Россини по-французски
В чём же была причина такого громкого успеха этой, казалось бы, непритязательной безделушки (к тому же, наполовину сработанной из «вторсырья»), успеха, в котором, по воспоминаниям современников, накануне премьеры мало кто был уверен? В первую очередь, в том, что Россини удалось необычайно тонко прочувствовать вкусы именно французской публики, разгадать секреты и «тайные коды» французского комического стиля, который и по сегодняшний день на удивление мало изменился.
Кроме того, Россини, в совершенстве владевший французским языком, сумел избежать ловушки, в которую до него в той или иной степени попадали практически все работавшие в Париже композиторы-иностранцы, включая Глюка, Керубини и Спонтини: не чувствуя в полной мере природную музыкальность чуждой им речи, они невольно коверкали её, подгоняя под «прокрустово ложе» своих мелодий. Либретто же «Графа Ори», написанное вездесущим в то время Эженом Скрибом в соавторстве с Ш.Г.Делетр-Пуарсоном, отличается полным и органичным единением с музыкой – достоинство, не укрывшееся ни от публики, ни от критиков (хотя въедливый Берлиоз и сумел-таки выискать несколько мелких несообразностей, даже он был вынужден снять шляпу перед произведением в целом).
Думаю, 21 февраля нынешнего года премьера новой постановки «Графа Ори» в Лионе была встречена не с меньшим, а то и с большим, энтузиазмом, чем мировая премьера. И причины этого успеха всё те же: неувядающая «французскость» произведения и подлинная театральность, действенность каждой пропеваемой фразы. Ну и, разумеется, такая постановочная команда, которая смогла воспользоваться этими преимуществами россиниевского шедевра в полной мере.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Le Comte Ory , бесплатные партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project.
- исполненной вНантевдекабрь 2007 г..
Опер по Джоаккино Россини |
|
---|---|
Матрица брака (1810 г.) · Двуличная жизнь (1811 г.) · Инганно Феличе (1812 г.) · Чиро в Вавилонии (1812 г.) · Ла Скала ди Сета (1812 г.) · Деметрио и Полибио (1812 г.) · Пьетра дель Парагон (1812 г.) ) · Событие fa il ladro (1812) · Синьор Брускино (1813) · Танкреди (1813) · L’italiana в Алжире (1813) · Аурелиано в Пальмире (1813) · Турок в Италии (1814) · Сигизмондо (1814) ) · Элизабетта, регина д’Ингильтерра (1815 г.)· Торвальдо и Дорлиска (1815 г.) · Севильский цирюльник (1816 г.) · Гаццетта (1816 г.) · Отелло (1816 г.) · Ла-Сенентола (1817 г.) · Сорока-воровка (1817 г.) · Армида (1817 г.) · Аделаида ди Боргонья (1817 г.) · Мозе в Эгитто (1818 г.) · Адина (1818 г.) · Риккардо и Зораиде (1818 г.) · Эрмиона (1819 г.) · Эдуардо-э-Кристина (1819 г.) · Дала-дель-Лаго (1819 г.) ) · Бьянка и Фальеро (1819) · Маометто II (1820) · Матильда ди Шабран (1821) · Зельмира (1822) · Семирамида (1823) · Il viaggio a Reims (1825) · Айвенго (1826) · Штаб-квартира Коринф (1826) ) · Моисей и фараон (1827 г.) · Граф Ори (1828 г.) · Вильгельм Телль (1829 г.) | |
Список произведений Джоакино Россини |
Роли
Декорации в исполнении Театра Алла Каноббиана в 1830 году.
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 20 августа 1828 г. Дирижер: Франсуа Хабенек |
---|---|---|
Граф Ори | тенор | Адольф Нуррит |
Репетитор | бас | Николя Левассер |
Изольер | меццо-сопрано ( en travesti ) | Констанс Яурек |
Raimbaud | баритон | Анри-Бернар Дабади |
Графиня Адель | колоратурное сопрано | Лаура Синти-Даморо |
Ragonde | меццо-сопрано | Августа Мори |
Алиса | сопрано | |
1-й рыцарь | тенор | Алексис Дюпон |
2-й рыцарь | тенор | Жан-Этьен-Огюст Массоль |
3-й рыцарь | баритон | Анри-Бернар Дабади младший |
4-й рыцарь | баритон | Фердинанд Прево |
Хор мужчин Ори, дам, крестоносцев, крестьян |
О скуке — без скуки
У Лионской оперы очень давняя история взаимоотношений с «Графом Ори». Впервые это сочинение поставили здесь в 1830 – Лион уступил первенство в знакомстве с ним только Парижу и Лондону. Нынешнюю же постановку осуществил Лоран Пелли – художественный руководитель Национального театра Тулузы и один из самых востребованных режиссёров в мире: сейчас на ведущих оперных сценах одновременно идут десять его спектаклей, а его рабочий график расписан до 2018 года включительно. В нынешнем сезоне плодовитый маэстро дважды порадовал лионскую публику: в декабре это были практически идеальные «Сказки Гофмана», а теперь – ослепительный и искромётный «Граф Ори».
