Краткое содержание оперы «идоменей» моцарта

На острие аффекта, чувства и долга…

Краткое содержание

После Троянской войны домой на родину возвращается царь Идоменей. Главный герой попадет в сильный шторм в море, тогда он обращается к Посейдону за помощью, обещая отдать в жертву первого встреченного на суше.

1 действие

Илия, дочь троянского царя, живёт в роскоши, но в неволе. Ее пленил Идоменей. Пленница очень красива, к тому же ее происхождение не позволяет царю обращаться с ней плохо. Идамант, сын Идоменея, влюблен в девушку, но они не могут объясниться в любви. Илия переживает, что ее чувства не взаимны. Ведь есть ещё одна принцесса красавица Электра, приют которой после смерти ее отца дал Идоменей. Из-за своих сомнений, Илия встречает Идаманта с насмешкой на лице, не желая признать или случайно показать свою слабость.

В то же время Электра, действительно, влюблена в сына критского царя и, в свою очередь, ревнует молодого человека к прекрасной пленнице.

Илию сильно тревожит, что она пользуется всеми благами и живёт в роскоши в доме врага, в то время, как ее народ страдает, а отец и братья погибли в бою. Чтобы показать свое особое расположение к красавице, Идамант хочет дать свободу всем пленных троянцам. Об этом узнает Электра, ее ревность находит серьезную почву.

Идамант и Электра собираются серьезно поговорить, чтобы объяснить друг другу ситуацию, но их прерывает Арбас, один из приближенных Идоменея. Арбас приходит с дурной вестью — корабль отца Идаманта потерпел крушение. На этом действия первой картины заканчиваются.

Во второй мы видим живого Идоменея, который договорился с Нептуном, что тот спасает его в обмен на жертву. Первый, кого встречает царь на берегу, — его сын Идамант, спешащий встретить отца.

2 действие

Зная о проблеме царя, Арбас даёт ему совет отправить сына из страны, чтобы уберечь от трагичной участи. Идоменей согласен, он решает послать в Грецию Идаманта с Электрой, а прекрасной пленнице он дарует свободу по желанию сына. Но Илия не хочет покидать критского принца и просит дать ей приют на острове Крит. Идоменей тоже понимает, что девушка не просто так готова жертвовать свободой.

Тем временем, Электра, наконец, получает шанс провести время наедине с возлюбленным, ведь сам царь отдал приказ отправиться в путешествие им вдвоем.

Но молодым людям не суждено спокойно уплыть. Как только корабль с Идамантом и Электрой отплывает от берега, из воды появляется Посейдон, разъяренный попыткой обмануть его.

3 действие

Посейдон отправляет одно из морских чудовищ, чтобы оно сразились с Идамантом. Разочарованный в жизни, молодой человек отправляется на бой, не уверенный, что сможет вернуться домой живым. Но по счастливой случайности принц побеждает чудище. Посейдон злится ещё больше, он приказывает Идоменею самому убить сына, как и было уговорено в начале. Илия не хочет терять любимого и, рискуя честью и жизнью, бросается на спасение любимого. Она предлагает свою жизнь взамен жизни Идаманта. Пораженный силой любви, Посейдон дарует жизнь обоим влюбленным взамен обещания, что они поженятся.

Idomeneo

12.01.2011 в 00:09.

Страна

Австрия

ИДОМЕНЕЙ, царь Крита, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante) — опера-сериа В. А. Моцарта в 3 д., либретто Дж. Вареско по либретто А. Дешана. Премьера: Мюнхен, 29 января 1781 г., под управлением автора; новой редакции — Вена, 1786 г. (в исполнении любителей); в России — Петербург, Малый театр, силами немецкой труппы, 28 января 1820 г.

Античный миф о критском царе Идоменее привлекал внимание многих композиторов. Одним из первых создал музыкальную трагедию «Идоменей» француз А

Кампра (1714); через много лет ее либретто, принадлежащее А. Дешану, послужило основой итальянского либретто оперы Моцарта. Уже после этого на тот же сюжет сочинили оперы Дж. Гадзанига, Ф. Паэр, Ф. Федеричи, Дж. Фаринелли. Однако из всех обработок популярного сюжета жизненную силу сохранила только опера Моцарта, написанная для мюнхенского карнавала.

Илия — дочь троянского царя Приама, пленница царя Идоменея, правителя острова Крита. Она и сын Идоменея Идамант любят друг друга. Но другая греческая пленница, Электра, дочь Агамемнона, также любит Идаманта. Разразившаяся у берегов Крита буря разбила корабль, на котором из Трои возвращался Идоменей. Чудом спасенный, он дает клятву богу морей Посейдону — принести в жертву первое живое существо, которое встретит на берегу. К своему ужасу, он встречает сына. Желая спасти Идаманта, Идоменей хочет отправить его в чужую землю. Едва корабль готов к отплытию, поднимается буря и из моря выходит чудовище. Идамант вступает с ним в борьбу и побеждает, однако разгневанный Посейдон через оракула возвещает свою волю: Идоменей должен принести сына в жертву, иначе неслыханные бедствия обрушатся на Крит. Идамант готов покориться, но Илия хочет заменить его. Посейдон смягчается и отменяет жертвоприношение — Илия и Идамант могут обвенчаться. Повинуясь воле Посейдона, Идоменей уступает Идаманту свой трон.

Миф, завершающийся гибелью главных героев, либреттист и композитор в соответствии с назначением карнавального спектакля привели к счастливой развязке, однако мощное дыхание трагедии наполняет музыку. Героический, самоотверженный образ Илии может выдержать сравнение с аналогичными женскими фигурами Глюка — Альцестой и Ифигенией. Моцарт передает кипение и борьбу чувств, столкновение любви и долга, напряжение действия, используя все средства оперной выразительности, не пренебрегая и отвергнутыми Глюком колоратурными украшениями. В ряде случаев он вынужден был уступить требованиям певцов, выросших на опе-ре-сериа. Все же композитор трактовал традиционные формы и приемы по-своему, ставя их на службу новым выразительным задачам. Воплощая фантастические образы (голос оракула), он стремился к глубокому воздействию на слушателей, а не к внешнему эффекту. По-новому трактован ансамбль, выполняющий функцию драматического поворота в действии. Обветшалые формы оперы-сериа переосмыслены, обогащены. По существу, Моцарт, не игнорируя Глюка и не подражая ему, создал новый тип героической оперы, мимо которого не прошли ни Бетховен, ни романтики. Позднее автор сделал новую, венскую редакцию «Идоменея»: партия Идаманта, написанная для исполнения кастратом, передана тенору, сняты излишние колоратуры, сделаны сокращения. В ХIХ-ХХ вв. опера неоднократно подвергалась переработкам, в том числе Р. Штраусом. Однако театры все же вернулись к оригинальной версии.

Наиболее значительные постановки последних десятилетий прошли на фестивалях в Глайндборне (1964, Л. Паваротти — Идамант), Зальцбурге (1983, режиссер Ж. П. Поннель) и Флоренции (1989, дирижер Мюнг Ван Чунг).

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

Публикации

  • Новый старый «Идоменей» в Баварской опере (belcanto.ru) (07.08.2021 в 17:29)
  • «Идоменей» Моцарта вновь прозвучал в Вене (belcanto.ru) (05.03.2019 в 19:50)
  • «Идоменей в Лионе (operanews.ru) (23.02.2015 в 12:37)
  • Два «Идоменея» (operanews.ru) (11.12.2011 в 19:42)
  • «Идоменей», немецко-русская версия… (belcanto.ru) (11.12.2011 в 13:11)
  • Премьера «Идоменея» в Театре Покровского (operanews.ru) (04.12.2011 в 12:02)
  • «Идоменей» Моцарта в Москве: надежды и разочарования (belcanto.ru) (07.12.2009 в 14:20)
  • Закончился Мюнхенский оперный фестиваль (belcanto.ru) (13.08.2009 в 19:30)
  • «Идоменей» Люка Бонди в Парижской Опере (belcanto.ru) (01.02.2007 в 20:51)
  • Оперу Моцарта покажут при повышенных мерах безопасности (belcanto.ru) (18.12.2006 в 19:15)
  • Предъюбилейные празднества в Зальцбурге (belcanto.ru) (24.02.2005 в 18:14)

Моцарт. Опера «Идоменей»

А. Н. Серов об «Идоменее» Моцарта (1858)

… Моцарт не был реформатором, не разрушал преднамеренно всего принятого, утвердившегося обычаем. Напротив того: он брал готовые формы, но в них стремился дать полный простор своей художественной натуре, своей способности создать музыку.

Условия серьёзной оперы для мюнхенской сцены тяготели над Моцартом (24-летним юношей!). Певцы были далеко не первостепенные: оперные привычки требовали партии для мужского сопрано, не допускали басовой партии между главными лицами, виртуозность певцов не могла обойтись без множества бравурных арий с модными руладами и т. д. Таким образом, в этой опере Идоменей — тенор (!), сын его — сопрано (!), наперсник тоже тенор; арии переполнены приторными украшениями из времен париков с косами, пудры и мушек. В расположении сцен оперы рутинная условность и риторичность до крайности холодят действие и делают эту пьесу из времен мифологических совершенно отжившею для публики нынешней. Тем не менее при всех этих «кандалах» обычая (usus tyrannus) Моцарт умел создать музыку в своем роде превосходную, умел сочетать красоты итальянской оперной школы (своего времени) с патетической правдивостью стиля Глюка, обогатить такое слияние неисчерпаемой изобретательностью в гармонизации и в приемах сложного кристаллического оркестра, до появления этой оперы неслыханного. В целом опера «Идоменей» для нашего времени тяжела, скучна; в отдельных сценах в ней есть красоты, которые и самим Моцартом не были превзойдены, а как первое из зрелых оперных созданий великого художника, как партитура, в которой гений Моцарта впервые высказался во всей полноте, во всей роскоши своих сил, «Идоменей» оправдывает пристрастие к нему самого Моцарта и останется занимательнейшим и полезнейшим образцом для изучения…

Синопсис

Действие происходит на острове Крит после окончания Троянской войны.

Акт 1

Плененная троянская принцесса оплакивает убитого отца и пропавших братьев. Но не ненависть, а любовь к сыну критского царя Идаманту владеет её сердцем. Идамант тоже любит Илию, и ради неё хочет вернуть свободу пленным троянцам. Электра, нареченная невеста Идаманта, предается порывам ревности. Между тем, Арбас приносит известие, что критский царь Идоменей, возвращавшийся от стен Трои на родину, погиб в море.

Чтобы спасти свою жизнь и жизни своих сподвижников, Идоменей поклялся Нептуну принести ему в жертву первого, кого встретит на родном берегу. Первым спешит приветствовать отца Идамант.

Акт 2

Идоменей советуется с Арбасом, как спасти сына. Они отсылают Идаманта вместе с Электрой в её родной Аргос. Идоменей дарует волю троянским пленникам, но Илия просит остаться на Крите. Идоменей догадывается о взаимной любви Илии и Идаманта. Электра счастлива: Идамант будет принадлежать ей.

Как только Идамант и Электра садятся в корабль, разгневанный Нептун посылает на Крит морское чудовище. Народ в страхе разбегается.

Акт 3

Несмотря на гнев Нептуна, Идоменей настаивает на отъезде Идаманта, но Идамант решает вступить в бой с чудовищем и побеждает его. Верховный жрец Нептуна предупреждает царя о бедствиях, которые постигнут его народ за неисполнение клятвы. Идоменей готов принести сына в жертву. Илия желает отдать за Идаманта свою жизнь. Нептун тронут её любовью и через оракула повелевает Идоменею оставить престол и передать его Идаманту после его брака с Илией. Народ поет хвалу богам, лишь Электра не участвует в ликовании: преследуемая фуриями ревности, она удаляется со сцены.

Либретто

Либретто Джамбаттисты Вареско, придворного капеллана в Зальцбурге, основывалось на текстах Антуана Данше для оперы Андре Кампра «Идоменей» (1712), которые, в свою очередь, базировались на одноимённой трагедии в пяти актах Проспера Кребийона (1705).

В основе сюжета — предания мифологической Эллады. Заглавный герой оперы, критский царь Идоменей — полководец, участник Троянской войны и упоминается в «Илиаде». Мотивы рокового обета божеству и жертвоприношения отцом своего ребенка встречается у многих народов, а в том числе в ветхозаветной Книге Судей, 11:30-40 (Иеффай и его дочь). В либретто аббата Вареско сюжет об отце, дающем клятву отдать в жертву богам первого встреченного, которым оказывается его собственный ребёнок, обретает счастливый финал в образе «Бога из машины».

Работа над либретто проходила под непосредственным контролем Моцарта, он вынуждал либреттиста переписывать многие сцены, желая стремительности действия и психологической правды сюжетных поворотов. В последний момент Моцарт выбрасывает из оперы уже готовые две арии и дуэт, посчитав, что они растягивают действие. Он ссорится с певцами, требующими кантиленных арий, когда драматизм сюжета требует совсем другого.

Избранная дискография

  • 1951 — дир. Фриц Буш — Ричард Льюис, Леопольд Симоно, Сена Юринац, Биргит Нильсон
  • 1982 — Джеймс Ливайн — Лучано Паваротти, Фредерика фон Штаде, Илеана Котрубас, Хильдегард Беренс — Хор и оркестр театра Метрополитен-опера
  • 1991 — дир. Джон Элиот Гардинер — Энтони Рольф Джонсон, Анна Софи фон Оттер, Хиллеви Мартинпелто, Сильвия Макнейр, Найджел Робсон, Глен Винслейд — Монтеверди-хор, Оркестр English Baroque Soloists
  • 1991 — дир. Колин Дэвис — Франсиско Арайза, Барбара Хендрикс, Вернер Хольвег, Уве Хайльманн, Сюзанна Ментцер — Симфонический оркестр Баварского радио
  • 1996 — дир. Джеймс Ливайн — Пласидо Доминго, Чечилия Бартоли, Кароль Ванесс, Брин Терфель, Хайди Грант Мёрфи, Фрэнк Лопардо, Томас Хэмпсон — Хор и оркестр театра Метрополитен-опера
  • 2001 — дир. Чарльз Маккеррас — Йен Бостридж, Лоррейн Хант Либерсон, Лайза Милн, Барбара Фриттоли, Энтони Рольф Джонсон — Хор Эдинбургского фестиваля, Шотландский камерный оркестр

Видеозаписи

2017, 25 марта. Дирижёр Джеймс Ливайн. Илия — Надин Сьерра, Электра — Эльза ван ден Хевер (англ. Elza van den Heever), Идамант — Элис Кут, Идоменей — Мэттью Поленцани (англ. Matthew Polenzani). Хор и оркестр театра Метрополитен-опера.

История

Опера сочинялась по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора. 24-летний Моцарт приехал в столицу Баварии, на несколько месяцев покинув Зальцбург, где остался его отец, Леопольд Моцарт. Между ними происходила постоянная переписка (Моцарт-младший писал почти каждые два дня), в результате чего почти весь процесс работы оказался документально зафиксирован.

Премьера состоялась 29 января года во время придворного карнавала в Мюнхенской резиденции курфюрста, на сцене Резиденц-театра с участием Антона Рааффа (Идоменей), Доротеи Вендлинг (Илия), Винченцо даль Прато (Идамант), Элизабет Августы Вендлинг (Электра), Доменико де Панцакки (Арбас) и Джованни Валези (Верховный жрец Нептуна).

Мюнхенская постановка оказалась единственной при жизни Моцарта. Его попытки поставить оперу в Вене провалились, единственное концертное исполнение состоялось 13 марта 1786 года в венском дворце Ауэршперг и потребовало множества вынужденных изменений (венская редакция). Первая сценическая постановка в Вене состоялась лишь в 1806 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: