Над спектаклем работали
Дирижер
Режиссер
Художник
Художник по костюмам
Художник по свету
О спектакле
Георг Бюхнер был революционером, врачом и поэтом – для немца романтической эпохи первой трети XIX века такое сочетание было довольно распространенным, как и, увы, ранняя смерть. «Войцек», одна из трех знаменитых его пьес, остался неоконченным, а впервые увидел свет театральной рампы лишь в 1913 году. Но уже тогда, за восемьдесят лет до Первой мировой войны, было очевидно, что Бюхнер поймал первое дыхание конца света.
Опера Альбана Берга «Воццек», написанная на почти неизмененнный бюхнеровский текст, родилась между двумя мировыми войнами, когда мир уже сломался, но многим ещё казалось, что не насовсем. Так же выглядит и галактика «Воццека»: главный герой, солдат Воццек, видит вокруг только чудовищ; люди вокруг него живут, как ни в чём не бывало – и оттого похожи на чудовищ только сильнее. Многослойный, слишком сложный для человека и вместе с тем единственный существующий мир вызывает к жизни не запоминающиеся мотивчики и занимательные арии, а столкновения звуков и ритмов. Сейчас, ещё неполных сто лет спустя после премьеры оперы, «Воццек» кажется таким же шокирующим и таким же закономерным, звучит пугающе правдиво и привычно современно.
Уильям Кентридж, видеохудожник и режиссер из Южной Африки, как мало кто способен показать на сцене абсурд реальности. Артисты и документы эпохи в спектаклях Кентриджа становятся частью коллажа. Его постановка «Носа» Шостаковича естественно трансформировала партитуру в столь же парадоксальную серию динамичных картинок. Другая опера Альбана Берга, «Лулу», стала историей столкновения газетной хроники и бессердечной выдуманной красоты. «Воццек» же в версии Кентриджа полон видений войны; опера просвечивает сквозь них, потому что другой оптики у человека XXI века не остаётся.
Выбор исполнителя на заглавную партию в Мет кажется парадоксом: Петер Маттеи — звезда итальянского оперного репертуара, лирический баритон с солнечным и мягким голосом. Но, возможно, именно это обстоятельство окажется способным гармонизировать ужасы бездны, которые раскрываются в сюжете Бюхнера и в музыке Берга.
14.07.2020
А теперь – апокалипсис!
Спектакль, успевший увидеть свет и попасть на экраны кинотеатров за месяц до локдауна, выходит в проекте TheatreHD онлайн
→
Записи
- Роман Трекель (Воццек), Энн Шваневильмс (Мари), Гордон Гиц (Тамбурмайор), Натан Берг (Доктор), Роберт Макферсон (Андрес), Марк Моломот (Гауптманн), Кэтрин Чесински (Маргрет), Хьюстон Гранд Опера Детский хор, Хор студентов и выпускников, Музыкальная школа Шеперд, Университет Райса, Хьюстонский симфонический оркестр, проводится Ганс Граф. Лейбл: Naxos, 2017.
- Франц Хавлата (Воццек), Анджела Денок (Мари), Райнер Гольдберг (Тамбурмайор), Иоганн Тилли (Доктор), Хуберт Деламбой (Хауптман), Вивиан Тирни (Маргрет), Хор Вивальди; IPSI; Petits Cantors de Catalunya; Оркестр и хор Большого театра дель Liceu, проводится Себастьян Вейгле, режиссер Calixto Bieito. Лейбл: Opus Arte, 2006.
- Франц Грундхебер (Воццек), Вальтрауд Мейер (Мари), Марк Бейкер (Тамбурмайор), Эндрик Воттрих (Андрес), Грэм Кларк (Гауптманн), Гюнтер фон Каннен (Доктор), Далия Шехтер (Маргрет), хор и детский хор Немецкая опера в Берлине, Staatskapelle Berlin, дирижирует Даниэль Баренбойм, Label: Teldec, 1994.
- Франц Грундхебер (Воццек), Хильдегард Беренс (Мари), Уолтер Раффайнер (Тамбурмайор), Филип Лэнгридж (Андрес), Хайнц Зедник (Гауптманн), Оге Хаугланд (Доктор), Анна Гонда (Маргрет), Венский государственный надзиратель, Венская филармония, проводится Клаудио Аббадо Лейбл: Deutsche Grammophon, 1987.
- Эберхард Вехтер (Воццек), Аня Силья (Мари), Герман Винклер (Тамбурмайор), Хорст Лаубенталь (Андрес), Хайнц Зедник (Гауптманн), Александр Мальта (Доктор), Гертруда Ян (Маргрет), Венский государственный надзиратель, Венская филармония, проводится Кристоф фон Донаньи, Этикетка: Decca, 1979.
- Тони Бланкенхайм (Воццек), Сена Юринац (Мари), Ричард Кэссилли (Тамбурмайор), Питер Хааге (Андрес), Герхард Унгер (Гауптманн), Ганс Сотин (Доктор), Элизабет Штайнер (Маргрет), Хор Гамбургская государственная опера, Гамбургский филармонический государственный оркестр, проводится Бруно Мадерна Режиссер Рольф Либерманн, этикетка: Arthaus Musik, 1970.
- Уолтер Берри (Воццек), Изабель Штраус (Мари), Фриц Уль (Тамбурмайор), Рихард ван Вроман (Андрес), Альберт Вайкенмайер (Гауптманн), Карл Дёнч (Доктор), Ингеборг Лассер (Маргрет), Хор и оркестр Парижская опера, проводится Пьер Булез, Лейбл: Колумбия, 1966.
- Дитрих Фишер-Диескау (Воццек), Эвелин Лир (Мари), Гельмут Мельхерт (Тамбурмайор), Фриц Вундерлих (Андрес), Герхард Штольце (Гауптманн), Карл-Кристиан Кон (Доктор), Алиса Эльке (Маргрет), Хор и оркестр Немецкая опера в Берлине, проводится Карл Бём, Лейбл: Deutsche Grammophon, 1965.
- Тито Гобби (Воццек), Дороти Доу (Мари), Мирто Пикки (Тамбурмайор), Итало Тахо (Доктор), Петре Мунтяну (Андрес), Hugues Cuénod (Гауптман), Мария Тереза Мандалари (Маргрет), Хор RAI и Симфонический оркестр Рима, дирижер Нино Санзоньо, Этикетка: / RAI / Myto, 1955 (на итальянском языке).
- Мак Харрелл (Воццек), Эйлин Фаррелл (Мари), Фредерик Ягель (Тамбурмайор), Дэвид Ллойд (Андрес), Джозеф Мордино (Гауптман, Солдат, Идиот), Ральф Герберт (Доктор), Эдвина Юстис (Маргрет), Нью-Йоркский филармонический оркестр, проводится Димитри Митропулос, Этикетка: Колумбия (FCX 157 – FCX 158), 1951 г.
Приборы
Воццек использует довольно большой оркестр и три сценических ансамбля в дополнение к оркестру ямы (оркестр в акте 1, сцена 3; камерный оркестр в акте 2, сцена 3; и оркестр из таверны в акте 2, сцена 4; пианино также играет в акте 3, сцена 3). Инструментарий:
Пит-оркестр
|
|
Специальные группы
Марширующий оркестр (действие I, сцена iii):
|
|
|
Берг отмечает, что участники оркестра могут быть взяты из оркестра ямы, указывая, где именно игроки могут уйти, с помощью сноски в конце акта I, сцена ii.
Оркестр таверны (действие II, сцена iv):
|
|
Кроме того, для сцены «Таверна» в третьем акте, сцена III, Берг требует расстроенного пианино .
Камерный оркестр (действие II, сцена iii):
|
|
Инструментарий соответствует Камерной симфонии № 1 Шенберга .
Роли
-
Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 14 декабря 1925 г. Дирижер: Эрих Клейбер. Воццек баритон Лео Шютцендорф Мари, его гражданская жена сопрано Сигрид Йохансон Сын Мари тройной Рут Айрис Уиттинг Капитан шутовский тенор Вальдемар Хенке Доктор комический бас Мартин Абендрот Барабан мажор Heldentenor Фриц Сажа Андрес, друг Воццека лирический тенор Герхард Виттинг Маргрет, соседка Мари контральто Джессика Кёттрик Первый Ученик глубокий бас Эрнст Остеркамп Второй ученик высокий баритон Альфред Борхардт Сумасшедший высокий тенор Марсель Ноэ Солдат баритон Леонард Керн Солдаты, подмастерья, женщины, дети
Другие версии Wozzeck
Помимо Берга, в оперном репертуаре есть несколько различных версий Воццека . « Воццек» немецкого композитора Манфреда Гурлитта , также основанный на пьесе Бюхнера, был впервые исполнен через четыре месяца после произведения Берга. « Воццек» Гурлитта , созданный без ведома Берга, остался в его тени.
