Предпосылки и история производительности
Глюк установить такой же либретто Филипп Quinault написал для Люлли в 1686 году, на основе Торквато Тассо «s Джерусалемме Либерата ( Освобожденный Иерусалим ). Когда Глюк сочинял « Армиду», казалось, что ему легко противостоять французским традициям . Люлли и Кино были основоположниками серьезной оперы во Франции, и Армида была общепризнана их шедевром, так что со стороны Глюка было смелым шагом написать новую музыку на слова Кино. Подобная попытка написать новую оперу на либретто Thésée по Жану Джозефа Де Мондонвилла в 1765 году закончилась катастрофа, с зрителями требуют его заменить оригинал Люлл. Используя Армиду , Глюк бросил вызов давним и очевидно незыблемым идеалам французской практики, и в процессе он обнаружил эти ценности, способные обновляться через «современную» композиционную чувствительность. Критический отклик и последовавшая за ним полемика привели к одной из тех грандиозных путаниц, характерных для французской интеллектуальной жизни. Глюк задел чувствительность французов, и, хотя « Армида» не была одной из самых популярных его работ, она оставалась важнейшим пробным камнем во французской оперной традиции и была тепло оценена Берлиозом в его « Воспоминаниях» . Глюк также установил незначительную моду на перезагрузку опер Люлли / Кино: соперник Глюка Пиччинни последовал его примеру с Роландом в 1778 году и Атисом в 1780 году; в том же году Филидор выпустил новый Persée ; и Госсек предложил свою версию Тезеи в 1782 году. Говорят, что сам Глюк работал над оперой, основанной на Роланде , но он отказался от нее, когда услышал, что Пиччинни взял то же либретто.
Эскиз для второго акта к спектаклю в Парижской опере , 1905 г.
Армид оставался в репертуаре Парижской Национальной академии музыки на протяжении всего конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века, с возрождениями, состоявшимися в 1805, 1811, 1818, 1819 и 1825 годах. В новой постановке, поставленной Эмилем Перреном в 1866 году, использовались декорации Эдуара Деплешена ( Акт II), Огюста Альфреда Рубе и Филиппа Шаперона (Акт III) и Шарля-Антуана Камбона (Деяния IV и V). Другой высокобюджетный спектакль был поставлен в Опере 12 апреля 1905 года с Люсьен Бреваль в главной роли, Алисой Верле , Агустарелло Аффре , Дин Гилли и Женевьев Викс . Костюмы были созданы Шарлем Бьянкини и Шарлем Бету; декорации принадлежали ученику Камбона Эжену Карпеза (Действие I), Амаблю (Акты II и V), а также Марселю Жамбону и Александру Байи (Акты III и IV).
За постановкой Оперы 1905 года 7 ноября 1905 года последовала высокобюджетная постановка в Театре де ла Монне в Брюсселе. Обзор подготовлен знатоком глюков Франсуа-Огюстом Жевартом. В нем фигурировала Фелия Литвинн в главной роли, костюмы художника-символиста Фернана Кнопфа и восемь декораций Альберта Дюбоска. Чрезвычайно успешный, этот роскошный спектакль впервые представил сорок спектаклей с последующими возрождениями в 1909, 1924 и 1948 годах.
Метрополитен — опера поставила работу по открытию своего сезона 1910-1911. Тосканини провел кастинг под руководством Оливии Фремстад , Луизы Гомер и Энрико Карузо .
Предпосылки и история производительности
Глюк поставил такое же либретто Филипп Кино написал для Люлли в 1686 г., на основе Торквато Тассо с Джерусалемме Либерата (Иерусалим доставлен ). Глюк казался непринужденным лицом к лицу с французскими традициями, когда сочинял Армида. Люлли и Кино были основоположниками серьезной оперы во Франции и Армида был общепризнан как их шедевр, поэтому со стороны Глюка было смелым шагом написать новую музыку на слова Куино. Похожая попытка написать новую оперу на либретто А. Thésée к Жан-Жозеф де Мондонвиль в 1765 году закончился катастрофой, и зрители потребовали заменить его оригиналом Люлли. Используя АрмидаГлюк бросил вызов давним и, по-видимому, незыблемым идеалам французской практики, и в процессе он обнаружил эти ценности, способные к обновлению с помощью «современной» композиционной чувствительности. Критический отклик и последовавшая в результате полемика привели к одной из тех грандиозных путаниц, характерных для французской интеллектуальной жизни. Глюк задел чувствительность французов, и тогда как Армида не была одной из самых популярных его работ, она оставалась важнейшим пробным камнем во французской оперной традиции и была тепло оценена Берлиоз в его Воспоминания. Глюк также установил небольшую моду на сброс опер Люлли / Кино: соперника Глюка. Piccinni последовал его примеру с Роланд в 1778 г. и Атис в 1780 г .; в том же году, Филидор произвел новый Persée; и Госсек предложил свою версию Thésée в 1782 году. Говорят, что сам Глюк работал над оперой по Роланд, но он отказался от нее, когда услышал, что Пиччинни взял то же либретто.
Эскиз второго акта, представления на Парижская опера, 1905
Армида остался в репертуаре парижского Académie Nationale de Musique на протяжении конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века, с возрождениями, проводившимися в 1805, 1811, 1818, 1819 и 1825 годах. В новой постановке Эмиля Перрена в 1866 году были представлены декорации Эдуард Деплешен (Акт II), Огюст Альфред Рубе и Филипп Шаперон (Акт III), и Шарль-Антуан Камбон (Деяния IV и V). Еще одна высокобюджетная постановка была поставлена в Опере 12 апреля 1905 года. Люсьен Бреваль в главной роли, Алиса Верле, Агустарелло Афре, Дин Гилли, и Женевьева Викс. Костюмы были созданы Шарлем Бьянкини и Шарлем Бету; декорации были выполнены учеником Камбона Эжен Карпеза (Акт I), Амэбл (Акты II и V) и Марсель Жамбон и Александр Байи (Акты III и IV).
За постановкой Оперы 1905 года 7 ноября 1905 года последовала высокобюджетная постановка в Театр де ла Монне в Брюсселе. Обзор от знатока Глюка Франсуа-Огюст Жеверт, он показал Фелия Литвинн в главной роли костюмы художника-символиста Фернан Кнопф, и восемь наборов Альберта Дубоска. Чрезвычайно успешный, этот роскошный спектакль впервые представил сорок спектаклей с последующими возрождениями в 1909, 1924 и 1948 годах.
В Метрополитен-опера поставил работу к открытию своего сезона 1910-1911 гг. Тосканини провел кастинг под руководством Олив Фремстад, Луиза Гомер и Энрико Карузо.
Внешние ссылки
- Ресурсы, связанные с музыкой :
-
Авторитетные записи :
- ( )
Опер по Кристоф Виллибальд Глюк |
|
---|---|
Артасерс (1741) • Деметрио (1742) • Демофонте (1743) • Иль Тигран (1743) • Ла Софонисба (1744) • Ла Финта Скьява (1744) • Иперместре (1744) • Поро (1744) • Ипполито (1745) • Ла Кадута де ‘Гиганти (1746) • Артамен (1746) • Le Nozze d’Ercole e d’Ebe (1747) • Semiramide riconosciuta (1748) • La Contesa de’ Numi (1749) • Эцио (1749) • Иссипиль (1751) • La Clemenza di Tito (1752) • Le cinesi (1754) • La danza (1755) • Innocenza giustificata (1755) • Антигоно (1756) • Il re pastore (1756) • La Fausse Esclave (1758) • Остров Мерлина , или Перевернутый мир (1758) • Осажденная Китера (1759) • Le Diable à quatre (1759) • Зачарованное дерево (1759) • Пьяница исправлена (1760) • Тетид (1760) • Le Cadi dupé (1761) • Орфей и Эвридика (1762-1769-1774) • Il trionfo di Clelia (1763) • Неожиданная встреча (1764) • Il Parnaso confuso (1765) • Telemaco (1765) • La corona (1765) • Il prologo (1767) • Alceste (1767-1776) • Праздник Аполло (1769) • Париж и Элен (1770) • Ифигения в Олиде (1774) • Армида (1777) • Ифигения в Таврической (1779) • Филимон и Бавкида (1779) • Эхо и Нарцисс (1779) | |
Список работ Кристофа Виллибальда Глюка |
Записи
- 11 июля 1958 г. (концерт, выступление из Турина; сокращенно): Марио Росси (дирижер), оркестр и хор RAI Турина. Анна де Кавальери (Армида), Эстер Орелл (Фенис и Люсинда), Анна Моффо (Сидони), Пьер Молле (Хидраот), Джулиано Феррейн (Аронте), Мирто Пикки (Рено), Альфредо Нобиле (Артомидор), Ренато Чезари (Убальде) , Томмазо Фраскати (кавалер дануа), Иоланда Гардино (Ла Эн), Ирен Гасперони (Найаде). Мелодрама LP: MEL 154 (3).
- 1958 (?): Умберто Каттини (дирижер), Миланский оркестр Angelicum, Coro Polifonico di Torino. Глория Дэви (Армида), Анжела Арена (Сидония), Джузеппе Зампиери (Ринальдо), Мария Тереза Мандалари (Ла фурия), Лидия Черутти (Люсинда). Angelicum LPA 1009 (1 LP).
- 10 августа 1974 г. (концерт, концерт из Неаполя): Вильфрид Ботчер (дирижер), оркестр и хор RAI в Неаполе. Виорика Кортес (Армида), Nucci Кондоминиум (Финикии), Джейн Марш (Sidonie), Сиегмунд Нимсгерн (Hidraot и Ubalde), Марио Chiappi (Aronte), Жан Dupouy (Рено), Освальдо Allemanno (Artémidore), Эцио ди Чезаре (Шевалье danois ), Христина Ангелакова (La Haine), Николетта Панни (Мелисса и Плезир), Бруна Риццоли (Люсинда), Глория Фоглиццо (Найаде). Voce 61 (3 LP).
- 29 декабря 1974 г. (концерт, концерт из Лондона): Чарльз Маккеррас (дирижер), Концертный оркестр BBC, певцы BBC. Джери Брунин (Армида), Джанет Хьюз (Фенис и Мелисс), Джанет Прайс (Сидони), Томас Аллен (Хидраот и Убальде), Лесли Файсон (Аронте), Брюс Брюэр (Рено), Филип Лэнгридж (Артомидор), Джеральд Инглиш (Шевалье) danois), Энн Ховард (Ла Эн), Венди Иторн (Люсинда и Найяд). Celestial Audio CA 448 (2 компакт-диска).
- Июнь 1982 г. (студийная запись; завершена): Ричард Хикокс (дирижер), Симфония лондонского Сити, певцы Ричарда Хикокса. Фелисити Палмер (Армида), Салли Берджесс (Фенис и Люсинда), Мари Слорах (Сидони и Мелисс), Раймунд Херинкс (Хидраот), Ярон Виндмюллер (Аронте), Энтони Ролф Джонсон (Рено), Адриан Томпсон (Артомидор), Стивен Робертс (Стивен Робертс) Убальде), Кейт Льюис (кавалер дануа), Линда Финни (Ла Эн). EMI LP: 29 1238 3, EMI CD: 4 89880 2.
- Апрель 1985 г. (прямой эфир из Мадрида): Манфред Рамин (дирижер), оркестр и хор Театра де ла Сарсуэла де Мадрид. Монтсеррат Кабалье (Армида), Ракель Пьеротти (Фениса и Люсинда), Кристина Карлин (Сидони и Мелисса), Энрике Бакерисо (Хидраот), Луис Альварес (Аронте), Питер Линдроос (Рено), Рафаэль Мартинес Лледо (Артинес Лледо) (Энрике Ледоре) Убальде), Антонио Леонель (кавалер дануа), Марта Сирмей (Ла Ээн ), Диана Рубино (Найаде), Мерседес Уртадо (Плезир).
- Декабрь 1986 (прямой эфир из Барселоны): Манфред Рамин (дирижер), симфонический оркестр и хор Gran Teatre del Liceu Barcelona. Монтсеррат Кабалье (Армида), Клаудиа Эдер (Фенис), Мария Хосе Гальего (Сидони), Энрике Бакерисо (Хидраот), Винченк Эстеве (Аронте), Петер Линдроос (Рено), Рафаэль Мартинес Лледо (Артомидоре), Энрик Серра Антонио Леонель (кавалер дануа), Марта Сирмей (Ла Ээн ), Мэри Даунинг (Найаде). Дом Оперы ЦДББ 527.
- 7 декабря 1996 г. (прямой эфир из Милана): Риккардо Мути (дирижер), Пьер Луиджи Пицци (постановка), оркестр и хор Миланского театра Ла Скала . Анна Катерина Антоначчи (Армида), Адина Нитеску (Фенис и Мелисс), Лотте Лейтнер (Сидони и Люсинде), Донни Рэй Альберт (Хидраот), Марко Камастра (Аронте), Винсон Коул (Рено), Кристиан Баумгертель (Артимидор), Роберто де Кандия (Убальде), Хуан Диего Флорес (Кавалер дануа), Виолетта Урмана (Ла Эн), Кристина Сокмайстер (Найаде).
- Ноябрь / декабрь 1996 г. (прямой эфир из Парижа): Марк Минковски (дирижер), Les Musiciens du Louvre Grenoble. Мирей Делунш (Армида), Франсуаза Массе (Фенис и Мелисс), Николь Хистон (Сидони и Люсинда), Лоран Наури (Хидраот), Винсент Ле Тексье (Аронте), Шарль Уоркман (Рено), Янн Берон (Артомидор и Шевалье Дануа) Бретт Полегато (Убальде), Эва Подлес (Ла Ээн), Валери Габайль (Найаде), Магдалена Кожена (Плезир). Компакт-диск DG Archive Production: 459 616-2.
- 14 мая 1999 г. (прямой эфир из Милана): Риккардо Мути (дирижер), Пьер Луиджи Пицци (постановка), оркестр и хор Миланского театра Ла Скала . Анна Катерина Антоначчи (Армида), Поль Гровс (Рено), Хуан Диего Флорес (Артимидор), Виолета Урмана (Ла Эн), Лотте Лейтнер (Люсинда).
Записи
- Аудио дирижирует Росси с Макнайтом / Гардино / Пикки / Моллет (Мелодрам, записанная вживую в Турине в 1958 году)
- Армид ( Фелисити Палмер ), Рено ( Энтони Рольф Джонсон ), Ла Ээн ( Линда Финни ), Хидраот ( Раймунд Херинкс ); Лондонский Сити Симфония , Ричард Хикокс (EMI, концертная запись в Лондоне в июне 1982 г.)
- Видео под управлением Рамина и Кабалье / Сирмэй / Линдроос / Бакерисо (YouTube, снято в Мадриде 16 апреля 1985 г.)
- Армид ( Мирей Делунш ), Рено ( Шарль Уоркман ), Ла Ээн ( Ева Подлес ), Хидраот ( Лоран Наури ); Les Musiciens du Louvre , Марк Минковски (Архив, записанный вживую в Париже в ноябре и декабре 1996 г.)
- Аудио дирижирует Мути , с Антоначчи / Урманой / Коулом / Альбертом (Оперный театр, концерт записан в Милане 7 декабря 1996 г.)
макет
Приборы
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
- Деревянные духовые : две флейты , два гобоя , два кларнета , два фагота
- Латунь : два рожка , две трубы
- Литавры
- Струны
Музыка
Глюк интерпретировал ход сюжета иначе, чем Люлли. В то время как более ранняя установка текста делала акцент на преодолении крестоносцами магических искусств Армида, Глюк смотрел прежде всего на духовную жизнь одноименной героини. Поскольку текст обеих версий идентичен, он добился этого исключительно музыкальными средствами. Армиде — единственная из его поздних опер с трагическим финалом. Другие особенности — обилие театральных эффектов и танцевальных сцен, а также разнообразный сюжет. Биография Кролла Глюка описывает оперу как «высококонтрастную, чрезвычайно красочную звуковую картину», которая «выражает характерные черты всех вовлеченных людей, их настроения и их соответствующее окружение, не забывая при этом о сути и последовательном ходе драмы». Сам Глюк написал в письме от лета 1776 года, что он пытался быть «больше художником и поэтом, чем музыкантом».
В « Армиде» всего несколько самостоятельных больших музыкальных номеров. Опера состоит в основном из коротких арий, ариози и речитативов. Характер Армида по существу представлен в двух последних формах. В центре работы — большая связная часть, в которой Армида встречает Ла Эна и демонов. Он состоит из различных сольных партий, хоровых сцен и пантомимы. Чтобы не оставить Армиду полностью разрушенной после проклятия Ла Эна, Глюк вставил четыре дополнительных стиха. Роберт Машка написал в справочнике к опере о музыке этих строк, что показывает существенное различие между интерпретацией либретто Глюком и Люлли: «В то время как в средних партиях струнный пульсирующий ритм остинато создает впечатление последствий ненависти. в душе Армидэ заглавная героиня возвращается к вокальной партии только после беспокойного заикания, так что мелодическое завершение становится зеркалом для восстановленного внутреннего хладнокровия Армидеса ».
Глюк считал Армиде лучшей из своих опер. Он писал, что ему удалось различить выражения отдельных персонажей до такой степени, что можно было сразу увидеть, поет ли Армида или кто-то еще. Это уже относится к начальной сцене, в которой лирическая танцевальная музыка двух доверенных лиц Феники и Сидони явно отличается от воинственной музыки Армиды. Хидраот величавый и решительный; Рено и остальные рыцари отличались героическим, иногда консольным стилем. Однако чрезвычайно дифференцированная фигура Армиды доминирует в работе и низводит все остальные фигуры до типов. Большая ария посвящена только Рено. Это, «Plus j’observe ces lieux» (второй акт, сцена 3), противопоставляет пение птиц, подсказанное солирующей флейтой, с потоком приглушенных скрипок, текущих в восьмых нотах. Полет Армиды в конце второго акта сопровождается шестнадцатыми триолями флейты и скрипки, синкопированными альтами и гобоем соло наверху. Любовный дуэт в пятом акте — одно из самых страстных музыкальных произведений Глюка, и заключительная сцена оперы — также одно из его лучших произведений. После финального конфликта между Армидой и Рено опера заканчивается «угасающими последствиями с призрачным звуком ре мажор, который не вызывает громких аплодисментов, но оставляет зрителей наедине с их мыслями» (Кролл).
Действие I
Армида разгневана. Рыцарь Ринальдо вместе с другими участниками крестового похода вторгся во владения царицы и волшебницы Дамаска. Но вовсе не вторжение разгневало волшебницу. Причина ее гнева в том, что она страстно полюбила Ринальдо, но рыцарь не отвечает ей взаимностью. Наперсницы Фенис и Сидония пытаются утешить свою царицу, лучшие танцовщики и танцовщицы пытаются развлечь ее, но все попытки тщетны — Армида никак не может забыть, как оскорбил ее Ринальдо, отвергнув ее чувства. Танцы прерываются — появляется начальник дворцовой стражи Аронт. Он тяжело ранен и спешит во дворец Армиды, чтобы сообщить ей недобрую весть: сопровождаемые им в Дамаск пленные рыцари освобождены. На отряд Аронта напал Ринальдо и отбил их. Услышав это, Армида приходит в еще большее негодование. Вне себя от ярости, она обещает жестоко отомстить рыцарю.
Роли
Жан-Жозеф Руссо в роли Рено в опере » Армида» Глюка , Париж ок. 1780 г.
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 23 сентября 1777 г. (дирижер) |
---|---|---|
Армида, колдунья, принцесса Дамаска | сопрано | Розали Левассер |
Renaud, Crusader | haute-contre | Джозеф Легрос |
Фенис, доверенное лицо Армиды | сопрано | M.lle LeBourgeois |
Сидони, доверенное лицо Армиды | сопрано | M.lle Châteauneuf |
Хидраот, волшебник, король Дамаска | баритон | Николя Гелин |
Ненавидеть | контральто | Селеста Дюранси |
Датский рыцарь, крестоносец | тенор | Этьен Лайнес (также пишется Лайне) |
Убальде, крестоносец | баритон | Анри Ларриве |
Демон в образе Люсинды, возлюбленной датского рыцаря. | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «l’aînée» |
Демон в образе Мелиссы, возлюбленной Убальда | сопрано | Антуанетта Сесиль де Сен-Юберти |
Аронте, отвечающий за пленников Армиде | баритон | Жорж Дюран |
Artémidore, крестоносец | тенор | Тирот |
Наяда | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «l’aînée» |
Пастушка | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «l’aînée» |
Удовольствие | сопрано | Антуанетта Сесиль де Сен-Юберти |
жители Дамаска, нимфы, пастухи и пастушки, свита Ненависти, демоны, Удовольствия, корифеи |
История создания
Эпизод поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим» — о волшебнице, полюбившей рыцаря Ринальдо (Рено во французской версии) и своими чарами заставившей его забыть о долге, — привлекал многих композиторов и до Глюка (известны «Армида и Рено» Ж. Б. Люлли, оперы А. Вивальди, Н. Йоммелли, А. Саккини), и после него: к этому сюжету обращались Й. Мысливечек, Й. Гайдн, Л. Керубини, Дж. Россини и многие другие. Немалым успехом у современников пользовалась сочинённая в 1771 году барочная опера Антонио Сальери, почти одновременно с Глюком написал свою «Армиду» популярный в те годы Доменико Чимароза.
Глюк писал оперу в Париже в 1777 году, когда борьба между «глюкистами» и «пиччиннистами» вступила в новую фазу: «французская партия», знаменем которой он был, к середине 70-х годов раскололась на приверженцев традиционной французской оперы (Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо), с одной стороны, и новой французской оперы Глюка — с другой. Вольно или невольно композитор сам бросил вызов традиционалистам: для своей героической оперы он использовал либретто, написанное Филиппом Кино для оперы Люлли, опустив только пролог, восхваляющий Людовика XIV.
Обращение Глюка к либретто Кино по-разному толковалось исследователями; одни видели в нём компромисс, уступку парижским вкусам; А. Эйнштейн расценил выбор Глюка как «чистейшую дипломатию» и по этому поводу даже упрекнул самого композитора в «беспринципности»; другие использование либретто, написанного для Люлли, рассматривают как закономерное проявление давнего, еще с венских времён, интереса Глюка к французской театральной культуре. «В „Армиду“, — писал композитор, — я вложил всё, что оставалось во мне лучшего… старался быть здесь скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом».
Как бы то ни было, старое либретто Кино оттенило все различия между французской традицией и оперным творчеством Глюка. Премьера «Армиды» состоялась в Париже, в Королевской академии музыки, 23 сентября 1777 года; опера была восторженно прията сторонниками Глюка и враждебно его многочисленными в тот момент противниками.
Музыка
«Армида» — наиболее «французская» опера Глюка, и сам композитор испытывал к ней особые чувства: «В „Армиде“, — писал он, — есть особая утончённость, которой нет в „Альцесте“: я нашёл особую манеру выражения. Я с ужасом жду, как бы не вздумали сравнивать „Армиду“ и „Альцесту“, две столь различные драмы, из которых она должна вызывать слёзы, а другая давать чувственные переживания».
Уже в «Ифигении в Авлиде», написанной тремя годами раньше, наметилась не свойственная Глюку прежде тенденция к индивидуализации образов. Эта тенденция нашла своё продолжение в «Армиде»: стержень драматургии образует внутренняя борьба её главных героев . В отличие от других опер композитора, в «Армиде» важная роль отводится звукописи — «музыкальной живописи». «Начиная с ортодоксального французского либретто, — пишет С. Рыцарев, — и кончая крупномасштабной декоративностью спектакля, здесь всё дышит тонкой игрой красок, богатством сценического оформления, изобразительной и темброво-колористической функцией оркестра». При этом музыка оперы полна внутреннего напряжения и экспрессии; одна из наименее последовательных реформаторских опер Глюка, «Армида» своей экзотикой, звукописью и отнюдь не характерными для того времени опытами индивидуальной характеристики предвосхищала романтическую оперу.
Действие II
Ринальдо бродит в одиночестве по дикой лесной чаще. С тех пор, как предводитель крестоносцев Готфрид Бульонский несправедливо изгнал его из рыцарского лагеря, герой совершает подвиги один. Только что освободил он из плена группу рыцарей. Один из них — Артемидор предостерег Ринальдо от колдовства Армиды: рыцарь посоветовал сторониться ее волшебных садов. Но чары могущественной волшебницы не страшат Ринальдо. Вдруг темная лесная чаща преображается и превращается в чудесный сад Армиды. Ринальдо бесстрашно входит в сад и тут же поддается чарам волшебницы. Ринальдо засыпает крепким сном, убаюканный сладкими напевами наяд и нимф. Армида обрадована тем, что наконец-то она сможет отомстить рыцарю за то, что он отверг ее. С кинжалом в руке приближается царица к спящему рыцарю. Еще минута, и его настигнет смерть. Но в последний момент Армида останавливается. Она не может убить прекрасного Ринальдо, потому что испытывает к нему любовь, а не ненависть. Армида просит духов перенести рыцаря в волшебные сады, где он забудет обо всем.
Действие V
Ринальдо пребывает в забытье от своей любви к Армиде, но волшебница неспокойна, ей кажется, что возлюбленный вот-вот покинет ее. Армида хочет призвать на помощь духов. В ее отсутствие в сад проникают Уберто и его друг, разыскивающие Ринальдо. Они помогают другу вспомнить о подвигах, которые его ожидают, о долге перед товарищами. Ценой огромных усилий Ринальдо удается прийти в себя и освободиться от любовных чар. Армида возвращается и умоляет Ринальдо остаться с ней, но он уходит с друзьями. Волшебница в смятении. Она жаждет мести, но ее любовь к рыцарю оказывается сильнее. Тогда царица решает обратить свои чары против себя самой. Духи, которых вызвала волшебница, разрушают ее дворец. Армида погибает под его обломками.
Сюжет
Действие происходит в Дамаске и его окрестностях во времена Первого крестового похода, около 1100 года. Царь Дамаска Идрао, предчувствуя скорую смерть, призывает свою племянницу Армиду выбрать себе супруга. Волшебница предпочитает свободу, но обещает выйти замуж за того, кто победит Рено — единственного рыцаря, устоявшего перед её чарами.
Сама Армида тем временем одерживает победу над войском Готфрида Бульонского; но в разгар празднества гонец сообщает, что некий рыцарь освободил пленных крестоносцев. Догадываясь о том, что этот рыцарь — Рено, Армида клянётся отомстить ему страшной местью.
Заснувшего на берегу реки Рено околдовывают по просьбе Армиды демоны в образе нимф, пастухов и пастушек. Разрываясь между ненавистью и любовью, Армида не решается убить рыцаря, и демоны уносят её вместе с Рено в пустыню.
Околдованный рыцарь блаженствует в волшебном дворце Армиды, забыв о ратных подвигах. Волшебница, страдая от того, что только силой колдовства ей удалось добиться взаимности, решает обратиться за помощью к силам подземного царства. В её отсутствие во дворец являются Убальд и датский рыцарь; они возвращают Рено его меч, щит и жезл и тем рассеивают чары. Напрасно Армида умоляет Рено остаться, — рыцарь уходит, а волшебница в отчаянии приказывает демонам разрушить её сады и дворец и сама гибнет в созданном ею хаосе.