Примечания и ссылки
- ↑ и Франсуа-Рене Траншфор , L’Opéra , Париж, Éditions du Seuil ,1983 г., 634 с. ( ISBN 2-02-006574-6 ) , стр. 249
Оперы Шарля Гуно |
|
---|---|
Сафо (1851) • Кровавая монахиня (1854) • Доктор вопреки самому себе (1858) • Фауст (1859) • Филимон и Бавкида (1860) • Ла Коломба (1860) • Царица Савская (1862) • Мирей (1864) • Ромео и Джульетта (1867) • Синк-Марс (1877) • Полиевк (1878) • Трибьют де Самора (1881) • Мэтр Пьер (en) (1878, завершено Камилем Сен-Сансом в 1904 году) |
Ромео и Джульетта по Уильяма Шекспира |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Символы | Ромео · Джульетта · Меркуцио · Тибальт (в) · Бенволио (в) · Брат Лоуренс (в) · с медсестрой (в) · Капулетти · Montague · Päris | ||||||||
В кинотеатре | · · · · · · · · · · · · | ||||||||
По телевидению | · · | ||||||||
В музыке |
|
||||||||
Гуно. Опера «Ромео и Джульетта»
Опера в 5 действиях. Либретто по одноименной трагедии Шекспира написано Ж. Барбье и М. Карре.
Первое представление состоялось 27 апреля 1867 года в Париже.
Действующие лица:
Джульетта, сопрано
Стефано, сопрано
Гертруда, меццо-сопрано
Ромео, тенор
Тибальд, тенор
Бенволио, тенор
Меркуцио, баритон
Парис, баритон
Грегорио, баритон
Капулетти, бас
Отец Лоран, бас
Герцог Веронский, бас
Пролог. Хор повествует о непримиримой вражде двух веронских семей — Монтекки и Капулетти и о любви прекрасной Джульетты и юного Ромео.
Первое действие. В доме Капулетти празднуется день рождения Джульетты. Танцуют, веселятся гости. Среди них — скрытые масками Ромео и его друзья. Ромео грустен — он видел страшный сон. Но вот в шумной толпе появилась Джульетта. Она беспечна, весела. Красота Джульетты поразила Ромео — он не в силах скрыть охвативших его чувств. Узнав, что Джульетта — дочь заклятых врагов его рода, Ромео в ужасе покидает шумное празднество. Глубоко опечалена и Джульетта — она полюбила Ромео — ни танцы, ни веселье не могут отвлечь ее от горестных мыслей.
Второе действие. Ночь. Тайно пробрался Ромео в сад Капулетти. Не зная, что Ромео в саду, Джульетта поверяет темной ночи свои чувства. Счастливый признанием любимой, Ромео клянется быть верным Джульетте до конца своей жизни. Нежно прощаются влюбленные, договорившись о встрече утром в келье у отца Лорана. Там они обвенчаются.
Третье действие. Первая картина. Келья отца Лорана. Сюда пришли Ромео и Джульетта, чтобы соединить свои судьбы навсегда. Отец Лоран совершает брачный обряд.
Вторая картина. На площади в Вероне дерзкий паж Монтекки — Стефано затевает ссору со слугами Капулетти. На помощь пажу приходит друг Ромео — отважный Меркуццио. Вспыхнувшую ссору останавливает Ромео — отныне он не враг рода Капулетти. Но Меркуцио не может снести насмешек родственника Джульетты — Тибальда. Снова скрестились шпаги. Раненый Меркуцио, умирая проклинает бессмысленную вражду двух семейств. Мстя за смерть друга, Ромео смертельно ранит Тибальда.
Явившийся на шум битвы веронский Герцог решает навсегда избавить город от страшных последствий кровавой распри. Ромео должен отправиться в изгнание.
Четвертое действие. Покои Джульетты. Печальна брачная ночь — с рассветом Ромео должен навсегда покинуть Верону. Нежно простившись с любимой супругой, он удаляется.
Входит Капулетти. Выполняя волю умершего Тибальда, отец объявляет Джульетте о ее близкой свадьбе с графом Парисом.
Потрясенная Джульетта просит отца Лорана о помощи. Монах готов ее оказать. Он дает девушке чудесный напиток. Выпив его, Джульетта заснет. Сон ее будет продолжительным и настолько глубоким, что родители примут его за смерть. В фамильный склеп, где будет покоиться Джульетта, явится отец Лоран. Он отведет проснувшуюся Джульетту к Ромео.
Пятое действие. Мрачный склеп. Сюда, узнав о смерти любимой, тайком проник Ромео. Он решил умереть возле Джульетты и выпивает яд.
Проснулась Джульетта: миновал страшный сон, с нею Ромео, впереди — счастье. Но силы оставляют Ромео, и он умирает. Без Ромео жизнь для Джульетты немыслима, выхватив кинжал из-за: пояса Ромео, Джульетта закалывается.
Аргумент
Пролог позволяет хору представить будущую драму. Ромео Монтейгу влюблен в Джульетту Капулетти, но их семьи, соперники, запрещают им все контакты.
Акт I
Ромео, Меркуцио и некоторые друзья инкогнито участвуют в балу-маскараде у Капулетти. Меркуцио поет балладу о королеве Маб . Наступает первая встреча влюбленных, которые мгновенно влюбляются друг в друга, Ромео поет «Очаровательный ангел», и следует страстный дуэт. Тибальт узнает Ромео, врага своей семьи, но не может напасть на него из-за правил гостеприимства.
Акт II
Во втором акте начинается известная сцена с балкона. Особо отметим арию Ромео («Ах! Вставай на солнышке»), дуэт («Ах! Не беги еще!») И прощания («Иди! Покойся с миром! Спи!»).
Акт III
Третий акт разделен на две таблицы. Первое происходит в келье брата Лорана, где Ромео и Джульетта тайно женятся («О чистое счастье»). За пределами резиденции Капулетти следует дуэль, на которой Тибальт находит смерть от рук Ромео, который мстит за своего друга Меркуцио. Наконец, Ромео забанен.
Акт IV
Ромео приходит попрощаться с Джульеттой. Далее следует дуэт «Ночь девственной плевы, сладкая ночь любви». Влюбленные не спешат разлучать «Нет-нет, это не жаворонок», «А! Отдых ! Оставайся в моих объятиях »и, наконец,« Увы, мы должны идти ». Отец Джульетты хочет выдать ее замуж за Пэрис. Она не смеет сказать своему отцу, что тайно вышла замуж за Ромео и пьет зелье («Выпей этот напиток»), предоставленное монахом, из-за чего она впадает в каталепсию, чтобы избежать этого второго союза.
Акт V
Ромео считает, что его жена мертва, и вернулся в Верону, чтобы присоединиться к ней в смерти. Оказавшись в гробнице («Здравствуй, гроб / О моя жена, о моя возлюбленная»), он отравляет себя, но пока он умирает, Джульетта просыпается. Понимая ситуацию, она наносит себе удар. Из последних сил они поют: «Давай, бежим на край света». Опера заканчивается, как и шекспировская драма, смертью влюбленных.
Музыкальные номера
История арии Джульетты «Любовь возрождает мою храбрость» из четвертого акта — нелегкая. Гуно изначально сочиняет эту арию для персонажа в соответствии с медленной / живой бинарной структурой, предназначенной для того, чтобы исполнитель, заряженный ролью, сиял как в кантабиле, так и в более героическом выражении. Ошеломленная требованиями этой страницы, г-жа Карвалью удалила ее и потребовала сочинить в первом акте виртуозную вступительную мелодию. Это будет Арлетт в форме вальса, написанный первым соль мажор и фа мажор транспонировать , когда более лирические голоса будут ответственные роли в конце XIX — го века. Воздух «яд» будет интерпретироваться только прокрались в 1880 — е года, усеченные медленной часть ( «Придите, о таинственном ликере»), перед тем , как более регулярно пели в XX — го века ( до сих пор в сокращенном варианте). Многочисленные издания фортепианной песни оперы свидетельствуют о богатой событиями истории этого номера.
Опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта»
Чтв, 09/11/2017 — 20:29 | ogurcova
«Ромео и Джульетта» (фр. Roméo et Juliette) — опера в пяти действиях с хоровым прологом, написанная в 1867 году французским композитором Шарлем Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, по трагедии Уильяма Шекспира.
Сюжет трагедии Шекспира служил основой для нескольких оперных постановок до Гуно, начиная с оперы Иржи Бенды, написанной в 1776 году для герцога Саксен-Гота-Альтенбургского. Наиболее значительными были опера Даниэля Штейбельта на либретто Ж.-А. де Сегюра (премьера в театре Фейдо в 1793 году); опера Дзингарелли (премьера в «Ла Скала» в 1796 году при участии Джузеппины Грассини в роли Джульетты и Джироламо Крешентини в роли Ромео); опера Ваккаи 1826 года, также выдержавшая премьеру в Милане; опера Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830); и опера маркиза д’Иври «Влюблённые из Вероны», поставленная в середине XIX века в Париже.
К предшествующим музыкальным обработкам можно также отнести драматическую симфонию Берлиоза, которую сам автор называл «оперой без слов», и балеты, первый из которых был поставлен в 1785 году в Венеции. Тем не менее именно сочинение Гуно названо в «Карманном путеводителе по опере» Руперта Кристиансена самой удачной из более чем 40 оперных адаптаций «Ромео и Джульетты».
Из всех шедевров литературы, которые «фирма» Барбье & Карре, эти экстраординарные производители всевозможных либретто, использовала для своих литературных поделок, шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» претерпела наименьшие искажения. Хотя сценарий оказался значительно сокращенным, особенно в первом действии, и персонаж низкой комедии, Пьетро, совсем выпал (но зато прелестный мальчик-паж Стефано, которого вовсе нет у Шекспира, был введен в либретто), общий ход сюжета передан верно, а основные персонажи сохранили свою истинно шекспировскую живость. Многие строки либреттисты либо перевели буквально, либо, по крайней мере, перефразировали. Одну большую уступку требованиям оперы все-таки вынуждены были сделать эти усердные литературные труженики: они позволили Джульетте пробудиться от принятого ею снадобья достаточно скоро, чтобы она успела спеть свой любовный дуэт с Ромео, прежде чем он умрет от выпитого им яда. Но даже для этого отклонения от Шекспира имеется некоторое оправдание в истории литературы: А. Брук, автор поэмы, которая была одним из основных источников для Шекспира, в свое время сделал то же самое.
Распределение
Роль | Диапазон | Создатели Театр-Лирик (1867) |
---|---|---|
Джульетта Капулетти | сопрано | Мари-Каролина Миолан-Карвалью |
Ромео Монтейгу | тенор | Пьер-Жюль Мишо |
Брат Лоран, отшельник | низкий | Жан Казо |
Меркуцио, друг Ромео | баритон | Огюст-Арман Барре |
Бенволио, друг Ромео | тенор | Пьер-Мари Лоран |
Стефано, паж Ромео | меццо-сопрано | Жозефина Дарам |
Граф Капулетти, отец Джульетты | низкий | Этьен Трой |
Гертруда, няня Джульетты | меццо-сопрано | Элеонора Рагейн-Дюкло |
Тибальт, двоюродный брат Джульетты | тенор | Жюль-Анри Пюже |
Граф Парис, жених Джульетты | баритон | Laveissière |
Грегорио, камердинер Капулетти | баритон | Этьен Трой |
Герцог Вероны | низкий | Эмиль Вартель |
Брат Жан | низкий | Племянник |
Дирижер | Адольф Делофр |
Избирательная дискография
- 1953: Джанин Мичо , Рауль Джобин , Хайнц Рефассы , хоры и оркестр Парижской оперы , Эред (реж.) — Decca
- 1968: Мирелла Френи , Франко Корелли , Ксавье Депраз , хоры и оркестр Парижской оперы, Ален Ломбард ( режиссер ) — EMI
- 1984: Катрин Мальфитано , Альфредо Краус , Хосе Ван Дам , хор и оркестр Капитолия Тулузы , Мишель Плассон (режиссер) — EMI
- 1998: Анджела Георгиу , Роберто Аланья , Хосе Ван Дам , хор и оркестр Капитолия Тулузы, Мишель Плассон (режиссер) — EMI
- 2007: Анна Нетребко , Роберто Аланья , Роберт Ллойд , хор и оркестр Метрополитен-опера, Пласидо Доминго (реж.) — ( вживую )
- 2008: Нино Мачаидзе , Роландо Вильясон , Михаил Петренко, Mozarteumorchester Salzburg , Янник Незет-Сеген ( режиссер ) — (вживую)