Аранжировки в постановке Берга включают одну для 22 певцов и 21 инструментальную партию канадского композитора Джона Ри и одну для сокращенного оркестра из примерно 60 игроков для небольших театров, созданную композитором и товарищем по классу Шенберга Эрвином Штайном в сотрудничестве с Бергом.
Также вас может заинтересовать
Много шума из ничего
Самая близкая к зрителю постановка искрометной шекспировской комедии.
21 августа, понедельник
19:00 КАРО 9 Варшавский Экспресс
Язык: английский, русские субтитры
Игрок
Размышление на тему человеческих слабостей и развращающей силы денег
21 августа, понедельник
19:30 Аврора
Язык: русский, русские субтитры
Зальцбург-100: Травиата
Культовый спектакль, вошедший в историю Зальцбургского фестиваля и принесший мировую славу Анне Нетребко, Роландо Вильясону и режиссеру Вилли Деккеру.
23 августа, среда
19:00 Родина
Язык: итальянский, русские субтитры
Зальцбург-100: Свадьба Фигаро
Исторический спектакль 2006 года, в котором Анна Нетребко стала частью выдающегося моцартовского ансамбля под управлением Николауса Арнонкура.
26 августа, суббота
15:00 КАРО 9 Варшавский Экспресс
Язык: итальянский, русские субтитры
История композиции
Георг Бюхнер, иллюстрация во французском издании его полного собрания сочинений (1879).
Берг начал работу над оперой в 1914 году, но был отложен из-за начала Первой мировой войны и смог посвятить время ее завершению только во время отпуска из своего полка в 1917 и 1918 годах. Его военный опыт оказал заметное влияние на Воццек. В письме жене в июне 1918 года он написал: «В его характере есть немного меня, поскольку я провел эти военные годы в такой же зависимости от людей, которых ненавижу, был в цепях, болен, пленен, ушел в отставку. , по сути, униженный «. Его переписка и записные книжки времен войны свидетельствуют о болезненной одержимости завершением Воццек.
Композиционные зарисовки и заметки для обоих Воццек и Марш из Три пьесы для оркестра что Берг сделал во время войны, усыпаны разрозненными фрагментами военных постановлений и терминологии. На черновой странице либретто акта 1, сцены 2 Берг включил в диалог записи, относящиеся к Австрийская армия гудки. Эти военные сигналы были позже вставлены в партитуру в измененной, слегка атональной форме, но все же были, вероятно, узнаваемы австрийской публикой того периода. На сцену храпа солдат в казармах во время действия 2, сцена 5 повлияло подобное переживание Берга: «это полифонический дыхание, задыхание и стоны — самый необычный припев, который я когда-либо слышал. Это как некая первозданная музыка, которая исходит из бездны души … «
В 1916 году Берг посвятил себя достижению звания Einjährig-Freiwillige Корпорал (Капрал ), что он и сделал позже в том же году. В этот период, как он писал жене: «В течение нескольких месяцев я не работал над Воццек. Все задохнулось. Похороненный!» Завершение первого акта летом 1919 г., второго акта в августе 1921 г. и заключительного акта в течение следующих двух месяцев. (оркестровка была завершена в течение следующих шести месяцев), Берг завершил Воццек в апреле 1922 года. Для кульминационной части он использовал одну из своих старых студенческих пьес в Ре минор.
General Information
Work Title | Wozzeck |
---|---|
Alternative. Title | Opera in 3 acts and 15 scenes. |
Composer | Berg, Alban |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.7 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IAB 16 |
Key | Atonal |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 acts |
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1914-1922 |
First Performance. | 1925-12-14 in Berlin, Berlin State Opera
|
First Publication. | 1922 or 1923 – Vienna: Composer |
Librettist | Georg Büchner (1813-1837) |
Language | German |
Dedication | Alma Mahler |
Average DurationAvg. Duration | 1 hour, 30 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Early 20th century |
Piece Style | Early 20th century |
Instrumentation | voices, chorus, orchestra |
InstrDetail |
Cast
Mixed Chorus (SATB)
Orchestra
Onstage Instruments*
|
Primary Sources | |
External Links | Wikipedia article |
Extra Information | Includes passages where the double basses tune the low C string down to a B♮. In Act II, Scene 4, the onstage tavern band includes 2 steel-strung fiddles (violins) tuned up a whole tone (scordatura): |
Рекомендации
- ^ Уолш, стр. 61–63.
- ^
- ^
- Росс, стр. 530
- Pople 1997, стр. 148
- ^
- Симмс, стр. 36
- В набор вошла бонусная пластинка лекции Альбана Берга на тему «Воццек», прочитанная на английском музыкальным критиком Ноэлем Гудвином, с примерами музыки под управлением Булеза.
Цитированные источники
- Попл, Энтони. . Cambridge Companions to Music. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN .
- Росс, Алекс (2008). Остальное — шум: прислушиваясь к двадцатому веку (1-е изд. Пикадора). Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 978-0-312-42771-9.
- Симмс, Брайан Р. (1996), Альбан Берг: Путеводитель по исследованиям, Рутледж.
- Уолш, Стивен (2001), «Альбан Берг» в Холден, Аманда, изд. Руководство New Penguin Opera, Нью-Йорк: Penguin Putnam, Inc. ISBN 0-14-029312-4
Другие источники
- Адорно, Теодор В. (1991), Альбан Берг: Мастер наименьшего звена. Пер. Джулиана Брэнд и Кристофер Хейли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-33016-5
- Холл, Патрисия (2011), «Berg’s» Воццек«. Исследования по генезису, структуре и интерпретации музыки. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534261-1 | www.oup.com/us/bergswozzeck; Имя пользователя: Music2 Пароль: Book4416 (доступ 29 октября 2012 г.)
- Джарман, Дуглас (1979), Музыка Альбана Берга. Лондон и Бостон: Faber & Faber ISBN 0-571-10956-X ; Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-03485-6
- Джарман, Дуглас (1989), «Альбан Берг, Воццек«. Справочники Кембриджской оперы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24151-0 (ткань) ISBN 0-521-28481-3 (pbk)
- Перл, Джордж (1980), Оперы Альбана Берга, Том 1: «Воццек«. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-03440-6
- Шмальфельдт, Джанет (1983), «Берг» Воццек«, Гармонический язык и драматический дизайн. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета ISBN 0-300-02710-9
История выступлений
Эрих Клейбер , «который программировал (оперу) по собственной инициативе», дирижировал мировой премьерой в Берлинской государственной опере 14 декабря 1925 года. Уолш утверждает, что это был « succès de scandale с беспорядками во время представления и смешанной прессой после. , но это привело к потоку производства в Германии и Австрии, прежде чем нацисты отправили его на свалку « дегенеративного искусства » после 1933 года ». Первоначально Воццек занял прочное место в основной оперной традиции и быстро стал настолько прочным в репертуаре крупнейших европейских оперных театров, что Берг обнаружил, что может жить комфортной жизнью за счет гонораров. Он проводил много времени в 1920-х и 30-х годах, путешествуя по спектаклям и выступая с докладами об опере.
Филадельфия Гранд опера дали Воццки» американскую премьеру с 19 марта 1931 в Филадельфии Метрополитен — опере , с Стоковским проведением.
Бывший ученик Арнольда Шенберга , дирижер и планировщик программ BBC Эдвард Кларк , продюсировал трансляцию фрагментов произведения на студийном концерте 13 мая 1932 года с Симфоническим оркестром BBC под управлением сэра Генри Вуда . С 14 марта 1934 года в Королевском зале , Адриан Boult провел полное исполнение концертных Воццок , вновь произведенного Эдвард Кларк. 22 января 1952 года опера была впервые представлена в британской постановке в Королевском оперном театре Ковент-Гарден.
Типичное выполнение работы занимает чуть больше полутора часов.