Опера рахманинова «франческа да римини»

Опера рахманинова «франческа да римини» (francesca da rimini) | classic-music.ru

Сюжет[править]

Сюжет оперы следует классическому первоисточнику.

Данте и Вергилий спускаются в круги ада, где встречаются с тенями грешников; второй круг — это души, наказанные за прелюбодеяние. История любви Франчески и Паоло началась с первого взгляда. Франческа предназначалась в жены старшему брату Паоло, властителю по имени Ланчотто Малатеста. Но сам жених, занятый неотложными делами, послал за своей невестой собственного младшего брата — а ведь известно: никогда нельзя доверять другому то, что должен сделать только ты сам. Откуда было знать юной прелестной Франческе, что перед ней не сам жених, а его младший брат. Она увидела приехавшего за ней и поклялась перед Богом в вечной любви тому, кто ее забирал. И у того от такой красавицы закружилась голова. Но Франческа, разобравшись с братьями, поняла, что становится женой старшего — могущественного властителя. А любовь куда девать? К тому же муж стал догадываться о чувствах своей законной супруги. И решил устроить проверку своим родственникам — жене и брату, на чем они и попались: не смогли скрыть своей любви друг другу. Но их любовь победила всё — и в аду они вместе.

Музыка[править]

«Франческа да Римини» — камерная опера. Произведение Рахманинова отличается сжатостью и накалом внутреннего драматизма, при этом оно очень лирично. «Франческа» создавалась одновременно с другой оперой — «Скупой рыцарь», и такая одновременная работа на могла не иметь влияний друг на друга. Клавир «Франчески» был написан почти сразу после клавира «Скупого рыцаря» — с конца мая до конца июля 1904 г. Дата окончания партитуры «Скупого рыцаря» — 7 июля 1905 г., а оркестровая партитура «Франчески да Римини» появилась следом: 9 июня она была начата Рахманиновым и закончена 22 июля 1905 г. Таким образом, взаимосвязанность двух этих опер налицо.

Музыкальный критик Абрам Акимович Гозенпуд обратил внимание, что структура оперы Рахманинова напоминает структуру одноименного симфонического произведения П. И. Чайковского 1876 года. Это подчеркивается и другими музыковедами, считающими, что общий план оперы схож с общим планом одноименной симфонической фантазии Чайковского

Однако если у Чайковского картина Дантова ада исполнена динамики и энергетической насыщенности, то у Рахманинова в прологе и эпилоге господствуют фатализм и безнадежность.

Безнадежность и трагизм проявляются с первых же звуков музыки. В первых тактах оперы у кларнета и засурдиненной валторны в унисон глухо и сумрачно звучит нисходящая секундовая интонация, развиваемая далее на протяжении всего пролога в духе, близком к средневековому католическому гимну «Dies irae» («День гнева»), цитировать который Рахманинов неоднократно будет в своих последующих сочинениях — в симфонической поэме «Остров мертвых» (1909), в «Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), наконец, в «Симфонических танцах» (1940).

При этом самое действие — очень насыщенное, практически без пауз. Музыковед Л. Михеева подчеркивает, что действие в опере «Франческа да Римини» развивается непрерывно, без деления на номера: «Это особенно проявляется в обрамляющих оперу сценах ада, где реплики героев вплетаются в оркестровую ткань как одна из составляющих, а хор, в основном поющий без слов, используется как тембровая краска».

Среди специалистов-музыковедов бытует мнение, что опера «Франческа да Римини» для Рахманинова оказалась произведением второстепенным. Правда, с этим мнением многие не соглашаются, но необходимо учитывать, что такое есть. В частности, Б. В. Асафьев писал в статье о Рахманинове 1946 года: «…Прелестная лирика рахманиновской „Франчески“ не дает в итоге законченного чувства удовлетворения: цветок расцвел и поник, не сопротивляясь, а вот финальные этапы концертов, сюит и вариаций — дело иное».

Г. А. Бакланов — Ланчотто Малатеста («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова). Москва. Студия К. А. Фишер.

Кстати, одним из категорически несогласных с этим мнением Б. Асафьева был выдающийся дирижер Н. С. Голованов: «Франческу» он ставил в один ряд с великими операми Мусоргского.

Премьера[править]

О том, как начиналась работа над оперой в Большом театре, рассказала в своих воспоминаниях певица Надежда Васильевна Салина, первая исполнительница главной женской партии.

Франческа — Н. Салина, Паоло — А. Боначич. Большой театр. 1906

Она оказалась в этой роли случайно: ей в то время было уже весьма за сорок и она не собиралась выходить на сцену в образе совсем юной девушки.

Но по техническим причинам от партии Франчески вынуждены были отказаться две другие выдающиеся певицы: Антонина Васильевна Нежданова и Наталия Степановна Ермоленко-Южина. Партию Франчески Рахманинов с самого начала планировал для А. В. Неждановой, но — промахнулся: ей партия оказалась низка. Рахманинов отдал партию Франчески Н. С. Ермоленко-Южиной, но для ее голоса партия оказалась слишком высока.

Рахманинов был крайне расстроен. И тогда обратился к Н. Салиной.

Она рассказывала об этом так:

Г. А. Бакланов, С. В. Рахманинов и Н. В. Салина после премьеры, 11 января (24 января) 1906 г., Большой театр (Москва)

«Рахманинов на другой день, с клавиром под мышкой, поймал меня в театре, привёл на пустую сцену, где не убран был ещё рояль после какой-то балетной репетиции, раскрыл клавир и сказал мне следующее: „Надежда Васильевна, я написал чёрт знает что, никто не может петь: одной — низко, другой — высоко. Я дам все пунктуации, всё, что вы захотите, попробуйте спеть“. И я целый месяц учила и репетировала с моей неизменной Аделишей Китрих эту злополучную Франческу. Клавир не раз летал на пол от досады, что не получается трудное место, а их было много для моего голоса, уже не такого гибкого, каким он был в молодости. Но, наконец, мы победили. <…> К моему счастью, у меня были чудесные партнёры — А. П. Боначич и Г. А. Бакланов. <…> После спектакля Рахманинов снимался со мной и с Боначичем».

Аделина Альбертовна Китрих (1859—?) — пианистка, концертмейстер Большого театра.

Н.Салина готовила эту сложную партию под руководством певицы Э. Павловской.

Партию Ланчотто исполнял Г. А. Бакланов, Паоло — А. П. Боначич (в некоторых источниках ошибочно назван Смирнов), Данте — Д. А. Смирнов. Режиссер — В. П. Шкафер.

Премьера обеих опер прошла с огромным успехом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: