Постановки
- 1955 — 14 сентября мировая премьера (на итальянском языке) в театре Ла Фениче в Венеции на Венецианском фестивале современной музыки, режиссёр — Джорджо Стрелер, дирижёр — Нино Сандзоньо
- 1959 – постановка в Сполето (на итальянском языке). Дирижёр Иштван Кертеш, режиссёр Франк Корсаро, в главных ролях – Лейла Генчер и Роландо Панераи
- 1965 — 24 сентября впервые в США в театре Нью-Йорк Сити Опера
- 1983 — 30 октября впервые в СССР премьера в Пермском театре оперы и балета, режиссёр — Э. Е. Пасынков, дирижёр — А. М. Анисимов
- 1984 — постановка в Большом театре имени Алишера Навои (Ташкент), режиссёр — Ф. Сафаров, дирижёр — Д. Г. Абдурахманова, художник-постановщик — Георгий Брим
- 1987 — Los Angeles Opera
- 1991 — 29 декабря премьера в Мариинском театре совместной постановки с театром Ковент-Гарден, дирижёр — Валерий Гергиев, режиссёр — Дэвид Фриман, художник-постановщик — Дэвид Роджер; Рупрехт — Сергей Лейферкус, Рената — Галина Горчакова
- 2004 — 24 апреля премьера в Большом театре, дирижёр-постановщик — Александр Ведерников, режиссёр-постановщик — Франческа Замбелло, художник-постановщик — Георгий Цыпин, художник по костюмам — Татьяна Ногинова
Прогресс
В отсутствие предыдущих заказов или какого-либо фактического производства Прокофьев намеревался написать «Огненного ангела» в один из немногих периодов своей жизни, когда его произведения считались религией. Тематический стиль больше похож на дореволюционные оперы Прокофьева (например, «Игрок»), даже с двусмысленностью. Единственная тема, которая отклоняется от двусмысленного, — это тема злых сил.
Опера в целом контрастирует с некоторыми из более ранних опер Прокофьева (например, с оперой «Любовь к трем апельсинам» ) просто потому, что является трагедией, и эта история считалась очень подходящей для мрачного и саркастического стиля Прокофьева .
Постановка оперы была одним из самых больших препятствий для Прокофьева по разным причинам . В работе было очень много лишнего материала, было то, что считалось нарушениями театра, переговоры с разными театрами как в Европе, так и в Америке продолжали проваливаться. Посреди всего этого Прокофьев чувствовал себя недооцененным и нежеланным, но гордость заставляла его стремиться к признанию.
В 1926 году Бруно Вальтер сделал Прокофьеву предложение поставить «Огненный ангел» в берлинском театре, что побудило Прокофьева заняться оркестровкой. Оркестровка была закончена в 1927 году. Постановка так и не увенчалась успехом. Опера и вдохновение приходили и уходили, но Прокофьев продолжал писать именно благодаря обещаниям постановки .
Прокофьев, который работал над оперой в течение многих лет, не хотел позволять музыке томиться без исполнения, и, услышав концертное исполнение ее второго акта, данное Сержем Кусевицким в июне 1928 года, он адаптировал части оперы, чтобы сделать свою Симфонию № 3 до минор, соч. 44 года, позже в том же году.
Рекомендации
- Эд. Лару, Стивен С. Международный словарь оперы, Vol. 1: А-К. Сент-Джеймс Пресс: Детройт, 1993, 439.
- Хорошо, Дэвид. Прокофьев: Из России на Запад, 1891-1935. Издательство Йельского университета: Нью-Хейвен, 2003, 166.
- Ларю, Интернэшнл, 439
- Элсворт, Джон. «Прокофьев и Брюсов: Либретто Огненный ангел. » Slavonica 10, no. 1 (апрель 2004 г.).
- Ларю, Интернэшнл, 439
- Ларю, Интернэшнл, 440
- Эд. Холден, Аманда. Руководство New Penguin Opera. Penguin Group: Лондон, 2001, 693
- Нестьев, Израиль В. Сергей Прокофьев: его музыкальная жизнь. Альфред А. Кнопф: Нью-Йорк, 1946, 82.
- Нестева, Музыкальная, 107
- Эльсворт, «Либретто», 2
- Эд. Холден, Пингвин, 693
- Конрад, Питер. «Смеясь над Сталиным: Советская Россия разрушила жизнь Прокофьева, но вдохновила его на самую комичную и лирическую музыку». Новый государственный деятель, Vol. 135 нет. 4805 (2006), 35.e
- Кларк, Очаровательная, 13
- Макаллистер, Рита. «Естественное и сверхъестественное в« Огненном ангеле »». Музыкальные времена, Vol. 111, No. 1530 (август 1970), 785JSTOR
- Тарускина, Другой, 8
- Кларк, Очаровательная, 13
Записи
- Первый был записан в 1957 году под управлением Шарля Брука с оркестром Парижской оперы . Опера была исполнена на французском языке с Ксавье Депраз и Джейн Роудс в главных партиях.
- Первая русскоязычная запись была выпущена в 1990 году под управлением прокофьевского специалиста Неэме Ярви с Гетеборгским симфоническим оркестром с Надин Секунде и Зигфридом Лоренцем в главных ролях Ренаты и Рупрехт с Брин Терфель , Хайнцем Зедником и Куртом Моллем в ролях второго плана.
- Валерий Гергиев , записавший большое количество русских опер с Кировской оперой , выпустил запись из серии выступлений в Кировской опере с Сергеем Лейферкусом и Галиной Горчаковой в роли Рупрехта и Ренаты.
The Fiery Angel
12.01.2011 в 14:25.
Страна
СССР
Опера русского композитора Сергея Прокофьева (1955, Венеция), в 5 действиях.
Либретто композитора по одноименному роману В. Брюсова.
Опера создавалась в 1919-1927 годах. Первое полное концертное исполнение состоялось в Париже 25 ноября 1954 года, сценическая премьера — в 1955 году в Венеции, в СССР опера впервые поставлена в 1984 году в Перми и в Ташкенте.
Главные персонажи: Рупрехт (баритон), Рената (сопрано), Хозяйка гостиницы (меццо-сопрано), Гадалка (меццо-сопрано), Агриппа Неттесгеймский (тенор), Фауст (бас), Мефистофель (тенор), Инквизитор (бас), Настоятельница (меццо-сопрано), Яков Глок (тенор), Матвей (баритон).
Предместье Кёльна. 16 в. Рыцарь Рупрехт вернулся из Америки и поселился в скромной гостинице. Однажды он слышит из соседней комнаты душераздирающие крики. Ворвавшись туда, Рупрехт видит девушку, находящуюся в истерическом состоянии. Ее преследуют видения. Познакомившись поближе с Ренатой (так зовут незнакомку), Рупрехт узнает ее историю. В детстве к Ренате явился ангел, к к-рому она привязалась. Повзрослев, она влюбилась в него, но тот внезапно исчез, пообещав явиться в облике человека. Встретив затем некоего графа Генриха, Рената признала в нем своего ангела и безоглядно связала с ним свою судьбу. А однажды тот также исчез. С тех пор ищет она его везде и не может найти. Рупрехт, поначалу намеревавшийся поразвлечься с незнакомкой, постепенно увлекается ею. Рената уговаривает Рупрехта отправиться в Кёльн, чтобы разыскать Генриха. В поисках графа встречается Рупрехт с различными людьми (еврейским книжником, Агриппой Неттесгеймским), с к-рыми ведет серьезные философские разговоры. Наконец Ренате удается встретить Генриха, но тот отталкивает ее, обвиняя в греховности и связях с дьяволом. Рената, оскорбленная и отчаявшаяся, в порыве просит Рупрехта вызвать Генриха на дуэль. На дуэли Генрих ранит Рупрехта. В Ренате, видящей самоотверженность рыцаря, пробуждается к нему чувство любви, но ненадолго. Только он выздоравливает, как она сообщает ему, что они должны расстаться. Их чувство — грех, и она должна уйти в монастырь. Между ними вспыхивает ссора, в порыве экзальтации Рената бросает в Рупрехта нож и убегает. После безуспешной погони за Ренатой Рупрехт возвращается домой и заходит в таверну, где встречает Мефистофеля с Фаустом, странствующих по свету. Видя, что рыцарь в расстроенных чувствах, они предлагают ему присоединиться к их компании. Тем временем, Ренате и в монастыре нет покоя. С ее появлением здесь всё нарушилось. У монахинь начались припадки, а по ночам слышатся таинственные стуки. Настоятельница сообщает Ренате, что прибыл Инквизитор, для того, чтобы изгнать демонов из ее души. Инквизитор допрашивает Ренату и, в конце-концов, обвиняет ее в греховной связи с дьяволом, приговаривая к смерти на костре. За всей этой сценой тайно наблюдают Мефистофель, Фауст и Рупрехт.
Эта опера Прокофьева была написана в начале 20-х годов, однако премьера состоялась лишь спустя 30 лет посмертно (фрагменты были исполнены в концертном варианте в Париже в 1928 году). Музыкальный язык оперы носит декламационный характер. Замечательны оркестровые эпизоды, ряд которых композитор затем использовал в третьей симфонии. В знаменитой венецианской премьере партию Рупрехта пел Панераи (дирижер Сандзоньо, постановка Стрелера). Русская премьера состоялась в 1984 году в Перми. Отметим также совместную постановку Мариинского театра и Ковент Гардена (1992).
Е. Цодоков
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
Публикации
- На сцену Мариинского театра вернулась самая мистическая опера Сергея Прокофьева (operanews.ru) (02.09.2020 в 01:22)
- «Ангел» без огонька (operanews.ru) (24.10.2016 в 22:43)
- Борис Стаценко: «Пение не профессия. Это болезнь» (belcanto.ru) (07.04.2016 в 22:00)
- Премьера «Огненного ангела» в Мюнхене (operanews.ru) (04.01.2016 в 17:39)
- Второе пришествие «Огненного ангела» на сцену Большого (belcanto.ru) (28.02.2012 в 10:10)
- «Огненный ангел» вернулся на историческую сцену Большого (operanews.ru) (12.02.2012 в 17:55)
- Открылись гастроли оперы Большого театра в Лондоне (belcanto.ru) (27.07.2006 в 13:59)
- В Большом прошла премьера «Огненного ангела» Прокофьева (belcanto.ru) (30.04.2004 в 13:58)
- В Большом поставили «Огненного ангела» (belcanto.ru) (29.04.2004 в 18:43)
Новые встречи. Teatro nuovo
История создания
Побудительным мотивом создания оперы «Огненный ангел» стал отказ от постановки в США «Трёх апельсинов» в декабре 1919 года. В конце ноября композитору попала в руки и весьма его увлекла «очень хорошая» русская книга — роман Брюсова «Огненный ангел». Обдумывание сценария новой оперы и начало сочинения музыки к ней совпало по времени с установлением более тесных отношений с будущей женой Сергея Прокофьева Линой Кодиной в декабре 1919 года, но по различным причинам создание «Огенного ангела» растянулось на годы. В оперу была включена тема начатой в Японии скрипичной сонаты, когда в конце февраля 1920 года Прокофьев решил прекратить работу над этим камерным сочинением. В апреле 1920 года на предварительном прослушивании в Метрополитен-опере ни одна из предложенных опер Прокофьева — «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел» — не была принята для постановки. Несмотря на это композитор не отбросил замысел и продолжил работу над ним после переезда из США в Европу даже тогда, когда С. П. Дягилев, В. В. Маяковский, И. Ф. Стравинский и П. П. Сувчинский не только скептически относились к замыслу Прокофьева, но и ругали его за то, что он сочиняет оперу по сюжету В. Я. Брюсова. В марте 1922 года Прокофьев переехал в баварский посёлок Этталь, где обвенчался с Линой Кодиной и продолжал сочинять оперу. В Эттале в 1922—1923 годах был создан главный материал «Огненного ангела», завершена его 1-я редакция.
Несколько лет спустя выяснилось, что заинтригованный брюсовским сюжетом Прокофьев взялся за сочинение оперы, ничего не ведая о реальных прототипах героев романа. Только в 1926 году в Париже, позируя Остроумовой-Лебедевой при создании своего портрета, композитор узнал от художницы о тайнах любовного треугольника — Брюсове (Рупрехт) и влюблённой в Андрея Белого (Генрих) живущей в Париже Нине Петровской (Рената), — использовавшихся Брюсовым для создания сюжета романа. В октябре 1926 года после успешной премьеры оперы «Любовь к трём апельсинам» в Берлине Бруно Вальтер весьма заинтересовался постановкой «Огненного ангела» в Берлинской опере, которую запланировал на 1 апреля 1927 года. Всё это, а также противоречие сюжета мировоззрению Христианской науки, стало мотивом для пересмотра замысла сочинения, внесения изменений в партитуру и завершения инструментовки, что стало результатом 2-й редакции оперы. 14 сентября 1927 года клавир «Огненного ангела» был готов к отправке в нотоиздательство, а 18 сентября Прокофьев сел за «Игрока». Осенью 1927 года Бруно Вальтер отменил постановку, сославшись на то, что композитор задержал партитуру.
В 1930 году во время нового тура Прокофьева по Америке Джулио Гатти-Касацца из Метрополитен-опера предложил поставить «Огненного ангела», но эта идея также не реализовалась. В целом Прокофьев испытал большие трудности с постановкой этой оперы. Многочисленные попытки её сценического воплощения не увенчались успехом по различным причинам. В. С. Гаврилова указывала, что в концертном исполнении опера впервые прозвучала в Париже в ноябре 1953 года в Театре Елисейских Полей с участием Филармонического оркестра Радио Франции, но также встречается иная датировка события — 25 ноября 1954 года. Текст либретто исполнялся на французском языке, оркестром управлял Шарль Брюк.
При жизни Прокофьева партитура «Огненного ангела» не была опубликована, поскольку нотоиздатели композитора Кусевицкий и Пайчадзе не были уверены в окупаемости затрат на её выпуск. Авторский клавир сочинения был выпущен в 1927 году нотоиздательством «А. Гутхейль». Но даже после этого Прокофьев вносил коррективы в партитуру, что продолжалось до 1930 года.
Прием
«Огненный ангел» был встречен неоднозначными отзывами по разным причинам. По большому счету, «Огненный ангел» , несмотря на отсутствие постановок, был признан «… самой сильной и самой драматичной партитурой Прокофьева ». В рецензии на спектакль Большого театра «Огненный ангел» говорится, что Прокофьев «… партитура сумасшедшая, но не должна звучать хаотично». Прокофьева, возможно, интересовала только общая история, а не мелкие детали. Также критиковали за то, что, возможно, лучше было бы говорить на французском, а не на русском. Некоторые даже назвали оперу «Кармен 16-го века со сверхъестественной отделкой» среди других неоднозначных отзывов. Еще одна критика заключается в том, что «Огненный ангел» — не что иное, как путаница и шум с «современным» названием. Постановка должна использоваться не для того, чтобы компенсировать музыку, а для того, чтобы смешать ее и создать грандиозное произведение. Прокофьев умел писать музыку так, как он считал нужным, что, согласно различным отзывам, нравилось гораздо большему, чем постановка.
Роман Брюсова
Прокофьева «ы Огненный ангел был основан на романе из одноименной Валерия Брюсова . Прокофьева больше заинтриговали «оргии» (здесь потакание страсти), представленные в романе, чем сюжетные идеи. Роман был вдохновлен собственным опытом Брюсова с Ниной Петровской и считался одним из истоков русского символистского движения, известного как Весы , или «Весы». Нина была любовницей Андрея Белого . В свое время Нина также познакомилась с Брюсовым в 1904 году, и это начало вызывать у Белого явные опасения. На глухой дороге в Москве произошла ожидаемая драка, но драке помешал общий друг Брюсова и Белого. Нина, Андрей и Брюсов вдохновили персонажей Прокофьева в его опере, сделав роман главным источником вдохновения для произведения. Роман также лег в основу либретто оперы Прокофьева , которую сам Прокофьев написал с помощью Демчинского.
Синопсис
Первоначально опера была в трех действиях и одиннадцати сценах, но в конечном итоге была преобразована в пять действий и семь сцен.
Акт 1
Рената, молодая женщина, ищущая пропавшую любовь, живет в гостинице. Странствующий рыцарь Рупрехт встречает Ренату в гостинице. Она говорит ему, что с детства любит ангела. Этот ангел, Мадиэль, поощрял ее совершать добрые дела, и в возрасте семнадцати лет она наконец попросила его физической любви. Ангел в ответ засиял от ярости, но согласился вернуться в человеческом обличье. После обещания Мадиэля Рената встретила графа Генриха фон Оттерхейма. Убежденная, что это ее ангел вернулся на Землю, Рената немедленно отдалась ему. Год спустя Оттерхейм ушел. Отрицая это, Рената умоляет Рупрехта помочь ей найти Оттерхейм.
Акт 2
Когда двое ищут Оттерхейма, Рупрехт вскоре влюбляется в Ренату, хотя она не разделяет этого чувства. Они решают прибегнуть к колдовству, чтобы найти Оттерхейм, и произносят заклинание. Затем в дверь раздается три стука. Рената предполагает, что заклинание сработало, и почти сходит с ума при мысли о возвращении Оттерхейма. Но там никого нет. Рупрехт и Рената разыскивают могущественного чародея Агриппу фон Неттесхайм. Оказавшись в его логове, они встречают его отказ помочь; его заботы связаны с властью инквизиции.
Акт 3
Рупрехт узнает, что Рената наконец нашла графа Генриха фон Оттерхейма, который отверг ее. Она умоляет отомстить, узнав, что он никогда не был ее ангелом. Рупрехт пытается отомстить Ренате на дуэли с Оттерхеймом. Поединок носит односторонний характер, Оттерхейм легко преодолевает Рупрехта и ранит его.
Акт 4
Рупрехт и Рената переехали вместе, но теперь Рената настаивает на том, чтобы присоединиться к монастырю, чтобы улучшить себя и ради своей души. Есть комический рельеф с участием Фауста и Мефистофеля в таверне. (Эта сцена в таверне, используемая, чтобы разрушить мрачный саркастический характер оперы, иногда не упоминается.)
Акт 5
Рената находится в монастыре, где вожди обвиняют ее в одержимости демонами. Когда следует попытка исцелить Ренату, весь ад по сути вырывается на свободу (как на сцене, так и в оркестре), поскольку другие монахини также одержимы. Инквизитор приговаривает ее к сожжению на костре.
Синопсис
Первоначально опера состояла из трех действий и одиннадцати сцен, но в конечном итоге была преобразована в пять действий и семь сцен.
Акт 1
Рената, молодая женщина, ищущая пропавшую любовь, живет в гостинице. Странствующий рыцарь Рупрехт встречает Ренату в трактире. Она говорит ему, что с детства любит ангела. Этот ангел, Мадиэль, вдохновил ее на добрые дела, и в семнадцать лет она наконец попросила его физической любви. Ангел в ответ засветился от ярости, но согласился вернуться в человеческом обличье. После обещания Мадиэля Рената встретила графа Генриха фон Оттерхейма. Убежденная, что это ее ангел вернулся на Землю, Рената немедленно отдалась ему. Год спустя Оттерхейм ушел. Отрицая это, Рената умоляет Рупрехта помочь ей в поисках Оттерхейма.
Акт 2
Когда двое ищут Оттерхейма, Рупрехт вскоре влюбляется в Ренату, хотя она не разделяет этого чувства. Они решают прибегнуть к колдовству, чтобы найти Оттерхейма, и произносят заклинание. Затем раздаются три стука в дверь. Рената предполагает, что заклинание сработало, и почти сходит с ума при мысли о возвращении Оттерхейма. Но никого нет. Рупрехт и Рената разыскивают могущественного чародея Агриппу фон Неттесхайм. Оказавшись в его логове, они встречают его отказ помочь; его заботы связаны с властью инквизиции.
Акт 3
Рупрехт узнает, что Рената наконец нашла графа Генриха фон Оттерхейма, который отверг ее. Она умоляет отомстить, узнав, что он никогда не был ее ангелом. Рупрехт пытается отомстить Ренате на дуэли с Оттерхеймом. Поединок односторонний, Оттерхейм легко преодолевает Рупрехта и ранит его.
Акт 4
Рупрехт и Рената переехали вместе, но теперь Рената настаивает на том, чтобы присоединиться к монастырю, чтобы улучшить себя и ради своей души. Есть комический рельеф с участием Фауста и Мефистофеля в таверне. (Эта сцена в таверне, используемая, чтобы разрушить мрачный саркастический характер оперы, иногда не упоминается.)
Акт 5
Рената находится в монастыре, где вожди обвиняют ее в одержимости демонами. Когда следует попытка исцелить Ренату, весь ад по сути вырывается на свободу (как на сцене, так и в оркестре), поскольку другие монахини также одержимы. Инквизитор приговаривает ее к сожжению на костре.