Музыка
«Орестея» представляет собой уникальное явление в русской опере. Танеев как бы возвращает слушателей-зрителей к традициям Глюка с его высоким этическим пафосом, величием изображаемых характеров и мощью страстей. Обилие хоровых сцен сближает «Орестею» с ораторией, герои ее лишены индивидуальных особенностей, но отличаются обобщенными чертами, передающими силу и поэзию древнегреческого мифа.
В 1-й картине I части («Агамемнон») рассказ Эгиста «За власть над Аргосом возник кровавый спор» пронизан чувством мести. Кульминацией части (во 2-й картине) является сцена пророчества Кассандры «О, горе мне! Несчастная страна!». Во II части («Хоэфоры») выделяются ариозо Ореста «О, отец, не рыдал я над трупом твоим» и Электры «Сжалься, сжалься». Дуэтная сцена убийства Клитемнестры отмечена разнообразием воплощенных чувств — гнева, мольбы, скорби, ненависти, твердой воли. После 1-й картины III части («Эвмениды») с ее оркестровыми и хоровыми эффектами, передающими разгул стихии и мстительность фурий, ярким контрастом является 2-я с ее светлыми торжественными звучаниями, рисующими царство солнечного бога. 3-ю картину открывает торжественный хор «Дарован богиней нам новый закон». Глубоко выразительно, полно драматизма ариозо Ореста «Сжалься, богиня».
Л. Михеева
ОРЕСТЕЯ — музыкальная трилогия С. Танеева в 3 ч. (8 к.), либретто А. Венкстерна по одноименной трилогии Эсхила: ч. I — «Агамемнон», в 2 к.; ч. II — «Хоэфоры» (приносительницы жертв), в 3 к.; ч. III — «Эвмениды» (богини мести), в 3 к. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 17 октября 1895 г., под управлением Э. Крушевского.
Среди оперных произведений, восходящих к «Орестее» Эсхила,— трилогия Ф. Вейнгартнера, «Жизнь Ореста» Э. Кшенека, «Клитемнестра» И. Пиццетти и др. «Орестея» — единственное оперное произведение С. Танеева, выдающегося русского композитора и теоретика.
Музыка проникнута духом высокого гуманизма, благородства, этической красоты. Казалось бы, это произведение, написанное на тему, далекую от русской действительности, лежит вне национальных традиций. Однако это не так. Достоевский в речи, посвященной Пушкину, отметил в качестве одного из основных свойств русского искусства отзывчивость на духовную жизнь других народов, имея в виду «Скупого рыцаря», «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери», «Сцены из рыцарских времен» Пушкина и др. Русская музыка продолжила эту славную традицию испанскими увертюрами Глинки, Орлеанской девой Чайковского, его же симфоническим воплощением образов Данте и Шекспира, произведениями Римского-Корсакова, в которых запечатлены образы античности — Греции (кантата «Из Гомера») и Рима («Сервилия»), а также Польши («Пан воевода»), Испании («Испанское каприччио») и т. д. Танеев не стилизовал музыку, не подражал образцам прошлого. Все средства музыкального искусства он поставил на решение высокой этической цели воплощения античной трагедии.
Царица Клитемнестра, мстя за гибель дочери, убивает своего мужа Агамемнона. Перед их сыном Орестом встает неразрешимая дилемма: нельзя оставить безнаказанной гибель отца, но и нельзя убить мать. Однако, повинуясь воле Аполлона, он убивает Клитемнестру. Преследуемый богинями мести Эвменидами, он находит убежище в храме Аполлона. Суд старейшин и воля богов снимают с него обвинение в матереубийстве.
Композитор глубоко воплотил драматическую коллизию, столкновение идей справедливости и насилия, добра и зла, преступления и возмездия. Именно этическая сторона «Орестеи» была всего более близка ему. Внешнего драматизма в музыке нет. Она не столько прямо выражает события, поступки, сколько раскрывает их мотивы, внутренний мир героя. Величавость и суровая значительность образов отличают музыку Танеева, столь разительно противостоящую Электре Р. Штрауса, которая воплощает ту же тему, но в подчеркнуто экспрессивном плане.
Одна из последних постановок оперы состоялась в Минске в 1963 г.
А. Гозенпуд
Постановки
- На советской сцене «Орестея» впервые прозвучала в Минске в ГАБТ БССР (1963), где партию Ореста блестяще пел Зиновий Бабий, Клитемнестры — Лидия Галушкина, а в партии Кассандры блистала Нинель Ткаченко. Дирижёр-постановщик — Татьяна Коломийцева (этот спектакль с несколько измененным составом солистов была записан на пластинках).
- 2011 — Саратовский театр оперы и балета. Дирижёр-постановщик — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ Юрий Кочнев. Режиссёр-постановщик — лауреат международных конкурсов Вадим Милков, художник-постановщик, художник по костюмам — Иван Совлачков, балетмейстер — заслуженный работник культуры Валерий Нестеров.
ОрестКлитемнестраАгамемнонКассандраЭлектраАфинаАполлон
Постановка Ростовского Музыкального театра, премьера состоялась 13 июня 2015 года. Музыкальный руководитель и режиссёр-постановщик Заслуженный артист России Андрей Аниханов. Появление оперной трилогии Сергея Танеева в афише РГМТ-осознанный, довольно смелый исполнительский шаг. Величественная драма, восходящая истоками к глубокой древности, поднимающая важнейшие вопросы человеческого бытия, но не известная широким кругам слушателей, приходит на нашу сцену в непростое время, в котором массовая культура все больше ориентируется на увеселительно-развлекательное содержание. Театр же предлагает тем уже для серьёзных размышлений. Действующие лица и исполнители: «Агамемнон»-Лауреат Всероссийского конкурса Борис Гусев. «Клитемнестра»-Лауреат Международного конкурса Надежда Кривуша. «Орест»-Лауреат международного конкурса Виталик Ревякин. «Электра»-Лауреат международного конкурса Ольга Пятницкий. «Эгист»-Артур Ачылов. «Кассандра/Афина»-лауреат международных конкурсов Екатерина Макарова. «Аполлон»-лауреат международного и всероссийских конкурсов-Иван Сапунов. Художественный руководитель постановки заслуженный артист России Андрей Аниханов.
Сюжет оперы
Либретто «Орестеи» в основных своих событиях следует за трилогией Эсхила и воспроизводит структуру античной трагедии.
Часть первая — «Агамемнон»
Первая часть носит название «Агамемнон». С победой возвращается царь Агамемнон с Троянской войны. Его славит народ, торжественно встречает супруга Клитемнестра. Но в душе её таится ненависть, вместе со своим любовником Эгистом Клитемнестра предательски убивает Агамемнона.
Часть вторая — «Хоэфоры»
Вторая часть именуется «Хоэфоры» (в новом переводе «Жертва у гроба»). Преступная царица не находит покоя, ей является призрак убитого мужа. Чтобы умилостивить его, Клитемнестра посылает дочь Электру совершить возлияния на могиле отца. Электра встречает там брата Ореста, выросшего на чужбине, который вернулся во имя возмездия. Мстя за отца, Орест убивает Клитемнестру и Эгиста.
Часть третья — «Эвмениды»
Третья часть называется «Эвмениды». Ореста мучают фурии, преследующие его за матереубийство. Его берут под защиту Аполлон и Афина, снимающие с Ореста проклятие, издавна тяготевшее над его родом.
General Information
Work Title | Oresteia |
---|---|
Alternative. Title | Орестея |
Composer | Taneyev, Sergey |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IST 22 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 acts/parts, 8 tableaux
Tableau 1
Tableau 2
Tableau 1
Tableau 2
Tableau 3
Tableau 1
Tableau 2
Tableau 3
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1882–94, revised 1900 for publication |
First Performance. | 1895-10-29 – St Petersburg, Maryinsky Theatre
|
First Publication. | 1895 — limited edition (composer)
1900 – Leipzig: M.P. Belaieff
|
Librettist | Aleksey Venkstern (1856–1909), after a story by Aeschylus |
Language | Russian |
Dedication | In memory of Anton Rubinstein (1829–1894) |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | voices, chorus, orchestra
|
Related Works | The concert overture Oresteia, Op.6 (1889) contains some themes that appear in the opera. |
External Links | Wikipedia article |
История создания
Замысел оперы
Замысел сочинить оперу по трилогии Эсхила возник у С. И. Танеева в начале 80-х годов XIX века ещё до написания кантаты «Иоанн Дамаскин» и Симфонии ре-минор. В своем дневнике от 6 июня 1900 года Танеев вспоминал:
Работа над оперой
В марте 1887 года Танеев гостит у Чайковского в Майданове. Там Танеев играет Чайковскому отрывки из будущей оперы, прося его об этом никому не говорить, видимо, сомневаясь в успехе своего предприятия. Однако одолевавшие композитора сомнения в собственных силах нисколько не отражались на его работоспособности. Летом того же 1887 года Танеев начал систематическую работу над произведением:
«Орестея» — плод кропотливого труда композитора; творческий процесс не был легким, поскольку сочинял Танеев медленно, тщательно отрабатывая мельчайшие детали. Медленность работы над оперой была следствием исключительной требовательности Танеева к себе. Своими переживаниями Танеев всегда делился с Чайковским:
Премьера в Петербурге
Значительное участие в сценической судьбе оперы «Орестея» принял П. И. Чайковский. Познакомившись с её музыкой, он стремился продвинуть её на сцену, всячески рекомендуя её директору Императорских театров И. А. Всеволожскому и главному дирижёру Э. Ф. Направнику. 28 октября 1889 года Чайковский продирижировал увертюрой к «Орестее» в симфоническом собрании РМО. Старания Чайковского увенчались успехом, и в марте 1893 года Танеев был приглашен в Петербург, чтобы исполнить оперу на фортепиано в присутствии дирекции Мариинского театра. После этого «Орестею» приняли к постановке.
История создания
В начале 1880-х годов Танеев, тогда еще молодой композитор, только что перешедший 25-летний рубеж, решился писать оперу. Сюжетом был избран древнегреческий миф об Оресте, который мстит за смерть отца от руки жены — матери Ореста. Тщательно изучив произведения на эту тему, созданные тремя величайшими драматургами Древней Греции — Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, Танеев остановился на монументальной трилогии Эсхила (525—458 годы до н. э.) «Орестея», написанной великим трагиком в последний год своей жизни и состоящей из частей, названных «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Замысел оперы окончательно оформился в 1882 году. Тогда же композитор обратился за помощью в составлении либретто к ученому, знатоку античной культуры А. А. Венкстерну (1856—1909). Либретто создавалось при активном участии самого композитора. В нем сохранилось деление на части, предусмотренное Эсхилом. Начинавший работу над любым произведением с написания многочисленных эскизов и полифонических опытов, чтобы полностью технически овладеть тематическим материалом, Танеев и здесь не изменил своему методу, поэтому создание оперы растянулось на много лет. Одним из таких предварительных опытов стала даже программная симфоническая увертюра «Орестея», использовавшая тематизм оперы и написанная в 1889 году. Лишь в начале 1893 года опера была закончена и в марте показана руководству петербургского Мариинского театра. По-видимому, у главного дирижера театра Э. Ф. Направника возникли какие-то замечания, так как работа над оперой была продолжена в течение последующих месяцев, и окончательная партитура «Орестеи» была передана в театр уже в 1894 году. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 17 (29) октября 1895 года и имела большой успех.
Война закончена, но один дом залило кровью
…Талантливый композитор, который оставил после себя небольшое число изящных, приятных работ, сейчас Танеев занимает статус между исторической сноской и вежливым жестом осторожной похвалы – “уважаемый педагог” (его научный труд “Подвижной контрапункт строгого письма” до сих пор актуален). Почему “Орестея” – эта оперная адаптация трилогии Эсхила 1895 года, – рассказывающая о трагедии в семье Атридов после Троянской войны, должна была скатиться на обочину истории, можно объяснить несколькими причинами
Эта строго выстроенная за семь лет создания, почти четырёхчасовая опера была безжалостно искажена по распоряжению музыкального руководителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Э.Направник – прим. ред.), который сам отказался дирижировать оперой, но потребовал сделать купюры. После той неуклюжей попытки “Орестея” осталась практически забытой. В Бард-колледже состоялся её американский дебют
Почему “Орестея” – эта оперная адаптация трилогии Эсхила 1895 года, – рассказывающая о трагедии в семье Атридов после Троянской войны, должна была скатиться на обочину истории, можно объяснить несколькими причинами. Эта строго выстроенная за семь лет создания, почти четырёхчасовая опера была безжалостно искажена по распоряжению музыкального руководителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Э.Направник – прим. ред.), который сам отказался дирижировать оперой, но потребовал сделать купюры. После той неуклюжей попытки “Орестея” осталась практически забытой. В Бард-колледже состоялся её американский дебют.
В своей трактовке греческого сюжета Танеев избегает проявления национального, жертвуя экзотическими русскими мотивами с целью привлечения международной аудитории. Аналогично, вместо вдохновенной задушевности народной музыки Танеев заимствует идеи грандиозных сцен у Вагнера, Верди, Мейербера и Гуно, поражающие воображение пассажи у ораторий Генделя и “Дон Жуана” Моцарта, перемежая их мимолётными, захватывающими собственными «инвенциями».
“Больше спектакль, нежели опера”, — писал об “Орестее” выдающийся музыковед Ричард Тарускин. У автора основная часть кровавых эпизодов происходит за сценой, чтобы затем о них рассказали персонажи и активно присутствующий хор.
Совсем не так в концепции режиссера Таддеуша Страссбергера. Опера визуально переносится в современную Танееву эпоху, она поставлена в обветшалых декорациях, которые были созданы по образцу настоящего санкт-петербургского дворца, с чердачными драпировками, русскими военными регалиями и монашескими одеяниями. Кровь прольётся рано, когда Клитемнестра (Любовь Соколова) перережет горло барану, дабы принести жертву богам. Эгист (Андрей Борисенко), её любовник, хотя и убьёт Агамемнона (Максим Кузьмин-Караваев) и троянскую принцессу Кассандру (Мария Литке) за сценой, но их окровавленные тела будут видны на пластиковом экране. Орест (Михаил Векуа), сын Агамемнона, убивает Эгиста непосредственно на полутемной сцене, которая быстро освещается кроваво-красным светом.
Изменения, сделанные мистером Страссбергером, преимущественно работают, за исключением почти тривиальной смерти служанки во втором действии, что не соответствует представлениям о справедливости, описываемым в проповедях богами Аполлоном (Борисенко) и Афиной (Литке) в третьем действии. Богатое воображение режиссёра оживляет статический, с изрядной долей резонерства финал, когда Оресту выносится приговор флегматичными присяжными заседателями в мантиях и дикими фуриями. Декорации Мадлен Бойд, костюмы Мэтти Улрича и свет Джекса Мессенджера оживляют мрачную, временами чудаковатую обстановку мистера Страссбергера.
Среди хорошего состава ведущих вокалистов, в основном русских, выделяется Векуа своим интенсивным сфокусированным чистым тенором. Если изредка он и не попадал в верхнюю ноту чисто, то быстро находил нужную высоту и держал её уверенно. Ольга Толкмит приятно спела небольшую, но важную партию Электры…
Хор, подготовленный Джеймсом Бэгвеллом — необыкновенный. Хористы пели объёмно, с лёгкостью управлялись с русским языком. И если в некоторых моментах были заметны шероховатости в ансамбле, объяснимые недостаточным знакомством с произведением, мистер Ботстайн, тем не менее, смог хорошо проявить себя со своим Американским симфоническим оркестром. Оркестр умело справлялся с разнообразной стилистикой оперы и выглядел сыгранным…
Стив Смит. «Нью-Йорк Таймс». 29 июля 2013 г.
Перевод с английского Ю. Пневой.