История создания повести пушкина «пиковая дама»

Опера чайковского «пиковая дама»

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского

Все события оперы происходят в Санкт-Петербурге. На улице очень много народу. Маленькие дети играют в разные игры, догоняя или задевая друг друга, гувернантки стараются приглядывать за детьми и сделать все для того чтобы они никуда не вляпались и им не попало за это.

Двое мужчин ведут беседу про одного человека по имени Герман, который практически уже давно не выходит на улицу, а постоянно сидит у себя в комнате за столом, а на столе лежат игральные карты, но он к ним не притрагивается. А вот другой мужчина, который недавно присоединился к их беседе, знает этому причину и поскорее спешит об этом рассказать. Оказывается, он влюблен уже давно в одну очень красивую девушку. Она очень богата и модна. А это значит, что судьба их свести вместе никогда не сможет. А вот Елецкий всем рассказывает о том, что совсем скоро у него свадьба и его избранницей является Лиза. А эта Лиза нравится еще и Герману. Мужчины, которые находятся рядом с ним, рассказывают друг другу разные анекдоты. И в одном из них речь идет про три карты, которые имеются практически в каждой колоде. И они предлагают Герману узнать тайну этих карт. А он всем клянется, что совсем скоро Лиза будет его или он покончит жизнь самоубийством.

Лиза сидит у себя в комнате и подруги как могут, развлекают ее разными забавами или прибаутками. Вот только ей совсем не смешно, ведь она не знает, что ей делать. Когда она остается одна, то понимает, что любит именно Германа. Тем временем Герман решил пробраться к своей возлюбленной и обо всем ей рассказать. Прячась на балконе, он узнает тайну, которую так давно хотел узнать про три карты.

Тем временем Елецкий устраивает у себя в доме бал и приглашает туда всех. Среди гостей он увидел свою невесту и поспешил к ней, вот только она совсем не рада такой встрече. Он пытается разными способами убедить ее, что очень сильно любит, и что кроме нее больше у него никого нет. Лиза старается помочь своему любимому узнать про три карты и поэтому дает ключи от комнаты старухи, которая постоянно ходит во всем черном.

Герман пролез в комнату старухи, и как только она вошла, сразу же стал трясти и выспрашивать про три карты, которые должны были принести богатство. Старуха от испуга умирает.

Лиза назначает своему любимому свидание, вот только теперь он девушкой совсем не интересуется, ведь теперь он практически богат, поскольку знает три карты.

Позже Герман уже сидит за игральным столом и ставит карты. Раз за разом выигрыш составляет именно эти карты, которые выставляет он, а остальные проигрывают. И вот последняя игра, которая должна решить все. И наш главный герой ставит туза, но это оказывается пиковая дама. И он проигрывает. В безумии он кончает жизнь самоубийством. И последнего кого он вспоминает была та самая девушка Лиза.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Пожиратели смерти готовят покушение на Гарри Поттера в день его семнадцатилетия, когда не будет действовать волшебство, защищающее юношу. Знакомые маги пьют оборотное зелье и превращаются в Поттера

Богат и известен генеральный судья Кочубей: его земли обширны, табуны огромны, меха, серебро и золото не считаны. Но главное его сокровище – дочь Мария, юная, красивая, скромная. Много женихов со всего края сватались к ней, но всем было отказано.

Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.

Все начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт.

Роман известной писательницы М.М.Додж дает нам представление о чести в юношеском возрасте. Действие происходит в Нидерландах в начале 19 века и начинается с момента, где описывается семейство Брук.

Краткое содержание

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Первое действие

Первая картина

. Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского. Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины, заметившие горящий взгляд несчастного Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями. Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной московской «львицей» проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав роковую тайну трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: “Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, прийдет, чтобы силой узнать у тебя три карты, три карты, три карты!”» Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не знаю как, но отниму!».

Вторая картина

. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою тайну:«И вся моя душа во власти его!» — признается она в любви к таинственному незнакомцу. Неожиданно на балконе возникает Герман. Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини их прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти. Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

Второе действие

Первая картина

. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в своей любви. Приятели в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, прийдет чтоб узнать от нее три карты, три карты, три карты?» Герман взволнован, их слова будоражат его воображение. По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трех карт.

Вторая картина

. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает. «Она мертва, а тайны не узнал я», — сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

Третье действие

Первая картина

. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка… Семерка… Туз…» — как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина

. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Ее разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

Третья картина

. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», — возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!» Он закалывается. В проясненном сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.

Интересные факты

  1. Пушкин хорошо разбирался в теме азартных игр: однажды он проиграл 25 000 рублей, что чуть не расторгло его помолвку с Натальей Гончаровой.
  2. Герои «Пиковой дамы» играют в старинную азартную игру «Фараон». Один из двух игроков (банкомет) держит банк, а его соперник (понтёр) делает ставку и выбирает любую карту. Затем банкомет начинает раскладывать колоду. Если задуманная карта ложится налево, то выигрывает понтер, если направо — то банкомет. Выигрыш зависит лишь от слепого случая – как в русской рулетке.
  3. Дед Натальи Гончаровой был вынужден продать свою усадьбу на Яузском бульваре, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами, появившимися из-за огромного карточного проигрыша.
  4. Автограф повести Пушкина не сохранился, подлиннику партитуры Чайковского повезло больше — он хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
  5. Когда в 2001 году французский хореограф Ролан Пети взялся за постановку балета «Пиковая дама», примы Большого театра отказывались танцевать Старую Графиню — боялись, что роль принесет несчастье. В итоге пару Николаю Цискаридзе составила бесстрашная Илзе Лиепа — этот дуэт был признан главным событием театрального сезона.
  6. «Пиковая дама» была много раз экранизирована: наиболее известнынемая версия Якова Протазанова, британская картина Торолда Дикинсона, телефильм Петра Фоменко и недавняя постановка Павла Лунгина, удостоенная двух наград национальной кинопремии «Золотой орел».
  7. В XVIII веке опера стала причиной войны. Поклонники итальянской оперы, считавших французский язык непригодным для жанра, развернули в Париже литературную дискуссию, прозванной «войной шутов», в которой приняли участие Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер и десятки других мыслителей Франции.
  8. Термин «синтез искусств», или Gesamtkunstwerk, которым сейчас описывают большинство жанров современного искусства, от арт-перфомансов до видео-арта, появился благодаря Рихарду Вагнеру — именно в этом стиле он и создавал свои оперы.
  9. В Великобритании очень популярны музыкальные променады, или Proms, во время которыхзрители прогуливаются в театрах или парках под классическую музыку.В этом году лондонский фестиваль BBC Proms празднует 123-й сезон.
  10. Негосударственные оперные театры в России были более прогрессивны, чем императорские: в частной опере Зимина впервые в России поставили «Кармен» Жоржа Бизе и «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского без цензуры, а «Черный квадрат» Казимира Малевича был частью декорации оперы футуристов «Победа над солнцем».
  11. Опубликованная в газете «Правда» статья «Сумбур вместо музыки», направленная против оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», запустила волну пропагандистской кампании против искусства «формалистов». В 30-е годы прошлого века ее жертвами стали прогрессивные художники, театральные режиссеры, скульпторы и архитекторы.
  12. Работа над постановкой оперы-променад шла по «бродвейской системе»: после пяти закрытых пилотных показов, имевших успех у зрителей, команда проекта два года работала над полной версией спектакля.

В каждом представлении оперы-променад будет задействовано 70 исполнителей и два дирижера: один управляет оркестром, второй – солистами, находящимися в разных помещениях особняка.

Пресс-служба спектакля

Кстати

Михаил Татарников: «Мир немыслим без русской музыки и русских музыкантов»

В Москве пройдет новая лекция проекта “Пётр Чайковский. Шедевры”

Сатанинская гордость Рихарда Вагнера

В Москве пройдет Вторая лекция проекта “Пётр Чайковский. Шедевры”

Образовательный проект «Нефилим» представит проект «Пётр Чайковский. Шедевры»

Ада Айнбиндер проведет в Клину авторские экскурсии «Чайковский. Симфония «Жизнь»».

Действие второе

Третья картина. События происходят на балу, где Елецкий, обеспокоенный равнодушием своей будущей невесты, пылко признается ей в любви, но при этом не ограничивает свободу девушки. Друзья Германа, надев маски, продолжают издеваться над ним, но герою эти шутки совсем не по душе. Лиза отдает ему ключи от комнаты графини, и Герман воспринимает ее поступок как намек самой судьбы.

Четвертая картина. Главный герой, пробравшись в комнату графини Томской, заглядывается на ее портрет, ощущая зловещую роковую энергетику. Дождавшись старуху, Герман умоляет открыть ему желанную тайну, однако графиня остается неподвижной. Не выдержав молчания, он решается на шантаж с помощью пистолета, но несчастная женщина сразу валится без чувств. На звук прибегает Лиза и понимает, что Герману была нужна лишь разгадка трех карт.

Премьера оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890года.

Чайковский
Поразительно, но, прежде чем П.И. Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение… оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем, от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий — художественной ценности эти произведения не представляют.

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но, когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением» (как и над «Евгением Онегиным»), и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня.

Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой»19 января 1890 года. Интенсивность этого труда поражает: с 19 по 28 января сочиняется первая картина, с 29 января по 4 февраля — вторая картина, с 5 по 11 февраля — четвертая картина, с 11 по 19 февраля — третья картина и т.д.

Модест Чайковский, на десять лет моложе брата Петра, не известен как драматург за пределами России за исключением либретто «Пиковой дамы» по Пушкину, положенного на музыку в начале 1890 года. Сюжет оперы был предложен дирекцией императорских Петербургских театров, вознамерившейся представить грандиозный спектакль из эпохи Екатерины II. Когда Чайковский принялся за работу, он внес изменения в либретто и сам частично написал поэтический текст, введя в него также стихи поэтов — современников Пушкина. Текст сцены с Лизой у Зимней канавки полностью принадлежит композитору. Наиболее зрелищные сцены были им сокращены, но, тем не менее, они придают эффектность опере и составляют фон развития действия. И даже эти сцены Чайковский обработал мастерски, чему пример — текст, вводящий хор славления царицы,— финальный хор первой картины второго действия.

Чайковский написал об своих произведениях в том же 1890 году: «Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шуман сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник шьет сапоги». Таким образом, на первом месте стоит мастерство ремесленника и лишь затем — вдохновение.

Братья Чайковские тоже, тоже не буквально следовали букве Пушкина, но смогли удержать оперу в рамках задуманного автором.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы
В либретто оперы, написанном братом композитора Модестом Ильичом Чайковским, содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман — холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег. Герман — жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.

“Пиковая дама”

В основу пушкинской повести легла таинственная история Натальи Голицыной, одной из самых влиятельных и богатых дам XIX века. Когда ее внучатый племянник начисто проигрался в карты, он обратился к бабушке с мольбой о помощи.

Вместо денег княгиня открыла ему секрет трех карт, доверенный ей в молодости таинственным графом Сен-Жерменом, и племянник мгновенно отыгрался.

Повесть Пушкина стала мгновенно популярна и автор, сам заядлый игрок, отметил у себя в дневнике:

Пиковая дама” – опера-променад. Фото – пресс-служба спектакля

«Пиковая дама» была переведена на французский Проспером Мериме и стала первым международным успехом русской литературы.

Но подлинную всемирную славу сюжет обрел после того, как за него взялся другой российский гений — Петр Чайковский. Композитор и его брат Модест, автор либретто, серьезно переработали канву произведения: перенесли действие в более раннюю эпоху и переписали финал истории.

Произведение Чайковского, написанное за рекордные 44 дня, считается критиками вершиной творчества композитора и, наряду с «Евгением Онегиным», входит в топ-50 популярных опер мира. За сто двадцать семь лет, прошедших после премьеры, ее сотни раз ставили на главных сценах мира: от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера.

Одним из главных источников вдохновения режиссер оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) — ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссер-новатор смело обошелся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актера.

В опере-променад на первый план также выйдут темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества.

“Пиковая дама” – опера-променад. Фото – пресс-служба спектакля

В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов будет искусно переплетена с драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова — в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.

– говорит продюсер проекта Андрей Исповедников.

Музыку Петра Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.

— комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин.

Состав и вокальные партии

В опере «Пиковая дама» задействовано 24 вокалиста, помимо сольных исполнителей важную роль играет хор, а также опора всего процесса — оркестр.

Каждый действующий герой имеют свою партию, написанную под определенный тембр голоса:

  • Герман являлся тенором;
  • Лиза имела звонкое и легкое сопрано;
  • Графиня (Пиковая дама) обладала низким меццо или контральто;
  • Томский с Елецким — баритоны.

Из I действия знаменита ария Германа «Прости, небесное создание», а из II — ария Елецкого «Я вас люблю».

В III действии невозможно не отметить невероятной звучности арию Лизы «Ах, истомилась я горем» и завершающую Германа со знаменитой, уже ставшей крылатым выражением, фразой: «Что наша жизнь? Игра!».

Променад

Иммерсивный театр, в котором зритель погружается в действие и свободно перемещается во время спектакля, начал активно развиваться в последние десятилетия.

В России жанр стал популярным благодаря успеху променада «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, иммерсивного шоу «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и Мигеля, постановки «Черный русский» Максима Диденко и проекта Remote X команды Rimini Protokoll.

— говорит продюсер «Пиковой дамы» Алексей Лысов.

Особняк, в котором состоится мировая премьера оперы-променад, был построен по проекту архитектора Ивана Еготова. В XIX веке он считался одним из лучших дворянских гнезд Москвы и принадлежал деду жены Пушкина — Натальи Гончаровой.

Едва переступив порог дома, на фронтоне которого и сейчас можно увидеть герб Гончаровых — разделенный шпагой щит под дворянским шлемом — зрители отправятся в захватывающее двухчасовое путешествие по десяткам комнат, хранящих память о событиях, описанных в повести Александра Пушкина и увековеченных в опере Петра Чайковского.

General Information

Work Title The Queen of Spades
Alternative. Title Пиковая дама ; Pique dame
Name Translations A pikk dáma; La dama de piques; Spar Dame; Pique Dame; Ντάμα πίκα; La dama de picas; Patarouva; La Dame de pique; פיק דאם; La dama di picche; スペードの女王; 스페이드의 여왕; Schoppenvrouw; Pikovaya Dama; Dama de pică; Пиковая дама; Piková dáma; Spader Dam; Maça kızı; Пікова дама; 黑桃皇后; Padaemand; Dama pikowa (opera 1890); Пікавая дама, опера; Pika damo; Պիկովայա դամա; Дама Пика; Гилбэрийн хатан (дуурь); Пикова дама (опера); Operaen Spar dame; Spar dame
Name Aliases スペードの女王 (オペラ); Pikreĝino; Pikowaja dama; The Queen of Spades, Op. 68; Schoppenvrouw (opera); Dama di picche
Authorities
Composer Tchaikovsky, Pyotr
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.68 ; TH 10
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IPT 88
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 3 acts, 7 scenes:
For complete listing, see this page
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1890
First Performance. 1890-12-19 in St. Petersburg, Maryinsky Theatre
Nikolay Figner (Hermann)Ivan Melnikov (Tomsky)Leonid Yakovlev (Yeletsky)Vasily Vasilyev II (Chekalinsky)Yalmr Frey (Surin)Konstantin Kondaraki (Chaplitsky)Vladimir Sobolev (Narumov)Vasily Yefimov (Master of Ceremonies)Mariya Slavina (Countess)Medea Figner (Liza)Mariya Dolina (Polina)Mariya Pilz (Governess)Yuliya Yunosova (Masha)Olga Olgina (Prilepa)Nina Fride (Milovzor) Aleksandr Klimov II (Zlatogor)

Maryinsky chorus, Orchestra, Eduard Nápravník (conductor)

First Publication. 1890, 1891 — Moscow: P. Jurgenson
  • Vocal score, 289 pages. Plates 16270 to 16294.
  • Vocal score (2nd ed., 1891)
  • Vocal score (3rd ed., 1891)
  • Full score, 3 vols. (320, 213 and 249 pages). Plate 16266.
Librettist Modest Tchaikovsky (1850-1916) and Composer
after Aleksandr Pushkin (1799-1837)
Language Russian
Average DurationAvg. Duration 155 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation voices, chorus, orchestra
InstrDetail Cast
Herman / Герман (1st tenor)Count Tomsky / Граф Томский (baritone)Prince Yeletsky / Князь Елецкий (baritone)Chekalinsky / Чекалинский (tenor)Surin / Сурин (bass)Chaplitsky / Чаплицкий) (2nd tenor)Narumov / Нарумов (2nd bass)Master of Ceremonies / Распорядитель (2nd tenor)Countess / Графиня (mezzo-soprano)Liza / Лиза (soprano)Polina / Полина (contralto)Governess / Гувернантка (mezzo-soprano)Masha / Маша (soprano)Prilepa / Прилепа (soprano)Milovzor / Милозвор (contralto)Zlatogor / Златогор (baritone)

Mixed Chorus (SATB)Orchestra

piccolo, 3 flutes, 2 oboes, English horn, 2 clarinets, bass clarinet, 2 bassoons4 horns, 2 trumpets, tubatimpani, side drum, bass drum, piano, harp, strings

Offstage

children’s trumpets, drums
External Links Wikipedia article
Extra Information Vocal score also arranged by Tchaikovsky, 1890

История создания

Композитор работал над ней во Флоренции, удивительно, но опера была написана всего за сорок четыре дня. Впрочем, замысел постановки музыкального произведения на сцене Мариинского театра возник гораздо раньше и принадлежал И. А. Всеволожскому. Первоначально переговоры о создании оперы вели с другими композиторами – Кленовским Н. С. и Вилламовым А. А. Позже, в 1887 году, состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским. Композитор отказался наотрез от работы над оперой. Однако вместо него за дело взялся его младший брат – Модест Ильич (талантливый либреттист). Постепенно изменилось отношение к опере и у Петра Ильича, и в 1889 году, композитор переосмыслил свое решение, и, бросив свои дела, изучил либретто (литературный фундамент, на базе которого создаются вокальные и балетные сочинения), написанное его младшим братом. В январе 1890 года он, находясь в Италии, начал работу над оперой.

Работа началась в бурном и энергичном темпе, композитор даже сам написал текст к двум своим ариям (героя Елецкого во II действии и героини Лизы в III). Позже в сочинение Чайковский добавил 7-е действие – застольную песню Германа.

Премьера мирового масштаба состоялась 19 декабря 1890 года в знаменитейшем Мариинском театре под руководством дирижера Эдуарда Направника.

Московский дебют состоялся осенью 1891 года в Большом театре, дирижировал Ипполит Альтани.

Опера имела успех у публики, и было решено отправиться с ней на гастроли в Европу и Америку. 11 октября 1892 года состоялась премьера за границей, в Праге, в чешском переводе.

Вариант 2

За основу сюжета повести «Пиковая дама» Пушкиным был взят сюжет из жизни. Историю своего друга, молодого князя С. Г. Голицына, писатель облек в затейливый рассказ с трагической концовкой. В конце повествования о перипетиях карточной игры главный герой повести, волею автора, лишается рассудка.

На самом же деле история, рассказанная Пушкину князем, была с долей хвастовства. Молодой Голицын, приятель Пушкина, был заядлым игроком. Но фортуна не всегда была на стороне юного князя и однажды он проигрался по-крупному. Незадачливому игроку пришлось обратиться к родной бабке, графине Наталье Петровне Голицыной. Денег графиня азартному Голицыну не дала. Но поведала внуку некий секрет, секретную выигрышную комбинацию, которую, живя в Париже, услышала от знаменитого афериста и игрока Сен-Жермена. С этим известным в узких кругах загадочным человеком графиня водила знакомство. Узнав от бабушки секретную комбинацию из трех карт, князь поставил на них. Эта комбинация дала возможность отыграться Голицыну. Об этой истории он и рассказал Пушкину, она же и стала основой сюжета повести.

Рукопись «Пиковой дамы» не дошла до потомков, поэтому точные даты написания повести неизвестны. По некоторым источникам великий поэт и писатель трудился над рукописью около пяти лет, другие источники утверждают, что Пушкину удалось закончить произведение в течение нескольких месяцев.

Повесть «Пиковая дама» вышла в свет в 1834 году. Впервые она была опубликована в журнале «Библиотека для чтения». Читателям понравился сюжет, но по сравнению с другими произведениями Пушкина повесть была принята довольно прохладно. Однако же все отзывы были похвальными, повесть читали и перечитывали в светском обществе, ища сходство между старухой и вышеуказанной графиней. Когда сходство с графиней Голицыной все же было найдено читателями из светского общества, писателя слегка пожурили, но обличать или критиковать не стали. Напротив, читатели отметили изящность стиля написания повести, а также нетривиальность и динамичность развития сюжета. Однако критики данное произведение расценивали не как повесть, а занятную историю, по типу анекдота. О.И. Сенковский в своем письме Александру Сергеевичу характеризовал данную повесть не иначе как начало новой эпохи в литературе. Из разнообразных отзывов о повести современников Пушкина видно, что обществу так и не удалось определиться с оценкой повести и определением того, что на самом деле из себя представляет «Пиковая дама».

Более или менее реальную оценку данному произведению спустя десятилетия дает Ф.М. Достоевский. «Пиковая дама» получила от него оценку фантастической повести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: