Бедржих сметана

Опера сметаны «далибор» (dalibor) | belcanto.ru

содержание

предыстория

Когда Далибору приходится наблюдать, как солдаты застреливают его друга Зденека во время войны, он решает отомстить за его смерть и освободить угнетенный народ.

первый акт

Далибора судят за убийство. Король Владислав, его советник Будивой и его свита прибывают; слушание открыто. Брат Милады, бургграф, был убит в результате одного из ответных ударов Далибора. Милада выступает в качестве истца. На суде Далибор угрожает королю и признается в содеянном; он получает пожизненное заключение. Впечатленная героической натурой Далибора, Милада тщетно умоляет короля о пощаде. Она отчаянно осознает, что влюбилась в Далибора. Сирота Житок, который узнал много хороших вещей от Далибора, использует момент , чтобы убедить Milada присоединиться боевиками. Далибора нужно освободить.

Второй акт

Йитка и Витек, возглавляющие боевиков, созывают войска. Вы готовите бунт. Милада маскируется под молодого человека и пользуется доверием Бенеша, тюремного надзирателя Далибора. Будивой предупреждает охранника, но Миладе удается добраться до Далибора и принести ему скрипку, которую он просил. Далибор видит Зденека во сне, но когда появляется Милада, он просыпается. Она признается в своей любви к нему — он понимает это как послание от своего убитого друга, и двое влюбленных мечтают о свободном будущем, которое они могут провести вместе.

Третий акт

Будивой предупреждает короля Владислава о восстании, которое угрожает стране со стороны людей Далибора. Бенеш был казнен после того, как он сообщил, что непреднамеренно и бессознательно помог борцам за свободу. Мечта Владислава о мире разбивается о реальность. Будивой убеждает короля казнить Далибора. Милада хочет предотвратить это, но при этом получает смертельное ранение. Далибор кончает жизнь самоубийством рядом с трупом возлюбленной.

Dalibor

12.01.2011 в 15:43.

Страна

Чехия

ДАЛИБОР (Dalibor) — опера Б. Сметаны в 3 д., немецкое либретто И. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера. Премьера: Прага, 16 мая 1868 г.; новой редакции — там же, 2 декабря 1870 г.

Действие происходит в XV в. Главный герой оперы, рыцарь Далибор, вождь восставших крестьян, захваченный в плен и казненный по приказу короля,— фигура историческая. В Праге сохранилась башня, в которой он томился. Легенда о мужественном витязе, ставшем любимым героем чешского народа, неоднократно обрабатывалась в национальной литературе (к примеру, в драме И. К. Тыла). Сметана стремился воплотить в опере героическое начало, утвердить идею верности отчизне и свободе. К сожалению, либретто носит условно-романтический характер. Однако музыка побеждает недостатки текста.

Милада, сестра бургграфа Плошковицкого, обвиняет Далибора в том, что он во главе своей дружины напал на замок и убил ее брата. Далибор, представ перед королевским судом, объясняет поступок местью: жестокий бургграф казнил его Друга Зденека. Мужество и благородство рыцаря покоряют Миладу, и она выступает в его защиту. Но король и судьи осуждают его на пожизненное заключение. Милада и сирота Йитка, воспитанная Далибором, решают освободить его. Милада переодевается в мужское платье и поступает на службу в тюрьму. Она передает Далибору инструменты, чтобы он мог перепилить решетку, и скрипку — ее звуки послужат сигналом, что решетка перепилена, и тогда друзья придут ему на помощь.

Народ волнуется, готовясь спасти узника. Король решает казнить его и этим предотвратить восстание. Когда Далибор дает знак, что готов бежать, тюремщик сообщает ему о смертном приговоре. Рыцаря ведут на казнь, народ пытается его освободить. Финал оперы имеет несколько редакций: по одной Милада убита в стычке и Далибор отдается в руки стражи, которая ведет его на казнь; по другой и Милада и Далибор убиты (этот вариант возник в театральной практике). Есть и третья версия: Далибор кончает жизнь самоубийством над трупом Милады.

Произведение Сметаны не сразу было оценено критикой. Раздавались голоса, что опера неоригинальна и написана под воздействием Вагнера. Упрек этот несправедлив. Музыка Сметаны глубоко национальна и народна. Дух патриотизма определяет характер ее музыкальных образов и содержание. Отличаются от вагнеровских и принципы драматургии, сочетающей завершенные музыкальные номера с большими драматическими сценами.

Непонятая при жизни композитора, опера получила надлежащую оценку лишь много позднее. Этому способствовало и то, что театры очень часто неверно трактовали ее, игнорируя героико-патриотический замысел и неправомочно выделяя лирическую, любовную линию. При постановке часто выбрасывался свободолюбивый монолог главного героя в темнице (II д.). Многократно переделывался финал. Заслуга раскрытия содержания «Далибора» принадлежит Г. Малеру, который поставил оперу в Вене в 1897 г. Полноценное воплощение она получила в 1924 г., когда подлинная, освобожденная от переделок партитура прозвучала в Праге под управлением О. Острчила. С тех пор произведение прочно вошло в репертуар чешского театра.

На русской сцене опера была впервые поставлена 30 декабря 1899 г. в Мариинском театре под управлением Э. Направника (И. Ершов — Далибор, В. Куза — Милада, В. Шаронов — король Владислав). На советской сцене — Львов, 1950 г. В 1955 г. опера была показана Пражским национальным театром во время гастролей в Москве.

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

Сметана. Опера «Далибор»

Синопсис

Время: 15 век
Место: Прага

Акт 1

Чешский рыцарь Далибор предстал перед королем перед судом за то, что он убил бургграфа Плосковиц в отместку за казнь своего друга, музыканта Зденека. На суде король вызывает сестру бургграфа Миладу, которая требует казни. Когда появляется Далибор, толпа его поддерживает. Когда Далибор рассказывает о поимке и убийстве своего друга, суд сокращает срок его наказания со смертной казни до пожизненного заключения. Милада с болью осознала, что влюбляется в Далибора, и в сговоре с Джиткой, сиротой, которой подружился рыцарь, она решает освободить его.

Акт 2

После сцены в лагере наемников, где Джитка и ее любовник Витек замышляют освободить Далибора, Милада входит в тюрьму, переодетая мальчиком, и находит работу у тюремщика Далибора, Бенеша. Она очаровывает тюремщика, позволяя ей попасть в темницу, где держат Далибора, чтобы отдать ему скрипку своего друга. Рыцарь видит сон и сначала думает, что Милада — реинкарнация своего возлюбленного Зденека. Затем в страстном дуэте они воспевают радость от того, что нашли друг друга.

Акт 3

В темнице Далибор с нетерпением ждет возможности сбежать (поет свою знаменитую «Песню к свободе»), но, когда одна из струн скрипки Зденека ломается, он чувствует себя плохим предзнаменованием. Заговор с целью подкупа Бенеша терпит неудачу, и тюремщик сообщает королю об их попытке побега. Следуя совету своего совета, король приказывает убить Далибора. Милада, ожидающая снаружи тюрьмы, слышит звон колокола, который сигнализирует о казни Далибора. В сопровождении своих последователей она штурмует замок, где после спасения Далибора получает ранение и умирает у него на руках. Далибор пронзает себя и смертью соединяется со своей возлюбленной. В альтернативном финале Далибора казнят до того, как Милада сможет его спасти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: