся, как правило, на дотации.

И это вполне понятно. Продукт, который они производят, в массе своей народ переварить не в состоянии. Это не попса, доступная каждому. Классическая академическая музыка всегда была элитарным продуктом.

Концерт симфонического оркестра сильно отличается от концерта рок-звезды и по количеству и по культурному уровню потребителей. Вот и получается, что музыкантов на сцене много, а слушателей в зале – почти столько же.

Кто будет за всё это платить? И не платить тоже нельзя, поскольку без развития академического искусства все остальные его разновидности, да и вся культура в целом будет неизбежно деградировать.

Вот, вкратце и всё. Думаю, что для начала достаточно такой короткой и простой информации для знакомства с оркестром в общих чертах. Более подробно читайте и слушайте в статьях, посвящённых каждому из инструментов.

Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

https://youtube.com/watch?v=rxPqxOi7H00

Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

История

Совместная игра музыкантов, использующих разнотипные музыкальные инструменты, известна с древнейших времён – барабаны усиливали воинственное звучание труб, а флейта звучала вместе с арфой. Однако, к формату симфонического оркестра пришли сравнительно недавно, лишь в ХVIII веке. К появлению такого формата привело как развития музыкального искусства, так и совершенствование музыкальных инструментов. Принцип данного объединения основан на гармоничном звучании нескольких групп инструментов. Именно такой состав симфонического оркестра был способен исполнять музыкальные произведения, которые относились к новому для того времени жанру, а именно к симфониям, выросших из оперных увертюр.

Cостав симфонического оркестра

После довольно длительной эволюции, к середине ХIХ века, структура музыкального коллектива данного формата приобрела современные очертания. Сейчас в нём, в обязательном порядке присутствуют 4 группы инструментов. Перечислим их:

  • струнно-смычковые;
  • деревянные духовые;
  • медные духовые;
  • ударные.

Помимо этого, в определённых случаях в состав коллектива включают арфу, относящуюся к струнным щипковым инструментам, а кроме того, орган и фортепиано. Рассмотрим подробнее особенности групп инструментов симфонического оркестра.

Струнные смычковые

К данному типу относят инструменты, звук из которых получают путём проведения смычка по струнам. В группу струнных инструментов симфонического оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Альт похож на скрипку, но крупнее её и звучит в более низком регистре. Виолончели и контрабасы сохраняют строение скрипки, но при этом они значительно крупнее её и обладают гораздо более низким звучанием. Самым низким по звучанию является контрабас. Изредка используется октобас, который крупнее контрабаса, а его звучание ещё более низкое. Струнная группа обладает широчайшим возможностями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и считается основной.

Деревянные духовые

Эта группа вобрала в себя следующие основные инструменты: флейту, гобой, кларнет и фагот. Кроме того, широко используются разновидности перечисленных представителей группы. Так, английский рожок является вариацией гобоя, контрафагот – разновидность фагота и т.д. Для их изготовления используется не только дерево, но и металл, и даже пластик. Музыкальные возможности деревянных духовых инструментов не столь значительны, по сравнению со струнно-смычковой группой, но они обладают очень красивым, неповторимым тембром и великолепно звучат в общем ансамбле.

Ударные

В ударную группу входят литавры, тарелки, ксилофон, большие и малые барабаны, треугольник, колокольчики и колокола, бубен, кастаньеты. Зачастую определённые ударные инструменты используются для того, чтобы создать или подчеркнуть какой-либо образ. Например, восточные темы часто подчёркиваются звучанием треугольника, а для воспроизведения музыки в испанском стиле используются кастаньеты. Иногда в качестве ударных применяют довольно неожиданные предметы. К примеру, наковальню в музыке Вагнера или печатную машинку в одном из произведений Эрика Сати.

Медные духовые

Далеко не всегда медные духовые инструменты симфонического оркестра изготавливаются именно из меди. Для их изготовления может использоваться латунь и серебро. Возможности медно-духовой группы значительно расширились в XIX веке, когда были внедрены несколько усовершенствований. Основные представителя группы это труба, валторна, тромбон, туба. При этом туба обычно используется одна, а остальных представителей группы бывает от двух до восьми.

Арфа

Звук из арфы извлекают щипками натянутых струн, которых насчитывается до сорока семи. Этот инструмент отличается широким звуковым диапазоном, необычайно нежным звучанием и внешне выглядит очень эффектно. Арфу часто используют, когда нужно подчеркнуть атмосферу античности. К тому же, она может имитировать звук лютни или гитары.

Фортепиано

В состав симфонического оркестра включают и фортепиано. Это клавишный инструмент, на котором исполняется огромное количество музыкальных произведений, в том числе и фортепианные концерты с сопровождением. Ему присуща универсальность, великолепное звучание, широкие возможности музыкального плана, способность воплощать самые разные замыслы композитора. Фортепиано используют как сольный инструмент, сопровождаемый оркестром, а также в качестве одного из инструментов, сопровождающих исполнение музыкального произведения.

Орган

Данный клавишный духовой инструмент иногда включают в состав оркестра. Наиболее совершенные и крупные органы по своим возможностям сопоставимы с целым симфоническим оркестром. Они отличаются исключительным богатством звуков, широчайшим динамическим диапазоном и многими другими возможностями. Тем не менее, органы применяют не только в качестве сольных инструментов, но и в сочетании с симфоническим оркестром.

Cостав симфонического оркестра

После довольно длительной эволюции, к середине ХIХ века, структура музыкального коллектива данного формата приобрела современные очертания. Сейчас в нём, в обязательном порядке присутствуют 4 группы инструментов. Перечислим их:

  • струнно-смычковые;
  • деревянные духовые;
  • медные духовые;
  • ударные.

Помимо этого, в определённых случаях в состав коллектива включают арфу, относящуюся к струнным щипковым инструментам, а кроме того, орган и фортепиано. Рассмотрим подробнее особенности групп инструментов симфонического оркестра.

Струнные смычковые

К данному типу относят инструменты, звук из которых получают путём проведения смычка по струнам. В группу струнных инструментов симфонического оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Альт похож на скрипку, но крупнее её и звучит в более низком регистре. Виолончели и контрабасы сохраняют строение скрипки, но при этом они значительно крупнее её и обладают гораздо более низким звучанием. Самым низким по звучанию является контрабас. Изредка используется октобас, который крупнее контрабаса, а его звучание ещё более низкое. Струнная группа обладает широчайшим возможностями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и считается основной.

Деревянные духовые

Эта группа вобрала в себя следующие основные инструменты: флейту, гобой, кларнет и фагот. Кроме того, широко используются разновидности перечисленных представителей группы. Так, английский рожок является вариацией гобоя, контрафагот – разновидность фагота и т.д. Для их изготовления используется не только дерево, но и металл, и даже пластик. Музыкальные возможности деревянных духовых инструментов не столь значительны, по сравнению со струнно-смычковой группой, но они обладают очень красивым, неповторимым тембром и великолепно звучат в общем ансамбле.

Ударные

В ударную группу входят литавры, тарелки, ксилофон, большие и малые барабаны, треугольник, колокольчики и колокола, бубен, кастаньеты. Зачастую определённые ударные инструменты используются для того, чтобы создать или подчеркнуть какой-либо образ. Например, восточные темы часто подчёркиваются звучанием треугольника, а для воспроизведения музыки в испанском стиле используются кастаньеты. Иногда в качестве ударных применяют довольно неожиданные предметы. К примеру, наковальню в музыке Вагнера или печатную машинку в одном из произведений Эрика Сати.

Медные духовые

Далеко не всегда медные духовые инструменты симфонического оркестра изготавливаются именно из меди. Для их изготовления может использоваться латунь и серебро. Возможности медно-духовой группы значительно расширились в XIX веке, когда были внедрены несколько усовершенствований. Основные представителя группы это труба, валторна, тромбон, туба. При этом туба обычно используется одна, а остальных представителей группы бывает от двух до восьми.

Звук из арфы извлекают щипками натянутых струн, которых насчитывается до сорока семи. Этот инструмент отличается широким звуковым диапазоном, необычайно нежным звучанием и внешне выглядит очень эффектно. Арфу часто используют, когда нужно подчеркнуть атмосферу античности. К тому же, она может имитировать звук лютни или гитары.

Фортепиано

В состав симфонического оркестра включают и фортепиано. Это клавишный инструмент, на котором исполняется огромное количество музыкальных произведений, в том числе и фортепианные концерты с сопровождением. Ему присуща универсальность, великолепное звучание, широкие возможности музыкального плана, способность воплощать самые разные замыслы композитора. Фортепиано используют как сольный инструмент, сопровождаемый оркестром, а также в качестве одного из инструментов, сопровождающих исполнение музыкального произведения.

Орган

Данный клавишный духовой инструмент иногда включают в состав оркестра. Наиболее совершенные и крупные органы по своим возможностям сопоставимы с целым симфоническим оркестром. Они отличаются исключительным богатством звуков, широчайшим динамическим диапазоном и многими другими возможностями. Тем не менее, органы применяют не только в качестве сольных инструментов, но и в сочетании с симфоническим оркестром.

Соотношения оркестровых групп

По соотношению наиболее многочисленна струнная группа (2/3 части состава). Общее же количество инструментов в оркестре (то есть малый состав играет или большой) определяет подгруппа духовых.

В малом составе этих инструментов обычно по два каждого вида (так называемый парный состав оркестра), хотя могут быть и исключения. Например, валторн может быть две пары даже в малом составе и т.д.

Если же духовых инструментов по три каждого вида, то такой состав оркестра называется тройным (на самом деле – это полуторная величина по сравнению с малым составом).

Большой состав, как я уже сказала, в два раза превышает малый. Струнная группа во всех случаях должна превосходить духовую группу по количеству инструментов в 2 раза.

В больших оркестрах к каждой паре обычных духовых инструментов могут добавляться их разнообразные, порой экзотические, разновидности. Всё это очень разнообразит звучание.

Ну и, конечно, необходимо упомянуть о том, что способ расположения инструментов на сцене тоже бывает различным. Музыканты долго искали такое расположение, которое акустически давало бы наиболее благоприятный эффект.

В результате на сегодняшний день применяют в основном два варианта рассадки оркестра: американский и немецкий, причём в России обычно используют американский. Чтобы понять разницу, лучше не читать об этом, а посмотреть картинку (см. картинку в начале статьи).

Симфонический оркестр и его инструменты – это, возможно, самое значительное, масштабное, зрелищное и впечатляющее проявление музыкальной культуры. Далеко не каждый город может позволить себе роскошь иметь такой большой состав музыкальных инструментов.

Ведь во всей своей красе этот оркестр представляет из себя коллектив численностью в 100 -110 человек. Это называется «большой состав». В городках поменьше, в небольших залах используют так называемый «малый состав» — обычно раза в 2 раза меньше (от 50 до 55 инструментов).

Рассадка музыкантов в оркестре

Представьте, что вы дирижёр и стоите лицом к оркестру.

По левую руку у вас будут первые и вторые скрипки, чуть дальше арфы и группа ударных инструментов.

По правую руку будут сидеть альты, виолончели, а за ними деревянные духовые.

На одном из краёв сцены располагается группа контрабасов. Рассадка может варьироваться в зависимости от воли дирижёра, от акустических условий концертного зала и от традиции, которой придерживается тот или иной оркестр.

Более наглядное представление о рассадке можно получить на концерте. Когда в следующий раз вы окажетесь на живом выступлении оркестра, обратите внимания в каком порядке сидят музыканты. И главное – как этот порядок отражается на балансе звучания.

Схема расположения инструментов

Схему расположения чаще называют рассадкой. Решение о типе рассадки принимает дирижёр. Оркестрантов рассаживают таким образом, чтобы они могли видеть действия режиссёра. При этом однотипные инструменты группируются вместе для лучшего взаимопонимания музыкантов. Расположение групп должно обеспечить наилучшее исполнение музыки. В любом случае, музыканты рассаживаются веером, центром которого является дирижёр. В настоящее время в мире используются два типа рассадки – американская и немецкая. Рассмотрим особенности каждой.

Американская

При данной рассадке слева от дирижёра, сегментами располагаются первые и вторые скрипки (вторые ближе к центру), а по правую сторону виолончели и альты (альты ближе к центру). За виолончелями контрабасы. Далее по центру размещена деревянная духовая группа, за ней медно-духовая. Ударная секция расположена дальше прочих, на участке от центра и левее. Фортепиано и арфа находятся слева, в глубине сцены.

Немецкая

Данный тип рассадки предполагает следующее размещение струнной группы: слева от дирижёра первые скрипки, правее и ближе к центру виолончели, потом альты и справа от дирижёрского центра вторые скрипки. Контрабасы слева. Медная духовая секция перемещается правее, валторны левее, ударные размещены в правой части сцены.

Что такое оркестр? Какие они бывают

Оркестром называется большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Существуют различные типы оркестров в зависимости от их состава. 

Струнный, камерный и духовой оркестры…

В струнный оркестр входят смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас. На струнном базируется камерный оркестр, к которому также добавляются деревянные духовые и ударные инструменты. Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях, их лучше слушать на открытом воздухе. Звучность таких оркестров мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра – медные, но включаются также деревянные и ударные. Струнные, камерные и духовые оркестры называются оркестрами однородного состава.

Особым типом однородного состава оркестра является оркестр народных инструментов, в котором звучат музыкальные инструменты отдельной страны. В разных странах состав народных оркестров разный.

Эстрадный, джазовый и симфонический оркестры…

К оркестрам смешанного состава относят эстрадный, джазовый и симфонический оркестры. Богатейший по составу и выразительными возможностями – симфонический оркестр. 

Инструменты симфонического оркестра делятся на следующие основные группы: 

  • струнные смычковые, 
  • духовые – деревянные и медные, 
  • ударные. 

Оркестранты сидят в строго определенном порядке. Существует несколько вариантов посадки оркестра, но все инструменты обязательно собраны по группам. Больше всего в оркестре струнных, потому что их звук слабее  других. Поэтому они и располагаются ближе к дирижеру и слушателям. 

К струнным относят:

  • скрипки – первые и вторые,

  • альты,

  • виолончели,

  • контрабасы. 

Основные деревянные духовые инструменты:

  • флейты,

  • гобои,

  • кларнеты,

  • фаготы. 

Иногда к оркестру включают флейту-пикколо (малая флейта), английский рожок (разновидность гобоя), бас-кларнет, контрафагот.

Медные духовые инструменты:

  • валторны,
  • трубы,
  • тромбоны
  • туба. 

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. Обязательный участник каждого концерта – литавры, иногда используются большие и малые барабаны, тарелки, реже бубен или тамбурин, тамтам, треугольник, колокольчики и колокола, кастаньеты, ксилофон, челеста, вибрафон и некоторые другие.

Иногда в состав симфонического оркестра входят рояль, орган, клавесин, арфа. Арфа – это единственный в оркестре такого состава струнно-щипковый инструмент, имеющий семь струн и семь педалей, которые изменяют высоту звука.

Для того, чтобы управлять оркестром любого типа, необходим дирижер. Он не просто следит, чтобы все музыканты играли согласованно. Дирижер тщательно обдумывает характер звучания музыки, помогает донести до слушателя замысел композитора. Поэтому дирижер должен быть широко образованным музыкантом – знать историю музыки и других искусств, иметь очень хороший слух, играть на музыкальных инструментах. Эта профессия в том виде, как она существует сейчас, сложилась в начале XIX века. Ранее оркестром руководил один из ведущих музыкантов.

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие  и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки». С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

https://youtube.com/watch?v=DxAvXxSG8Gk

Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Смычковые струнные инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов — самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка — 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт — по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына — два умных, а третий — альтист…P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман «Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано»

Виолончель — большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Контрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

https://youtube.com/watch?v=5rzXEHlxzFU

Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов — «нажимай да дуй». Каждый инструмент играет свою сольную линию — материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Валторна (рожок) — изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Хотите быстро разобраться как устроен симфонический оркестр? Послушайте сказку «Петя и Волк» Прокофьева!

Чтобы познакомить детей с тембрами различных инструментов симфонического оркестра, композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году по заказу Центрального детского театра в Москве создал музыкальную сказку „Петя и волк”.

Произведение исполняется рассказчиком и оркестром. Текст написан самим композитором, чередуется с небольшими музыкальными фрагментами. Каждое из действующих лиц имеет собственную музыкальную тему и характеризовано тембром определенного инструмента. Появление пионера Пети сопровождается звучанием струнных инструментов, преимущественно скрипок, старого ворчливого Дедушку изображает хрипловатый голос фагота, Волка – три валторны, Птичку – флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Кошку – кларнет, Охотников – ударные инструменты (барабаны, литавры, тарелки), а также духовые инструменты в финальном марше. Эта музыкальная сказка до сих пор очень популярна во многих странах мира.

Несколько позже, в 1945 году, композитор Бенджамин Бриттен по поручению министерства образования Великобритании написал музыку для учебного кинофильма „Инструменты оркестра”. Это произведение получило название «Путеводитель по оркестру для молодежи” и построено в форме вариаций на тему английского композитора XVII века Генри Перселла.

Произведение открывает радостная торжественная тема в исполнении всего оркестра, а каждую из вариаций исполняет один из инструмент или небольшая группа. Постепенно звучание усиливается, усложняется, а в финале главная тема вновь звучит величественно и мощно в исполнении одного огромного инструмента – оркестра.

История

Совместная игра музыкантов, использующих разнотипные музыкальные инструменты, известна с древнейших времён – барабаны усиливали воинственное звучание труб, а флейта звучала вместе с арфой. Однако, к формату симфонического оркестра пришли сравнительно недавно, лишь в ХVIII веке. К появлению такого формата привело как развития музыкального искусства, так и совершенствование музыкальных инструментов. Принцип данного объединения основан на гармоничном звучании нескольких групп инструментов. Именно такой состав симфонического оркестра был способен исполнять музыкальные произведения, которые относились к новому для того времени жанру, а именно к симфониям, выросших из оперных увертюр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: