Оперное творчество назиба жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики зарифов артемий шамилевич

Опера дворжака «чёрт и кача» (čert a káča) | belcanto.ru

Немного об опере «Алтынчач» и ее исполнителях:

«Алтынчач» («Золотоволосая») — опера Назиба Жиганова в 3-х действиях, 5-и картинах, с прологом. Либретто Муссы Джалиля на основе татарских легенд. Премьера: Казань, 24 июня 1941 г., под управлением Д.Садрижиганова. В новой редакции опера была поставлена в 1944 году в Казани, в 1946 г. — в Уфе, в 1948 г. — в Алма-Ате. Заново осуществленный в 1956 году спектакль был показан в Москве на декаде татарского искусства в 1957 г. Премьера на русском языке «Золотоволосая»: Казань, 30 ноября 1959 г.

Фото №84375. Каракаш показывает сына ЯнбулатуПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Действующие лица исполнители:

Тугзак, мать 9-и богатырей — Марина Нерабеева Янбулат, младший сын Тугзак — Рузиль Гатин Шабай, старший сын Тугзак — Рустем Асаев, заслуженный артист Татарстана Каракаш, жена Янбулата — Эльза Мясникова Джик, сын Янбулата и Каракаш — Филюс Кагиров Алтынчач — Айгуль Хайри Бураш, дедушка Алтынчач — Рустем Асаев, заслуженный артист Татарстана Хан-пришелец — Мунир Якупов, народный артист Татарстана Урмай, военачальник хана — Руслан Абдрафиков Воин-гонец, иноземный купец — Роман Плеханов

Фото №84395. Тугзак призывает мужчин сразиться с врагомПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Александр Сладковский, заслуженный артист России Государственный оркестр РТ Художественный руководитель оперной студии — Альфия Заппарова, заслуженный деятель искусств Татарстана Режиссер — Рустем Фаткуллин, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Татарстана Хореограф — Таисия Иссина Концертмейстер — Алсу Барышникова, лауреат международных конкурсов Ассистенты дирижера Артем Абашев, Ильнар Файзутдинов Хор Казанской консерватории: художественный руководитель Владислав Лукьянов, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, хормейстер — Гульназ Акбарова Сводный хор Казанского музыкального колледжа: хормейстеры — Венера Гараева, народная артистка Татарстана; Дина Венедиктова, Чулпан Ахметзянова Учащиеся Хореографического училища: Балетмейстер — Ольга Бородина, заслуженная артистка Бурятии, заслуженный работник культуры Татарстана.

Фото №84435. Хан приказывает ослепить Тугзак, разрезать подошвы ног Первый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

А о содержании оперы и о том как прошла ее постановка, красноречиво расскажет фоторепортаж с премьеры.

Фото №84440. Замученная пытками Тугзак предрекает хану гибель, тот прогоняет ее в степьПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Фото №84460. Алтынчеч рассказывает девушкам, что у подножья Каратау встретила прекрасного юношуПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Фото №84500. Джик и Алтынчеч в доме старого БурашаПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Фото №84525. Урмай передает хану стрелу Джика с вызовом на бой Первый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Фото №84545. Многократный поклонПервый Оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
4 сентября 2011, Казань, Кремль, Пушечный двор

Елена Сунгатова,6 сентября 2011 фото, видео автора

Nazib Zhiganov

Дата рождения
15.01.1911
Дата смерти
02.06.1988
Профессия
композитор
Страна
СССР

Песни, в душе я взрастил ваши всходы…

Эту строку из «Моабитской тетради» Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество — 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.

Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя — профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы «Качкын» («Беглец», либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины — а этой теме, кроме «Качкын», посвящены оперы «Ирек» («Свобода», 1940), «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1945), «Намус» («Честь», 1950), — композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях — в историко-легендарной опере «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Г. Тукая «Шурале»), драматическая увертюра «Нафиса», сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.

На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики.

Я. Гиршман

Сочинения:

оперы (даты постановок, все в Tатарском театpe оперы и балета) — Kачкын (Беглец, 1939), Ирек (Cвобода, 1940), Алтынчач (Золотоволосая, 1941), Поэт (1947), Ильдар (1942, 2-я ред. — Дорога победы, 1954), Tюляк (1945, 2-я ред. — Tюляк и Cусылу, 1967), Hамус (Честь, 1950), Джалиль (1957); балеты — Фатых (соч. 1943), Зюгра (1946), Две легенды (Зюгра и Hжери, 1970); кантата — Pеспублика моя (1960); для оркестра — 4 симфонии (1937; 2-я — Cабантуй, 1968; 3-я — Лирическая, 1971; 4-я, 1973), симфоническая поэма Kырлай (1946), Cюита на татарские народные темы (1949), Симфонические песни (1965), увертюра Hафиса (1952), Симфонические новеллы (1964), камерно-инструментальные, фортепианные, вокальные произведения; романсы, песни и др.

Sinfonietta on Russian Themes (a-moll), Op. 31

Композитор
Николай Римский-Корсаков
Год создания
1885
Жанр
симфонические
Страна
Россия

Работа над Симфониеттой и «Сказкой» началась одновременно, летом 1879 года. Первый замысел реализовался сначала в форме четырехчастного Струнного квартета на русские темы с программными подзаголовками («В поле», «На девичнике», «В хороводе», «В монастыре»), но при проигрывании на репетиции квартетного собрания сочинение не удовлетворило автора и не было им допущено к публичному исполнению. Летом 1880 года параллельно с окончанием и инструментовкой «Сказки» и сочинением «Снегурочки» Римский-Корсаков занимался инструментовкой первых двух частей квартета, летом 1884-го работа была продолжена, и результатом ее стала Симфониетта ля минор.

Симфониетта продолжает линию Увертюры на русские темы как в плане жанровом (сочинение с программой необъявленной, но заданной народными темами), так и в складе оркестрового письма (тип партитуры глинкинский по ясности, прозрачности красок). Но если в Увертюре композитор брал народные темы в балакиревских обработках, то в Симфониетте он использовал собственный опыт творческого осмысления народного искусства. Во второй половине 70-х годов, в процессе составления двух песенных собраний им был выработан индивидуальный стиль интерпретации интонационных, ладовых, структурных закономерностей национального фольклора. В Симфониетте стиль обработок вступает во взаимодействие с иными тенденциями творчества композитора этого периода — тяготением к классически ясной форме, к развитию принципов сонатности, к насыщению ткани имитационно-полифоническим движением. Как и в сборнике «100 русских народных песен», откуда взяты почти все темы Симфониетты, предпочтение отдается песням обрядовым и игровым: именно они определяют образный строй сочинения и его инструментальный колорит, нередко связанный с воплощением «идеальных» звучаний народных инструментов или их ансамблей.

Симфониетта — одно из совершеннейших созданий композитора. Как и «Сказка», она является симфонической вариацией на тему «Снегурочки», но если «Сказка» соотносится с образами народных поверий и ее герои — потаенные обитатели лесов и вод, то Симфониетта — это образы народного быта не в этнографических или исторических, а в идеально-прекрасных его формах, своего рода пастораль или «северная идиллия», как на картине Константина Коровина, близкой музыке Римского-Корсакова своей элегически-свирельной интонацией. Характерны ладовое наклонение Симфониетты — мягкий, «элегический» минор, тип фактуры — виртуозное плетение орнаментальных подголосков, тип интонационности — «мерцающие» пентатонические попевки, наконец, тип инструментального письма — опора на струнную группу, интонирование многих тем сольными тембрами деревянных духовых, валторны или их «хорами», тип формы — сонатная с неконтрастными темами и лаконичными, вариационного характера разработками.

Исследователями отмечено, что в ряде случаев Римский-Корсаков дает темам иное художественное освещение, чем в собственных обработках в сборнике, однако важно подчеркнуть, что изменения эти не произвольны: они обусловлены программой каждой части, которая, в свою очередь, выведена из жанра и содержания песен. Особенно глубоко претворено такое соответствие в медленной части, «На девичнике», которая вся построена на песнях свадебного цикла и создает столь цельный образ народного обряда, сколь это возможно в чисто инструментальной форме

М. Рахманова

Иллюстрация: Константин Коровин. «Северная идиллия», 1886

Дружили два великих человека…

15 июля 2011 года

14 июля 2011 года музей композитора Назиба Жиганова посетили родственники поэта Мусы Джалиля: его дочь Чулпан Залилова, внучка Татьяна Малышева, правнуки Михаил и Лиза. По этому случаю в музее собрались друзья дома Жигановых.

Фото Олега Маковского

Когда-то семьи Жигановых и Залиловых жили в одном доме, вместе отдыхали за городом. Главы семейств работали тоже вместе. Итогом их творческого союза стала опера «Алтынчач», которую Назиб Жиганов написал на либретто Мусы Джалиля.

Война разлучила их. Муса Джалиль ушел на фронт, был взят в плен и в 1944 году казнен в тюрьме Моабит. Долгие годы он считался предателем, и только когда на Родину попали две книжечки стихов, так называемые Моабитские тетради, все узнали, что поэт и его друзья до конца остались верными воинскому долгу. Непростая судьба поэта на войне стала темой двух опер Назиба Жиганова. Сначала это была опера «Поэт», в главном герое которой все узнали друга композитора. Спектакль запретили после нескольких премьерных показов. Новую оперу композитор написал после того, как Муса Джалиль был реабилитирован, ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Рамзия Такташ и Татьяна Малышева, внучка Мусы Джалиля

Опера «Джалиль» долгие годы была в репертуаре Татарского театра оперы и балета, который носит имя первого заведующего литчастью. В год столетия Назиба Жиганова ее решено возобновить. О том, что это будет за спектакль, московским гостям рассказали Рамзия Такташ и Жанна Мельникова. Премьера спектакля состоится в сентябре. Залиловы обещали быть в этот день в театре.

Играет Марат Сиразетдинов

Чулпан Мусеевна поделилась детскими воспоминаниями о дружбе отца и Назиба Жиганова. Директор музея имени Жиганова Лидия Яковлева и Алексей Егоров, внук композитора, рассказали гостям о музее, об экспонатах, которые напоминают о дружбе Жиганова и Джалиля, о событиях 2011 года, посвященных столетию Назиба Гаязовича.

Играет правнук Мусы Джалиля — Миша Малышев. За роялем его мама

Как всегда, когда в музее-квартире на улице Малой Красной бывают гости, здесь звучала музыка. Фрагменты оперы «Джалиль» на жигановском рояле сыграл известный казанский пианист Марат Сиразетдинов. Встречу завершило выступление Михаила Малышева, правнука Мусы Джалиля, лауреата двух международных конкурсов. Аккомпанировала юному скрипачу его мама – Татьяна Малышева, внучка поэта.

Алёна Антонова, студентка КГТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: