Оперное творчество рихарда штрауса

Опера пуччини «тоска» (tosca) | belcanto.ru

сюжет

Действие оперы происходит в садовом зале дворца в стиле рококо под Парижем, около 1775 года — в то время, когда Кристоф Виллибальд Глюк работал в Парижской опере.

Поэт Оливье и композитор Фламан ухаживают за молодой графиней Мадлен. На своем предстоящем дне рождения они хотят представить новые работы, в том числе небольшой фестиваль почтения, который отрепетирует режиссер Ла Рош. Живо и ревностно обсуждается вопрос, что важнее для успеха оперы — текст или музыка. Графиня должна выносить суждение, но она может так же мало выбирать между двумя поклонниками, как она — в произведении, созданном обоими — может разделить слово и музыку: «Разорвать ли я эту ткань? Разве я еще не поглощен им? Выбери одно — потеряешь другое! Хотите гореть между двух огней? »- вопрос остается открытым.

Записи

Звукозаписи

  • Виорика Урсуляк (графиня), Франц Кларвейн (Фламан), Ханс Хоттер  / Карл Кроненберг (Оливье), Георг Ханн (Ла Рош), Георг Витер (стюард); Оркестр Баварской государственной оперы , дирижер: Клеменс Краусс (живая запись, 1942; только отрывки)
  • Мария Чеботари (графиня), Альфред Джергер (граф), Антон Дермота (Фламан), Эрих Кунц (Оливье), Поль Шёффлер (Ла-Рош), Марта Рос (Клэрон); Оркестр Венской государственной оперы , дирижер: Карл Бём (живая запись, 1 марта 1944 г .; только отрывки)
  • Виорика Урсуляк (графиня), Карл Шмитт-Вальтер (Граф), Рудольф Шок (Фламан), Ханс Браун (Оливье), Ганс Хоттер (Ла Рош), Герта Тёппер (Клерон), Эмиль Граф (месье Тауп), Ильзе Холлвег и Ратко Делорко (итальянский певец), Георг Витер (стюард); Карл Остертаг, Адольф Кейл, Хайнц Мария Линц, Франц Вайс, Рудольф Вюнцер, Вальтер Карнут, Карл Герман Беннерт, Карл Шверт (слуга); Симфонический оркестр Баварского радио , дирижер: Клеменс Краусс (студийная запись, 1953)
  • Элизабет Шварцкопф (графиня), Эберхард Вехтер (граф), Николай Гедда (Фламанд), Дитрих Фишер-Диескау (Оливье), Ханс Хоттер (Ла Рош), Криста Людвиг (Клерон), Рудольф Христос, Анна Моффо (итальянская певица), Дермот Троя; Филармонический оркестр , дирижер: Вольфганг Саваллиш (EMI Classics; студийная запись, 1957/58)
  • Лиза делла Каса (графиня), Хорст Гюнтер (граф), Рихард Хольм (Фламан), Герман Прей (Оливье), Курт Беме (Ла Рош), Жизела Литц (Клэрон); Оркестр Баварской государственной оперы , дирижер: Роберт Хегер (концертная запись, 20 августа 1960 г.)
  • Элизабет Шварцкопф (графиня), Герман Уде (граф), Антон Дермота (Фламан), Вальтер Берри (Оливье), Поль Шёффлер (Ла Рош), Кристель Гольц (Клерон), Питер Кляйн (мсье Тауп), Эрика Кёт и Джузеппе Зампьери ( Итальянские певцы); Оркестр Венской государственной оперы, дирижер: Карл Бём (живая запись, 19 июня 1961 г.)
  • Лиза делла Каса (графиня), Роберт Кернс (граф), Вальдемар Кментт ( Фламанд ), Уолтер Берри (Оливье), Отто Винер (Ла Рош), Криста Людвиг (Клерон), Питер Кляйн (мсье Тауп), Люсия Попп и Фриц Вундерлих (Итальянские певцы), Алоис Пернерсторфер (стюард), Август Яреш, Эрих Майкут, Ганс Кристиан, Фриц Сперльбауэр, Любо Паншефф, Харальд Прегльхёф , Зигфрид Рудольф Фрезе, Герберт Лакнер (слуга); Оркестр Венской государственной оперы , дирижер: Жорж Претр (живая запись, 21 марта 1964 г.)
  • Гундула Яновиц (графиня), Дитрих Фишер-Дискау (граф), Питер Шрайер (Фламан), Герман Прей (Оливье), Карл Риддербуш (Ла Рош), Татьяна Троянос (Клэрон); Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер: Карл Бём (Deutsche Grammophon, студийная запись: апрель 1971)
  • Кири Те Канава (графиня), Хокан Хагегард (граф), Уве Хейльманн (Фламанд), Олаф Бер (Оливье), Виктор фон Халем (Ла-Рош), Брижит Фассбендер (Клэрон); Венский филармонический оркестр , дирижер: Ульф Ширмер (Decca, 1995; студийная запись, 6-18 декабря 1993, Wiener Konzerthaus )

записи фильмов

  • Кири Те Канава (графиня), Хокан Хагегард (граф), Дэвид Кюблер ( Фламан ), Саймон Кинлисайд (Оливье), Виктор Браун (Ла-Рош), Татьяна Троянос (Клерон), Мишель Сенешаль (мсье Тауп), Дейл Трэвис (уборщик) ; Оперный оркестр Сан-Франциско , дирижер: Дональд Ранниклс ; Режиссер: Стивен Лоулесс (1993)
  • Рене Флеминг (графиня), Дитрих Хеншель (Граф), Райнер Трост (Фламан), Жерар Финли (Оливье), Франц Хавлата (Ла-Рош), Энн Софи фон Оттер (Клэрон); Оркестр Парижской оперы , дирижер: Ульф Ширмер ; Режиссер: Роберт Карсен (Наксос, 2005; живая запись, июль 2004)

Действующие лица:

ГРАФИНЯ (сопрано) ГРАФ, ее брат (баритон) ОЛИВЬЕР, поэт (тенор) ФЛАМАН, музыкант (тенор) КЛАЙРОН, актриса (контральто) ЛА РОШЕ, директор театра (бас) МЕСЬЕ ТАУПЕ (тенор)

Время действия: около 1775 года.Место действия: предместье Парижа.

Что в опере важнее — слова или музыка? Моцарт считал, что музыка, Глюк — слова. Это любимая тема дискуссий композиторов с эстетиками, и Рихард Штраус долго обсуждал ее со своим дирижером, Клеменсом Краусом, в 1933 году во время репетиций «Арабеллы». По прошествии шести лет и по написании еще нескольких опер, Штраус обратился к Краусу с предложением сотрудничать в работе над либретто оперы на данный сюжет. Это была последняя опера, которую сочинил Штраус. Будучи всего лишь одноактной, при исполнении она длится почти два с половиной часа, причем большая ее часть посвящена именно обсуждению этого, хотя и очень интересного, но, с точки зрения сценического действия, малоперспективного вопроса эстетики. Дискуссия происходит в доме очаровательной французской графини Маделены, живущей в предместье Парижа во второй половине XVIII века. (Это примерно то время, когда Глюк пытался придать опере больше смысла, настаивая на том, что слова в ней более важны, чем музыка). Среди гостей графини поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. Дискуссия ведется в изысканной великосветской манере; и перед тем, как гостям уехать в Париж, они сходятся на том, что Оливьер и Фламан будут писать оперу на сюжет, в котором каждый из них представит свой собственный портрет. У Оливьера и Фламана есть и другие точки соприкосновения: каждый из них влюблен в графиню (которая восхищается обоими), и Оливьер сочиняет ей сонет, а Фламан кладет его на музыку. И Маделена обещает решить — к одиннадцати часам утра следующего дня — за кого из них она выйдет замуж. В последней сцене она одна в своем будуаре (Штраус любил писать длинные сцены для сопрано соло, особенно, когда эти сопрано оказываются одни в своих будуарах.) Тут же вспоминаешь знаменитый монолог с зеркалом в первом действии «Кавалера розы». Зеркало имеется также и в этой сцене; схожа и общая атмосфера нежного и меланхолического чувства. «Завтра в одиннадцать!» — так начинается монолог. Маделена просто не может сосредоточиться. Какое искусство более сильное? Поэзия или музыка? Она подходит к своей арфе и поет сонет, написанный для нее, — прелестный старомодный любовный сонет. Она чувствует себя узницей — узницей сетей двух искусств. Выбрать одно и не выбрать другое? Невозможно! Тогда она обращается к своему зеркалу, чтобы у него спросить совета. Но у зеркала нет никакого ответа. И опера заканчивается, так и не ответив на вопрос, кто будет осчастливлен завтра в одиннадцать. Если вы спросите меня, то я думаю, что им будет музыкант. Его музыка кажется мне более убедительной, чем этот немецкий сонет! Но это лишь частное мнение одного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: