Опера берга «лулу»

"лулу" альбана берга: к проблеме

завершения и исполнения

история

Альбан Берг познакомился с запрещенной цензурой пьесой « Die Büchse der Pandora» в закрытом спектакле, который Карл Краус поставил 29 мая 1905 года в Венском театре «Трианон» . С 1928 года с перерывами работал над декорациями трагедии Лулу . Весной 1934 года композиция для короткой партитуры была в основном завершена, и Берг работал над отдельными частями своего оперного эскиза в виде концертной сюиты Lulu («Симфония Лулу») . В 1935 году под впечатлением смерти Манон Гропиус Берг снова прервал работу, чтобы написать свой скрипичный концерт в ее память . Он быстро продвинулся в этой работе, но вскоре после ее завершения он заболел заражением крови , от которого он умер 24 декабря 1935 года, не имея возможности возобновить работу над Лулу .

На тот момент первые и вторые акты оперы были доступны как полностью оркестрованная партитура . Первые 268 бар 3 — го акта, чьи particell содержит 1326 брусков , оркестрируется, а также конец акта и два последнего движение в Lulu люксе , которые взяты из 3 — го акта, в общей сложности 390 баров .

Вдова Альбана Берга Хелен сначала попыталась заставить Арнольда Шёнберга , Антона Веберна и Александра фон Землинского завершить работу, но все они были отменены из-за нехватки времени. По этой причине премьера оперы как фрагмента состоялась 2 июня 1937 года в Цюрихском оперном театре : за первыми двумя действиями последовала пантомима на музыку двух частей Сюиты Лулу . Премьера прошла с большим успехом, и Элен Берг пришла к выводу, что оперу можно исполнить и как торс. В результате она впоследствии отказалась от всех попыток закончить оперу третьей рукой.

Австрийский композитор Фридрих Черха проник в истоки оперы в 1960-х годах и работал над инструментами третьего акта без ведома Хелен Берг. Тем не менее, только после смерти Хелен Берг в 1976 году юридические препятствия были преодолены, и 24 февраля 1979 года вышла работа в постановке группы « Jahrhundertring » Пьера Булеза (дирижер), Патриса Шеро (режиссер), Рихард Педуцци (сценограф) и Жак Шмидт (костюмы) на премьере парижской Оперы Гарнье .

В 2007/2008 году дирижер Эберхард Клоке разработал еще одну новую версию, премьера которой состоялась 15 октября 2010 года в Копенгагене . Эта версия является совместной постановкой с оперой Осло , где премьера пьесы состоялась 16 февраля 2011 года, и с оперой Земпера в Дрездене, где премьера состоялась 4 февраля 2012 года. Версия для соло и камерного оркестра оперы, переработанная Эберхардом Клоком, с новой концепцией третьего акта, также позволяет выступать на небольших сценах. Премьера этой версии состоялась 12 мая 2012 года в Stadttheater Gießen .

литература

  • Инго Мюллер: Лулу. Литературная обработка и оперная драматургия: сравнительный анализ драм Фрэнка Ведекинда «Лулу» и оперы Альбана Берга «Лулу» в свете размышлений о теории жанра (= Rombach Sciences: Litterae series, vol. 177), Freiburg i. Br.2010.
  • Кордула Кнаус: Прирученная Лулу: обстановка Ведекинд Альбана Берга в области противоречия между литературными амбициями, оперным соглашением и «абсолютной музыкой» (= Rombach Sciences: Series Cultura, vol. 38), Freiburg i. Br.2004.
  • Инго Мюллер: Влияние кинематографии на драматургию Лулу Альбана Берга , в: Аспекты современного музыкального театра в Веймарской республике, изд. Нильс Грош, Мюнстер 2004, стр. 335–369.
  • Альбрехт фон Массов : Полумир, культура и природа в «Лулу» Альбана Берга (= архив для музыковедения . Приложение 33). Штутгарт 1992.
  • Аттила Чампай : Альбан Берг, Лулу: тексты, материалы, комментарии . Rowohlt, Рейнбек 1985, ISBN 3-499-17340-9 .
  • Рудольф Клойбер , Вульф Конольд , Роберт Машка: Справочник оперы. Переиздать. 11-е исправленное издание. Bärenreiter / dtv, Kassel et al. / Munich 2006, ISBN 3-423-34132-7 .
  • Вернер Кениг: Лулу и предсмертный тон их жертв. Райнхольду Хаммерштейну в день своего 85-летия. В: Архив музыковедения, 58-й год 2001, вып.1.
  • Вернер Кениг: Этюды к опере Альбана Берга «Лулу» . Шнайдер, Тутцинг 2008, ISBN 978-3-7952-1251-3 .
  • Дитер Цохлинг: Хроника оперы. Chronik Verlag, Дортмунд 1990, ISBN 3-86047-129-5 .
  • Приложение к кассете LP Альбан Берг: Лулу , дирижер: Пьер Булез, Deutsche Grammophon 2740 213 (1979). С эссе Пьера Булеза, Фридриха Черхи, Патриса Шеро и Дугласа Ярмана.
  • Буклет с программой спектакля Франкфуртской оперы, Франкфурт-на-Майне, 2003 г.
  • «Лулу» Альбана Берга. Источники и вклады в анализ Томаса Ф. Эртельта . Вена: Универсальное издание, 1993. 220 стр.

участок

пролог

Укротитель представляет публике свой зверинец. Наконец, он выводит на сцену змею: это Лулу, «изначальная фигура женщины», «созданная, чтобы подстрекать к проказам, соблазнять, соблазнять, отравлять и убивать — незаметно для всех».

первый акт

Первая сцена

Лулу с медицинским советником доктором. Голл женат, но также поддерживает отношения с главным редактором доктором Дж. Хороший. Когда у нее есть портрет самой себя, художник поддается ее чарам и изводит ее. В этот момент прибывает муж Лулу и умирает от сердечного приступа от волнения.

Вторая сцена

Лулу замужем за художником, которого создал доктор. Защита Шена принесла успех и деньги. Лулу посещает престарелый Шиголх, который таинственным образом связан с ее прошлым. Затем идет д-р. Приятно объяснить Лулу, что он хотел бы честно жениться и избегать ее чар в будущем. Когда художник узнал таким образом, что Лулу была доктором Дж. Если любовник Шена, он кончает жизнь самоубийством.

Третья сцена

Лулу работает при посредничестве доктора Хороша как танцор в театральном балете. Когда она была доктором Красиво замеченная в зале со своей невестой, она отказывается выступать. Только после того, как Dr. Если он напишет в ее гримерке унизительное письмо, с которым расторгает помолвку, она готова продолжить выступление.

Второй акт

Первая сцена

Доктор Шен теперь женат на Лулу. Когда однажды он приходит домой и она находит среди своих поклонников, он обезумел от ревности и призывает их с пистолетом покончить жизнь самоубийством (Песня Лулу: «устанавливает Если люди убивали ради меня, значит, значение не снижается» ) . Однако она стреляет в него, а затем ее арестовывают.

Вторая сцена

Несколько месяцев спустя друзьям Лулу удается использовать трюк, чтобы помочь ей сбежать из тюрьмы, но при этом они играют друг с другом. В конце концов, Лулу сбегает с Алвой, сыном доктора Х. Красиво, через границу.

Третий акт

Первая сцена

Лулу и Альва принимают гостей в своем доме в Париже, но вечеринка не ясна, потому что Лулу шантажируют, потому что она все еще разыскивается как убийца в Германии. Лулу и Алва используют замешательство из-за внезапного падения цен на акции, чтобы снова бежать через границу.

Вторая сцена

Лулу живет с Алвой и Шиголхом в большой бедности в Лондоне. Иногда она работает проституткой, чтобы заработать деньги. Один из ее клиентов убивает Алву. Другой — Джек-Потрошитель , который сначала убивает Лулу, а затем графиню Гешвиц, ее подругу-лесбиянку.

Lulu

Композитор
Альбан Берг
Год создания
1937
Дата премьеры
02.06.1937
Жанр
оперы
Страна
Австрия

Опера австрийского композитора Берга (1937, Цюрих, сокращенная версия; 1979, Париж, премьера полной трехактной версии оперы).
Либретто композитора по пьесам Ведекинда «Ящик Пандоры» и «Земной дух».

Главные персонажи: Лулу (сопрано), Доктор Шён (баритон), Альва (тенор), Графиня Гешвитц (меццо-сопрано), Шигольх (бас), Профессор-врач (баритон), Художник (тенор), Укротитель зверей (баритон).

