автор песни и романса “жаворонок”?
ЖАВОРОНОК Музыка Михаила Глинки Слова Нестора Кукольника Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей, Где поет так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несет, А кому – не знает.. . Та, кому она, поймет, От кого – узнает! Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой: Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой. 1840, слова и музыка <a rel=”nofollow” href=”http://a-pesni.golosa.info/romans/glinka/zavoronok.htm” target=”_blank”>http://a-pesni.golosa.info/romans/glinka/zavoronok.htm</a> <a rel=”nofollow” href=”http://romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=43&item=9&sort=h2&pagenum=0″ target=”_blank”>http://romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=43&item=9&sort=h2&pagenum=0</a>
ЖАВОРОНОК Музыка Михаила Глинки Слова Нестора Кукольника Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей, Где поет так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несет, А кому – не знает.. . Та, кому она, поймет, От кого – узнает! Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой: Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой. <a rel=”nofollow” href=”http://www.a-pesni.golosa.info/romans/glinka/zavoronok.htm” target=”_blank”>http://www.a-pesni.golosa.info/romans/glinka/zavoronok.htm</a>
«Итальянская песенка»
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
«Неаполитанская песенка»
В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
«Старинная французская песенка»
В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.
«Немецкая песенка»
В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.
Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное
IV. Романс «Жаворонок» – повторение — Студопедия.Нет
Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть вокальная музыка, посвященная родной природе. Вам знаком его романс «Жаворонок». У Глинки был талант сочинять музыку, которую трудно отличить от народной. Сначала даже может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ, — так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные. Вот и мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся, словно народный напев.
(Прослушивание романса М.И. Глинки «Жаворонок».)
— В каком музыкальном ладу начинается романс? (В миноре.)
— Меняется ли музыкальный лад в середине романса? (Да, минор сменяется мажором.)
— Что передает музыкальное сопровождение романса? (Чириканье маленькой птички, которая то пролетает совсем низко над землей, то вновь поднимается ввысь.)
— Какое настроение остается после прослушивания романса? (Радостное от прихода весны, но в то же время немного грустное?)
Жаворонок – первая весенняя птичка, ее прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека оттого, что наконец пришло время проститься с зимой и встретить весну.
— Какими словами А.С. Пушкина можно передать это сочетание необычного весеннего настроения — радости и легкой грусти? («Печаль моя светла».)
Видите, таланту композитора М.И. Глинки были подвластны разные человеческие чувства — тоска по родине, радость от встречи с весной. И эти лирические переживания перекликаются с музыкальными пейзажами.
— Какие произведения М.И. Глинки вы сейчас прослушали?
— Какое произведение было вокальным, а какое — инструментальным?
— Для какого инструмента создан ноктюрн «Разлука»?
— Как переводится слово «ноктюрн»?
V. Разучивание песни
Сегодняшний урок посвящен музыке весны. Поэтому и новая песня, которую вы начнете разучивать, также будет рассказывать о весне. Она называется «Здравствуй, детство!», музыку к ней написал композитор Игорь Космачев. И звучит она в веселом мультфильме «Чучело-мяучело». Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора.
— Сколько частей было в песне? (Две — запев и припев.)
— Какая музыкальная форма у этой песни? (Двухчастная.) (Педагог знакомит учащихся с 1-м куплетом песни «Здравствуй, детство!», композитор — И. Космачев, слова М. Яснова.)
Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки, разбегаются дорожки,
Громко хлопая в ладошки, запели звонко дети. (Проводится повторение текста всем классом, по рядам и индивидуально, педагог показывает мелодию запева, школьники ее разучивают и исполняют.)
— Какую особенность в мелодии вы заметили? (Сначала мелодия плавная, медленная, начинается растянутыми, длинными звуками, а потом появляются быстрые звуки, убыстряющийся темп, большие скачки в мелодии; создается впечатление, будто город в действительности сначала медленно просыпается, а потом вдруг оживает.)
А еще запев начинается в миноре, к концу переходит в мажорный лад. Поэтому припев начинается почти со скороговорки, весело и радостно.
(Разучивание припева.)
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, утро! (Исполнение припева отдельно и вместе с запевом.)
— О чем поется в 1-м куплете песни «Здравствуй, детство!»? (О наступлении утра, о радости детей, о том, как просыпается город.)
— Меняются ли штрихи при исполнении запева и припева?
— Каким штрихом – легато или нон легато — вы начнете исполнять запев? (Легато.)
— А какой штрих нужен для исполнения припева? (Легато или стаккато.)
Во 2-м куплете будет говориться о восходе солнца. И в связи с этим немного изменятся слова припева. (Разучивается 2-й куплет и припев.)
Город улыбается, улыбается,
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на Солнечных качелях
Прокатиться захотели,
Прямо в небо полетели —
Вперед, навстречу солнцу!
Припев:
Раз, два,солнце!Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, солнце! (Проводится отдельное исполнение 2-го куплета, а потом соединение с запевом и припевом 1-го куплета.) Построчная гармонизация 1-го куплета.
1. Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки,
Разбегаются дорожки,
Громко хлопая в ладошки,
Запели звонко дети.
Припев:
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй,утро!
Чайковский. Времена года. Март – Песня жаворонка
ВРЕМЕНА ГОДА
Март. Песня жаворонка
Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны…(А. Н. Майков)
Жаворонок – полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Её пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами.
Эпиграфом служит первая строфа стихотворения Майкова, никак не озаглавленного и идентифицируемого по первой строке. Всего в стихотворении три строфы. Мы приводим здесь вторую и третью:
…Взор мой тонет в блеске полдня… Не видать певцов за светом… Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются Голоса их, я не знаю… Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю.
Русскую природу и мартовское настроение замечательно запечатлел И. Левитан на своей картине, которая так и называется «Март» (1893).
У Чайковского есть две пьесы, имитирующие пение жаворонка. Кроме данной, пьеса с таким же названием имеется в «Детском альбоме», и трудно удержаться от соблазна сопоставить их. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым, радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется налет грусти. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету — тема, весьма распространенная в музыке всех эпох. Достаточно назвать «Жаворонка» М. Глинки, «Соловья» А. Алябьева, «Весну» из цикла концертов «Времена года» А. Вивальди, «Перекликание птиц» Ж. Ф. Рамо, изображение кукушек — от Л. Дакена до «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, голос Птички во II действии оперы Р. Вагнера «Зигфрид»… Примеры можно приводить до бесконечности.
Иначе обстоит дело в пьесе из «Времен года»: здесь композитор передает настроение человека, погруженного в созерцание природы. Звукоизобразительные элементы играют второстепенную роль.
Музыка пьес двух весенних месяцев «Времен года» — марта и апреля («Подснежник») — наполнена светлым лирическим чувством. Чайковский передает настроение ожидания весны. Мы заражаемся его радостным и трепетным волнением, стремлением к солнцу, надеждой на счастье, упоением пробуждающейся природой, необычайным воодушевлением и подъемом духа, которые в композиторе всегда вызывал приход весны: «…какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!».
Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем — на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ.
Как и все остальные пьесы этого цикла, «Песнь жаворонка» написана в трехчастной форме. После настроения грусти, покоя первой части контраст оживленностью музыки вносит средняя часть. Мы это не только слышим в звучании пьесы, но и видим в нотах — композитор дает пояснение: un pochettino pi? mosso (как обычно, по-итальянски — чуточку живее). Мелодическая линия смело взлетает вверх, напоминая порывистый полет птиц. В мелодии появляются форшлаги, мотивы и ритмы, напоминающие птичье щебетание, ритм становится прихотливее (появляются синкопы, еще более мелкие длительности).
В третьей части пьесы (репризе) возвращается более спокойное состояние, движение замедляется. Уже от исполнителя зависит интерпретация: наделить ли эту часть неким новым содержанием или преподнести музыкальный материал как повторение, хотя мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В конце пьесы более весомо утверждается основная тональность, соль минор: в басу дольше удерживается тоника (соль).
При обсуждении следующей – апрельской – пьесы цикла мы еще вернемся к вопросу соответствия эпиграфов календарю и состоянию природы на широте средней полосы России.
Текст Александра МайкапараПо материалам журнала «Искусство»
На постере: Дмитрий Кустанович. Сияние весны (2008)
«Русская песня»
К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».
Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».
В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.
«Мужик на гармошке играет»
В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.
«Камаринская»
«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.
До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед
«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.
«Возвращение домой».
«Нянина сказка»
Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.
«Баба Яга»
Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»
«Сладкая грёза»
Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»
Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».
«Песня жаворонка»
Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.
«Шарманщик поет»
Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.
«В церкви»
Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.
Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.
Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.