По мнению Пелли, данная опера Россини – не просто комедия положений с эротическим уклоном, но социальная сатира. И, по словам режиссёра, именно этот, сатирический, аспект произведения интересовал его больше всего. Вот что говорит он сам в приуроченном к премьере интервью: «Это произведение о скуке. Оба главных действующих лица – умирающие от скуки аристократы». Также он признаётся в том, что стремился в своём спектакле «избежать опереточного Средневековья» и потому «приблизил эту историю к сегодняшнему дню», и что в ходе работы над «Графом Ори» ему часто приходили на ум некоторые фильмы Луиса Бунюэля и Клода Шаброля «с их насмешливым взглядом в адрес вырождающегося мира».
Можно соглашаться или не соглашаться с такой трактовкой, но художник имеет перед критиком то преимущество, что ему нет надобности доказывать свои идеи словесно, он убеждает делом. В случае с лионским «Графом Ори» замысел Лорана Пелли оказался сто-, нет, двухсотпроцентным попаданием. Спорить не о чем.
Одним из достоинств французского режиссёра (а у него их много) является то, что он не только ясно формулирует свои идеи, но и находит им яркое сценическое воплощение. Смертельная скука воцарилась на сцене с первых же секунд после поднятия занавеса. (Но только не в зрительном зале, где сдавленные стоны публики, безуспешно пытавшейся сдерживать хохот, не прекращались ни на мгновение). Фантазия постановщика перенесла нас в некое подобие сельского клуба – помещения, служащего и кинотеатром, и местом для собраний, а если убрать стулья, то и физкультурным залом. Невероятной тоской и захолустностью так и повеяло, и это ощущение усугублялось зрелищем мирно дремлющего смотрителя заведения, а по совместительству продавца из разместившегося в углу трёхкопеечного бара с кока-колой и сникерсами. Ещё более прочно скука и бессмысленность существования обосновались в роскошном замке графини Адели, жительницы которого, неразличимо похожие друг на друга, коротают дни за разгадыванием кроссвордов, а ночами по очереди таскаются на кухню к холодильнику – чего-нибудь пожевать от нечего делать. Смешно, жалко и… правдиво, а потому ни капельки не скучно.
Le comte Ory
12.01.2011 в 11:47.
Страна
Италия
Комическая опера («веселая мелодрама»)
Джоаккино Россини в двух действиях; либретто
Э. Скриба и М. Делестра-Пуарсона.
Первая постановка: Париж, Королевская академия музыки, 20 августа
1828 года.
Основные действующие лица: граф Ори (тенор), графиня Адель
де Формутье (сопрано), Изолье (меццо-сопрано), гувернер (бас),
Рэмбо (баритон), Рагонда (меццо-сопрано).
Действие происходит во владениях и в замке де Формутье в Турени
около 1200 года.
Графиня Адель дала обет целомудрия своему брату графу Формутье,
отправившемуся в Крестовый поход. Между тем, распутный граф Ори
решил проникнуть к графине и соблазнить её. В одежде отшельника
граф поселился неподалёку от замка. Многие идут к отшельнику
за советами. Среди них Рагонда, экономка замка, паж Изолье,
влюблённый в Адель, и сама графиня, которая переживает, что
увлечена пажом, но связана обещанием, данным брату. Никто из них
не узнал графа Ори, только графский гувернёр заподозрил неладное.
Ори решает использовать в своих целях доверчивость пажа
и придумывает хитрый план проникновения в замок. Ночью, во время
дождя, он со своим другом Рэмбо, переодевшись в женские одежды, под
видом странников попросят в замке приют, и сердобольная графиня
велит впустить их. Так и получилось. Но затем компания устраивает
дикую попойку, граф пытается проникнуть в спальню графини,
а раскусивший графа паж предупреждает госпожу и остаётся в комнате
вместо неё. В темноте Ори обнимает пажа. Граф разоблачён и вынужден
спешно покинуть замок, так как фанфары возвещают о возвращении
крестоносцев.
В этой поздней опере композитор частично использовал материал
созданной ранее оперы «Путешествие в Реймс». По изяществу
и мастерству сочинение не уступает лучшим образцам его творчества.
В России поставлена впервые в 1838 (Петербург).
Е. Цодоков
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
- Дмитрий Корчак в «Графе Ори» (operanews.ru) (09.03.2014 в 22:15)
- Провинциальные театры на «Золотой маске» (belcanto.ru) (05.04.2013 в 22:10)
- Премьера редкого «Графа Ори» в Екатеринбурге (operanews.ru) (06.05.2012 в 10:32)
- «Граф Ори» Россини в Метрополитен-опере (belcanto.ru) (11.04.2011 в 14:44)
- Тридцать лет Россиниевскому фестивалю в Пезаро (belcanto.ru) (16.10.2009 в 14:02)
- Фестивальное комическое (operanews.ru) (04.10.2009 в 13:38)
- На родине Джоаккино Россини проходит музыкальный фестиваль (belcanto.ru) (04.09.2009 в 12:20)
- Россиниевский фестиваль в Пезаро (belcanto.ru) (04.09.2003 в 21:47)
Аргумент
Сцена происходит вокруг 1200 года, перед затем в замке Formoutiers, в Турени .
Первый акт
Сцена в Формутье, в Турене.
Сцены с первой по третью
Граф Ори — распутник и сумасшедший соблазнитель, который намеревается насладиться уходом крестового похода мужчин Формутье в замок, в том числе соблазнить добродетельную графиню Адель. Таким образом, он делает лицо вместе со своим другом Реймбо старым отшельником, который будет стремиться принести мудрость и утешение несчастным одиноким женщинам. Реймбо объявляет, что в деревню придет мудрый отшельник, чтобы дать совет по сердечным делам. Замок заполнен женщинами, ожидающими возвращения своих мужей и братьев из крестовых походов. Рагонд показывает, что графиня надеется, что отшельник облегчит ее печаль, и Реймбо уверяет ее, что мастерство отшельника не имеет себе равных и помогло многим вдовам обрести любовь.
Граф Ори, переодетый отшельником, прибывает в замок. Люди передают ему свои наилучшие пожелания, и он приглашает молодых женщин навестить его в этот вечер в своей обители. Рагонд объясняет, что дамы поклялись жить как вдовы в замке графини, в то время как их мужья и братья отправились в крестовый поход. Она сообщает переодетому Ори, что графиня Адель хочет поговорить с ней, что он с энтузиазмом принимает. Ори удаляется в скит с женщинами.
Сцены с четвертой по шестую
Паж Ори, Изольер и губернатор отдыхают от путешествия в тени. Они объясняют, что граф Ори, находящийся под опекой губернатора, исчез. Губернатор объясняет, что ищет Ори по просьбе отца Ори ( «Непрестанно смотреть» ). Когда губернатор спрашивает, почему паж привел его в это место, выясняется, что Изольер хочет посетить замок графини.
Крестьяне и крестьяне выходят из пустыни. Когда губернатор видит «хорошенькие мордашки», он подозревает, что граф рядом. Женщины рассказывают ему, что отшельник приехал в город восемь дней назад — в тот же день, когда граф исчез из-под опеки губернатора. Его подозрения усиливаются.
Седьмая сцена
Изолье также раскрывается в любви к Адель, которая признает, что эта любовь разделяется. Он не узнает переодетого Ори, и Изольер признается в любви отшельнику, объясняя свой план проникнуть в замок под видом паломника (Дуэт: «Высокая леди» ). Изолье просит отшельника о помощи: когда графиня приходит посоветоваться с ним, он должен сказать ей, что безразличие причиняет ему «смертельные мучения» и что лекарство — полюбить Изолье. Следовательно, граф должен как обманным путем попасть в замок, так и вытеснить молодого Изольера.
Сцена восьмая
Графиня Адель обращается к отшельнику за лекарством от боли ( «В тисках печали» ). Он предлагает ей влюбиться, что она быстро делает, в Изолье. «Отшельник» предостерегает ее не доверять «верному пажу этого ужасного графа Ори», и она ведет его в замок.
Девятая сцена
Губернатор узнает Реймбо и Ори, и все шокированы, когда раскрывается личность графа. Адель получает письмо от своего брата, в котором объявляется об окончании крестового похода и возвращении мужчин на родину в течение двух дней.
Последняя сцена графа Ори. Гравировка. Дюбуа (17 ..- 18 ..).
Второй акт
Большая комната в замке
Сцены с первой по четвертую
Действие второго действия происходит в замке Формутье, во время ужасного шторма, который заставляет женщин приветствовать группу паломников, удивленных стихией. Эти паломники на самом деле являются группой Ори и его друзей. Новая маскировка Ори — «Сестра Колетт». Оставшись наедине с графиней, Ори со страстью приближается к ней (Дуэт: « Ах! Какое уважение, мадам »).
Сцены с пятой по восьмую
Подали только молоко и фрукты на трапезу, «паломники» отметили отсутствие вина. На помощь приходит Реймбо — он пробрался в винный погреб замка и вернулся с достаточным для всех количеством. Выпивают за отсутствующего брата графини (« В этом уединенном месте »). Входит Рагонд, проверяя, что паломникам ничего не нужно, и они делают вид, что молятся, пряча бутылки. Она возвращается с графиней, которая хвалит их за благочестие.
Девятая сцена
Изолье прибывает в замок, чтобы сообщить женщинам, что их мужья и братья прибудут в полночь. Узнав, что дамы приветствовали группу паломников в замке, Изолье узнает, что это Ори и его люди. Он делится этим откровением с женщинами, которые боятся того, что подумают их мужья, когда они найдут их в замке с четырнадцатью мужчинами.
Сцены с десятой по одиннадцатую
Когда все ложатся спать, Ори входит в комнату графини Адель. Он ухаживал за ней, не понимая в темноте, что это рука Изольера, которую он держал (Трио: «В пользу этой темной ночи»).
Мужчины возвращаются из крестового похода. Изольер показывает себя графу Ори и помогает ему сбежать из замка со своими людьми.
Записи
Год | В ролях: граф Ори, графиня Адель, Изолье , Рагонд, Реймбо, наставник | Дирижер, хор и оркестр | Этикетка |
---|---|---|---|
1956 г. | Хуан Онцин , Сари Барабас , Кора Канна-Мейер, Моника Sinclair , Мишель Р , Ян Уоллес |
Фестивальный хор и оркестр Витторио Гуи Глайндборна, студийная запись HMV |
CD: Урания, каталожный: WS 121109; и EMI (2 пластинки), кат .: RLS 744 (моно) |
1959 г. | Мишель Сенешаль , Шари Барабас , Кора Канне-Мейер, Моника Синклер , Роберт Массард |
Хор и оркестр Vittorio Gui из RAI Torino, выступление в Турине |
CD: Аркадия, кат: MP 458.2; и Living Stage, кот: LS 4035130 |
1979 г. | Рокуэлл Блейк , Эшли Патнэм , Фейт Эшам , Джейн Шаулис , Дэвид Холлоуэй | Имре Палло Хор и оркестр Нью-Йоркской городской оперы , выступление в Нью-Йорке | Компакт-диск: Celestial Audio, каталожный: CA 368 |
1988 г. | Джон Алер , Суми Джо , Диана Монтегю , Ракель Пьеротти , Джино Килико , Жиль Кашемайль | Джон Элиот Гардинер Choeur et Orchester de l’Opéra de Lyon, студийная запись | Компакт-диск: Philips Classics Records , каталожный: 422 406-2 |
1995 г. | Уильям Маттеуцци , Суми Джо , Мари-Анж Тодорович , Надин Шери, Жан-Люк Шеньо , Грегори Рейнхарт | Эвелино Пидо Choeur du Festival d’Aix-en-Provence и Фестивальный европейский оркестр под управлением Марселя Марешала | DVD: Премьера Опера |
1997 г. | Марк Лахо , Анник Массис , Диана Монтегю, Джейн Шаулис, Людовик Тезье , Жюльен Роббинс | Эндрю Дэвис Глайндборнский фестиваль хор и Лондонский филармонический оркестр , этап-режиссер Жером Савари | DVD: NVC Arts, каталожный: 0630 18646-2; и Культура, кат: D 2983 |
2002 г. | Хью Рис-Эванс, Линда Джеррард, Луиза Ислам-Али-Заде, Лука Салси, Глория Монтанари, Войтек Гирлах | Брэд Коэн Чешский филармонический хор (из Брно) и чешские камерные солисты, концерт в Россини в Вильдбаде | Компакт-диск: Naxos Records |
2003 г. | Хуан Диего Флорес , Стефания Бонфаделли , Мари-Анж Тодорович, Бруно Пратико, Марина Де Лисо, Аластер Майлз | Хесус Лопес Кобос Коро да камера ди Прага (хормейстер Любомир Матл) и оркестр Teatro Comunale di Bologna , выступают в Пезаро | Компакт-диск: Deutsche Grammophon |
2011 г. | Хуан Диего Флорес, Диана Дамрау , Джойс ДиДонато , Стефан Дегу , Сюзанна Ресмарк, Мишель Пертузи | Маурицио Benini хор и оркестр Метрополитен — опера , этап-направленный Бартлетта Шера | DVD: Virgin Classics |
2011 г. | Хавьер Камарена , Сесилия Бартоли , Ребека Ольвера, Лилиана Никитяну, Оливер Видмер , Уго Гуальярдо |
Хор Muhai Tang Цюрихской оперы и оркестра La Scintilla (Цюрих) под управлением Моше Лейзера и Патриса Карье |
DVD: Decca , каталожный: 001808509 |
2018 г. | Леонардо Феррандо, Эрика Миклоша , Даниэла Пини, Ирина де Баги, Игорь Бакан, Ларс Арвидсон | Тобиас Рингборг, оперный оркестр и хор Мальмё , постановка Линда Маллик |
DVD: Naxos Records Кат.: 2110388 |