Пролог. Укротитель зверей демонстрирует публике свой зверинец. Гвоздем всей программы стала змея, олицетворяющая роковую женщину Лулу, судьба которой раскрываегся в дальнейшем. Лулу, жена профессора-врача, флиртует с издателем доктором Шёном, одновременно совращает художника, которому позирует. Застав жену с художником, профессор умирает от разрыва сердца. И другие мужчины, с которыми имеет дело Лулу, кончают плохо. Выйдя замуж за Шёна, Лулу начинает флиртовать с его сыном Альвой. А когда возмущенный доктор дает ей пистолет, чтобы она застрелилась, Лулу убивает его и оказывается в тюрьме. Оттуда ей помогает сбежать ее любовница-лесбиянка графиня Гешвитц. Лулу выходит замуж за Альву. Они уезжают в Париж. Вокруг нее вертятся какие-то темные люди: мошенник Шигольх (возможно ее отец, но никто этого точно не знает), графиня, сутенер Маркиз, шантажирующий ее, поскольку она скрывается от полиции. Судьба забрасывает Лулу с Альвой в Лондон, где они снимают какую-то мансарду. Лулу занимается проституцией. Альва, не выдержав такой жизни, умирает. Наконец, сама Лулу погибает от ножа Джека «Потрошителя», своего последнего любовника. Та же печальная участь постигает пытавшуюся его остановить графиню.

Эта опера Берга осталась неоконченной. Ее завершил по наброскам автора австрийский композитор Ф. Церха. В наше время интерес к опере очень высок. Написанное в изощренной манере (с использованием додекафонной техники, яркими контрастами от лирики до эксцентрики), сочинение дает широкий простор для сценических экспериментов.

Главная партия весьма эффектна и требует колоратурной техники. На парижской премьере яркий образ героини создала Стратас. В этой роли блистала американская певица Э. Лир (1966, Лондон; 1971, Ла Скала и др.). Отметим также постановку режиссера Поннеля (1985, Мюнхен).

Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дирижер Булез, Лулу (Стратас), Доктор Шён (Мацура), Альва (Ригель), Графиня Гешвитц (Минтон), Художник (Тир).

Е. Цодоков

Публикации

«Лулу» Марталера: схватка между природой и капитализмом 22.02.2020 в 16:13

«Лулу» как смертельный аттракцион 27.02.2017 в 17:18

Опера Альбана Берга в Английской национальной опере (operanews.ru) 28.11.2016 в 17:14

«Тангейзер» и «Лулу» продолжили сезон трансляций из «Met» 29.12.2015 в 17:31

Красота трагедии «Лулу» в Мете (operanews.ru) 23.11.2015 в 22:38

«Лулу»: жизнь в обнажённой реальности 04.06.2015 в 18:12

Картонный домик под названием «Лулу», или партия «на вырост» для Патрисии Петибон (operanews.ru) 26.09.2010 в 14:59

Две Австрии — две «Лулу» 09.09.2010 в 21:37

Совершенство додекафонной оперы (operanews.ru) 06.06.2010 в 20:45

Мы доросли до «Лулу»? Премьера в «Геликон-опере» (operanews.ru) 05.07.2002 в 13:50

«Лулу» — впервые в «Геликоне» и в России 04.07.2002 в 13:07

Музыка

Перестановки основной последовательности Лулу

Музыкально опера основана на двенадцатитонном ряду ( ряд Лулу = базовый ряд), из которого путем с различными режимами числового выбора, которые назначаются определенным людям в соответствии с лейтмотивом , выводятся дальнейшие ряды .

Однако остается спорным, можно ли проследить всю оперу до одного сериала Лулу. Для зрителя и слушателя «построение музыки всегда отходит на второй план по сравнению с атмосферным эффектом» и богатством тембра партитуры.

Палиндром Лулу: точка зеркала

В качестве поворотного момента оперы между двумя сценами второго акта Берг создает немой фильм , показывающий, что произошло за это время (с прибытием Лулу и ее освобождением из тюрьмы). Играется музыка трансформации, составленная в виде , чтобы музыкально прояснить зеркально-отраженную структуру сюжета (восхождение и спуск Лулу).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: