Индивидуальные доказательства
- ↑ Дальхауз : Эдипе. В кн .: Энциклопедия музыкального театра Пайпер . Том 2: Сочинения. Доницетти — Хенце. Piper, Мюнхен / Цюрих, 1987, ISBN 3-492-02412-2 , стр. 144-146.
- ↑
- ^
- Дональд Джей Грут, Гермин Вейгель Уильямс: Краткая история оперы. Четвертый выпуск. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2003 г., ISBN 0-231-11958-5 , стр. 691.
- ↑ Брюс Берроуз: Эдип. Жорж Энеско. В кн . : The Opera Quarterly. Том 9, выпуск 3, 1 марта 1993 г., стр. 188-190, DOI: 10.1093 / oq / 9.3.188 .
- ↑ Виорел Косма, Серджиу Саркисов (пер.): Дело жизни — открытое заново. «Эдипе» Джорджа Энеску в Венской государственной опере. В: Австрийский музыкальный журнал . Том 52, выпуск 8, стр. 47-48, DOI: 10.7767 / omz.1997.52.8.47 .
- ↑ Эдип (Эдип). В кн . : Reclams Opernlexikon (= электронная библиотека . Том 52). Филипп Реклам июн. в Directmedia, Берлин, 2001 г., стр. 1825.
- Opernwelt Jahrbuch 1996, p. 3 ff.
- Эдипе. В кн . : Оперный справочник Харенберга. 4-е издание. Мейерс Лексиконверлаг, 2003 г., ISBN 3-411-76107-5 , стр. 242.
- ↑ Джордж Энеску. В: Андреас Оммер: Справочник всех полных записей оперы (= Zeno.org . Том 20). Директмедиа, Берлин, 2005 г.
- Запись радиопередачи 2 марта 2010 г. на BR-Klassik .
макет
Содержание оперы касается всей жизни Эдипа : третий акт основан на трагедии Софокла « Царь Эдип», а четвертый — на его пьесе « Эдип на Колоне» . Первые два акта представляют предысторию, в результате чего многие короткие появления второстепенных персонажей предотвращают, по мнению Карла Дальхауза, «постоянный антагонизм, служащий основой драмы». Поэтому он считал оперу «монодрамой со второстепенными персонажами», а монолог Эдипа, по сути, функционировал как «комментарий к симфоническому оркестровому движению». В отличие от того, что принято в опере, музыка превалирует над драматическим сюжетом, что служит здесь лишь для оправдания «эпико-лирической риторики». Это «оркестровое произведение огромных размеров задуманное как симфония, но невозможно как таковое».
Трагедии Софокла изображают Эдипа как человека, которого неизбежно уничтожает судьба. С другой стороны, с Энеску ему в конечном итоге удается преодолеть эту судьбу и восстановить свою чистоту.
Формальная структура с прологом, четырьмя действиями и эпилогом традиционна, но музыкальный язык следует принципам 20 века. Опера нуждается в современном оркестре, в необычайно дифференцированной музыкальной среде которого используется много сольных инструментов. Ритм и эстетика задают тенденции. Гармония сочетает в себе тональные и модальные элементы. Есть также микроинтервалы и намёки на румынскую народную музыку. Ясно слышны влияния Клода Дебюсси , Мориса Равеля , его учителя Габриэля Форе и музыка немецкого экспрессионизма .
В своей 3-й симфонии 1918 года и 1-м струнном квартете 1920 года Энеску работал с мотивами, последовательностями интервалов и нотами, которые он обрабатывал, изменял и перестраивал как тематические зародышевые клетки. Эта техника позднего стиля привела в Эдипе к настолько тонкому использованию лейтмотивов, что они едва заметны при прослушивании. В рамках исследования Октавиан Косма выделил в опере 21 такой мотив. Точное присвоение лейтмотивов определенным людям или символам не всегда возможно из-за сложной обработки.
Ход действий не соответствует древней трагедии, но основан на идеях Рихарда Вагнера . Здесь также вместо увертюры есть прелюдия, которая уже вводит некоторые из основных мотивов оперы: мотивы судьбы, отцеубийства или Лайоса и победы человека или Эдипа, а также мотив, обычно связанный с Иокастом.
Праздничная музыка в начале первого акта вдохновлена румынской народной музыкой. В танце пастухов, например, присутствуют арабески на флейте в стиле Дойна с четвертью тона . После судьбоносного пророчества Тирезиаса и отчаянной реакции царя музыка с хрупкими намёками напоминает предыдущие танцы и прелюдию. Для первого образа второго акта характерны резкие контрасты между праздничной музыкой торжества в Акрополе и мрачным отражением Эдипа. Во второй картине преобладает мотив «отцеубийства». Пробуждение Сфинкса на третьей картинке сопровождается жуткими звуками. В третьем акте есть несколько ретроспективных кадров, посвященных темам из предыдущих актов. Признание Эдипе вины в конце этого акта происходит в форме песнопения. В четвертом действии звучат и более ранние темы. Заклинания в священной роще обильно оркестрованы и завершаются апофеозом смерти Эдипа.
оркестр
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
- Деревянные духовые инструменты : четыре флейты (3-я и 4-я также пикколо , 4-я также альтовая флейта), два гобоя , английский рожок (также 3-й гобой), два кларнета , малый кларнет (также третий кларнет), бас-кларнет (также альт-саксофон ), два фагота , Двойной фагот (также 3-й фагот)
- Медь : четыре рожка , четыре трубы (первая также труба в D), три тромбона , теноровая туба , туба , контрабас.
- три литавры , ударные (три игрока, второй и третий также второй и третий литавр): Басков барабан, бас — барабан , малый барабан , треугольник , ТАМ-ТАМ , цимбалы , две подвесные тарелки, кастаньеты , колокольчики, кнут , колокол в ‘
- Фортепиано , челеста (также глокеншпиль ), фисгармония (также поющая пила )
- две арфы
- Струны (часто разделяются сольными задачами)
- Музыкальное сопровождение (кроме духовой машины и громовой пластинки из оркестра): две флейты, соловьиная флейта, две трубы, духовая машина, громовая пластина, арфа.
Recordings
Key to roles (‡): antigone/jocaste/sphinx/créon/oedipe/tirésias
INA (Institut national de l’audiovisuel) archive (live in Paris in 1955): Monmart/Moizan/Gorr/Lovano/Depraz/Vessières(‡); Charles Bruck, conductor
Electrecord EDC 269/270/271 (recorded in 1964 in a Bucharest studio, in Romanian): Sindrilaru/Cernei/Pally/Iordăchescu/Ohanesian/Hvorov(‡); Brediceanu, conductor
EMI Classics 7 54011-2 (recorded in 1989 using Monte Carlo’s Salle Garnier as a studio): José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
Naxos 8.660163-64 (recording of an incomplete version given in Vienna in 1997): Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
Albany Records TROY861-62 (recorded live in Urbana at the 2005 U.S. premiere): Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
Recordings
Key to roles (‡): antigone/jocaste/sphinx/créon/oedipe/tirésias
- INA (Institut national de l’audiovisuel) archive (live in Paris in 1955): Monmart/Moizan/Gorr/Lovano/Depraz/Vessières(‡); Charles Bruck, conductor
- Electrecord EDC 269/270/271 (recorded in 1964 in a Bucharest studio, in Romanian): Sindrilaru/Cernei/Pally/Iordăcescu/Ohanesian/Hvorov(‡); Brediceanu, conductor
- EMI Classics 7 54011-2 (recorded in 1989 using Monte Carlo’s Salle Garnier as a studio): José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
- Naxos 8.660163-64 (recording of an incomplete version given in Vienna in 1997): Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
- Albany Records TROY861-62 (recorded live in Urbana at the 2005 U.S. premiere): Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
- Internet-streamed video (from La Monnaie in Brussels in 2011): Eerens/Petrinsky/Lemieux/Bork/Henschel/Rootering(‡); Leo Hussain, conductor; expected to be issued as a DVD in 2012
Записи
- Июнь 1964 г. — Михай Бредичану (дирижер), оркестр и хор Румынской национальной оперы, Бухарест . Елена Черней (Йокаст), Константин Илиеску (Лайос), Джоан Хроров (Тиресиас), Валентин Теодориан (пастырь), Виорел Бан (верховный жрец), Дан Иордакеску (Креон), Зенаида Палли (Сфинкс), Давид Оганесян (Эдипе), Ладислаус Конья (Хранитель мертвых), Константин Габор (Форбас), Мария Синдилару (Антигона), Мария Сандулеску (Исмене). Студийный снимок. Электрошнур ECE 160 (4 пластинки).
- 7-20 Июнь 1989 г. — Лоуренс Фостер (дирижер), Орфеон Доностиарра, Орфеон Доностиарра, Les Petits Chanteurs de Monaco. Бригитта Фассбеендер (Jocaste), Джон Aler (Laios), Бакье (Тиресья), Гедд (Shepherd), Корнелий Гауптман (High Priest), Марсель Vanaud (Креонт), Изабель Верн (Theban женщина), Липовшки (Sphinx), Жоселин Тайон (Мероп), Хосе ван Дам (Эдипе), Жан-Филипп Куртис (Хранитель мертвых), Лоуренс Альбер (Форбас), Барбара Хендрикс (Антигона), Джино Килико (Тезе). Студийная съемка; Полностью; На французском. EMI CD: 7 54011 2 (2 компакт-диска).
- 29 мая 1997 г. — Михаэль Гилен (дирижер), Гётц Фридрих (постановка), оркестр и хор Венской государственной оперы , Венский хор мальчиков . Липовшек (Jocaste и Сфинкс), Йозеф Hopferwieser (Laios), Эгилс Силиньш (Тиресья), Майкл Roider (Shepherd), Горан Simić (High Priest), Davide Damiani (Креонт), Михаэл Унгурян (MEROPE), Монт — Педерсен (Эдипе) , Вальтер Финк (Хранитель мертвых), Петер Кёвес (Форбас), Руксандра Донос (Антигона), Ю Чен (Теси). Прямой эфир из Вены; сильно укороченный. Naxos 8.660163-64 (2 компакт-диска).
- 15 октября 2005 г. — Ян Хобсон (дирижер), Sinfonia da Camera, Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн, Университет камерных певцов штата Иллинойс. Ашмани Джа (Джокаст), Даррен Т. Андерсон (Лайос), Рикардо Эррера (Тирезиас и Хранитель мертвых), Гарольд Грей (Пастух), Майкл Йорк (Верховный жрец и Форбас), Брэдли Робинсон (Креон), Стефани Чигас (Сфинкс) ), Дженнифер Пру (Мероп), Стефан Игнат (Эдипе), Патрису Хелмсу (Антигона), Бену Джонсу (Тезе). Прямой эфир из Большого зала Федингер, Урбана — Шампейн . ALBANY TROY861 / 62 (2 компакт-диска).
- Январь 2005 — Кристиан Мандеал (дирижер), Грэм Вик (постановка), оркестр и хор Театра Лирико ди Кальяри . Ильдико Комлози ( Йокасте ), Дэвид Рендалл (Лайос), Джордж-Эмиль Краснару (Тирезиас), Макс Рене Косотти (пастырь), Джованни Баттиста Пароди (Верховный жрец), Александру Агаче (Креон), Синция де Мола (Сфинкс), Ирина Долько (Мероп), Стефан Игнат (Эдипе), Джорджо Джузеппини ( Хранитель мертвых ), Энцо Капуано (Форбас), Гаэль Ле Руа (Антигона), Гарри Маги (Тезе). В прямом эфире из Кальяри. Динамический (2 компакт-диска, готовится?).
- 30 августа 2009 г. — Олег Каэтани (дирижер), оркестр и хор Национальной оперы Бухареста . Оана Андра (Йокасте), Михай Лазар (Лайос), Хория Санду (Тирезиас), Валентин Раковяну (пастырь), Стефан Шуллер (Верховный жрец), Франк Феррари (Эдипе). В прямом эфире из Бухареста; На французском. Радиовещание на различных каналах; также видео.
- 11 августа 2019 — Инго Мецмахер (дирижер), Венская филармония , Зальцбургский фестиваль и детский хор театра, Концертная ассоциация Венской государственной оперы . Анаик Морель (Жокаст), Майкл Колвин (Лайос), Джон Томлинсон (Тирезиас), Винсент Ордонно (пастырь), Дэвид Стеффенс (Верховный жрец), Брайан Маллиган (Креон), Ив-Мод Хюбо (Сфинкс), Анна Мария Дур (Мероп) ), Кристофер Мальтман ( Эдипе ), Тильман Рённебек (Хранитель мертвых), Гордон Бинтнер (Форбас), Кьяра Скерат (Антигона), Борис Пинхасович (Тезе). Живите в Felsenreitschule в рамках Зальцбургского фестиваля . В эфире Радио Австрии 1 .
Синопсис
Акт 1
Рассказчик приветствует публику, объясняя природу драмы, которую они собираются увидеть, и устанавливает сцену: Фивы страдает от чумы, и жители города громко сетуют на нее. Эдип, царь Фив и завоеватель Сфинкс, обещает спасти город. Креонт, зять Эдипа, возвращается из оракул в Delphi и декламирует слова богов: Фивы укрывают убийцу Лайус, предыдущий король. Это убийца навел на город чуму. Эдип обещает обнаружить убийцу и изгнать его. Он вопросы Тиресий, прорицатель, который сначала отказывается говорить. Возмущенный этим молчанием, Эдип обвиняет его в том, что он сам убийца. Спровоцированный, Тиресий наконец говорит, заявляя, что убийца царя — царь. В ужасе Эдип обвиняет Тиресия в союзе с Креонтом, который, как он полагает, жаждет трон. Под звуки хора, Иокаста появляется.
Акт 2
Иокаста успокаивает спор, говоря всем, что оракулы всегда лгут. Оракул предсказал, что Лай умрет от руки своего сына, хотя на самом деле он был убит бандитами на пересечении трех дорог. Это еще больше пугает Эдипа: он вспоминает, как убил старика на перекрестке перед тем, как прийти в Фивы. Прибывает посыльный: Король Полибус Коринфский, которого Эдип считает своим отцом, умер. Однако теперь выясняется, что Полибус был всего лишь приемным отцом Эдипа, который, по сути, был подкидыш. Приходит древний пастух: именно он нашел в горах младенца Эдипа. Иокаста, осознав правду, убегает. Наконец посланник и пастырь открыто заявляют правду: Эдип — ребенок Лая и Иокасты, убийца его отца, муж его матери. Разбитый Эдип уходит. Гонец сообщает о смерти Иокасты: она повесилась в своих покоях. Эдип врывается в ее комнату и выколачивает глаза булавкой. Он навсегда покидает Фивы, поскольку хор сначала выражает свой гнев, а затем оплакивает потерю царя, которого они любили.
Recordings
Key to roles (‡): antigone/jocaste/sphinx/créon/oedipe/tirésias
- INA (Institut national de l’audiovisuel) archive (live in Paris in 1955): Monmart/Moizan/Gorr/Lovano/Depraz/Vessières(‡); Charles Bruck, conductor
- Electrecord EDC 269/270/271 (recorded in 1964 in a Bucharest studio, in Romanian): Sindrilaru/Cernei/Pally/Iordăcescu/Ohanesian/Hvorov(‡); Brediceanu, conductor
- EMI Classics 7 54011-2 (recorded in 1989 using Monte Carlo’s Salle Garnier as a studio): José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
- Naxos 8.660163-64 (recording of an incomplete version given in Vienna in 1997): Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
- Albany Records TROY861-62 (recorded live in Urbana at the 2005 U.S. premiere): Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
- Internet-streamed video (from La Monnaie/De Munt in Brussels in 2011): Eerens/Petrinsky/Lemieux/Bork/Henschel/Rootering(‡); Leo Hussain, conductor; expected to be issued as a DVD in 2012
Notes and References
- Noel Malcolm, George Enescu: His Life and Music, preface by Sir Yehudi Menuhin (Toccata Press, 1990): 145, 159.
- John Allison. Report from Salzburg. Opera, November 2019, Vol.70 No.11, p1403.
- John C. G. Waterhouse, Review of George Enescu: His Life and Music by Noel Malcolm. Music & Letters, 74(1), (1993).
- Calum MacDonald, Review of George Enescu: His Life and Music by Noel Malcolm and of EMI Classics CD release 7 54011-2. Tempo (New Ser.), 178, pp. 42-43.
Except where otherwise indicated, Everything.Explained.Today is Copyright 2009-2022, A B Cryer, All Rights Reserved. Cookie policy.
Композитор: Энеску Джордже
Soloists (soprano, mezzo, 2 altos, 2 tenors, 4 baritones, 4 basses), Chorus (SATTBB), Orchestra (piccolo, 2 flutes, 3 oboes, English horn, 3 clarinets, bass clarinet, alto saxophone, 3 bassoons, contrabassoon, 4 horns, 2 trumpets, 2 trombones, tuba, timpani, percussion, harp, strings)
WikipediaДжо́рдже Эне́ску (рум. George Enescu; 19 августа 1881 (1881-08-19), село Ливени (ныне село Джордже Энеску), Ботошаны, Румыния — 4 мая 1955, Париж) — румынский композитор, скрипач, дирижёр и педагог, национальный классик, один из крупнейших музыкантов первой половины XX века.
Начал сочинять музыку с пятилетнего возраста. Семилетним был отправлен учиться в Венскую консерваторию, окончил её с серебряной медалью. Выступал в Вене с концертами.
В 1895 году переехал в Париж, учился у Жюля Массне, Мартена Марсика и Габриеля Форе на одном курсе с Ги Ропарцем.
В 1923 году дебютировал в Нью-Йорке как дирижёр.
В 1920—1930-х годах жил в Бухаресте и Париже, после 1946 года — в Париже, но активно концертировал как скрипач и дирижёр в Европе и США. Выступал в Москве в 1909, 1919 и 1946 годах. В 1932 году избран действительным членом Румынской академии.
Играл вместе с Белой Бартоком, Эженом Изаи, Кларой Хаскил, Пабло Казальсом, Давидом Ойстрахом, Гьомар Новаиш и другими крупными исполнителями. Среди учеников Энеску — такие выдающиеся скрипачи, как Иегуди Менухин, Артюр Грюмьо, Жинетт Невё, Кристиан Ферра, Леон Суружон.
Среди произведений Энеску — три симфонии, три фортепианных и два струнных квартета, три скрипичные и две виолончельные сонаты, вокальные сочинения на стихи французских символистов. Количество законченных произведений мастера невелико (33 опуса), многие его сочинения (в том числе — две симфонии) остались незавершёнными.
Музыка Энеску складывалась под воздействием европейского романтизма (Шуман, Вагнер, Брамс). В дальнейшем она, развиваясь параллельно поискам Стравинского, Прокофьева, а в оперном жанре (опера «Эдип», 1910—1931) — Рихарда Штрауса, вобрала влияние нововенской школы, неоклассицизма, необарокко. На всех этих стадиях неизменно важным и характерным для Энеску было обращение к румынскому фольклору (широко известны две его «Румынские рапсодии», 1901 и 1902).
Село Ливени после смерти композитора получило его имя; в Бухаресте открыт мемориальный музей. Имя Энеску присвоено Бухарестскому филармоническому оркестру, а также Ясскому университету искусств (1997).
Создано Международное общество Джордже Энеску, под эгидой которого издаётся наследие композитора, выходят сборники исследований его творчества. Раз в два года в Бухаресте проходит Международный фестиваль-конкурс исполнителей имени Джордже Энеску. Ежегодно Академия наук Румынии присуждает премию его имени выдающимся музыкантам.
Recordings
Key to roles (‡): antigone/jocaste/sphinx/créon/oedipe/tirésias
- INA (Institut national de l’audiovisuel) archive (live in Paris in 1955): Monmart/Moizan/Gorr/Lovano/Depraz/Vessières(‡); Charles Bruck, conductor
- Electrecord EDC 269/270/271 (recorded in 1964 in a Bucharest studio, in Romanian): Sindrilaru/Cernei/Pally/Iordăchescu/Ohanesian/Hvorov(‡); Brediceanu, conductor
- EMI Classics 7 54011-2 (recorded in 1989 using Monte Carlo’s Salle Garnier as a studio): José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
- Naxos 8.660163-64 (recording of an incomplete version given in Vienna in 1997): Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
- Albany Records TROY861-62 (recorded live in Urbana at the 2005 U.S. premiere): Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
- Internet-streamed video (from La Monnaie/De Munt in Brussels in 2011): Eerens/Petrinsky/Lemieux/Bork/Henschel/Rootering(‡); Leo Hussain, conductor; was expected to be issued as a DVD in 2012
- Venue: Opéra Bastille (Paris, France). Wajdi Mouawad (stage director), Ingo Metzmacher (conductor) — With Christopher Maltman (Œdipus), Yann Beuron (Laius), Ekaterina Gubanova (Jocasta), Clive Bayley (Tiresias). Broadcast date: Thursday, October 14, 2021, on Medici.tv, steams though January 14, 2022. Opéra national de Paris — FRA Productions.
Recordings
- EMI Classics 7 54011-2: José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
- Naxos 8.660163-64: Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
- Albany Records TROY861-62: Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
Анализ
Многие идеи этой оперы можно найти в Леонард Бернстайн анализирует это в шестой и последней Лекция Нортона с 1973 г., . Бернштейн заявил, что Эдип рекс это самый «потрясающий продукт» неоклассического периода Стравинского. Большая часть музыки заимствует техники из прошлых классических стилей, а также из популярных стилей того времени.[расплывчатый ] Однако Стравинский намеренно не совмещает тематику текста (на латыни) с соответствующим музыкальным сопровождением.[требуется разъяснение ] Бернштейн даже заходит так далеко, что связывает вступительную четверку мотив спетый хором к определенной спетой цитате в Верди Аида. Идея параллели «власти и жалости» царит в обеих операх, хотя конкретные сюжеты совершенно разные.
История выступлений
Эдип рекс иногда исполняется в концертном зале как оратория, как и в оригинальном исполнении в Театр Сары Бернхардт в Париж 30 мая 1927 г., и на его американской премьере в следующем году, представленной Бостонский симфонический оркестр и Гарвардский клуб Glee.
Он также был представлен на сцене как опера, первое такое представление состоялось в Венская государственная опера 23 февраля 1928 года. Впоследствии он был представлен трижды Опера Санта-Фе в 1960, 1961 и 1962 годах с участием композитора. В январе 1962 года он был исполнен в Вашингтоне, округ Колумбия, Оперным обществом Вашингтона (ныне Вашингтонская национальная опера ) под управлением композитора.
В 1960 г. Театр Садлера Уэллса в Лондоне, постановка Колин Грэм, режиссер Мишель Сен-Дени, проводится Колин Дэвис и разработан Абд’Элкадером Фаррой. Эдип пел австралийский тенор Рональд Дауд с актером Майкл Хордерн как рассказчик. Хотя повествование в представлении было на английском языке, труппа отошла от своей обычной англоязычной практики, и пение осталось на оригинальной латыни. Это была часть двойного счета, вторая опера Бартока. Замок Синей Бороды.
Спектакль режиссера Джули Теймор в главной роли Филип Лэнгридж, Джесси Норман, Мин Танака, и Брин Терфель был проведен в Фестиваль Сайто Кинен Мацумото в Японии в 1992 году и снятый Таймором для телевидения. Еще одна видеозапись 1973 года, проведенная режиссером Леонард Бернстайн во время его шестой и последней лекции для Стул Чарльза Элиота Нортона в Гарвардский университет.
Recordings
Key to roles (‡): antigone/jocaste/sphinx/créon/oedipe/tirésias
- INA (Institut national de l’audiovisuel) archive (live in Paris in 1955): Monmart/Moizan/Gorr/Lovano/Depraz/Vessières(‡); Charles Bruck, conductor
- Electrecord EDC 269/270/271 (recorded in 1964 in a Bucharest studio, in Romanian): Sindrilaru/Cernei/Pally/Iordăchescu/Ohanesian/Hvorov(‡); Brediceanu, conductor
- EMI Classics 7 54011-2 (recorded in 1989 using Monte Carlo’s Salle Garnier as a studio): José van Dam, Gabriel Bacquier, Marjana Lipovšek, Brigitte Fassbaender, John Aler, Nicolai Gedda, Marcel Vanaud, Barbara Hendricks, Gino Quilico, Jocelyne Taillon, Cornelius Hauptmann, Laurence Albert, Jean-Philippe Courtis, Isabelle Vernet; Orfeon Donostiarra; Monte Carlo Philharmonic Orchestra; Lawrence Foster, conductor
- Naxos 8.660163-64 (recording of an incomplete version given in Vienna in 1997): Monte Pedersen, Marjana Lipovšek, Egil Siliņš, Yu Chen, Davide Damiani, Ruxandra Donose, Walter Fink, Josef Hopferwieser, Peter Koves, Michael Roider, Goran Simic, Mihaela Ungureanu; Vienna Boys Choir; Orchestra and Chorus of the Vienna State Opera; Michael Gielen, conductor
- Albany Records TROY861-62 (recorded live in Urbana at the 2005 U.S. premiere): Stefan Ignat, Ricardo Herrera, Bradley Robinson, Harold Gray Meers, Michael York, Ben Jones, Darren T. Anderson, Ashmani Jha, Stephanie Chigas, Jan Patrice Helms, Jennifer Proulx; University of Illinois Chamber Singers; Sinfonia da Camera; Ian Hobson, conductor
- Internet-streamed video (from La Monnaie/De Munt in Brussels in 2011): Eerens/Petrinsky/Lemieux/Bork/Henschel/Rootering(‡); Leo Hussain, conductor; was expected to be issued as a DVD in 2012[needs update]
- Venue: Opéra Bastille (Paris, France). Wajdi Mouawad (stage director), Ingo Metzmacher (conductor) — With Christopher Maltman (Œdipus), Yann Beuron (Laius), Ekaterina Gubanova (Jocasta), Clive Bayley (Tiresias). Broadcast date: Thursday, October 14, 2021, on Medici.tv, steams though January 14, 2022. Opéra national de Paris — FRA Productions.