Опера россини «дева озера»

Опера россини «дева озера» (la donna del lago) | classic-music.ru

История работы

После знаменитой премьеры своей оперы « Эдуардо и Кристина» 24 апреля 1819 года в Венеции Россини отправился в Неаполь, чтобы написать там свою следующую оперу для театра Сан-Карло . Ее директор изначально хотел нанять Гаспаре Спонтини на следующий сезон . Однако это не было доступно, и поэтому Россини вмешался, как следует из сообщения импресарио Доменико Барбаха директору Королевского театра 24 июля 1819 года. Дата премьеры в литературе указывается по-разному. В то время как Герберт Вайншток и Чарльз Осборн заявляют, что Россини закончил композицию вовремя и что опера может быть исполнена, как и планировалось, 24 сентября 1819 года ( Вильгельм Кейтель и Кораго также упоминают эту дату ), Сабина Хенце-Деринг пишет в Энциклопедии музыкального театра Пайпер. месяца задержки и, как Ричард Осборн и Grove Music Online, называет 24 октября. Ария Дугласа «Taci, lo voglio» (первое действие, сцена 8) и почти все речитативы написаны неизвестным коллегой.

«Донна дель Лаго» — первая итальянская опера, основанная на произведении Вальтера Скотта . Тем самым она установила оперную моду, в ходе которой к середине века было создано более 25 произведений. Россини, вероятно, получил идею материала из разговора с Дезире-Александром Баттоном , который также был в Неаполе в 1819 году в качестве лауреата Римской премии . Позднее Баттон сообщил биографу Россини Джузеппе Радичотти, что говорил с Россини о возможных шаблонах для ее следующих композиций. Он упомянул стихи Скотта « Хозяйка озера» , которые он прочитал незадолго до этого. Россини затем попросил его одолжить ему книгу. Через два дня Россини сказал ему: «Спасибо, мой друг! Я прочитал все стихотворение, и оно мне очень нравится. Я немедленно передам его Тоттоле ».

На мировой премьере в Театре Сан-Карло в Неаполе , Джованни Давид (Джакомо V), Микеле Бенедетти (Дуглас Д’Ангус), Андреа Ноццари (Родриго ди Дху), Изабелла Колбран (Елена), Росмунда Пизарони (Малкольм Гроэм), Мария Манци ( Альбина), Гаэтано Чиццола (Серано) и Массимо Орландини (Бертрам). Премьера не имела большого успеха, так как публика ждала композиции в стиле Ricciardo e Zoraide . По словам Радичотти, он «онемел от необычайной роскоши оркестра и звучания хора, от громкости труб на сцене, от лирических, а затем снова эпических и драматических артистических номеров» и только восстановился снова с помощью старомодного финального рондо Колбрана. Второй спектакль, в котором количество труб было уменьшено вдвое, был принят лучше, и с тех пор опера имела большой успех.

Как было принято в то время, опера была адаптирована для более поздних спектаклей. Например, во втором акте спектакля в Театро Аргентина в Риме 23 января 1823 года Филиппо Челли исполнил дуэт «Nel rivederti, o caro», который в последующие годы часто включался в оперу. Возможно, сам Россини добавил арию Джакомо «T’arrendi al mesto pianto» из Эрмионе во втором действии в Неаполе в 1820 году . Это также было сохранено в нескольких последующих постановках в других городах.

Спустя несколько месяцев Россини использовал музыку из финала в последней сцене « Бьянки и Фальеро» . В 1822 году он использовал последнее рондо «Tanti affetti» в Венеции, чтобы заменить трагический конец своей оперы Maometto II счастливым концом. 30 декабря 1846 года в Опере в Париже было исполнено пастиччо Роберта Брюса , изначально задуманное как французская версия « Донны дель Лаго» и составленное Луи Нидермейером из этой и других опер Россини с разрешения Россини .

макет

Приборы

Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:

  • Две флейты / пикколо, два гобоя, два кларнета, два фагота
  • Четыре валторны, две трубы, три тромбона
  • Литавры, большой барабан , тарелки , треугольник
  • арфа
  • Струны
  • На сцене: шесть валторн, банда с трубами.

Музыкальные номера

В оперу входят следующие музыкальные номера:

первый акт

  • № 1. Вступление (хор, Елена, Уберто): «Del dì la messaggera» (сцена 1)
    • Каватин (Елена): «О маттутини альбори» (сцена 2)
    • Дуэттино (Елена, Уберто): «Scendi nel piccol legno» (сцена 2)
    • Хор: «Уберто! Ах! голубь т’асконди? »(сцена 3)
  • №2. Хор: «D’Inibaca, donzella» (сцена 6)
  • №3. Речитатив: «Mura felici» (сцена 7).
  • №4. Ария (Дуглас): «Taci, lo voglio, e basti» (сцена 8)
  • № 5. Дуэттино (Елена, Малькольм): «Vivere io non potrò» (сцена 8)
  • № 6. Хор: «Qual rapido torrente» (сцена 9)
  • № 7. Хор и финал I (Хор, Родриго, Елена, Дуглас, Малкольм, Альбина, Серано): «Vieni, o stella — che lucida e bella» (сцена 10)
    • Трио (Родриго, Дуглас, Елена): «Quanto a quest’alma amante» (сцена 10)
    • Хор: «Già un raggio forier» (сцена 10)

Второй акт

  • № 8. Каватин (Уберто): «О, фиамма соаве» (сцена 1)
  • № 9. Дуэт (Елена, Уберто): «Алла рагион дех риеда» (сцена 1)
  • № 10. Ария (Малькольм, хор): «Ah si pera: ormai la morte» (сцена 3)
  • № 11. Канцонетта (Уберто): «Аврора! ах соргерай «(сцена 5)
  • № 12. Хор: «Imponga il re» (сцена 7)
  • № 13. Рондо и финал II (Елена, хор) «Tanti affetti in un momento» — «Fra il padre e fra l’amante» (сцена 7)

Музыка

Опера с природными сценами предвосхищает элементы позднего произведения Россини « Гийом Телль» (1829). Начало тесно связано с шаблоном Скотта. Вместо увертюры — оркестровое вступление с шестнадцатью барами, предлагающее пейзаж Шотландского нагорья . Затем следует пастуший хор «Del dì la messaggera», которому на заднем плане доносятся рожки и звуки охоты. Затем Елена поет свою каватину «Oh mattutini albori» — по словам Ричарда Осборна, одна из самых простых и красивых каватин Россини. Довольно статичный второй акт немного менее качественен, чем первый. Музыкальный критик Генри Чорли считал, что это не более чем «концерт в костюмах».

Стоит упомянуть и другие музыкальные номера:

  • Сцена выступления Малькольма с каватиной Андантино «Елена! oh tu, ch’io chiamo »и« Кабалетта Allegro Oh quante lacrime »(первый акт, сцена 7), по словам Чарльза Осборна, уже напоминает Беллини.
  • Трио Родриго / Дуглас / Елена «Quanto a quest’alma amante» (первое действие, сцена 10)
  • Особой известности снискал бардовский хор «Già un raggio forier» (первое действие, сцена 10), ставший «любимцем патриотов на следующие пятьдесят лет».
  • Каватина Уберто «Oh fiamma soave» (второй акт, сцена 1) — для Чарльза Осборна «выигрышное сочетание плавной лирики и подвижной колоратуры».
  • Дуэт Аллегро Елена / Уберто «Alla ragion deh rieda» (второй акт, сцена 1) расширяется в трио по прибытии Родриго. Ричард Осборн описывает этот раздел как «главное достижение Акта 2».
  • Финальное рондо «Tanti affetti in un momento» (второй акт, сцена 7) более условно, но полно блестящей колоратуры.

La donna del lago

Композитор
Джоаккино Россини
Дата премьеры
24.10.1819
Жанр
оперы
Страна
Италия

Опера Джоаккино Россини в двух действиях; либретто А. Л. Тоттолы по поэме В. Скотта.

Премьера: Неаполь, театр «Сан-Карло», 24 октября 1819 г.; в России — Петербург, силами немецкой труппы, 1824 г.; на русской сцене — там же, в сезоне 1829/30 г.

Основные действующие лица:

Элен (сопрано), Малкольм
(меццо-сопрано), Уберто/Яков V (тенор), Родриго (тенор), Дуглас
(бас).

Действие происходит в Шотландии в XVI веке.

Изгнанник Дуглас со своей дочерью Элен укрылись в горах у мятежника
Родриго, противника короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь
за мятежника. Но та любит Малкольма. Целыми днями грустная Элен
бродит у озера, за что её и прозвали «девой озера». Однажды она
повстречала незнакомого охотника Уберто, под именем которого
скрывается Яков V. Он влюбляется в девушку, но Элен отказывает ему
во взаимности, так как любит другого. Неожиданно появляются воины
Родриго вместе со своим предводителем. Только вмешательство девушки
спасает Уберто от гибели. Тем временем войска короля побеждают
мятежников. Родриго погибает. Уберто раскрывает своё инкогнито
и прощает Дугласа. Несмотря на повторный отказ Элен связать с ним
свою судьбу, великодушный король соглашается на её брак
с Малкольмом.

Одна из лучших опер Россини. После провальной премьеры (как это
часто было у композитора) опера со второго спектакля принималась
публикой с восторгом. Имена героев переиначены на итальянский лад.
Среди лучших эпизодов: ария Элен «Tanti affetti» (2 действие),
каватина Малколма «Mura felici» (1 действие). Отметим постановку
1992 в Амстердаме (в партии Элен — Антоначчи).

Дискография: CD — Sony. Дирижер Поллини, Элен (Риччарелли), Малколм
(Валентини-Террани), Уберто (Гонсалес), Родриго (Раффанти), Дуглас
(Рэми).

Е. Цодоков

Публикации

Сюрприз от Лены Белкиной и Макса Эмануэля Ценчича 03.02.2022 в 22:27

«Дева озера» Россини на Зальцбургском Троицком фестивале 08.06.2017 в 17:43

Пезаро-2016: между Флоресом и Спиресом 02.09.2016 в 16:00

«Дева озера» на Россиниевском фестивале в Пезаро (operanews.ru) 29.08.2016 в 20:10

О новом сезоне трансляций из «Метрополитен» 06.09.2014 в 17:56

Встреча под флагом Россини 18.09.2013 в 12:59

«Дева озера» посетила Лондон (operanews.ru) 16.06.2013 в 11:38

Концертное исполнение «Девы озера» в Москве 25.01.2012 в 15:04

Дева озера (La donna del lago) (operanews.ru) 22.01.2012 в 13:49

В Москве дают «Деву озера» Россини… (operanews.ru) 22.01.2012 в 11:31

«Девой озера» и «Валькирией» закрыли сезон в Парижской Опере 29.07.2010 в 20:48

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: