Опера римского-корсакова «сказание о невидимом граде китеже и деве февронии»

Опера римского-корсакова «сказание о невидимом граде китеже и деве февронии» (the legend of the invisible city of kitezh and the maiden fevroniya) | classic-music.ru

Navigation etc.

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)

История выступлений

Мировая премьера был дан в Санкт — Петербурге , Россия в Мариинском театре 20 февраля ( OS 7 февраля) 1907 г. Живописные дизайнеры
Константин Коровин и Аполлинарий Васнецов . Годом позже опера была представлена ​​на премьере в Большом театре , Москва , Россия, 15 февраля 1908 года. Художниками-декораторами были Коровин, Клодт, Васнецов. Первое выступление из России состоялась в Барселоне «s Gran Teatre дель Лисео , февраль 1926 г. В Южной Америке это была премьера в Буэнос — Айрес , Театро Колон в 1929 году граф В. Мур привел Чикагский симфонический оркестр в США премьера 21 мая , 1932, в Hill Auditorium в Анн-Арборе, штат Мичиган. Он также был исполнен в Нью-Йорке в 1995 году в Бруклинской музыкальной академии (БАМ) в постановке с участием оркестра, хора и солистов Кировской оперы под управлением художественного руководителя Валерия Гергиева и солистки Галины Горчаковой . Первым лондонским выступлением под управлением Альберта Коутса было концертное представление в 1926 году. Оно не было исполнено в Лондоне до 1994 года, когда Гергиев и его ансамбль Кировской оперы выступили с концертом в лондонском Барбакане. Единственный постановочный спектакль в Великобритании состоялся на Эдинбургском фестивале с участием Кирова и Гергиева в 1995 году.

Критический анализ

«Китеж» , пожалуй, лучшая опера Римского-Корсакова, которую часто называют «русским парсифалем» , однако она не входит в стандартный оперный репертуар за пределами России. Стилистически она более характерна для творчества Римского-Корсакова, чем более известная « Теория». «Золотой петушок» . В его использовании русской истории и легенд, восточной экзотики и смеси реального и сверхъестественного произведение было названо «суммированием националистической оперной традиции Глинки и Пятерки» . работа будет его последним художественным заявлением, он не планирует писать еще одну оперу, пока неожиданно не вдохновится написать «Золотого петушка» как сатиру на текущие политические события в России. Хотя композитор часто использовал сказки, « Китеж» — единственная из его опер. использовать сверхъестественные или религиозные темы. Саймон Моррисон указывает, что, несмотря на христианские темы, « это был светский рай».

Роли

Роль Тип голоса Премьерный составСанкт-Петербург20 февраля 1907 г.(Дирижер: Феликс Блюменфельд ) Премьерный составМосква15 февраля 1908 г.(Дирижер: Вячеслав Сук )
Принц Юрий Всеволодович бас Иван Филиппов Василий Родионович Петров
Князь Всеволод Юрьевич тенор Андрей Лабинский Николай Ростовский
Феврония сопрано Мария Кузнецова-Бенуа Надежда Салина
Гришка Кутерма тенор Иван Ершов Антон Боначич
Фёдор Поярок баритон Василий Шаронов Жорж Бакланов
Страница меццо-сопрано Мария Маркович Елизавета Азерская
Гусли игрок бас Владимир Касторский
Медведь укротитель тенор Григорий Угринович
Ведущий певец баритон Николай Маркевич
Бедяй, могучий Татарский воин (должно быть Субутай как прототип ) бас Иван Григорович Христофор Толкачев
Бурундай, могучий татарский воин (должно быть Boroldai как прототип) бас Константин Серебряков Степан Трезвинский
Сирин, Райская птица сопрано Надежда Забела-Врубель
Алконост, Райская птица контральто Евгения Збруева Серафима Синицина
Хор, немые роли: Состоятельные люди, попрошайка, люди, татары

Действующие лица и премьерные составы

Партия Премьера в Санкт-Петербурге в Мариинском театре7 февраля 1907 года дирижёр Феликс Блуменфельд Премьера в Москве в Большом театре15 февраля 1908 года дирижёр Вячеслав Сук
Князь Юрий Всеволодович (бас) И. Ф. Филиппов В. Р. Петров
Княжич Всеволод Юрьевич (тенор) А. М. Лабинский Н. А. Ростовский
Феврония (сопрано) М. Н. Кузнецова-Бенуа Н. В. Салина
Гришка Кутерьма (тенор) И. В. Ершов А. П. Боначич
Федор Поярок (баритон) В. С. Шаронов Г. А. Бакланов
Отрок (меццо-сопрано) М. Э. Маркович Е. Г. Азерская
Лучшие люди: первый (тенор) В. Л. Карелин Стефанович
Лучшие люди: второй (бас) Н. С. Климов В. С. Тютюнник
Гусляр (бас) В. И. Касторский Н. П. Чистяков
Медведчик (тенор) Г. П. Угринович Ильющенко
Нищий-запевало (баритон) Н. Ф. Маркевич И. Н. Комаровский
Богатырь татарский Бурундай (бас) К. Т. Серебряков С. Е. Трезвинский
Богатырь татарский Бедяй (бас) И. С. Григорович Х. В. Толкачев
Райская птица Сирин (сопрано) Н. И. Забела М. Г. Цыбущенко
Райская птица Алконост (контральто) Е. И. Збруева С. А. Синицына
Княжьи стрельцы, поезжане, домрачи, лучшие люди, нищая братия и прочий народ. Татары.

Критический анализ

Китеж пожалуй, лучшая опера Римского-Корсакова, которую часто называют «русской Парсифаль; однако он не входит в стандартный оперный репертуар за пределами России. Стилистически он более репрезентативен для творчества Римского-Корсакова, чем более известный Золотой петушок. В использовании русской истории и легенд, Восточная экзотика и смесь реального и сверхъестественного, произведение было названо «суммированием националистической оперной традиции Глинка и Пятерка.» Римский-Корсаков считал эту работу своим последним художественным заявлением. не планирую писать еще одну оперу, пока неожиданно не вдохновится написать Золотой петушок как сатира на текущие политические события в России. Хотя композитор часто использовал сказку, Китеж — единственная из его опер, в которой используются сверхъестественные или религиозные темы. Саймон Моррисон отмечает, что, несмотря на Христианин темы, « это был светский рай».

История композиции

Римский-Корсаков и Бельский впервые заинтересовались написанием оперы о китежской легенде зимой 1898-1899 годов, когда работали над либретто на Сказка о царе Салтане. Идея объединить легенду о святой Февронии в историю была частью проекта с самого начала. Проект оставался в умах как композитора, так и либреттиста, но пришлось подождать до 1903 года, пока не начнется серьезная работа. В период с 1898 по начало 1903 года композитор занимался сочинением опер. Сказка о царе Салтане, Сервилия, Кащей Бессмертный и Пан Воевода. В его Моя музыкальная жизньРимский-Корсаков упоминает «В разгар работы над Пан Воевода Мы с Бельским усиленно размышляли над темой Сказка о невидимом граде Китеже и деве Фьевронии.» Римский-Корсаков к концу лета написал черновик первого акта, а Бельский закончил либретто к весне. К лету 1904 года Римский-Корсаков закончил сочинение второй картины третьего акта и оркестровал оперу. Летом 1905 г., когда писал свой Принципы оркестровкиРимский-Корсаков также довел оркестровую партитуру до Китеж, и сделал чистую окончательную копию для отправки на печать.

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Издатель и каталожный номер Текст заголовка
1955 Хор и оркестр Всесоюзного радио Самуил Самосуд Князь Юрий — Александр Ведерников, Княжич Всеволод — Владимир Ивановский, Феврония — Наталья Рождественская, Гришка Кутерьма — Дмитрий Тархов, Фёдор Поярок — Илья Богданов, Отрок — Лидия Мельникова, Гусляр — Борис Добрин, Медведчик — Павел Понтрягин, Бедяй — Леонид Ктиторов, Бурундай — Сергей Красовский, Алконост — Нина Кулагина Не издавалась?
1956 Хор и оркестр Большого театра Василий Небольсин Князь Юрий — Иван Петров, Княжич Всеволод — Владимир Ивановский, Феврония — Наталья Рождественская, Гришка Кутерьма — Дмитрий Тархов, Фёдор Поярок — Илья Богданов, Отрок — Лидия Мельникова, Лучшие люди — Вениамин Шевцов и Сергей Колтыпин, Гусляр — Борис Добрин, Медведчик — Тихон Черняков, Запевала — Михаил Сказин, Бедяй — Леонид Ктиторов, Бурундай — Геннадий Троицкий, Сирин — Мария Звездина, Алконост — Нина Кулагина Д 06489-96 (1960)
1983 Хор и оркестр Большого театра Евгений Светланов Князь Юрий — Александр Ведерников, Княжич Всеволод — Евгений Райков, Феврония — Галина Калинина, Гришка Кутерьма — Владислав Пьявко, Фёдор Поярок — Михаил Маслов, Отрок — Галина Борисова, Лучшие люди — Константин Пустовой и Михаил Крутиков, Гусляр — Лев Вернигора, Медведчик — Константин Басков, Запевала — Владимир Букин, Бедяй — Николай Низиенко, Бурундай — Валерий Ярославцев, Сирин — Ирина Журина, Алконост — Нина Григорьева Мелодия

С10 23807-008 (1986)

запись спектакля 25 декабря 1983
1983 Хор и оркестр Большого театра Евгений Светланов Князь Юрий — Юрий Статник, Княжич Всеволод — Павел Кудрявченко, Феврония — Маквала Касрашвили, Гришка Кутерьма — Алексей Масленников, Фёдор Поярок — Юрий Григорьев, Отрок — Татьяна Ерастова, Лучшие люди — Константин Пустовой и Михаил Крутиков, Гусляр — Лев Вернигора, Медведчик — Константин Басков, Запевала — Владимир Букин, Бедяй — Николай Низиенко, Бурундай — Валерий Ярославцев, Сирин — Ирина Журина, Алконост — Раиса Котова Мелодия

С10 29809 002 (1990)

запись спектакля 27 декабря 1983
1994 Хор и оркестр Мариинского театра Валерий Гергиев Князь Юрий — Николай Охотников, Княжич Всеволод — Юрий Марусин, Феврония — Галина Горчакова, Гришка Кутерьма — Владимир Галузин, Фёдор Поярок — Николай Путилин, Отрок — Ольга Корженская, Лучшие люди — Евгений Бойцов и Евгений Федотов, Гусляр — Михаил Кит, Медведчик — Николай Гассиев, Бедяй —Булат Минжелкиев, Бурундай — Владимир Огновенко, Сирин — Татьяна Кравцова, Алконост —Лариса Дядькова Philips

462 225-2 (1999)

1995 Венский Симфонический оркестр Владимир Федосеев Князь Юрий — Павел Данилюк, Княжич Всеволод — Сергей Найда, Феврония — Елена Прокина, Гришка Кутерьма — Владимир Галузин, Фёдор Поярок — Самсон Изюмов, Отрок — Нина Романова, Лучшие люди — Алексей Шестов и Михаил Никифоров, Гусляр — Олег Жданов, Бедяй — Мовсар Минцаев, Бурундай — Владимир Ванеев, Сирин — Виктория Лукьянец, Алконост — Александра Дурсенева Koch Schwann 3-1144-2
1995 Хор и оркестр Екатеринбургского театра оперы и балета Евгений Бражник Князь Юрий — Виталий Могилин, Княжич Всеволод — Виталий Петров, Феврония — Елена Борисевич, Гришка Кутерьма — Анатолий Борисевич, Фёдор Поярок — Андрей Вылегжанин, Отрок — Светлана Пастухова, Лучшие люди — Иосиф Росновский и Станислав Боровков, Гусляр — Михаил Никифоров, Медведчик — Владимир Рыжков, Бедяй — Герман Куклин, Бурундай — Сергей Вялков, Сирин — Людмила Шилова, Алконост — Надежда Шляпникова Не издавалась?
2008 Teatro Lirico di Cagliari Александр Ведерников Князь Юрий — Михаил Казаков, Княжич Всеволод — Виталий Панфилов, Феврония — Татьяна Моногарова, Гришка Кутерьма — Михаил Губский, Фёдор Поярок — Геворк Хакобян, Отрок — Валерий Гулордава, Лучшие люди — Джанкула Флорис и Марек Кальбус, Гусляр — Рикардо Феррари, Медведчик — Стефано Консолини, Бедяй — Валерий Гильманов, Бурундай — Александр Науменко, Сирин — Розанна Савоя, Алконост — Елена Манистина Premiere Opera Ltd. CDNO 3027-3

Видеозаписи

Годка Организация Дирижёр Солисты Производитель Текст заголовка
1985 Гостелерадио СССР
1992 Останкино (телерадиокомпания)

История выступлений

Мировая премьера прошла в Санкт-Петербург, Россия на Мариинский Театр 20 февраля (ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. 7 февраля) 1907 г.Константин Коровин и Аполлинарий Васнецов. Годом позже состоялась премьера оперы в Большой Театр, Москва, Россия 15 февраля 1908 года. Художниками-постановщиками были Коровин, Клодт, Васнецов. Первое выступление за пределами России состоялось в Барселона с Гран Театр дель Лисеу, Февраль 1926 г. В Южной Америке премьера состоялась в Буэнос-Айресе. Театр Колон в 1929 г. граф В. Мур возглавил Чикагский симфонический оркестр в США премьера 21 мая 1932 г. Hill Auditorium в Анн-Арборе, штат Мичиган. Он также был исполнен в Нью-Йорке в 1995 году в Бруклинская Музыкальная Академия (БАМ) в постановке с участием оркестра, хора и солистов Кировская опера, дирижер художественный руководитель Валерий Гергиев, и с участием солиста Галина Горчакова. Первое лондонское выступление под управлением Альберта Коутса было концертным представлением в 1926 году. Оно не было исполнено в Лондоне до 1994 года, когда Гергиев и его ансамбль Кировской оперы выступили с концертом в лондонском Барбакане. Единственный постановочный спектакль в Великобритании состоялся на Эдинбургском фестивале с участием Кирова и Гергиева в 1995 году.

Navigation etc.

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)

Navigation etc.

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)

General Information

Work Title The Invisible City of Kitezh
Alternative. Title The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya(Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии)
Name Translations Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии; La Légende de la ville invisible de Kitège et de la demoiselle Fevronia; La ciudad invisible de Kitege; The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya; La ciutat invisible de Kitege; Legenda a láthatatlan Kityez városáról és Fevronyija szűzleányról; La leggenda dell’invisibile città di Kitež e della fanciulla Fevronija; Legenden om den osynliga staden Kitezj och jungfrun Fevronija; Сказання про невидиме місто Кітеж і діву Февронію; 匿蹤的的奇鐵茲城以及費芙洛尼亞; 見えざる街キーテジと乙女フェヴォローニャの物語; Die Legende von der unsichtbaren Stadt Kitesch und von der Jungfrau Fewronija; Pověst o neviditelném městě Kitěži a panně Fevronii
Name Aliases La Légende de la ville invisible de Kitège; Skazanie o nevidimom grade Kiteje i deve Fevroni; La Legende de la ville invisible de Kitege et de la demoiselle Fevronia; Kitège; La llegenda de la ciutat invisible de Kitezh; Легенда про невидимий град Кітеж; De legende van de onzichtbare stad Kitezj en de jonge vrouw Fevronia; Skasanije o newidimom grade Kitesche i dewe Fewronii; Legenda o neviditelném městě Kitěži a panně Fevronii; 透明之城基特师与处女费罗尼佳
Authorities
Composer Rimsky-Korsakov, Nikolay
I-Catalogue NumberI-Cat. No. INR 23
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 4 acts
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1903–04
First Performance. 1907-02-20 – St. Petersburg, Maryinsky Theatre
Ivan Filippov (Prince Yuriy Vsevolodovich)Andrey Labinsky (Prince Vsevolod Yuryevich)Mariya Kuznetsova-Benois (Fevroniya)Ivan Yershov (Grishka Kuterma)Vasiliy Sharonov (Fyodor Poyarok)Mariya Markovich (Page)Vladimir Kastorsky (gusli player) Grigory Ugrinovich (bear handler)Nikolay Markevich (lead-singer) Ivan Grigorovich (Bedyay)Konstantin Serebryakov (Burunday)Nadezhda Zabela-Vrubel (Sirin)Yevgeniya Zbruyeva (Alkonost) Feliks Blumenfeld (conductor)
First Publication. 1906 – Leipzig: M.P. Belaieff
Librettist Vladimir Belsky (1866–1946)
Language Russian
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation Voices, chorus and orchestra
InstrDetail

Cast

Prince Yury Vsevolodovich (Князь Юрий Всеволодович) (bass)Prince Vsevolod Yuryevich (Княжич Всеволод Юрьевич) (tenor)Fevoroniya (Феврония) (soprano)Grishka Kuterma (Гришка Кутерьма) (tenor)Fyodor Poyarok (Федор Поярок) (baritone)Page (Отрок) (mezzo-soprano)Two Gentleman (tenor and bass)Gusli Player (Гусляр) (bass)Bear Handler (Медведчик) (tenor)Lead Singer (Нищий-запевало) (baritone)Bedyay (Бедяй) (bass)Burunday (Бурундай) (bass)Sirin (Сирин) (soprano)Alkonost (Алконост) (contralto)

Mixed Chorus (Silent Roles)

Well-off People, Beggar Community, People, Tatars

Orchestra

3 flutes (3rd also piccolo), 2 oboes, English horn,
3 clarinets (3rd also bass clarinet, 2 bassoons, contrabassoon
4 horns (F), 2 trumpets, contralto trumpet, 3 trombones, tuba
timpani, triangle, cymbals, snare drum, bass drum
tam-tam, tambourine, sleigh bells, glockenspiel
celesta, 2 harps, strings
Related Works See also the concert suite arranged from this work by Maximillian Steinberg.
External Links Wikipedia article

Постановки

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1929

  • 7 февраля 1907 — Мариинский театр (дирижёр Феликс Блуменфельд, реж. Василий Шкафер, художники Константин Коровин и Васнецов; Юрий Всеволодович — Иван Бурхардт, Всеволод — Андрей Лабинский, Феврония — Мария Кузнецова-Бенуа, Гришка Кутерьма — Иван Ершов, Федор Поярок — Василий Шаронов, Отрок — Мария Маркович, Медведчик — Григорий Угринович, Бедяй — Иван Григорович, Бурундай — Константин Серебряков, Сирин — Надежда Забела-Врубель, Алконост — Евгения Збруева, Гусляр — Владимир Касторский);
  • 1908 — Большой театр (дирижёр Вячеслав Сук, реж. Иосиф Лапицкий, художники Коровин, Михаил Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович — Василий Петров, Всеволод — Николай Ростовский, Феврония — Надежда Салина, Гришка Кутерьма — Антон Боначич, Поярок — Георгий Бакланов, Отрок — Елизавета Азерская, Бурундай — Степан Трезвинский);
  • 1916 — Большой театр, возобн. (дирижёр Вячеслав Сук, реж. Пётр Оленин, художники Коровин, Клодт, Внуков и Петров).
  • 15 ноября 1918 — Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Коутс, реж. Мельников, художники Коровин, Овчинников и Внуков; Юрий Всеволодович — Филиппов, Всеволод — Большаков, Феврония — Николаева, Гришка Кутерьма — Ершов, Поярок — Андреев, Медведчик — Угринович, Бедяй — Белянин, Бурундай — И. Григорович, Сирин — Коваленко, Алконост — Панина, Гусляр — Грохольский)
  • 1926 — Большой театр (дирижёр Сук, пост. Раппопорта, художники Коровин, Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович — В. Петров, Всеволод — Богданович, Феврония — Держинская, Гришка Кутерьма — Озеров, Поярок — Савранский, Отрок — Антарова, Гусляр — Норцов, Бедяй — Лубенцов, Сирин — Катульская, Алконост — Петрова);
  • 1934 — Большой театр (дирижёр Голованов, реж. Нардов, художники Коровин и Федоров, хорм. Авранек; Юрий Всеволодович — Михайлов, Всеволод — Федотов, Феврония — Кругликова, Гришка Кутерьма — Озеров, Поярок — И. Бурлак (Стрельцов)).
  • 1955 — в концертном исполнении в Москве (дирижёр Самосуд) и Ленинграде (дирижёр Грикуров).
  • 1958 — Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин, реж. Соковнин, худ. Юнович, хорм. А. Михайлов).
  • 1949 — Театр оперы и балета Латв. ССР (дирижёр Глазуп, пост. Васильева, худ. Лапинь, хорм. Ванаг); 1962, там же.
  • 1983 — Большой театр СССР (дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр-постановщик Р. И. Тихомиров, художники И. С. Глазунов и Н. А. Виноградова-Бенуа, Феврония — Г. Калинина).
  • 2001 — Мариинский театр (дирижёр — Валерий Гергиев)
  • 2008 — Большой театр (дирижёр — Александр Ведерников)
  • 15 апреля 2018 — Государственный театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Ижевск, Республика Удмуртия. (дирижёр — Николай Роготнев, режиссёр — Николай Маркелов, сценография и костюмы — Сергей Новиков, Феврония — Наталья Макарова, Князь Юрий — Андрей Какошкин, Княжич Всеволод — Максим Гаврилов, Гришка Кутерьма — Алексей Городилов, Фёдор Поярок — Юрий Ившин, Отрок — Любовь Добрынина, Медведчик — Анатолий Павлов, Бедяй — Юрий Пуршев, Бурундай — Александр Димитров, Сирин — Ольга Соловьёва, Алконост — Ирина Самойлова, Гусляр — Иван Слепухов, Оркестр, хор и балет театра оперы и балета имени Чайковского.)

За рубежом:

  • Барселона (1926, 2 января, на рус. яз.)
  • Лондон (1926, концертное исполнение на рус. яз., т-р «Ковент-Гарден»)
  • Париж (1926, концертное исполнение на рус. яз; 1929, на рус. яз.)
  • Рига (1926)
  • Буэнос-Айрес (1929.на рус. яз)
  • Милан (1933, т-р Ла Скала)
  • Брно (1934)
  • Дуйсбург (1935)
  • Загреб (1935)
  • Филадельфия и Нью-Йорк (1936, на рус. яз)
  • Каунас (1936)
  • Берлин (1937)
  • Прага (1938)
  • Брюссель (1939, концертное исполнение на рус. яз.)
  • Лондон (1951, концертное исполнение — дирижёр Добровейн)
  • Милан (1951, т-р Ла Скала — дирижёр Добровейн, реж. Добровейн)
  • Рим (1960) и др.
  • 2012 — Нидерландская опера, Амстердам. режиссёр и сценограф — Дмитрий Черняков
  • 2014 — Лисео, Барселона. режиссёр и сценограф Дмитрий Черняков

Синопсис

Время : Лето 6751-го года сотворения мира.
Место : Местоположение не указано, за Волгой.

Акт 1

Керженский лес
Эти дикие леса с густыми зарослями и болотами — дом Февронии (и ее «брата», ползучего дерева), которая живет в хижине. Она одержима мечтами и поэтическими фантазиями, дочь природы, дружная с птицами и дикими животными и знающая все тайны леса. Однажды она встречает в лесу молодого принца, который на охоте заблудился. Он Всеволод, сын князя Юрия Китежского, влюбляется в ее красоту, духовную целостность и любовь к людям и природе. Они поют любовный дуэт, в котором он надевает кольцо ей на палец, но это издалека прерывается звуками охоты. Он прощается с ней и идет на поиски вечеринки, а она узнает, с кем она стала суженой.

Акт 2

Маленький Китеж

Маленький Китеж на Волге
На рыночной площади здесь проходят праздничные гуляния, ведь ожидается свадебное шествие княгини Февронии. Народ толпится вокруг шута и смеется над выходками медведя. Приходит старый гитарист и поет торжественную песню. Богатые горожане, считающие, что князь Всеволод должен был жениться на девушке с лучшими семейными связями, уговаривают Гришку Кутерму (местного пьяницу) издеваться над принцессой. Процессия приближается к звона колоколов, и (по старинному обычаю) гости свадьбы бросают в толпу медовые лепешки, ленты и монеты в качестве «выкупа» невесты. Народ прогоняет Гришку, и процессия подает свадебную песню.

Внезапно веселье прерывается, так как город окружает армия вторгшихся татар. Слышится скорбный причитающий хор народа. Феврония попадает в плен к татарам и терзается тревогой за судьбу своего жениха и за город Большой Китеж, на который татары нападут в следующий раз. Гришка соглашается предать Россию и привести татар к городу, а Феврония молится, чтобы он стал невидимым.

Акт 3

Сцена 1 — Великий Китеж
Услышав о нашествии, жители Большого Китежа собираются с оружием в руках на главной площади посреди ночи. Ослепленный татарами егерь князя Федор Поярок рассказывает им о зверствах, совершенных в Малом Китеже. Мальчик объявляет о приближении татар. Народ готовится к битве, и князь ведет батальон, который поет хором решимости сражаться до конца. Затем золотой туман поднимается над озером и окутывает город, укрывая его от врага: только церковные колокола слабо гудят. На берегу реки Херженец разгорается ожесточенный бой. Симфоническая интерлюдия, составленная на тему боевой песни и другая, представляющая татарские орды, изображает мрачную сцену и вводит:

Сцена 2 — У озера Светлый Яр
После долгого перехода по пустыне Гришка привел татар к берегу озера. Не видя города из-за тумана, татары обвиняют его в предательстве и привязывают к дереву, намереваясь убить его утром. Они разводят костры и делятся добычей. Два вождя татар, Бурундай и Бедяй, ссорятся из-за Февронии, и Бедяй убит. Татары, готовясь к ночи, поют мрачную песню о воронах, стекающихся на бойню. Они спят, и слышно, как Феврония оплакивает Всеволода, павшего в битве. Гришка, мучимый страхом и раскаянием, умоляет ее освободить его, и она делает это, веря, что доброта исцелит его душу. Но его преследуют кошмары, в которых перезвон китежских колоколов искажается в его мозгу. Он спешит утопиться, но останавливается на берегу, поскольку рассвет показывает, что, хотя город остается невидимым, отражение города можно увидеть в воде, а колокола звенят все громче. Татары устрашаются видом и расходятся.

Акт 4

Сцена 1 — Керженский лес
В кромешной тьме Феврония и Гришка, измученные, борются через пустыню. Гришка в бреду, спев песню про дьявола и бешено танцуя, с криком убегает. Февронию убаюкивают звуки леса. В ее сне сцена преображается с фантастическими распускающимися цветами, свечами на деревьях и сказочными певчими птицами. Мифическая птица печали, Алконост, кажется, говорит ей, что она должна умереть. Она приветствует смерть, и ее князь, кажется, ведет ее в Китеж. Вторая птица, Сирин, сулит бессмертие. Очарование неотразимо проявляется в симфонической интерлюдии, ведущей к:

Сцена 2 — Город-невидимка
Сцена в легендарном городе красивых людей с добрыми сердцами. Вновь появляются Феврония и Всеволод, князь Юрий и Федор Поярок. Феврония посылает Гришке послание надежды, говоря ему, что однажды он тоже найдет путь в Невидимый город. Всеволод ведет свою невесту к алтарю с свадебными песнями, и гимн радости, как торжественный хор, завершает оперу. Добро, Любовь и Справедливость побеждают.

General Information

Work Title The Invisible City of Kitezh
Alternative. Title The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya(Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии)
Name Translations Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии; La Légende de la ville invisible de Kitège et de la demoiselle Fevronia; La ciudad invisible de Kitege; The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya; La ciutat invisible de Kitege; Legenda a láthatatlan Kityez városáról és Fevronyija szűzleányról; La leggenda dell’invisibile città di Kitež e della fanciulla Fevronija; Legenden om den osynliga staden Kitezj och jungfrun Fevronija; Сказання про невидиме місто Кітеж і діву Февронію; 匿蹤的的奇鐵茲城以及費芙洛尼亞; 見えざる街キーテジと乙女フェヴォローニャの物語; Die Legende von der unsichtbaren Stadt Kitesch und von der Jungfrau Fewronija; Pověst o neviditelném městě Kitěži a panně Fevronii
Name Aliases La Légende de la ville invisible de Kitège; Skazanie o nevidimom grade Kiteje i deve Fevroni; La Legende de la ville invisible de Kitege et de la demoiselle Fevronia; Kitège; La llegenda de la ciutat invisible de Kitezh; Легенда про невидимий град Кітеж; De legende van de onzichtbare stad Kitezj en de jonge vrouw Fevronia; Skasanije o newidimom grade Kitesche i dewe Fewronii; Legenda o neviditelném městě Kitěži a panně Fevronii; 透明之城基特师与处女费罗尼佳
Authorities
Composer Rimsky-Korsakov, Nikolay
I-Catalogue NumberI-Cat. No. INR 23
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 4 acts
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1903–04
First Performance. 1907-02-20 – St. Petersburg, Maryinsky Theatre
Ivan Filippov (Prince Yuriy Vsevolodovich)Andrey Labinsky (Prince Vsevolod Yuryevich)Mariya Kuznetsova-Benois (Fevroniya)Ivan Yershov (Grishka Kuterma)Vasiliy Sharonov (Fyodor Poyarok)Mariya Markovich (Page)Vladimir Kastorsky (gusli player) Grigory Ugrinovich (bear handler)Nikolay Markevich (lead-singer) Ivan Grigorovich (Bedyay)Konstantin Serebryakov (Burunday)Nadezhda Zabela-Vrubel (Sirin)Yevgeniya Zbruyeva (Alkonost) Feliks Blumenfeld (conductor)
First Publication. 1906 – Leipzig: M.P. Belaieff
Librettist Vladimir Belsky (1866–1946)
Language Russian
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation Voices, chorus and orchestra
InstrDetail

Cast

Prince Yury Vsevolodovich (Князь Юрий Всеволодович) (bass)Prince Vsevolod Yuryevich (Княжич Всеволод Юрьевич) (tenor)Fevoroniya (Феврония) (soprano)Grishka Kuterma (Гришка Кутерьма) (tenor)Fyodor Poyarok (Федор Поярок) (baritone)Page (Отрок) (mezzo-soprano)Two Gentleman (tenor and bass)Gusli Player (Гусляр) (bass)Bear Handler (Медведчик) (tenor)Lead Singer (Нищий-запевало) (baritone)Bedyay (Бедяй) (bass)Burunday (Бурундай) (bass)Sirin (Сирин) (soprano)Alkonost (Алконост) (contralto)

Mixed Chorus (Silent Roles)

Well-off People, Beggar Community, People, Tatars

Orchestra

3 flutes (3rd also piccolo), 2 oboes, English horn,
3 clarinets (3rd also bass clarinet, 2 bassoons, contrabassoon
4 horns (F), 2 trumpets, contralto trumpet, 3 trombones, tuba
timpani, triangle, cymbals, snare drum, bass drum
tam-tam, tambourine, sleigh bells, glockenspiel
celesta, 2 harps, strings
Related Works See also the concert suite arranged from this work by Maximillian Steinberg.
External Links Wikipedia article
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: