Текст песни у беды глаза зеленые (сергей беликов)

История песни «эти глаза напротив» валерия ободзинского

Интересные факты

  1. Ободзинский не берег голос, при этом его связки не отказывали. Любимым лакомством певца было откалывать от замерзшей в морозилке воды ледышки и хрустеть ими.
  2. «Восточная песня» была запрещена председателем Комитета по теле- и радиовещанию Сергеем Лапиным, который усмотрел в тексте композиции политическую провокацию. Слова «только точки после буквы Л» были расценены как посягательство на имя Леонида Брежнева или фамилию Владимира Ленина.
  3. Любимые музыканты талантливого одессита — Рэй Чарльз, Том Джонс, Марио Ланца и Лучано Паваротти. Он называл их «музыкантами-математиками».

Детство и образование

Сергей Григорьевич Беликов родился 25 октября 1954 г. в подмосковном г. Красногорске. Его отец работал водителем большегрузной машины МАЗ, мать трудилась диспетчером автотранспортной колонны. Мальчик рос активным. В детские и юношеские годы он любил играть в футбол, был форвардом в спортивном клубе «Красный Октябрь». Его команда дважды становилась призёром чемпионата Москвы и дважды – чемпионом. Беликов играл в дубле московского клуба «Локомотив».

Педагоги отметили в мальчике вокальный талант. Уже в младших классах он стал петь в детском хоре, позже окончил музыкальную школу. С 13 лет сам подбирал аккорды на гитаре. В то время стали популярны зарубежные рок-группы The Beatles, The Rolling Stones. Юноши собирали ансамбли и исполняли иностранные хиты. Но инструментов не было. Электрогитары, произведённые в ГДР и Чехословакии, привозили лишь в московский музыкальный магазин на Неглинной улице по 100 – 200 штук.

Тысячи желающих приобрести дефицитный товар выстраивались в очередь к магазину, заполняя собой всю длину улицы. Но счастливчиков было мало. Инструменты стоили 180 рублей – больше средней зарплаты в СССР. А спекулянты перепродавали их по 300 – 400 рублей. Поэтому в журналах стали появляться инструкции по изготовлению самодельных электрогитар: нужно было выпиливать корпус из ДСП, паять микросхемы. Так будущий артист сам изготовил свой первый инструмент.

Получив аттестат, Сергей Беликов поступил в музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции на отделение народных инструментов. В 1971 г. одновременно с учёбой молодой человек собрал свой первый коллектив и занялся профессиональной творческой деятельностью. После окончания училища талантливый юноша в 1974 г. стал студентом Московского государственного института культуры, где окончил дирижерско-оркестровый факультет.

Интересные факты

  • Певческий голос Беликова – тенор.
  • Музыкант поёт исключительно вживую и осуждающе относится к выступлениям под фонограмму.
  • В настоящее время основная аудитория исполнителя – люди в возрасте 50+.
  • Певец ведёт здоровый образ жизни, занимается спортивной ходьбой и плаванием. Любит играть с внуком.
  • Сергей Григорьевич болеет за московский футбольный клуб «Спартак».
  • Летом 2016 г. во время выступления в Суздале под артистом провалилась уличная сцена. На глазах у сына и зрителей музыкант провалился вниз на мостовую, после чего на него сверху упали детали конструкции сцены. Певец потерял сознание, но быстро очнулся. Травмы оказались несерьёзными. Превозмогая боль от ушибов, он вновь вышел к зрителям и провёл часовую концертную программу до конца.

Музыка

Успех пришел к Валерию Ободзинскому в 1967 году после гастролей по Сибири и Приморскому краю. Закрепила популярность поездка в Болгарию, где певец исполнил ставшую модной песню «Луна на солнечном берегу». Когда же в конце 60-х вышла первая долгоиграющая пластинка «Поет Валерий Ободзинский», весь тираж был моментально раскуплен.

Валерий Ободзинский в молодости /

Государство обогатилось за счет таланта молодого исполнителя на 30 млн руб., а самому певцу достался гонорар в 150 руб. Финансовая несправедливость заботила Ободзинского до конца карьеры. Все последующие диски с записями певца расходились мгновенно. Феноменальный интерес к нему можно объяснить необычной манерой исполнения, бархатным голосом и лирическим тембром.

Первый брак, романы и последняя любовь Валерия Ободзинского

Причем вокалу Ободзинский не обучался и при пении пользовался скорее врожденным слухом и музыкальным чутьем. Кроме того, следует отметить высокий профессионализм и трудоспособность артиста. Он мог репетировать один куплет по нескольку часов, оставаясь неутомимым в то время, когда музыканты оркестра уже валились с ног.

Все это вместе привело к тому, что популярность Валерия Ободзинского в 70-х годах была невероятной. До сегодняшнего дня дошли гремевшие тогда шлягеры «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», написанные Давидом Тухмановым, «Сколько девчонок на свете» и «Марш десантников», автором которых был Александр Зацепин. Композиция «Птицы не люди» прозвучала в фильме «Золото Маккенны».

Кроме того, Валерий знакомил советского слушателя с песнями из репертуара «Битлз», Карела Готта, Джо Дассена, Тома Джонса и многих других западных звезд, музыка которых была в СССР практически недоступна. Причем Ободзинский не просто перепевал их песни на русском языке, а придавал этим композициям собственный чувственный, страстный стиль.

Личная жизнь

Много лет артист молчал о своём первом браке. Лишь в 2021 г. в телепередаче Бориса Корчевникова «Судьба человека» певец признался, что был женат дважды. Первую жену Ирину он встретил в 1974 г. в поселковом Доме культуры – там собрались студенты-первокурсники Московского института культуры во время сбора урожая картофеля. То выступление стало судьбоносным в жизни вокалиста, ведь именно в тот вечер он встретил Александра Клевицкого, пригласившего его в Ленком.

Ирина была сокурсницей Сергея, но училась на другом факультете – дирижерско-хоровом. Будучи ещё студентами, влюблённые поженились. У них родился сын Антон. Популярность Беликова росла. Он отлично зарабатывал и обеспечивал семью. Жена спокойно относилась к частым гастролям мужа и возможным соблазнам. Она оставила институт и посвятила себя воспитанию мальчика, домашнему хозяйству и частым поездкам к родственникам в свой родной Воронеж.

Однажды на гастролях в Костроме в 1981 г. Сергей увидел хрупкую красавицу, которая не могла открыть тяжёлую металлическую дверь. Он помог девушке. А спустя несколько часов они вновь встретились на концерте. Оказалось, она является артисткой известного хореографического ансамбля «Берёзка». Увидев своего недавнего помощника на сцене в составе необычайно популярной группы «Самоцветы», Елена была изумлена. Между вокалистом и танцовщицей вспыхнула любовь.

Ради возлюбленной певец оставил жену. Однако он не планировал прекращать общение с сыном, к которому очень привязался. Но Ирина решила иначе. Она забрала Антона и уехала в Воронеж, заявив: «Ребёнка ты больше не увидишь». После развода Сергей много лет посылал им деньги, обеспечивая бывшую жену и мальчика. Но повидать наследника не мог. Лишь спустя годы, когда подросту было 15 лет, отец и сын встретились. Но они уже были друг другу чужими людьми.

Сердце артиста было занято новой семьёй. Он был женат на Елене и растил её дочь Наталью (р. 1975) от первого брака. В 1985 г. в их союзе на свет появился сын, которого артист назвал в честь своего отца Григорием. Всесоюзная слава Беликова заставляла его супругу ревновать. Навязчивые поклонницы преследовали певца, звонили ему домой, рассказывая жене о мнимых похождениях Сергея. Елена верила. И требовались усилия, чтобы объяснить ей, что это лишь провокации.

Елена стала для вокалиста не просто женой, а близким другом. Она поддерживала его в трудный период, когда в 1990-е годы ему перекрыли путь на большую сцену. Они вместе преодолели самые тяжёлые времена. Но в 2011 г, когда, казалось бы, к Сергею Григорьевичу вернулся успех и чёрная полоса осталась в прошлом, артист вдруг почувствовал психологическую усталость. Он стал раздражительным, нервным. У него диагностировали классическую депрессию.

В тот период у певца даже появлялись мысли о том, чтобы уснуть и не проснуться. В этом тягостном психоэмоциональном состоянии он собрал вещи и, оставив всё имущество жене, ушёл жить на съёмную квартиру. Спустя 30 лет брака. Елена тяжело переживала неожиданный разрыв, который произошёл не из-за другой женщины, не из-за проблем в семье. Позже врачи установили, что у Беликова случился серьёзный гормональный сбой, который и стал причиной его депрессивного состояния.

Супруги оформили развод. Но это не стало конечной точкой в их отношениях. Хотя и сближение происходило не сразу. Они то сходились, то расходились, то вновь начинали жить вместе. В конце концов, появление на свет внука и забота о нём сплотили Сергея Григорьевича и его жену, с которой они прожили несколько десятков лет, пройдя вместе испытания и славой, и забвением, и богатством, и лишениями. Не вступая повторно в официальный брак, они снова обрели совместный быт.

Их дети давно выросли. Падчерица Наталья познакомилась на Кипре с британским подданным греческого происхождения и вышла за него замуж. С 1996 г. она живёт в Лондоне, имеет дочь по имени Джордан (р. 1997). Сын Григорий стал музыкантом, пишет песни, занимается электронной музыкой, аранжировками и продюсированием. Также он гастролирует с отцом в качестве вокалиста и клавишника, выступая с небольшим концертным блоком. В браке с женой Юлией воспитывает сына Тимофея.

Цена таланта

— ПАПА прожил с Аней Есениной четыре года. Не самых лёгких — он срывался, уходил, снимал квартиры, снова возвращался. Мы были с ней в очень хороших отношениях, приезжали его навестить, иногда даже жили у них. Папа часто приходил и к нам домой, вместе отмечали праздники, он до последнего дня был прописан вместе с нами и любил свой дом, — продолжает Валерия. — Пока папа был жив, он ни разу не упомянул, что написал какое бы то ни было завещание. И в нашем последнем с ним разговоре — за несколько дней до его смерти — он сказал: «Вы с Анжелой теперь остаётесь одни, вам продолжать моё дело». И снова — ни слова о завещании.

Собственно, нам и в голову не приходило беспокоиться. Ведь по закону мы являлись его прямыми наследницами, и все папины права автоматически переходили к нам с Анжелой. И вдруг Анна заявляет, что, оказывается, папа оставил завещание, передавая ей авторские права на его произведения.

— У Ободзинского был богатый репертуар — порядка 150 песен, авторы музыки и слов известны. Певец являлся обладателем авторских (как автор воспоминаний, композитор) и смежных исполнительских прав (исполнение и фонограмма песен, написанных не им), — объясняет юрист, представитель Ободзинских Елена Богатырёва. — По завещанию Ободзинский передал авторские права Есениной. Смежные права в завещании не указаны, а значит, не были переданы. Однако решением районного суда нотариуса обязали выдать свидетельство на наследство по завещанию на авторское право, включая смежные права. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» чётко разделяет эти два понятия. Исходя из этого закона, мы считаем, что авторские права принадлежат Есениной, и данного факта не оспариваем. К тому же нотариус указал Ободзинскому на различие в смежных и авторских правах. И о смежных правах он в завещании не написал ни слова. Раз эти права там не указаны, значит, они принадлежат сестрам Ободзинским как наследницам первой очереди.

По оценкам экспертов, смежные права приносят неплохую прибыль желающий исполнить ту или иную песню должен заплатить порядка 150 долларов. Платятся деньги и за предоставление права провести творческий вечер (100 долл. за песню), снять фильм, издать книгу и т. п. И зачастую прибыль эту получают не прямые родственники, а музы творцов.

Музыка

Профессиональную музыкальную карьеру певец начал в возрасте 17 лет. Первая группа в его творческой биографии была собрана из его однокурсников по училищу. Ребята играли на танцах хиты зарубежной поп-музыки.

Следующим музыкальным коллективом, в котором смог поработать юный Беликов, оказалась рок-группа «МЫ». Молодежь Красногорска была в восторге от этого проекта. Артиста заметили во время исполнения одного из номеров и предложили талантливому парню поработать в столице.

С 1974 года Александр стал выступать вместе с московской рок-группой «Аракс». Коллектив сотрудничал с Юрием Антоновым, Геннадием Гладковым, Александром Зацепиным. Музыканты также исполняли песни собственного сочинения.

К тому времени, когда Беликов появился в группе «Аракс», коллектив уже входил в труппу Театра имени Ленинского комсомола. За 6 лет работы с рок-музыкантами Сергей стал участником множества интересных проектов, познакомился с выдающимися композиторами и записал песни к нескольким кинофильмам.

Сергей Беликов — «Снится мне деревня»

В 1980 году Беликов перешел из группы в ВИА «Самоцветы». Причиной его ухода из успешного коллектива стал серьезный конфликт. В интервью газете «Московский Комсомолец» музыкант упомянул, что в «Араксе» он зарабатывал в месяц сумму, эквивалентную десяти среднестатистическим советским зарплатам.

Ансамбль «Самоцветы» стал для исполнителя ступенькой к сольной карьере. В этом коллективе он проявил себя не только как вокалист, но и как автор музыки. Через 3 года после начала сотрудничества с группой Сергей принял решение начать сольную карьеру. Беликов сотрудничал с Юрием Антоновым, Леонидом Дербеневым, Давидом Тухмановым, Александрой Пахмутовой. Его репертуар сложился из простых, но душевных песен, вызывающих живую реакцию аудитории.

Самой известной песней, которую исполнил музыкант в составе ВИА «Самоцветы», стала композиция «Все, что в жизни есть у меня». Прославиться в качестве сольного исполнителя Беликову помогла песня «Живи, родник, живи», написанная Вячеславом Добрыниным.

https://youtube.com/watch?v=SA5Ogq_i-xk

Сергей Беликов — «У беды глаза зеленые»

Затем была композиция «Снится мне деревня», предложенная Леонидом Дербеневым. Эта песня стала хитом. Певец так убедительно исполнял ее, что многие поклонники думали — артист родом из деревни.

Услышав материал в первый раз, музыкант хотел от него отказаться. Но Дербенев был уверен, что в исполнении Беликова это будет хит. Время показало, что Леонид Петрович оказался провидцем — композиция стала лауреатом «Песни года – 86».

Еще одним шлягером в исполнении Сергея Григорьевича стала композиция «У беды глаза зеленые», которая была записана в 1979 году для фильма «Опасные друзья». Мелодия и голос певца запомнилась зрителям.

В начале девяностых годов певец пережил тяжелые времена. По словам артиста, он не входил в окружение Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, требовал качественный звук на концертах и не попал во вновь формировавшийся рынок, где были другие правила, другие критерии.

Сергей Беликов — «Живи, родник, живи»

Централизованные концертные организации отказывались заниматься устройством выступлений исполнителя, популярность падала, люди начали забывать Беликова. В тот период певца спас футбол.

В 2000-х у публики появился интерес к песням 70–80-х, и артисты советской эпохи вновь стали выступать на «ностальгических» фестивалях: «Дискотека 80-х», «Легенды Ретро FM» и пр.

Второй виток популярности позволил исполнителю не только возобновить концерты, но и пополнить дискографию двумя пластинками: «Где-то меж правдой и истиной» (2000) и «Может, я останусь» (2005).

Летом 2016 года артиста пригласили с выступлениями в Суздаль, где с Беликовым произошел несчастный случай. Во время концерта уличная сцена под музыкантом провалилась, и он упал на булыжную мостовую. Свидетелями инцидента стали зрители и сын.

После падения на певца посыпались элементы конструкции помоста, на котором он выступал. К счастью, серьезных травм удалось избежать. Беликов потерял сознание, но быстро пришел в себя. Артист решил не отменять запланированный часовой концерт. Он исполнил все песни программы, несмотря на ушибы и боль.

В 2019 году музыкант выступал как с сольной программой, так в сборных концертах с Прохором Шаляпиным, «Параде звезд 80-х» и пр. В 2020-м из-за пандемии концерты временно прекратились.

Закат карьеры

Любовь к зарубежной музыке и постоянно поднимаемые вопросы о нищенских гонорарах не остались незамеченными власть имущими. Артиста обвинили в том, что он поет о любви и о родине, но не о любви к родине и партии. Также певцу было приписано желание эмигрировать, хотя он никогда не давал повода к такому подозрению. Тем не менее артиста отстранили от концертной деятельности по Советскому Союзу, забраковали уже подготовленные гастроли в США.

Валерий Ободзинский и жена Нелли с дочерью /

Это привело к тому, что во второй половине 80-х годов некогда один из ведущих эстрадных теноров работал сторожем на складе текстильной фабрики и имел серьезные проблемы с алкоголем. Только в 1994 году Валерий Ободзинский вернулся в студию звукозаписи и выпустил компакт-диск «Дни бегут» с песнями из репертуара Александра Вертинского и альбомы «Карнавал любви» и «Колдовские ночи», куда вошли хиты прошлых лет.

По словам Анны Есениной, последней избранницы певца, во многом помог музыканту в этом Леонид Дербенев. Поэт-песенник безвозмездно передал Ободзинскому права на несколько сочинений, в то время как новые музыкальные композиции уже стоили больших денег. Финансово помогала сама Анна Есенина, работавшая в то время с Борисом Рубашкиным, который платил ей высокий гонорар.

В сентябре 1994 года Валерий дал концерт в Москве, который имел оглушительный успех. После этого его песни ежегодно переиздавались, а сам исполнитель проехал по стране с выступлениями, на которых неизменно был аншлаг.

Смерть

Валерий Ободзинский, который ко второй половине 90-х годов излечился от наркомании и алкоголизма, наладил личную жизнь и начал следить за своим здоровьем. Тем неожиданней для близких и поклонников стала внезапная кончина 55-летнего певца 26 апреля 1997 года. Накануне он дал сольный концерт в Санкт-Петербурге, а по возвращении домой умер. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Похоронен исполнитель на Кунцевском кладбище в Москве.

В память о Валерии Ободзинском была заложена именная звезда на московской «Площади звезд», а в Одессе на доме, где он вырос, была повешена мемориальная доска. В 2015 году снят биографический сериал «Эти глаза напротив» о жизненном и творческом пути знаменитого артиста. Роль Ободзинского исполнил актер Алексей Барабаш.

Среди документальных свидетельств памяти музыканта — запись его похорон, которая была показана в 2020 году на телеканале «ТВ Центр» в программе «Прощание. Валерий Ободзинский».

Личная жизнь

Официально Валерий Ободзинский был женат только один раз. В молодости он познакомился с Нелли Кучкильдиной, которая и стала его законной супругой. В семье родились две дочери, Анжелика и Валерия Ободзинские, сохранились фото из семейных архивов с юными наследницами. Наталья и Валерий были вместе до середины 80-х, когда кризис в творческой биографии певца привел не только к потере сцены, но и разрушил семью.

Некоторое время он жил у давней приятельницы Светланы Силаевой, которая самостоятельно спасла Валерия Владимировича от алкогольной и наркотической зависимости. А затем на его горизонте появилась Анна Есенина, его давняя почитательница, которая стала гражданской женой Валерия.

Последняя любовь и муза Валерия Ободзинского

Ей Ободзинский обязан возвращением на сцену, так как Анна безустанно поддерживала мужа и заново раскручивала постаревшего певца, организовывая встречи с журналистами и ротацию его песен на радиостанциях.

Валерий Ободзинский и Анна Есенина /

Ободзинский хотел не только официально зарегистрировать отношения с Анной, но и обвенчаться. Пара планировала стать родителями. Ради этого певец прошел медицинское обследование, которое не показало проблем со здоровьем.

Самоучка с пляжа

В СССР 60-70-х Ободзинский был мегазвездой. По популярности с ним мог сравниться разве что Муслим Магомаев. Правда, за плечами у Магомаева было классическое музыкальное образование, а у Ободзинского — одесские пляжи.

Максимальный гонорар, который тогда можно было получить за выступление, равнялся 40 рублям. Ободзинский умудрялся в месяц зарабатывать по несколько тысяч рублей.

— Он работал на износ. И всё — живьём, — рассказывает Анжела Ободзинская. — Выходил со сцены весь мокрый. Переодевался, дома ложился отдохнуть, а вечером – Я снова на концерт. Днём обязательно спал, сидел на диетах, потому что считал, что артист не должен распускать себя. Когда приближалось время выступления, уходил к себе в комнату, медитировал…

— Мы всегда жили хорошо, даже в советские времена, — вспоминает Валерия, младшая дочь. — Мы его ждали, скучали, а он всё время привозил подарки. Он вообще любил всё выбирать и покупать сам — вплоть до ложек и вилок. Обожал дарить маме кольца, драгоценности.

Как-то маме пришлось уехать с гастролей на несколько дней раньше. Все свои украшения, папины именные часы она сложила в один чемодан -чтобы легче было следить. Именно этот чемодан у неё и украли — видимо, утянул кто-то из своих. Уже из дома она в слезах позвонила папе: «Унесли всё! Подчистую!» А он в ответ: «Успокойся, пойди в магазин и купи себе новое кольцо!»

Сорвался через 15 лет

ЕГО мучила совсем другая болезнь — гораздо страшнее звёздной. Алкоголизм.

— Пить он начал рано — совсем молодым, — говорит Анжела. — И маме, ещё когда они познакомились, сразу же об этом рассказал. Они встретились в Иркутске — мама (первая жена Валерия Ободзинского Нелли Кучкильдина. — Прим. ред.) там жила, а папа приехал с гастролями. Он заметил её в зале, после концерта сам подошёл, представился… Ей было 18 лет. Папа говорил, что у него серьёзная проблема, что он алкоголик… Но маму, молоденькую девочку, это не испугало. Наоборот, он казался ей таким взрослым, опытным. Артист! Столько в жизни повидал! Да ещё так страдает.

Папа прекрасно понимал свою проблему и держался почти 15 лет. Он даже курить практически бросил. Аутотренингом занимался, искал ещё какие-то способы — только бы не возвращаться к этой заразе. Но как-то он простудился, и ему прописали лекарство от кашля. Он его попринимал, а потом как-то заметил: «Какое странное ощущение! Оказывается, никакого алкоголя не надо. Выпил лекарство — и так хорошо себя чувствую!» Тогда про зависимость от лекарственных препаратов не говорили… А папа постепенно стал привыкать к этим таблеткам…

Ему становилось всё хуже. Он понимал, что пора лечиться. Ему нашли хорошего нарколога, который из врача превратился в друга. Папа очень ему доверял. Но однажды приехал на очередной приём и узнал, что доктор попал в аварию и погиб. Вот тут отец и сорвался…

Он не пьянствовал беспробудно -мог пить месяца два-три, а потом несколько лет вообще не брать спиртного в рот. Но срывы случались всё чаще. Да и на эстраде начались проблемы. Партийное начальство Ободзинского недолюбливало — за его репертуар, в котором он смешивал и «одобренных» композиторов, и западный шансон, за его «несоветскую» манеру исполнения. А Ободзинский не хотел и не рвался угождать боссам.

В конце 70-х жизнь Ободзинского пошла вразнос. Выступал всё реже — говорил, что ему неинтересно, что он достиг потолка. А пил всё чаще. В конце концов устроился сторожем — охранял склад стройматериалов. В это время он и сошёлся с Анной Есениной. Таких называют «профессиональная фанатка». Она не пропускала ни одного концерта Ободзинского, всегда дарила цветы. Она и разыскала Ободзинского на этих заброшенных складах, забрала «из сторожей», попыталась вернуть на сцену, помогла записать диск… Он снова начал работать — благо на голосе все эти срывы не отразились. Записал диск с песнями Вертинского, потом — свои. Но всё это время он снова и снова срывался. В конце концов сердце не выдержало…

История создания песни «Эти глаза напротив»

Позже Татьяна Тухманова (Татьяна Сашко – ее сценический псевдоним) рассказывала, что потратила на написание стихотворения «Эти глаза напротив» более недели. Достаточно долго Давидом Тухмановым писалась и музыка. Еще дольше – партитура для оркестра. Потом – ожидание очереди для звукозаписи для радио.

Тухманова с улыбкой прокомментировала утверждение о том, что Валерий Ободзинский участвовал в создании песни:

Так что песня «Эти глаза напротив» стала плодом творческого сотрудничества семейного дуэта Тухмановых, но популярность ей обеспечил именно Валерий Ободзинский.

Запись и исполнители песни

Ни препятствия, ни запреты, которые действовали на ТВ и радио, не помешали Валерию Ободзинскому и Давиду Тухманову записать на пластинку новую песню «Эти глаза напротив». На протяжении 1970 года ее четыре раза включили в разные пластинки. Кроме того, она часто звучала на радио. В 1973 году песня вышла еще на одной пластинке.

В 1974 году, после выступления Ободзинского в Москве Никита Богословский написал в «Советской культуре» рецензию с такими словами:

Надо ли говорить, что критик глубоко ошибся, поскольку песня не теряет популярности, пережив исполнителя на несколько десятилетий.

Добавим, что позже ее пели Эмиль Горовец, Алла Иошпе и Стахан Рахимов,  Яак Йоала (на эстонском языке), Алексей Чумаков, Филипп Киркоров, Витас, Марк Тишман и Нонна Гришаева, Методие Бужор, Игорь Наджиев и другие.

Краткая биография Валерия Ободзинского

Самородок из Одессы, обладая уникальным тембром голоса, не умел приспосабливаться к условиям жизни в обществе, которое жило под диктовку партии. Он пел о любви, не приемля вмешательства идеологии в творчество. Из-за этого его травили чиновники.

Артист работал в Томске, Костроме, в ансамбле «Юность, мечта и песня», знаменитом оркестре Олега Лундстрема. После записи «Восточной песни» он стал известен всей стране, однако в «Голубой огонек» не попал. Причина: разногласия с цензурой, которая узрела в словах «В каждой точке только точки после буквы “Л”» намек на Ленина.

1967 год был ознаменован его приглашением в Донецкую филармонию, на тот момент одной из крупнейших в Союзе. Через год Валерий Ободзинский все же попал на «Голубой огонек», где исполнил «Дремлет море в ночи». Но его визитной карточкой стала песня «Эти глаза напротив».

Однако мощных вокальных данных было мало, чтобы достичь высот, которых он заслуживал. Его преследовали разгромные рецензии, запреты, зависть. Небезызвестная министр культуры Екатерина Фурцева также «помогла»: на протяжении 1971-1973 годов он не выпустил ни одной пластинки.

Всё вместе способствовало годичному запрету на выступления в РСФСР. Валерий Ободзинский тогда сказал:

Далее последовали запои, ведущие к срывам концертов. Он даже находился в психиатрической лечебнице. Семья не выдержала его пьянок. Работал сторожем, жил в сарае, поскольку квартиру оставил жене. Он вспоминал:

В 1997 году Валерия Ободзинского не стало. Сердце нагрузок не выдержало, но его голос с уникальным тембром продолжает радовать многочисленных поклонников. Живет и песня «Эти глаза напротив», о которой пойдет речь далее.

Текст песни «Эти глаза напротив» Валерий Ободзинский

Эти глаза напротив — калейдоскоп огней. Эти глаза напротив ярче и все теплей. Эти глаза напротив чайного цвета. Эти глаза напротив — что это, что это?

Пусть я впадаю, пусть, В сентиментальность и грусть. Воли моей супротив, Эти глаза напротив.

Припев: Вот и свела судьба, вот и свела судьба, Вот и свела судьба нас. Только не подведи, только не подведи, Только не отведи глаз.

Эти глаза напротив — пусть пробегут года. Эти глаза напротив — сразу и навсегда. Эти глаза напротив — и больше нет разлук. Эти глаза напротив — мой молчаливый друг.

Пусть я впадаю, пусть, В сентиментальность и грусть. Воли моей супротив, Эти глаза напротив.

Припев

Пусть я не знаю, пусть, Радость найду или грусть. Мой неотступный мотив — Эти глаза напротив.

Припев – 2 раза

Начало творческой карьеры. Рок-группа «Аракс»

В Красногорске 17-летний студент собрал любительскую рок-группу «Мы», которая выступала в городском парке и вскоре стала популярной. Танцверанда, вмещавшая 800 человек, полностью заполнялась молодёжью, желавшей услышать юного певца и его музыкантов. А вокруг танцевальной площадки собирались родители с детьми и старики. Однажды в 1972 г., услышав игру артистов, к ним подошёл вратарь хоккейной сборной Владислав Третьяк и пригласил их выступить на его свадьбе.

В 1974 г. на выступлении в поселковом Доме культуры, где собрались студенты в период сбора картофеля, юного вокалиста и бас-гитариста заметил Александр Клевицкий – в будущем известный дирижёр, композитор и продюсер. Он сообщил Беликову, что Московскому театру им. Ленинского комсомола требуются музыканты для постановок Марка Захарова. Вскоре певец оставил коллектив «Мы» и вступил в столичную рок-группу «Аракс», работавшую при Ленкоме и набиравшую популярность.

В её составе Сергей Беликов участвовал в музыкальных спектаклях Марка Захарова: в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Автоград XXI», «Тиль» по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Де Костера. Для создания своих песен известная группа сотрудничала с выдающимися авторами: Александром Зацепиным, Юрием Антоновым и другими видными композиторами. Также участники коллектива сочиняли песни сами.

В 1976 г. барабанщик Владимир Полонский, лично знавший артиста, порекомендовал его кандидатуру Юрию Маликову – руководителю популярного вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Вскоре Беликова утвердили в его состав. Уйдя из клубного коллектива «Аракс» в группу, выступавшую на стадионах и в спорткомплексе «Олимпийский», артист окунулся совсем в иную жизнь. Но он не терял связи с прежними друзьями, и уже через год они уговорили его вернуться в «Аракс».

В тот период группа достигла пика популярности. Музыканты активно гастролировали по городам Советского Союза, уже не выступая в Домах культуры, а собирая целые стадионы зрителей. Беликова не раз признавали лучшим певцом года. Его месячный заработок составлял сумму, которую среднестатистический гражданин СССР получал за 10 месяцев. В 1980 г. певец в составе группы исполнял хиты Ю. Антонова «Мечта сбывается», «Золотая лестница», «Двадцать лет спустя», «Зеркало».

В финале программ, когда коллектив выходил на поклон, публика в восторге кричала: «Бе-ли-ков! Бе-ли-ков!»

Повышенное внимание зрителей к вокалисту возмущало музыкантов: «А мы что – аккомпанирующий состав Беликову?». То, что люди воспринимают солиста главным в группе, не принимал ни один из её участников, считая, что все члены «Аракса» – единый коллектив. Разногласия побуждали музыкантов покидать группу

В 1980 г. из неё ушёл и Беликов. В 1982 г. «Аракс» распался

Разногласия побуждали музыкантов покидать группу. В 1980 г. из неё ушёл и Беликов. В 1982 г. «Аракс» распался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: