Что такое оперетта?

Презентация на тему: "вопросы по теме «оперетта» «оперетта особенности драматургии. понятие жанра оперетты. история возникновения жанра. значение термина «оперетта». отличие.". скачать бесплатно и без регистрации.

Оперетта на английском языке

H.M.S. Сарафан

Влияние Оффенбаха достигло Англии к 1860-м годам. Артур Салливан дуэта Гилберта и Салливана, сочинившего Кокс и бокс (1866) как прямая реакция на книгу Оффенбаха. Les deux aveugles (1855).Гилберт и Салливан укрепили формат в Англии своим долгим сотрудничеством во время Викторианская эпоха. С В. С. Гилберт написав либретти, и Салливан сочинил музыку, пара выпустила 14 комических опер, которые позже были названы Савойские оперы. Большинство из них были чрезвычайно популярны в Великобритании, США и других странах. Салливан и Гилберт и их продюсер Ричард Д’Ойли Карт сами называют свои совместные работы комические оперы чтобы отличить эту семейную кухню от рискованных французских оперетт 1850-х и 1860-х годов. Их работы, такие как H.M.S. Сарафан, Пираты Пензанса и Микадо, продолжайте получать удовольствие от регулярных выступлений во всем англоязычном мире. Хотя многие из этих опер кажутся очень беззаботными, такие произведения, как Микадо делали политические комментарии о британском правительстве и вооруженных силах, причем одной из основных тем была смертная казнь, которая все еще широко использовалась в то время

Английская оперетта продолжалась до 1890-х годов с произведениями таких композиторов, как Эдвард Герман, Иван Кэрилл и Сидни Джонс. Они быстро превратились в более легкие песенно-танцевальные произведения, известные как Эдвардианская музыкальная комедия. Начиная с 1907 г., с Веселая вдова многие венские оперетты были очень удачно адаптированы для английской сцены. Чтобы объяснить это явление, Дерек Скотт пишет:

Международное признание оперетты напрямую связано с развитием как Уэст-Энд в Лондоне и на Бродвее в Нью-Йорке. Американская публика впервые познакомилась с опереттой через произведения Гилберта и Салливана. H.M.S. Сарафан в 1878 г.. Включены композиторы американской оперетты Виктор Герберт, чьи произведения в начале 20 века находились под влиянием как Венской оперетты, так и Гилберта и Салливана. За ним последовал Зигмунд Ромберг и Рудольф Фримл. Тем не менее к концу Первой мировой войны американская оперетта в значительной степени уступила место мюзиклы, такой как Театр принцесс мюзиклы и ревю, а затем мюзиклы Роджерс и Харт, Коул Портер, Ирвинг Берлин и другие. Еще одна известная оперетта на английском языке — Кандид к Леонард Бернстайн. Ее разрекламировали как «комическую оперетту». Партитура Кандида в некотором роде была типичной для заявленного жанра с некоторыми вальсами, но Бернштейн добавил шоттише, гавот и другие танцы, а также вошел в оперный театр с арией «Блеск и веселье».

Что с опереттой в Италии?

Удивительно, но Италия, которая является родиной оперы, не была заинтересована в развитии оперетты. Конечно, итальянцы с удовольствием смотрели венские и другие оперетты. В 1907 году в Милане прошла «Веселая вдова» Легара. И такая музыка не могла не оказывать влияние на композиторов-современников. Многим известна опера «Ласточка» (в основном по арии главной героини), которую Джакомо Пуччини сочинял в духе венской оперетты. Другой композитор-верист Руджеро Леонкавалло (автор «Паяцев») написал аж 9 оперетт, имевших успех в свое время, но потом позабывшихся. Пьетро Масканьи тоже попробовал силы в этом жанре, сочинив оперетту «Да» (“Sì”) про красавицу-актрису театра «Фоли-Бержер» по прозвищу Да, которая никому не могла сказать «Нет» … Из менее известных у нас композиторов оперетты сочиняли так же Энрико Тозелли и Джузеппе Пьетри. Но поскольку все итальянские оперетты несравненно менее популярны, чем венские или английские, мы можем сделать вывод, что Италия осталась верна опере.

Советская оперетта

В начале XX века в России популярность зарубежных оперетт не ослабевала. Постановки осуществляли известные режиссеры: Владимир Иванович Немирович-Данченко и Александр Яковлевич Таиров. Популярность жанра позволила открыть театры музыкальной комедии в Хабаровске, Москве и Ленинграде, а затем и во многих других городах. Но власть поставила задачу создать национальную оперетту с новыми героями и новым содержанием.

Эту задачу успешно решили два композитора: Николай Стрельников и Исаак Дунаевский. Их по праву называют основоположниками русской оперетты. Самое известное произведение Стрельникова «Холопка» (1929) была попыткой переделки кальмановской «Принцессы цирка». В итоге получилось очень яркое сочинение с интонациями русской песни и бытового романса, не сходящее со сцены по сей день.

Советский фильм «Крепостная актриса» (1963) был снят по оперетте Стрельникова «Холопка».

Но если Стрельников в целом ориентировался на венскую школу, Дунаевский совершил революцию жанра. Его сочинения ближе к русскому варианту американских мюзиклов с соответствующей идеологией того времени. Это прежде всего оперетты «Соломенная шляпка» (1927), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955), а так же музыка к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и другие, которые по сути являются фильмами-опереттами.

Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер»:

Говоря о советской довоенной оперетте нельзя не упомянуть «Свадьбу в Малиновке» (1937) Бориса Александрова. Она долго шла на советской сцене и заслужила любовь не одного поколения зрителей.

В послевоенный период появились оперетты таких композиторов, как Юрий Милютин («Трембита», «Поцелуй Чаниты»), Константин Листов («Севастопольский вальс»), Тихон Хренников («Сто чертей и одна девушка»), Георгий Свиридов («Огоньки»), Дмитрий Шостакович («Москва, Черёмушки») и многих других.

Оперетты полюбились публике не только из-за чудесной музыки, но и благодаря артистам оперетты. Вспомните такие имена: Гликерия Богданова-Чеснокова, Зоя Виноградова, Герард Васильев, Георг Отс, Григорий Ярон, Татьяна Шмыга, Михаил Ростовцев, Виктор Сытник.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Оперетта с итальянского переводитсякак «маленькая опера» — это жанр музыкального

театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки.Особенности

жанра:оперетты пишутся на комический сюжет;музыкальные номера в них короче оперных;музыка оперетты носит лёгкий, и популярный характер, однако следует традициям академической музыки.в представлении задействованы артисты хора и балета, музыканты и актёры.

Слайд 45 июля 1855 года – официальный день рождения оперетты. В

этот день Жак Оффенбахоткрыл свой маленький театр во Франции наЕлисейский

полях – «БУФФ-ПАРИЗЬЕН».

Жак Оффенбах 1819-1880 г.г.Жак Оффенбах вошёл в историю как основатель оперетты, став первым настоящимклассиком этого жанра

Слайд 6Знаковая фигура в истории оперетты ХХ столетия – композитор Франц

Легар. Его оперетты не уступают лучшим образцам мирового оперного искусства.Его

главный шедевр «Весёлая

вдова» -одна из самых известныхопереттво всём мире.Франц Легар 1870-1948 г.г.

Слайд 7История оперетты в нашей стране берёт отсчёт в 1859 году.Тогда

французская труппа в Михайловском театре представила оперетту«Орфей в аду» Жака

Оффенбаха.Далее отечественныетеатры занялись

Вера Комиссаржевская1864-1910 г.г.

постановками опереттВ них участвовали

такие великие актёры как Вера Комиссаржевская иКонстантин Станиславский.

Константин Станиславский 1863-1938 г.г.

Слайд 8Расцвет жанра оперетты в России приходится на Советский период.Его основателями

года музыкальный руководитель иглавный дирижер Мюзик-холла

Николай Стрельников 1888-1939 г.г.Композитор, музыкальный критик, дирижёр

Слайд 9Оперетта периода расцвета жанрав Россиив себесовместилаклассическойвеяниямивенскойновоготрадиции школы с времени.И.Дунаевский включает массовую песню в

на военно- патриотическую тему«Табачный капитан» В. Щербачёва (1942 г.)«Раскинулось море

широко»Л.Круца, Н.Минха и В.Витлина (1942 г., переработкаГ.Свиридова — 1943 г.)

Слайд 11В нашем городе Омске долгие годы Омский музыкальный театр справедливо

оперетты.Спектакли «Особое задание» и«Василий Тёркин» впервые увидели свет на сцене музкомедии и получилисвоеобразную«путёвку в жизнь»

Лёгкость музыки и светаЯ люблю тебя за это Разбитная кутерьма.

Оперетта… оперетта.. Где Марица и Одетта, И канкан кордебалета Сводят юношей с ума.

Здесь забавы и проказы. Предложенья и отказы. Здесь алмазов ярче стразы.

Граф Орловский, свет вбокале,Фраки, маски и вуали,И ковром лежат в финале Лепестки у ног от роз.

Не навязчивость либретто.

Здесь всё в шутку и всерьёз, Страсти нищего поэта,

И фиалковым рассветомВесь Монмартр упоён.Оперетта.. оперетта..Лёгкий флёр мечты и света. Я тебя люблю за этоЯркий, дивный, чудный сон.

Сергей Лапшин

Оперетта на французском языке

Происхождение

Оперетта была впервые создана в Париже, Франция, в середине 19 века, чтобы удовлетворить потребность в коротких легких произведениях в отличие от полнометражных развлечений все более серьезных. комическая опера. К этому времени «комическая» часть названия жанра стала вводить в заблуждение: Жорж Бизе с Кармен (1875 г.) является примером комическая опера с трагическим сюжетом. Определение «комик» означало нечто более близкое к «гуманистическому», предназначенное для изображения «реальной жизни» более реалистичным образом, представляя трагедию и комедию рядом друг с другом, как Шекспир сделал столетия назад. С этим новым смыслом комическая опера доминировал на французской оперной сцене после упадка Tragédie Lyrique. Истоки французской оперетты начались, когда комические актеры исполняли танцы и песни перед толпами людей на ярмарках на сценах под открытым небом. В начале XVIII века эти артисты стали исполнять шуточные пародии на известные оперы. Эти постановки сформировали оперетту как жанр казуальной музыки, возникший из комическая опера возвращаясь к более простой форме музыки. Многие ученые спорили о том, какого композитора следует считать изобретателем оперетты; Жак Оффенбах или же Эрве. Делается вывод, что Эрве завершил фундамент, а Оффенбах усовершенствовал и развил эту форму искусства до концепции оперетты, какой мы ее знаем сегодня. Поэтому «Оффенбаха считают отцом французской оперетты, как и Эрве».

Известные композиторы

Афиша возрождения Orphée aux enfers

Эрве был певцом, композитором, либреттистом, дирижером и художником-постановщиком. В 1842 году он написал одно действие. Opérette, L’Ours et le pachaна основе популярных водевиль к Эжен Скриб и X. B. Saintine. В 1848 году Эрве впервые появился на парижской сцене. Дон Кихот и Санчо Панса (после Сервантес ), который можно считать отправной точкой новой традиции французского музыкального театра. Самые известные работы Эрве — это Гуно пародия Le petit Faust (1869) и Мам’зель Нитуш (1883).

Жак Оффенбах несет наибольшую ответственность за развитие и популяризацию оперетты, которую также называют оперы буфф или же оперетты— придавая ему огромную популярность в Вторая Империя и потом. В 1849 году Оффенбах получил разрешение на открытие Театра парижских буфетов, театральной труппы, предлагавшей программы из двух или трех сатирических одноактных скетчей. Компания была настолько успешной, что позволила растянуть эти скетчи на вечер. Однако постановки Оффенбаха были ограничены префектурой Парижа, которая указала тип разрешенного представления: «пантомимы с участием не более пяти исполнителей, одноактные комические музыкальные диалоги для двух-трех актеров и танцевальные номера, не более более пяти танцоров; хоры были строго запрещены ». Эти правила определили то, что стало называться опереттой: «небольшое простое оперное произведение, не имевшее трагических последствий и предназначенное для развлечения публики». Два других французских композитора, Роберт Планкетт и Чарльз Лекок, последовал модели Оффенбаха и написал оперетты Les Cloches de Corneville (Колокола Нормандии) и La Fille de Madame Angot (Дочь мадам Анго). Две оперетты считались большим хитом.

Политические ограничения, наложенные на Оффенбаха и парижского театра, были постепенно сняты, и оперетта приобрела широкую популярность. Самые ранние одноактные пьесы Оффенбаха включали Les deux aveugles, Le violoneux и Ба-та-клан (весь 1855 год) преуспел, его первая полнометражная оперетта, Orphée aux enfers (1858 г.), был безусловно самым успешным. Она стала первой репертуарной опереттой и ставилась сотни раз по всей Европе и за ее пределами. Наследие Оффенбаха прослеживается в опереттах конца XIX века и в последующий период, поощряя Штраус Младший принести жанр в Австро-Венгрию. Оффенбах также побывал в США и Англии, обучая музыкантов более чем 100 опереттам, которые он написал при жизни. Это международное путешествие привело к появлению сильных национальных школ в обеих странах. Однако к 1870-м годам популярность Оффенбаха снизилась. Публика больше интересовалась романтическими опереттами, показавшими «изящество и изысканность» позднего романтизма. Это включало Месседжер оперетта Вероник и Луи Ганн с Les Saltimbanques. В 20-м веке французская оперетта стала еще более непривлекательной, поскольку международная публика обратилась к англо-американским и венским опереттам, которые продолжали развивать эту форму искусства в эпоху позднего романтизма.

История

Оперетта стала признанным музыкальным жанром примерно в 1850 году в Париже. В 1870 году центр оперетты переместился в Вену, когда Париж пал перед пруссаками. Форма оперетты продолжала развиваться через Первая мировая война.

Есть некоторые общие черты среди оперетт, которые процветали с середины 1850-х до начала 1900-х годов, начиная с французской Опера-Буфф. Они содержат разговорные диалоги, перемежающиеся между музыкальными номерами, и часто главные персонажи, а также хор, призваны танцевать, хотя музыка в значительной степени заимствована из оперных стилей 19 века с упором на певучие мелодии. Оперетта ХХ века более сложна и достигла своего расцвета в Австрии и Германии.

Оперетта — предшественник современного музыкальный театр или «мюзикл». В первые десятилетия 20-го века оперетта продолжала существовать наряду с более новыми мюзиклами, каждый из которых влиял на другой. Отличительные черты оперетты — в произведениях музыкального театра России. Джером Керн, Ричард Роджерс и Стивен Сондхейм.

Водевиль – замена оперетты?

Говорить о русской оперетте до начала XX века не приходится. У нас в развлекательных целях был распространен водевиль – развлекательная пьеса к куплетными песнями и танцами. Чаще всего переводили французские водевили, подстраивая сюжеты под русскую действительность, хотя сочиняли и свои. С появлением французских оперетт на русских подмостках, водевили отошли на второй план, так как ни по текстам песен, ни по сюжетам не могли соревноваться с опереттой.

Старый сад «Эрмитаж» Лентовского

В московском летнем саду «Эрмитаж» режиссером Михаилом Лентовским был организован театр антрепризы для показа зарубежных оперетт. Они отличались богатым оформлением, высоко профессиональным исполнением, и имели успех у публики. Кстати, среди зрителей был молодой Константин Сергеевич Станиславский. Оперетта в саду «Эрмитаж» сыграла немалую роль в его увлечении театром.

Что такое оперетта

Само слово «оперетта» с итальянского — уменьшительное от «опера». Она представляет собой музыкально-театральный жанр, соединяющий слово, музыку, сценическое действие и хореографию. Похожие черты присущи и предшественникам оперетты: ранним комическим операм, немецким зингшпилям, испанским сарсуэлам, итальянской комедии масок и даже ярмарочному театру.

Тематика оперетты в целом легче, чем у оперы. Чаще всего это комические, даже фарсовые сюжеты, местами сатирические, что называется, на злобу дня. Конечно, здесь много романтики, и как правило в конце зрителей ждет «хэппи энд». В центре внимания тенор и сопрано (хотя вместо тенора часто поет баритон), как главная любовная пара. Обычно есть и второстепенная пара, комичная, для контраста с главной. Вокруг этих двух пар, а также остальных второстепенных персонажей и будет развиваться история.

В оперетте есть хоры, под номера которых на сцене танцует кордебалет. Кроме того, часть либретто здесь не поется. Прежде чем переходить от одного музыкального номера к другому, певцам даны разговорные диалоги, которые продвигают сюжет вперёд. Иногда их сопровождают тихие мелодии, словно фон. Сольные номера — это легко запоминающиеся песни или арии. Не менее важны и любовные дуэты обеих пар, а также трио, квартеты и другие ансамблевые номера.

Оперетта на итальянском языке

Оперетта была первым импортным вокальным жанром в Италии. С 1860-х годов французские и венские композиторы, такие как Offenbach, Эрве, Suppé, Штраус-младший и Lehár значительно повлияли на оперные традиции Италии. Широкая популярность зарубежной оперетты в Италии достигла своего апогея на рубеже веков. В частности, успех La vedova allegra, премьера которого состоялась в Милане в 1907 году. Итальянские композиторы оперетты стремились расширить определение «оперетты» больше, чем другие нации, чтобы соответствовать красоте итальянского романтического стиля оперы. Примером может быть Джакомо Пуччини, развивавший свои работы в реалистическом веризимо стиля, сочинял «оперетты в трех действиях». Среди других известных композиторов итальянской оперетты Винченцо Валенте, Руджеро Леонкавалло, Паскуале Марио Коста, Пьетро Масканьи, Карло Ломбардо, Энрико Тозелли, Вирджилио Ранзато и Джузеппе Пьетри.

Прием и полемика

Публика оперетты 1860-1870-х годов описывается как шумная и шумная. Оперетта считалась одним из главных споров об итальянской музыке и ее культуре между 1860-ми и 1920-ми годами. В тот период в Италии царил сильный националистический оттенок, стремящийся объединить свою национальную идентичность. Признавая оперетту иностранным жанром, оперетта воспринималась как форма искусства, которая загрязнила бы итальянскую оперу или незаконно подорвала бы ее первенство на сцене. Только в начале двадцатого века итальянские композиторы систематически писали оперетты.

Чем отличается оперетта от мюзикла?

В отличие от мюзикла, оперетта обычно имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры. Её хореография отличается по стилю и не имеет такой особенной роли и самостоятельности как в мюзикле.

Большинство оперетт можно охарактеризовать как легкие оперы с актерской игрой, в то время как большинство мюзиклов ближе к пьесам с пением. Лучше всего это видно по исполнителям. Актерский состав оперетты обычно состоит из певцов с классическим образованием; действительно, по сути, нет никакой разницы между партитурами для оперы и оперетты, за исключением легкости оперетты и диалоговых фрагментов между номерами. В мюзикле чаще будут актеры, которые поют, как правило, не в оперном стиле. Актеры в мюзикле также должны много танцевать.

Определение

Термин оперетта возник в Италии середины восемнадцатого века и впервые был признан самостоятельным жанром в Париже около 1850 года. В Dictionnaire de la musique moderne утверждает, что этот термин имеет долгую историю и что Моцарт был одним из первых, кто пренебрежительно употребил слово оперетта. По определению, это форма «определенных драматических абортов, тех миниатюрных композиций, полных ерунды, в которых можно найти только холодные песни и куплеты из водевиля». Определение оперетты менялось на протяжении веков и варьируется в зависимости от истории каждой страны с жанром. Он часто используется для обозначения произведений, которые напоминают одноактные композиции Оффенбаха в отличие от его полноформатных композиций «opéra-bouffe». Оффенбах изобрел эту форму искусства в ответ на жесткие законы французского правительства, касающиеся постановки работ, которые были больше одного акта или содержали более четырех персонажей.

Титульный лист Боккаччо, или дер Принц фон Палермо (Боккаччо, или принц Палермо) Франц фон Зуппе в 1879 году. Образец ранней венской оперетты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: